Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:11, курсовая работа
Цель исследования – теоретическое исследование и определение путей нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки.
Исходя из цели исследования, в ходе работы решались следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа литературных источников по теме исследования, раскрыть основные понятия и категории темы.
2. Определить различные подходы к нравственному воспитанию младших школьников.
3. Выявить особенности процесса нравственного воспитания младших школьников.
4. Смоделировать пути нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки.
5. Подобрать диагностические методики, адекватные предмету и цели исследования.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников..................... 6
1.2 Нравственное воспитание младших школьников .......................................... 11
1.3 Роль уроков музыки в нравственном воспитании
младших школьников................................................................................. 21
Глава 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Исследование первоначального уровня нравственного воспитания
младших школьников ....................................................................................... 47
2.2 Пути нравственного воспитания учащихся младших классов на уроках музыки.................................................................................................................. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................................. 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................. 63
ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................................. 64
Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, обсуждение музыки, совместная игра на инструменте, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников, прежде всего, мелодико-ритмического ансамбля. Неточное пение мешает хорошему звучанию, но вот музыкально слабый ученик стал внимательно прислушиваться к исполнению, и это воспринимается всеми как удача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. А для избалованного домашним вниманием, излишне самоуверенного ученика успешное выступление других детей служит известным тормозом антимузыкальных проявлений. Такому ребёнку можно предложить помощь товарищей, воспитывая у него тем самым скромность и одновременно развивая его индивидуальные музыкальные способности.
Занятия музыкой влияют на общую культуру повеления младшего школьника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах и др.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, проявления волевых усилий. Ведь исполняя песню, надо вовремя начать и закончить её; в. совместной игре на инструментах надо уметь действовать, подчиняясь музыке и удерживаясь от импульсивного желания быстрее сыграть. Всё это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.
Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают по высоте звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы учителя, после того как отзвучало произведение, ребёнок делает первые обобщения и сравнения; определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки нравственной оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.
Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие школьников новыми представлениями. Слушая, например, песню «Это наша Родина» Е. Тилечеевой, они чувствуют торжественность, подъём, ликование народа, прославляющего нашу Родину.
Развивая ребёнка нравственно и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть ещё незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Когда взрослый ставит перед ребёнком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Например, в пении ребёнок импровизирует, создаёт свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям.
В музыкально-ритмической деятельности, дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают младших школьн6иков изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, использую выразительные движения, мимику, слово.
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Исследование первоначального уровня нравственного воспитания младших школьников.
Базой исследования была выбрана начальная общеобразовательная школа п. Мичуринский, Тепло-Огаревского района Тульской области, 4 класс.
Цель исследования: изучить уровень нравственного воспитания младших школьников путем тестирования и путем практического наблюдения за детьми.
Задачи:
1) подбор материала для тестирования и критериев наблюдения;
2) построение методики экспериментальной работы.
Материалы и оборудование: для учителя тексты тестов (приложение 1), таблица результатов, для учащихся – ручка, бланки для ответов (приложение 2).
Для определения уровня нравственного воспитания в соответствии с работами Т.Н. Князевой [11], Н.П. Слободняк[12], А.П. Астахова[13] нами были выделены следующие компоненты нравственного воспитания:
- вежливость;
- ответственность;
- отношение к окружающим;
- отношение к себе.
Этап 1. Наблюдение.
Протокол наблюдения
Имя, ф. | Компоненты нравственного воспитания | Сумма | Уровень нравственного воспита-ния | |||||||||||
ответственность | вежливость | отношение к окружающим | отношение к самому себе | |||||||||||
Готовность к уроку | Отношение к порученным заданиям | Бережливость | Приветливость | Общение со старшими | Доброжелательность | Благородство | Щедрость | Внимательность | Самокритичность | Требовательность | Опрятность | |||
Надя М. | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 32 | В |
Люба Ш. | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 29 | В |
Даша К. | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 20 | С |
Саша Д. | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 32 | В |
Маша А. | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 28 | В |
Алина К. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 19 | Н |
Аня С. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 34 | В |
Наташа И. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 34 | В |
Аня К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 27 | С |
Настя О. | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 27 | С |
Сумма | 21 | 25 | 21 | 25 | 29 | 24 | 23 | 21 | 26 | 24 | 22 | 21 | 282 |
|
1 – показатель не проявляется, 2 – показатель проявляется иногда, 3 – показатель проявляется всегда. | Низкий уровень – от12 до 19 баллов, Средний уровень – от 20 до 27 баллов, Высокий уровень – от 28 до 36 баллов. |
Таким образом, в результате наблюдения мы выявили, что в классе уровень нравственного воспитания высокий – у 6 человек, средний – у 3 человек, низкий – у 1 ребенка.
Этап 2. Тестирование.
Тестирование проходило следующим образом: учитель читал вслух вопрос теста и предлагаемые варианты ответов. Учащимся были розданы бланки с названием теста и номерами вопросов, им необходимо было лишь ответить утвердительно на 1 вариант и напротив цифры написать букву ответа.
Тест № 1 «Развито ли у тебя чувство ответственности?» направлен на выявление уровня сформированности ответственности младших школьников.
С помощью теста №2 «Вежлив ли ты?», нам предстояло выявить, уровень сформированности вежливости.
Тест № 3 «Как ты относишься к близким и к самому себе?» показывает уровень сформированности таких компонентов нравственного воспитания, как отношение к окружающим и отношение к самому себе.
Таблица показаний уровня нравственного воспитания
младших школьников путем тестирования
Имя, ф. | Компоненты нравственного воспитания | Сумма | Уровень нравственного воспитания | ||
ответственность | вежливость | отношение к окружающим к самому себе | |||
Надя М. | 6 | 43 | 14 | 63 | С |
Люба Ш. | 10 | 51 | 16 | 77 | В |
Даша К. | 8 | 44 | 14 | 66 | С |
Саша Д. | 7 | 50 | 9 | 66 | С |
Маша А. | 8 | 51 | 16 | 75 | В |
Алина К. | 6 | 49 | 13 | 68 | С |
Аня С. | 5 | 49 | 13 | 67 | В |
Наташа И. | 9 | 56 | 14 | 79 | В |
Аня К. | 6 | 41 | 17 | 64 | С |
Настя О. | 6 | 44 | 15 | 65 | С |
Сумма | 71 | 478 | 141 | 690 |
|
Низкий уровень – от 37 до 56 баллов,
Средний уровень – от 57 до 74 баллов,
Высокий уровень – от 75 до 100 баллов.
Таким образом, в результате тестирования мы выявили, что уровень нравственного воспитания высокий – у 4 человек, средний – у 6 человек, низкого уровня нет ни одного ребенка.
Сравним результаты наблюдения с результатами тестирования.
Имя, ф. | Наблюдение | Тестирование |
Надя М. | В | С |
Люба Ш. | В | В |
Даша К. | С | С |
Саша Д. | В | С |
Маша А. | В | В |
Алина К. | Н | С |
Аня С. | В | В |
Наташа И. | В | В |
Аня К. | С | С |
Настя О. | С | С |
Выводы: Из таблицы мы видим, что уровень нравственного воспитания в процессе сравнения двух этапов совпадает лишь в 7 случаях, в 2 случаях результат в наблюдении получился ниже в тестировании, в одном случае – в тестировании выше, чем в наблюдении.
В классе 10 человек, всего один мальчик, многие дети из неблагополучных семей. Так как эта школа сельского типа, здесь сильная нехватка педагогов. Один и тот же учитель проводит занятия в двух классах, уроки идут в две смены. На формирование нравственности уделяется достаточно мало времени, внимание на этом не акцентируется. Кроме, как в школе, с детьми некому проводить беседы о правилах поведения и отношении с окружающими.
На мой взгляд, в классе этому вопросу нужно уделять больше времени в ходе урока, проводить классные часы, на которых дети должны не только понять, что такое нравственные качества, но и знать, как они применяются в жизни. Вежливость, отзывчивость, приветливость, хорошие привычки, бережливость, доброе отношение к людям и животным, любовь к природе и родным местам прививаются с малых лет. К этому приходится возвращаться вновь и вновь, пока эти качества не станут для ребят нормой жизни.
2.2 Пути нравственного воспитания учащихся младших классов на уроках музыки.
Что оптимизировать процесс нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки необходимо:
- Включение в уроки музыки музыкального материала с ярко-выраженной нравственной составляющей: нравственные произведения вокальные, инструментальные.
- Проведение бесед нравственного содержания.
- Проведение инсценировок музыкальных произведений.
На основе программы по музыке в 4 классе Е.Д Критской мы разработали поурочное планирование с внесением в него произведений нравственной окраски, бесед нравственного содержания, проведение концертов и инсценировок на формирование нравственных качеств.
В качестве примера рассмотрим поурочное планирование 4 класса IV четверти. (См. ниже)
Поурочное планирование.
4 класс IV четверть
№ п/п | Тема урока | Музыкальный репертуар |
1 | Обряды Древней Руси в русской музыке. Кикимора. | А.К. Лядов «Кикимора» «Ветерочек лес колышет», запись напева в Архангельской области в обработке А.В. Застрожного «А вот дела не видать» (муз. А.Абрамского, сл. А.Владимирова). Направлены на формирование отношения к окружающим.
|
2 | Обряды Древней Руси в русской музыке. Леший. | Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка» «Рязанские мадонны» (муз. А.Долуханяна, сл. А.Поперечного) «Хороша Россия» (муз. Г.Фиртича, сл. В.Крутецкого) Беседа о любви к Родине.
|
3 | Н.А. Римский-Корсаков | Отрывки из оперы «Рязанские мадонны» (муз. А.Долуханяна, сл. А.Поперечного)
|
4 | Лирические песни | Русские народные песни «Не одна во полюшке дороженька», «Ой, да ты, калинушка», «Родина», «То не ветер ветку клонит», «Ничто в полюшке не колышится».
|
5 | Песни о мире и дружбе | «Мир вам, люди!» (муз. Б.Савельева, сл. М. Пляцковского). Д.Кабалевский кантата «Песня утра, весны и мира», «Летите, голуби» Дунаевского из к/ф «Мы за мир», Направлены на формирование нравственных качеств дружба, ответственность, любовь к Родине, к природе.
|
6 | Трудовые песни | Русские народные песни «Дубинушка», «Эй, ухнем», «Вы, ребята, бери дружно», «Дума ткача», «Дуня - тонкопряха». «Русская изба» (муз. Е.Птичкина, сл. М. Пляцковского) Направлены на формирование отношения к труду.
|
7 | Народные промыслы | «Русская изба» (муз. Е.Птичкина, сл. М.Пляцковского). «Утренняя песенка» (муз. Ю.Антонова, сл. М.Пляцковского). «А вот дела не видать» (муз. А.Абрамского, сл. А.Владимирова). Беседа о вежливости.
|
8 | До свиданья, начальная школа!
| «Мир похож на цветной луг» (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского), «Школьный вальс», «Давайте встречаться!», «Школьные годы», «Будьте добры». Направлены на формирование вежливости, ответственности, дружбы.
|
9 | Там, на знакомых нам дорожках | Заключительный урок-конкурс. Инсценировка музыкальных произведений |
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки