Методы коррекции семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание

Бытом многих семей правят сейчас три докультуры: психологическая неграмотность – незнание женской и мужской психологии, азов эмоционального общения в семье; половое невежество – незнание законов человеческой сексуальности, разладов мужской и женской половой природы и способов их смягчения; воспитательная неграмотность – незнание коренных отличий детской психологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологии и в духе нынешнего образа жизни.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Определение и функции семьи 4
1.1. Факторы обуславливающие семейное нарушение 6
Глава 2. Семейные конфликты и их характеристика 9
2.1. Характеристика семейных конфликтов 9
2.2. Причины конфликтов 12
Глава 3. Методы коррекции семейных отношений 19
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Работа состоит из  1 файл

для коньроль 2 по конфликтол.docx

— 119.51 Кб (Скачать документ)

конфликтного  события  хотя  бы  одного  из  его   участников.   Эффективное

использование методики  возможно  после  установления  психотерапевтического

контакта.

      Вторым   этапом   консультирования    конфликтных    семей    является

восстановление  супружеских отношений. Успешность перехода к нему зависит  от

снижения психической  напряженности консультируемого.  Иногда  в  супружеском

конфликте сложившиеся отношения воспринимаются как неизбежные,  из-за  чего

появляются  чувства  беспокойства,  безысходности,  жалости  к  себе.  Важно

стремиться изменить пессимистичное отношение супругов к ситуации.

                При нормализации супружеских  отношений важно:

   не допустить  нового обострения конфликта  в присутствии психолога

   (обвинений,  оскорблений, грубости);

   не стать  на сторону одного из супругов, так как нередки попытки включить

   консультанта  в качестве «союзника» в конфликте;

   с самого  начала стремиться к расширению  понимания супругами конфликтной

   ситуации, оценки ее с позиции оппонента;

   терпеливо  относиться к медленной, но  положительной эволюции,

   восстановлению  супружеских отношений;

   уважительно  относиться к нормам и ценностям,  которые принимаются или

   отстаиваются  супругами;

   не стремиться  давать советы, а помогать найти  правильное решение самим;

   соблюдать  деликатность и анонимность, особенно  в тех вопросах, которые

   касаются  интимных отношений супругов.

      Психологу-консультанту  не  всегда  удается  нормализовать   отношения

супругов, которые  обратились за помощью. Р. Мэй  подчеркивает  необходимость

психологу-консультанту развивать в себе то, что А.  Адлер  назвал  мужеством

несовершенства, т.е. умение мужественно принимать неудачу. 
 
 

                                 Заключение

             Ключевую  роль  в  семейных   конфликтных   отношениях   играют

  супружеские  конфликты. Они возникают из-за  неудовлетворения  потребностей

  супругов. Наиболее  конфликтными  являются  кризисные   периоды  в  развитии

  семьи.  В   зависимости  от  уровня  конфликтности   выделяются   кризисные,

  конфликтные,  проблемные и невротические семьи.  Семейные  конфликты  имеют

  психотравмирующие    последствия:    состояние       полной       семейной

  неудовлетворенности,  «семейная  тревога»,  нервно-психическое   напряжение,

  состояние  вины. Специалистами  выработаны  рекомендации  по  регулированию

  супружеских  конфликтов.

       Конфликты между родителями и  детьми возникают  из-за  деструктивности

  внутрисемейных  отношений! недостатков в  семейном  воспитании,  возрастных

  кризисов детей,  индивидуально-психологических   особенностей  родителей  и

  детей. Бесконфликтному  общению родителей с детьми  способствует  повышение

  педагогической  культуры  родителей,  организация   семьи  на  коллективных

  началах,  подкрепление  словесных требований   организацией   воспитания,

  интересом  родителей к внутреннему миру  детей.

      Сущность   психологического   консультирования    конфликтных    семей

  заключается   в   выработке   специальных   рекомендаций   по    изменению

  неблагоприятных  психологических  факторов,  затрудняющих  функционирование

  семьи и  создающих в ней конфликтные отношения. 
 
 

                                Библиография

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.  Конфликтология:  Учебник для вузов.  – М.:

   ЮНИТИ, 1999.

2.  Дмитриев  А.,  Кудрявцев  В.,  Кудрявцев   С.  Введение  в  общую   теорию

   конфликтов. – М., 1993.

3. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992.

4. Олейник А.Н.  Основы конфликтологии. – М.: АПО, 1992.

5. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989.  
 
 
 
 

      Конфликты во взаимодействии родителей  и детей( дописать в конрольную) 2 

      Конфликты во взаимодействии родителей  и детей

      Данная  разновидность конфликтов — одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов — психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему конфликта  поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В. Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И. Горьковая).

      Почему  же возникают конфликты между  родителями и детьми? Кроме общих  причин, продуцирующих конфликтность  взаимоотношений людей, которые  рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

      1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного “Мы”, способности членов семьи разрешать противоречия.

      Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию  к нарастанию, приводя к невротическим  реакциям ее членов, возникновению  чувства постоянного беспокойства у детей.

      2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

      • разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

      • противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

      • опека и запреты во многих сферах жизни детей;

      • повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

      3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение -к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

      • кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

      • кризис “трех лет” (переход от раннего  детства к дошкольному возрасту);

      • кризис 6—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

      • кризис полового созревания (переход  от младшего школьного к подростковому  возрасту — 12—14 лет);

      • подростковый кризис 15—17 лет (Д. Эльконин).

      4. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

      Выделяют  следующие типы отношений родителей и детей:

      “в  оптимальный тип отношений родителей  и детей;

      • потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

      • скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

      • скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в  заботы, интересы и занятия детей;

      • поведение, жизненные устремления  детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

      • поведение, жизненные устремления  детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

      • родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение).

      Наиболее  часто конфликты у родителей  возникают с детьми подросткового  возраста. Психологи выделяют следующие  типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского  отношения (постоянная смена критериев  оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);  конфликт  неуважения   прав  на  самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

      Обычно  ребенок на притязания и конфликтные  действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

      • реакция оппозиции (демонстративные  действия негативного характера);

      • реакция отказа (неподчинение требованиям  родителей);

      • реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий). Исходя из этого основными направлениями профилактики

      конфликтов  родителей с детьми могут быть следующие:

      1. Повышение педагогической культуры  родителей, позволяющей учитывать  возрастные психологические особенности  детей, их эмоциональные состояния.

      2. Организация семьи на коллективных  началах. Общие перспективы, определенные  трудовые обязанности, традиции  взаимопомощи, совместные увлечения  служат основой выявления и  разрешения возникающих противоречий.

      3. Подкрепление словесных требований  обстоятельствами воспитательного  процесса.

      4. Интерес к внутреннему миру  детей, их заботам и увлечениям. По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:

      стараться понять требования маленького ребенка;

      противоречия  воспринимать как факторы нормального  развития;

Информация о работе Методы коррекции семейных отношений