Методы коррекции семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание

Бытом многих семей правят сейчас три докультуры: психологическая неграмотность – незнание женской и мужской психологии, азов эмоционального общения в семье; половое невежество – незнание законов человеческой сексуальности, разладов мужской и женской половой природы и способов их смягчения; воспитательная неграмотность – незнание коренных отличий детской психологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологии и в духе нынешнего образа жизни.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Определение и функции семьи 4
1.1. Факторы обуславливающие семейное нарушение 6
Глава 2. Семейные конфликты и их характеристика 9
2.1. Характеристика семейных конфликтов 9
2.2. Причины конфликтов 12
Глава 3. Методы коррекции семейных отношений 19
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Работа состоит из  1 файл

для коньроль 2 по конфликтол.docx

— 119.51 Кб (Скачать документ)

  Психологи знают: воспитание детей – это  поле битвы, на котором выясняются фактически не педагогические проблемы, а супружеские  отношения, взаимные обиды. Хотя большинство  людей убеждены в том, что их личные заботы – это одно, а трудности  воспитания – совсем другое. Многие даже наивно полагают, что не будь их дети такими «сложными», то и супружеские отношения складывались бы у них значительно ровнее, легче. Увы, они принимают причину за следствие.

  Родительская  любовь обогащает супружескую. Любовь к детям бескорыстна по своей сути, помогает взрослым избавиться от неизбежных на первых порах эгоистичных установок. Опыт родительской любви формирует такие качества, как терпимость, внимательность к людям, тактичность, деликатность, а потому совершенствуют сами супружеские отношения, делает их тоньше, глубже. Можно сказать, что дети – своеобразная школа воспитания родителей. Ведь новые заботы и хлопоты заставляют действовать иначе, чем в начале супружеской жизни, появляются дополнительные права и обязанности, меняются взгляды и отношения. Каждый из супругов при рождении ребёнка обнаруживает в себе и в другом и новые положительные качества, и неожиданные способности, и конечно же, некоторые слабости, жизненную неопытность, которые теперь нужно преодолевать самому и помогать другому избавиться от них. Преодоление трудностей, связанных с воспитанием детей и собственным совершенствованием, поднимает супругов на качественно новый уровень их духовного развития, совершенствует их внутренний мир. В преодолении трудностей и своих слабостей люди становятся лучше, а это обогащает их.

  Дети  – это и новое качество супружеских  отношений. Раньше была любовь друг к  другу – теперь она дополняется  совместной любовью к ребёнку  и в порядке обратной связи  – любовью детей к родителям.

  Воспитание  детей – это прежде всего самовоспитание родителей. С появлением ребёнка возникает необходимость многое знать и уметь, развивать свои силы и способности, чтобы соответствовать идеалу отца и матери. Ведь ребёнок постоянно наблюдает поведение старших, вначале подражает ему, а, повзрослев, сознательно избирает идеалом родителей или… не избирает. Поэтому нельзя в семье казаться хорошим, а нужно таковым быть на самом деле.

  Нормальные  воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворённости  супругов, их соответствии друг другу  во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для  воспитания детей имеют доверительные  отношения в семье, а также  социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого  общения, принятия взаимных обязательств по отношению друг к другу, соответствующих  их семейным роля: супруга, супруги, отца, матери и т. п.

  Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические  нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической  поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность  понимания супругами семейных ролей, завышенные требования, предъявляемые  супругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, является несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование  их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьёй, меру ответственности за состояние  дел в семье.

  Основными путями и способами практического  устранения отрицательного влияние  перечисленных факторов на воспитание детей являются достижение взаимопонимания  и гармонизации личных взаимоотношений  супругов.

  Семейное  счастье зависит от обоих супругов. Если один идёт на встречу другому, а тот уклоняется от примирения, то супруги могут разминуться  раз, другой… А затем может наступить окончательный разрыв. Семейное счастье – это постоянный творческий труд каждого из супругов, напряжённая ежедневная деятельность.

  Социологи изучали конфликтные семьи и семьи на грани развода. Самым серьёзным для судьбы брака является нарушение (или разрушение) духовно-нравственной связи, главного в супружестве. Многие функции в таких семьях нарушаются, претерпевают значительные изменения психологические установки супругов на сохранение брака. Жизненные планы распадаются. Нарушение физической близости выражается в том, что супруги перестают удовлетворять друг друга как сексуальные партнёры, функция деторождения прекращается. Экономическая сторона брачно-семейных отношений также изменяется. В ведении домашнего хозяйства появляется разобщённость: муж и жена начинают «обслуживать» каждый сам себя, наблюдается самостоятельность в финансировании. Если какой-либо из процессов, характерных для дезорганизации семьи, задерживается или прекращается, разложение семьи не будет окончательным.

  Не  может быть счастлив супруг, пытающийся своё счастье построить на несчастье  другого супруга. Только совместный поиск путей создания счастливой семьи может привести к успеху. 

 

   Глава 3. Методы коррекции  семейных отношений 
 

  Попытаемся  охарактеризовать основные виды психотерапевтических техник, наиболее широко применяемых  в семейной психотерапии. В нашем  случае методика (техника)- это типовая  совокупность действий, с помощью  которых психотерапевт решает определенную психотерапевтическую задачу. Выделяют следующие типы методик:

  Указания это высказывания психотерапевта о необходимости определенных действий. При этом конкретно и прямо указывается на то, что нужно сделать, чтобы добиться выздоровления, решения проблемы, разрешения конфликта в той или иной семье. Директивы делятся на прямые и парадоксальные. В основе этого деления лежит разница в способе воздействия на поведение членов семьи. В случае парадоксальной директивы истинная её цель противоположна провозглашаемой. Психотерапевт требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены их семей поступят как раз наоборот.

  Изучение  семьи. В основе любой директивы лежит психологический расчет, учитывающий огромный набор фактов. Внимание, уделяемое семье в целом и отдельным ее участникам, в процессе изучения может оказывать позитивное воздействие.

  Воздействие примером. В ходе семейной психотерапии неожиданно возникает значительное число разнообразных проблем, ситуаций, положений. Члены семьи реагируют на них, комментируют, ищут выход из ситуации. При этом "выплывают" проблемные для них аспекты взаимоотношений. Психотерапевт же обязан выхватить из потока событий эти моменты, обратить на них внимание членов семьи и показать, как можно их решить.

  Семейная  дискуссия. В этом случае речь идет об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни, а также способов решения различных семейных вопросов. Дискуссия преследует многочисленные цели:

  1. коррекция представлений о различных  аспектах семейных взаимоотношений.  В ходе дискуссии пациенты  начинают сомневаться в правильности  и незыблемости своих убеждений,  которые раньше представлялись  им единственно возможными и  очевидными;

  2. обучение членов семьи методам  дискуссии. Приведем некоторые  правила ведения дискуссии:

  • "цель дискуссии не доказать свою правоту, а совместно найти истину";
  • "дискуссия – не соревнование и не способ выявления того, кто умней";
  • "цель дискуссии – не прийти к соглашению, а найти истину";
  • "прежде, чем возражать, подумай, в чем все-таки прав тот, кому готовишься возразить, попробуй развить то, в чем прав другой";

  3. обучение членов семьи объективности.  При этом не малую роль играет  коррекция семейных взаимоотношений,  препятствующих формированию адекватного  представления членов семьи по  тому или иному вопросу.

  При коррекции особое значение приобретает  интерес членов семьи к семейной дискуссии.

  Особенно  важно при управлении семейной дискуссией искусство психотерапевта. Предложим  основные приемы, используемые терапевтом для ведения этой процедуры:

  • молчание;
  • обучение с помощью опросов;
  • повторение (резюмирование);
  • обобщение;
  • наблюдение за эмоциональным состоянием членов семьи и т.д.

  Обусловленное обобщение. Сюда относятся методические приемы, заключающиеся в том, что в обычные семейные отношения вводится новый элемент. Цель такого введения – дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении. Один из приемов – обмен записками. Для улучшения коммуникации и взаимной эмпатии между супругами используется цветовая сигнализация. Каждый цвет обозначает определенные чувства. Один из супругов обращается к партнеру с различными вопросами, а тот – предъявляет тот цвет, который соответствует чувству, испытываемому в данной ситуации. Нередко в качестве нового элемента вводятся новые правила. Техника включает набор правил поведения, которые вступают в силу, когда супруги испытывают потребность в агрессии:

  • спор может проводить только после предварительного обучения и согласия обеих сторон; выяснять отношения следует как можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации;
  • начинающий спор должен ясно представлять цель, к которой стремится;
  • все стороны должны быть активными в споре;
  • спор должен касаться только предмета спора, не переходить на личности;
  • применение аргументов, болезненных для одного из участников спора (указание на психические болезни, физические уродства, сексуальные неудачи и т.п.) запрещено.

  Всеми этими правилами члены семьи  должны овладеть на специальных занятиях и затем включать в свои повседневные отношения.

  Формирование  умений и навыков. Особенность методик данной группы в том, что перед пациентами ставится определенная задача, ему сообщается об умениях или навыках, которые он должен сформировать. Сообщается так же критерий, с помощью которого он может судить, в какой мере ему это удалось.

  Проигрывание  семейных ролей. Эти методики включают проигрывание ролей в различного рода играх, символизирующих семейные отношения (например, игра в "звериную семью", в которой участвуют папа-кот и мама-кошка), "обмен ролями" (игры, в которых родители и дети меняются местами или супруги между собой), "живые скульптуры" (члены семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений). 

  Предупреждение  конфликтов между  супругами.

  В этом пункте приведу некоторые соображения, для профилактики семейных конфликтов.

  Эти советы делятся на советы для жен  и для мужей. А прежде оговорюсь, что эти советы в основном направлены на молодых супругов, а не на семьи  со стажем. Советы для семей со стажем, а также для других семей приводились  ранее.  

  Для молодых жен

  Многие  огорчения и даже страдания в  семейной жизни связаны с тем, что муж не соответствует выращенному  в душе идеалу. В согласии с установившимися  представлениями, большинство женщин ценят в мужчине надежность, умение принять решение в трудной  ситуации, самостоятельность. Эти прекрасные качества можно усилить в любом  мужчине. Однако, в той семье, где  жена пытается все решения принимать сама это осуществить труднее. Напрашивается вывод принимать решение единолично нецелесообразно, перспективнее побуждать мужа к решениям.

  Не  стесняйтесь своей слабости, если вы боитесь темноты, не можете носить тяжелые сумки или вбивать  гвозди. Зато, если муж вбил гвоздь, то праздник должен быть на всю округу. Мужественность развивается быстрее, если мужчина чаще выступает как  защита и опора слабой женщины. Умение поощрять проявление способностей любимого определяет и деловую карьеру  мужчины, которая во многом зависит  от расположенности жены обнаруживать неустанный интерес и соучастие  в его профессиональных делах. Он должен быть уверен, что найдет в  жене не только заинтересованного слушателя, но и друга, который, прежде всего, попытается понять и разделить его позицию, встать на его оборону независимо от объективных обстоятельств. Содействие женщины в поддержании чувства  собственного достоинства у всех членов семьи в значительной степени  определяет её собственную жизнестойкость и самочувствие. Чрезвычайно украшает женщину такт и церемонность. Даже если ей хочется сказать "да", то ей не следует торопиться

  Основные  жизненные ценности формируются  в родительской семье. Образ, идеал  любимой женщины во многом навеян воспоминаниями молодого человека об образе моей матери. И если жена хочет понять какие качества особенно ценит в ней муж полезно внимательной любовно изучать мать и бабушку мужа. То, что многие мужчины выбирают себе жену, основываясь на том, насколько она похожа на мать – факт надежно установленный. Поэтому, зная о свойствах матери мужа можно, в какой-то степени предсказать качество которые определяют выбор этого мужчины. Не удивительно, что понимание женских качеств, которые он ценит в матери поможет жене понять и развить те качества своего характера, которые особенно ценит муж. Отсюда становится понятной пагубность противопоставления себе свекрови и стремление поссорить с нею мужа. Это нарушает идеальный образ жены, вносит глубокий разлад в его душевную жизнь и разрушает его психическое здоровье. Мать может ревновать сына к жене, учитывая это не надо ни в коем случае учитывать возраст свекрови. Например, желательно выбирать ей подарки как женщине, а не как пожилому человеку. Если хотите сохранить мир в семье, не вмешивайтесь в ссоры мужа со свекровью, так как подобное вторжение обидит ее какой бы не была ваша позиция. Лучше просто выражать растерянность и озабоченность.  

Информация о работе Методы коррекции семейных отношений