Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:47, курсовая работа
Бытом многих семей правят сейчас три докультуры: психологическая неграмотность – незнание женской и мужской психологии, азов эмоционального общения в семье; половое невежество – незнание законов человеческой сексуальности, разладов мужской и женской половой природы и способов их смягчения; воспитательная неграмотность – незнание коренных отличий детской психологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологии и в духе нынешнего образа жизни.
Введение 3
Глава 1. Определение и функции семьи 4
1.1. Факторы обуславливающие семейное нарушение 6
Глава 2. Семейные конфликты и их характеристика 9
2.1. Характеристика семейных конфликтов 9
2.2. Причины конфликтов 12
Глава 3. Методы коррекции семейных отношений 19
Заключение 23
Список используемой литературы 24
деструктивных типов воспитания:
• разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
• противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
• опека и запреты во многих сферах жизни детей;
• повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,
3. Возрастные
кризисы детей рассматриваются
конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от
одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети
становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в
конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает
отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до
упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:
• кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
• кризис «трех
лет» (переход от раннего детства
к дошкольному возрасту);
• кризис б—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
• кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому
возрасту — 12—14 лет);
• подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).
4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей родителей,
способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ
мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам
(употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность
убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как
низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций
родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм,
самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты
могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.
Выделяют следующий типы отношений родителей и детей:
• оптимальный тип отношений родителей и детей;
• потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а
дети делятся с ними своими мыслями;
• скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними
(возникает обоюдное недовольство);
• скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в
заботы, интересы и занятия детей;
• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при
этом скорее правы родители;
• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при
этом скорее правы дети;
• родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания
делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в
конфликты, взаимное отчуждение— С. Годник).
Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового
возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с
родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная
смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и
сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность
(тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета
(стремление добиться
своего в конфликте любой
Обычно ребёнок на притязания
и конфликтные действия
такими реакциями (стратегиями), как:
• реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с
родителями,
сокрытие информации и
направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть
следующие:
1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать
возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы,
определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные
увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного
процесса.
4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению
психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному
поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать
следующее:
o всегда помнить об
o учитывать, что каждая новая
ситуация требует нового
o стараться понять требования маленького ребенка;
o помнить, что для перемен
o противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
o проявлять постоянство по
o чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
o одобрять разные варианты
o совместно искать выход путем перемены в ситуации;
o уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;
o ограниченно применять
справедливость и
o дать ребенку возможности
последствий его проступков;
возможности негативных
o расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
o использовать положительный
o учитывать легкость
3. Психологическое
Сущность психологического консультирования конфликтных семей
заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных
психологических факторов, затрудняющих жизнь семьи и вызывающих конфликты,
особенно при
переходе семьи из одной стадии развития
в другую.
Основные задачи
индивидуальные и групповые консультации лиц, обратившихся к специалисту с
целью решения сложных проблем, приобретения психологических знаний или
разрешения конфликтов;
выявление конфликтных семей и проведение с ними консультаций;
оказание помощи супругам в выявлении их ошибок и выборе правильного
поведения в трудных ситуациях семейной жизни;
обучение методам
саморегуляции психического состояния.
Семейное консультирование
терапии, поскольку речь идет о более простых, поверхностных и
кратковременных психотерапевтических воздействиях, в основном в конфликтных
и кризисных ситуациях. Консультации позволяют найти выход из конкретных
конфликтных ситуаций, при этом применяются прежде всего такие методы, как
экспликация, поощрение, индивидуальные рекомендации и советы (С.
Кратохвил).
Психологическое консультирование сопряжено с определенными
трудностями.
1. Проблема
времени. Психолог должен за
короткий срок определить
мотивы, условия конфликта, показать супругам возможности восстановления их
отношений;
2. Различная степень конфликтности семейной жизни у супругов.
Значительная часть обращающихся за психологической помощью — это молодые
люди недавно поженившиеся. Для них коррекция психологической
несовместимости эффективна. Однако нередко психолог имеет дело с семьями,
которые неизбежно эволюционируют к разводу. Эффективность их
психологического консультирования незначительна.
Еще одна группа консультируемых — люди с противоречивой системой
мотивов, как препятствующих, так и содействующих сохранению супружеских
отношений. Первая группа мотивов обусловливает сохранение конфликтов,
вплоть до готовности идти на развод, в то время как мотивы, содействующие
сохранению семьи, делают возможным психологическую коррекцию супружеских
отношений.
3. Повышенная агрессивность консультируемого по отношению к супругу и
консультанту. Особенность конфликтных семей, находящихся на стадии развода,
— упрощенная мотивировка такого решения. Это затрудняет полную диагностику
супружеских отношений. Важно заинтересовать консультируемых в более
глубоком раскрытии их семейных и личных, проблем, а также трансформировать
ситуацию, где психолог проводит экспертизу взаимоотношений супругов, в
ситуацию, когда сами они с помощью психолога переосмысливают мотивы
конфликта.
4. Наличие неосознаваемых компонентов конфликтного поведения супругов
значительно усложняет положение консультируемых и работу психолога-
консультанта (В. Смехов).
3.1 Этапы психологического
Определение необходимости консультирования и прогноз эффекта
воздействия на семью — это начальная диагностическая стадия коррекции
супружеских отношений. Диагностическая стадия может включать структурный,
описательный, динамический» генетический и прогностический уровни . Для
диагностики супружеского конфликта рекомендуется использовать методику
анализа конфликтной ситуации — МАКС (В. Смехов). Она представляет собой
свободное описание конфликта в виде ответов на вопросы, которые объединены
в одиннадцать рефлексивных планов. Важно представить внутреннюю картину