Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:47, курсовая работа
Бытом многих семей правят сейчас три докультуры: психологическая неграмотность – незнание женской и мужской психологии, азов эмоционального общения в семье; половое невежество – незнание законов человеческой сексуальности, разладов мужской и женской половой природы и способов их смягчения; воспитательная неграмотность – незнание коренных отличий детской психологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологии и в духе нынешнего образа жизни.
Введение 3
Глава 1. Определение и функции семьи 4
1.1. Факторы обуславливающие семейное нарушение 6
Глава 2. Семейные конфликты и их характеристика 9
2.1. Характеристика семейных конфликтов 9
2.2. Причины конфликтов 12
Глава 3. Методы коррекции семейных отношений 19
Заключение 23
Список используемой литературы 24
Зарождение семьи (с момента заключения брака до появления первого ребенка). Важнейшие задачи, решаемые на этом этапе:
Сложный процесс формирования внутрисемейных и вне семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей – количество и причины разводов.
Рождение и воспитание детей это косвенный этап жизненного цикла – сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально-духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья. Формирование взаимоотношений происходило в сфере досуга, развлечений. В условиях же загруженности обоих супругов бытовыми и профессиональными обязанностями духовно–эмоциональная общность гораздо в большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача в этот период.
На
этом этапе возникают различные
проблемы и нарушения. Основными
источниками нарушения
Именно
на этом этапе особо часто наблюдаются
различные появления
Завершение жизнедеятельности семьи. Этот период включает в себя следующие моменты:
Все эти процессы обуславливают качественное содержание жизни семьи. Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные с особенностями возврата. Постепенное ослабление физических сил увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает важное значение. С ухудшением состояния здоровья проблемы, связанные с ним, выходят на первый план. Члены семь приобретают активное участие в домашнем труде и уходе за детьми, появляются новые роли "бабушек и дедушек", особенно в первые годы жизни внуков. Часть проблем, с которыми сталкиваются дети на первых этапах своей второй семейной жизни перекладывается на старшее поколение.
Завершение
основного жизненного цикла, трудовой
деятельности, выход на пенсию, сужение
круга общения и возможностей
заостряет потребность у
1.1.
Факторы обуславливающие
семейное нарушение
А теперь рассмотрим основные моменты, характерные для возникновения и проявления семейного конфликта. Все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия:
По
источнику возникновения
Эти трудности в определенные моменты жизни семьи приводят к кризисам. Первый кризис возможен в конце первого года совместной жизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между семнадцатью и двадцатью пятью годами.
Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла - это, те которые возникают при отсутствии в семье одного из её членов (супругов, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребёнка.
Ситуационные нарушения – это трудности, относительно краткие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьёзные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери). Особую роль при этом играет фактор внезапности (неподготовленность членов семьи к тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности (неуверенность в том, что семья может обеспечить безопасное будущее).
Самое главное последствие всех этих нарушений – это неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивидов, которое в последствии только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитие личности.
Любая
семья стремится
Чаще всего рассматривают механизм решения проблем в отношении семей, умеющих делать это (опознать их, осознать, выдвинуть наиболее подходящее решение).
Также
выделяют группы семей, которые легко
приспосабливаются к
Ещё
один взгляд на проблему устойчивости
семьи по отношению к разным трудностям
связан с понятием латентного нарушения
функционирования семьи. Латентное
нарушение – это такое, которое
в нормальных условиях практически
не оказывает сколько-нибудь значительного
негативного воздействия на её жизнь.
Однако, при попадании семьи в
экстремальные условия, оно играет
важную роль, определяя неспособность
семьи противостоять таким
В
семьях, где латентных нарушений
мало, мобилизация семьи для
Глава 2. Семейные конфликты
и их характеристика
2.1.
Характеристика семейных
конфликтов
В
психологии под конфликтом понимается
обоюдное отрицательное психическое
состояние двух или более людей,
характеризующееся
Конфликт
вызывается какой-то сложной для
супругов проблемой. Конфликты специфичны
для разных стадий развития семьи. Наиболее
существенна роль конфликта в
период формирования семьи, когда супруги
только начинают приспосабливаться
друг к другу. Именно на этом этапе
важно определить способы и пути
решения конфликтных ситуаций. На
первом этапе развития семьи, когда
закладывается система
Существует зависимость между конфликтом и личностями конфликтующих. Так, есть люди, которые испытывают положительные эмоции при конфликте. Некоторые же переживают их очень болезненно, поскольку не переносят любую психическую напряжённость. Определённые черты характера человека (злость, вспыльчивость, капризность, обидчивость и т.д.) могут обострять возникающие разногласия, усугублять неприязненность в отношениях. Вот почему важно воспитывать в себе с юных лет те качества, которые могут способствовать умению налаживать отношения с людьми. Можно с уверенностью сказать, что если супруги по каким-то причинам не сумели найти верный, адекватный способ решения своих проблем, то конфликт, даже естественный и закономерный для данной стадии жизненного цикла семьи, оказывается непреодолимым.
Конфликты
могут быть легкоразрешимыми и трудноразрешимыми.
Во-первых, причина может быть легко
установлена и устранена. В трудноразрешимых
конфликтах даже при выявлении причины
их нелегко ликвидировать, поэтому
отношения между супругами
Возникновение ссор, которые никогда не проходят бесследно, - одно из губительных последствий адаптации любви. Говорят: милые бранятся, только тешатся. Но это не так. Всякая ссора необратима, то есть накладывает какой-то отпечаток на дальнейшие отношения. Но как часто ссоры основываются на пустяках!
Чаще
всего неосознаваемой причиной ссоры
является отрицательная психологическая
установка. В состоянии эмоциональной
усталости человек часто
Часто конфликты возникают из-за того, что супруги не поняли друг друга, потому что не выразили своего отношения к делу достаточно ясно. Чтобы поссориться используется всё: и как чистят зубы, и как держат ложку, и какое у другого увлечение. Для этого нужна только соответствующая установка. И если взята установка на «войну» в доме, то ссора неизбежна. И нет большей обиды, чем та, которая нанесена близким человеком. Он может «ударить» больно, потому что знает, куда надо бить, чтобы причинить боль. Обида – тяжелейшее переживание. Хотя здесь есть и такой аспект: необоснованная и чрезмерная обидчивость некоторых. Психологи обращают внимание вот на что. Обида может вызвать агрессию, которая включает все иммунные механизмы, начинающие работать вхолостую. Любой же гормон, который не использован организмом, превращается для него в яд, а значит, ослабляет человека. Если постоянно думать о своих обидах, организм будет подвергаться опасным перегрузкам. Для того чтобы освобождаться от этих болезненных явлений психики, нужно заниматься самовоспитанием мысли. Преодолеть излишнюю обидчивость – значит найти пути к более гибкому межличностному общению.