Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:11, курсовая работа
Цель исследования – теоретическое исследование и определение путей нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки.
Исходя из цели исследования, в ходе работы решались следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа литературных источников по теме исследования, раскрыть основные понятия и категории темы.
2. Определить различные подходы к нравственному воспитанию младших школьников.
3. Выявить особенности процесса нравственного воспитания младших школьников.
4. Смоделировать пути нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки.
5. Подобрать диагностические методики, адекватные предмету и цели исследования.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников..................... 6
1.2 Нравственное воспитание младших школьников .......................................... 11
1.3 Роль уроков музыки в нравственном воспитании
младших школьников................................................................................. 21
Глава 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Исследование первоначального уровня нравственного воспитания
младших школьников ....................................................................................... 47
2.2 Пути нравственного воспитания учащихся младших классов на уроках музыки.................................................................................................................. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................................. 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................. 63
ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................................. 64
С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: точно выполнять требования учителя, успешно овладевать новыми знаниями, навыками, умениями, приходить в школу с выполненными заданиями; потребность в хорошей отметке, в одобрении и контроле его действий со стороны взрослых, особенно учителя; потребность быть лучшим, любимым учеником, потребность в постоянном общении с учителем, с товарищами по классу, стремление выполнять общественную роль (быть старостой, дежурным) и многие другие.
Остановимся подробнее на развитии познавательных потребностей, которые являются ведущими для младшего школьника. Потребность во внешних впечатлениях как основная движущая сила развития психики младшего школьника в начале обучения удовлетворяется в первую очередь учителем. Он вводит ребенка в новую сферу деятельности и помогает ему осмыслить новые впечатления, разобраться в них.
В первые дни учитель знакомит учащихся со всеми особенностями школьной жизни. Под влиянием учителя у учащихся появляется потребность овладеть необходимыми умениями и навыками (читать, считать, рисовать, рассказывать) и, наконец, потребность в новых знаниях. Нельзя установить строгую очередность возникновения этих потребностей. Например, многие дети уже до прихода в школу испытывают потребность в познании окружающего мира.
Постепенно познавательные потребности младшего школьника претерпевают существенные изменения. Одни из них превращаются в устойчивые свойства личности, мотивы ее поведения, другие исчезают. Развитие потребностей младшего школьника идет в направлении доминирования духовных потребностей над материальными.
Развитие потребностей младшего школьника идет также в направлении все большей их осознанности и самоуправляемости. Дети анализируют свои поступки, объясняют их и привыкают анализировать высказывания старших.
Общение со сверстниками и формирование самооценки.
Самооценка младших школьников формируется и корректируется в общении со сверстниками. Она определяет и «вхождение» ребенка в группу сверстников, так как младшие школьники высоко ценят качества личности детей с адекватной оптимистической самооценкой и отрицательно относятся к детям с завышенной самооценкой.
У младшего школьника формируется определенный уровень притязаний в области личных взаимоотношений. Здесь обнаружена следующая зависимость: дети, занимающие высший социометрический статус, объективно оценивают себя в различных видах деятельности или проявляют заниженную самооценку; дети, находящиеся в своеобразной изоляции в классе, наряду с адекватной самооценкой проявляют тенденцию к завышению своих возможностей. Обнаружено также, что изменение социометрического статуса влечет за собой и изменение в самооценке личности, и обратно. Эта зависимость проявляется на протяжении всего младшего школьного возраста.
Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение самостоятельно ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Но, чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Следовательно, процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Учителю начальных классов необходимо уметь выявлять особенности самооценки учащихся, формировать критическое отношение к себе, умение анализировать и контролировать свою деятельность. Активное формирование самоконтроля происходит в подростковом возрасте, но уже младшие школьники должны приобрести элементы самоконтроля, как в учебной деятельности, так и в процессе общения. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников.
1.2 Нравственное воспитание младших школьников.
Рассмотрим толкование нравственности в разных источниках:
Нравственное воспитание – формирование долга, ответственности, вежливости, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе во все времена. Эти общечеловеческие моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. [12].
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. [16].
Нравственный, -ая, -ое, -вен, -венна – соблюдающий требования нравственности. [16].
Нравственность – 1.Особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; 2.Система внутренних прав человека, в основе которой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь. [10].
Нравственная структура личности – знания, чувства и отношения, поведение, воплощающиеся в нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральную мотивацию и этические оценки. Нравственным является тот человек, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения. [10]
Нравственное сознание педагога – особая форма нормативно-оценочного отражения нравственных отношений педагога с окружающими людьми в ходе его профессиональной деятельности. [10]
Нравственное воспитание учащихся – одна из самых важных задач школы. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства коллективизма, товарищества, глубокое уважение к родителям, окружающим, к коллективу, Родине, отношение к труду, своим обязанностям и к самому себе. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить в высокие нравственные внутренние стимулы каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт детей. Воспитание протекает, прежде всего, в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости. Накапливая собственный нравственный опят, ребенок иной раз ошибается, неправильно поступает. Воспитатель должен помочь ему осознать и
пережить горечь ошибки, безнравственность поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и пересмотреть направленность мотива, вызвавшего ошибочное действие.
Живость и непосредственность детей дают возможность педагогу довольно быстро выявить индивидуальные особенности их чувств и соответственно на них реагировать. У некоторых учащихся уже в этот период начинает проявляться склонность к острым аффектным состояниям, что объясняется расхождением между притязаниями ребенка и возможностью удовлетворять их. Такие состояния проявляются в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости, неадекватно сильных отрицательных эмоциональных реакциях. При изучении личностных особенностей слабоуспевающих учащихся были выявлены и некоторые их эмоциональные особенности. Так, оказалось, что ученики, для которых характерна эмоциональная стабильность, склонны сохранять положительные отношения к учебе.
У слабоуспевающих с высоким уровнем тревожности, повышенной чувствительностью и моторно-расторможенных, не сдержанных, в большинстве случаев наблюдается отрицательное отношение к учителю и школьным занятиям. Поведение таких учащихся часто приводит к конфликтам.
Особое значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность школьников в небольших группах сверстников, которые могут специально создаваться педагогом или возникать сами. В небольшой группе младший школьник чаще и глубже испытывает общие переживания, здесь он может не только с помощью учителя, но и самостоятельно установить отношения с другими детьми, организовать коллективную деятельность, здесь ему легче осознать свое общественное поведение.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои действия с действиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать другим и самому принимать помощь. На уроках дети коллективно переживают чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Разнообразие предметов дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. У одного острый ум, у другого умелые руки, третий особенно ловок, изящен, отлично владеет своим телом, движениями, четвертый особенно восприимчив к прекрасному, пятый наблюдателен. Эти стороны личности ребенка проявляются, прежде всего, в учебном процессе, когда каждый ребенок в какой-то области становится более знающим и умеющим.
Экскурсии имеют основной целью познакомить детей с окружающей жизнью, природой и трудом людей. При этом главная воспитательная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей активное отношение к действительности, желание и умение охранять природу, уважать и беречь результаты труда людей. Участникам экскурсии можно дать индивидуальные задания, но каждая группа должна получить и общее задание; выполняя его, школьники приобретают опыт совместно труда.
Все вопросы, которые касаются формирования моральных качеств, учитель решает комплексно, и в учении, и в труде, и в творческих занятиях, реализуя таким образом принцип всестороннего и гармонического развития личности ребенка. Система нравственного просвещения строится концентрически, т. е. в каждом следующем классе дети более углубленно знакомятся с основными выделенными для начальных классов нравственными понятиями. Уже в I классе учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело, но главный акцент ставится на первой паре понятий. Во II классе – на второй, в III – на третьей паре. Такое распределение даст возможность получить в конечном итоге наиболее полное представление об этих основных нравственных понятиях. Упомянутые нравственные понятия являются парными, дополняющими друг друга. Доброжелательность к одному человеку будет обесценена, если она несправедливо обернется недоброжелательностью к другим людям. Точно также дружба двух или нескольких ребят не должна идти в ущерб их товарищескому отношению ко всем членам классного коллектива.
Чтобы развить нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из книг). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитания помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.
Важной предпосылкой нравственного воспитания школьников является общий нравственный «климат» в классе и школе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотношений. Обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности, где каждый ученик ощущает себя равноправным членом коллектива, благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков школьников.
Определяющее значение в нравственном воспитании младших школьников имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. В основе гуманистического стиля отношений лежит педагогический оптимизм учителя, его безграничная вера в возможности ученика, опора на положительное в ребенке.
Младшие школьники исключительно чувствительны к мнению своего учителя, поэтому каждую оценку следует хорошо обдумать. Учителю нужно избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, за усвоение им тех или других знаний и навыков, но не следует оценку конкретного факта (достижение или упущение) переносить на его личность в целом и говорить, что вообще хороший или, наоборот, во всем плохой, безнадежный и т.п.
Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей.
Из всего сказанного следует, что за нравственным развитием ребенка надо следить также тщательно, как следят за его успехами в чтении, письме, математике.
Для специального исследования изменений в уровне нравственной воспитанности детей учитель в начале и в конце года по одной и той же методике фиксирует уровень воспитанности детей. Сравнение данных двух отстоящих друг от друга на год или полгода исследований о нравственном поведении и представлениях детей даст известное основание для выводов об эффективности проведенной воспитательной работы. Сопоставляя результаты наблюдений и других данных, можно с наибольшей полнотой охарактеризовать нравственное развитие ребенка.
Нравственные чувства и их развитие.
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки