Нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования – теоретическое исследование и определение путей нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки.
Исходя из цели исследования, в ходе работы решались следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа литературных источников по теме исследования, раскрыть основные понятия и категории темы.
2. Определить различные подходы к нравственному воспитанию младших школьников.
3. Выявить особенности процесса нравственного воспитания младших школьников.
4. Смоделировать пути нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки.
5. Подобрать диагностические методики, адекватные предмету и цели исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников..................... 6
1.2 Нравственное воспитание младших школьников .......................................... 11
1.3 Роль уроков музыки в нравственном воспитании
младших школьников................................................................................. 21
Глава 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Исследование первоначального уровня нравственного воспитания
младших школьников ....................................................................................... 47
2.2 Пути нравственного воспитания учащихся младших классов на уроках музыки.................................................................................................................. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................................. 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................. 63
ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................................. 64

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.Музыка.doc

— 443.50 Кб (Скачать документ)

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, обсуждение музыки, совместная игра на инструменте, когда дети ох­вачены общими переживаниями. Пение требует от участников, прежде всего, мелодико-ритмического ансамбля. Неточное пение мешает хорошему звуча­нию, но вот музыкально слабый ученик стал внимательно прислушиваться к исполнению, и это воспринимается всеми как удача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример това­рищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. А для избалованного домашним вниманием, излишне само­уверенного ученика успешное выступление других детей служит известным тормозом антимузыкальных проявлений. Такому ребёнку можно предложить помощь товарищей, воспитывая у него тем самым скромность и одновремен­но развивая его индивидуальные музыкальные способности.

Занятия музыкой влияют на общую культуру повеления младшего школьника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах и др.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, проявле­ния волевых усилий. Ведь исполняя песню, надо вовремя начать и закончить её; в. совместной игре на инструментах надо уметь действовать, подчиняясь музыке и удерживаясь от импульсивного желания быстрее сыграть. Всё это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

Таким образом, му­зыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные осно­вы общей культуры будущего человека.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. тре­бует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают по высоте звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенно­сти художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы учителя, после того как отзвучало произведение, ребё­нок делает первые обобщения и сравнения; определяет общий характер пье­сы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки нравственной оценки требуют активной ум­ственной деятельности и направляются педагогом.

Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие школьников новыми представлениями. Слушая, например, песню «Это наша Родина» Е. Тилечеевой, они чувствуют торжественность, подъём, ликование народа, прослав­ляющего нашу Родину.

Развивая ребёнка нравственно и умственно, необходимо всячески под­держивать пусть ещё незначительные творческие проявления, которые акти­визируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Ко­гда взрослый ставит перед ребёнком творческие задания, то возникает поис­ковая деятельность, требующая умственной активности. Например, в пении ребёнок импровизирует, создаёт свой вариант мелодии, старается найти со­ответствие литературного текста выразительным интонациям.

В музыкально-ритмической деятельности, дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движе­ния пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, панто­мима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают младших школьн6иков изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, использую выразительные движения, мимику, слово.

 


Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1 Исследование первоначального уровня нравственного воспитания младших школьников.

Базой исследования была выбрана начальная общеобразовательная школа п. Мичуринский, Тепло-Огаревского района Тульской области,  4 класс.

Цель исследования: изучить уровень нравственного воспитания младших школьников путем тестирования и путем практического наблюдения за детьми.

Задачи:

1) подбор материала для тестирования и критериев наблюдения;

2) построение методики экспериментальной работы.

Материалы и оборудование: для учителя тексты тестов (приложение 1), таблица результатов, для учащихся – ручка, бланки для ответов (приложение 2).

Для определения уровня нравственного воспитания в соответствии с работами Т.Н. Князевой [11], Н.П. Слободняк[12], А.П. Астахова[13] нами были выделены следующие компоненты нравственного воспитания:

- вежливость;

- ответственность;

- отношение к окружающим;

- отношение к себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 1.  Наблюдение.

 

Протокол наблюдения

Имя, ф.

Компоненты нравственного воспитания

Сумма

Уровень нравственного воспита-ния

ответственность

вежливость

отношение к окружающим

отношение к самому себе

   Готовность к уроку

Отношение к порученным заданиям

Бережливость

Приветливость

Общение со старшими

Доброжелательность

Благородство

Щедрость

Внимательность

Самокритичность

Требовательность

Опрятность

Надя М.

2

3

2

3

3

3

3

2

3

3

3

2

32

В

Люба Ш.

2

3

2

3

3

3

2

2

3

2

2

2

29

В

Даша К.

1

2

1

2

3

3

2

2

1

1

1

1

20

С

Саша Д.

2

3

3

2

3

3

3

3

3

2

2

3

32

В

Маша А.

3

3

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2

28

В

Алина К.

1

2

1

2

2

1

2

1

2

2

2

1

19

Н

Аня С.

3

2

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

34

В

Наташа И.

3

3

3

3

3

3

2

2

3

3

3

3

34

В

Аня К.

2

2

2

2

3

2

2

2

3

3

2

2

27

С

Настя О.

2

2

3

3

3

2

2

2

2

3

2

2

27

С

Сумма

21

25

21

25

29

24

23

21

26

24

22

21

282

 

 

 

1 – показатель не проявляется,

2 – показатель проявляется иногда,

3 – показатель проявляется всегда.

Низкий уровень – от12 до 19 баллов,

Средний уровень – от 20 до 27 баллов,

Высокий уровень – от 28 до 36 баллов.

 

Таким образом, в результате наблюдения мы выявили, что в классе уровень нравственного воспитания  высокий – у 6 человек, средний – у 3 человек, низкий – у 1 ребенка.

 

Этап 2.  Тестирование.

Тестирование проходило следующим образом: учитель читал вслух вопрос теста и предлагаемые варианты ответов. Учащимся были розданы бланки с названием теста и номерами вопросов, им необходимо было лишь ответить утвердительно на 1 вариант и напротив цифры написать букву ответа.

Тест № 1 «Развито ли у тебя чувство ответственности?» направлен на выявление уровня сформированности ответственности младших школьников.

С помощью теста №2 «Вежлив ли ты?», нам предстояло выявить, уровень сформированности вежливости.

Тест № 3 «Как ты относишься к близким и к самому себе?» показывает уровень сформированности таких компонентов нравственного воспитания, как отношение к окружающим и отношение к самому себе.

 

Таблица показаний уровня нравственного воспитания

младших школьников путем тестирования

 

Имя, ф.

Компоненты нравственного воспитания

Сумма

Уровень нравственного воспитания

ответственность

вежливость

отношение к окружающим к самому себе

Надя М.

6

43

14

63

С

Люба Ш.

10

51

16

77

В

Даша К.

8

44

14

66

С

Саша Д.

7

50

9

66

С

Маша А.

8

51

16

75

В

Алина К.

6

49

13

68

С

Аня С.

5

49

13

67

В

Наташа И.

9

56

14

79

В

Аня К.

6

41

17

64

С

Настя О.

6

44

15

65

С

Сумма

71

478

141

690

 

 

Низкий уровень – от 37 до 56 баллов,

Средний уровень – от 57 до 74 баллов,

Высокий уровень – от 75 до 100 баллов.

Таким образом, в результате тестирования мы выявили, что уровень нравственного воспитания высокий – у 4 человек, средний – у 6 человек, низкого уровня нет ни одного ребенка.

Сравним результаты наблюдения с результатами тестирования.

Имя, ф.

Наблюдение

Тестирование

Надя М.

В

С

Люба Ш.

В

В

Даша К.

С

С

Саша Д.

В

С

Маша А.

В

В

Алина К.

Н

С

Аня С.

В

В

Наташа И.

В

В

Аня К.

С

С

Настя О.

С

С

 

Выводы: Из таблицы мы видим, что уровень нравственного воспитания в процессе сравнения двух этапов совпадает лишь в 7 случаях, в 2 случаях результат в наблюдении получился ниже в тестировании,  в одном случае – в тестировании выше, чем в наблюдении.

В классе 10 человек, всего один мальчик, многие дети из неблагополучных семей. Так как эта школа сельского типа, здесь сильная нехватка педагогов. Один  и тот же учитель проводит занятия в двух классах, уроки идут в две смены. На формирование нравственности уделяется достаточно мало времени, внимание на этом не акцентируется. Кроме, как в школе, с детьми некому проводить беседы о правилах поведения и отношении с окружающими.

На мой взгляд, в классе этому вопросу нужно уделять больше времени в ходе урока, проводить классные часы, на которых дети должны не только понять, что такое нравственные качества, но и знать, как они применяются в жизни. Вежливость, отзывчивость, приветливость, хорошие привычки, бережливость, доброе отношение к людям и животным, любовь к природе и родным местам прививаются с малых лет. К этому приходится возвращаться вновь и вновь, пока эти качества не станут для ребят нормой жизни.

2.2 Пути нравственного воспитания учащихся младших классов на уроках музыки.

Что оптимизировать процесс нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки необходимо:

- Включение в уроки музыки  музыкального материала с ярко-выраженной  нравственной составляющей: нравственные произведения вокальные, инструментальные.

- Проведение бесед нравственного содержания.

- Проведение инсценировок музыкальных произведений.

 

На основе программы по музыке в 4 классе Е.Д Критской мы разработали поурочное планирование с внесением в него произведений нравственной окраски, бесед нравственного содержания, проведение концертов и инсценировок на формирование нравственных качеств.

В качестве примера рассмотрим поурочное планирование 4 класса IV четверти. (См. ниже)


Поурочное планирование.

4 класс IV четверть

п/п

Тема урока

Музыкальный репертуар

1

Обряды Древней Руси в русской музыке. Кикимора.

А.К. Лядов «Кикимора»

«Ветерочек лес колышет», запись напева в Архангельской области в обработке А.В. Застрожного

«А вот дела не видать» (муз. А.Абрамского, сл. А.Владимирова).

Направлены на формирование отношения к окружающим.

 

2

Обряды Древней Руси в русской музыке. Леший.

Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка»

«Рязанские мадонны» (муз. А.Долуханяна, сл. А.Поперечного)

«Хороша Россия» (муз. Г.Фиртича, сл. В.Крутецкого)

Беседа о любви к Родине.

 

3

Н.А. Римский-Корсаков

Отрывки из оперы «Рязанские мадонны»  (муз. А.Долуханяна, сл. А.Поперечного)

 

4

Лирические песни

Русские народные песни «Не одна во полюшке дороженька», «Ой, да ты, калинушка», «Родина», «То не ветер ветку клонит», «Ничто в полюшке не колышится».

 

5

Песни о мире и дружбе

«Мир вам, люди!» (муз. Б.Савельева, сл. М. Пляцковского). Д.Кабалевский кантата «Песня утра, весны и мира», «Летите, голуби» Дунаевского из к/ф «Мы за мир»,

Направлены на формирование нравственных качеств дружба, ответственность, любовь к Родине, к природе.

 

6

Трудовые песни

Русские народные песни «Дубинушка», «Эй, ухнем», «Вы, ребята, бери дружно», «Дума ткача», «Дуня - тонкопряха».

«Русская изба» (муз. Е.Птичкина, сл. М. Пляцковского)

Направлены на формирование отношения к труду.

 

7

Народные промыслы

«Русская изба» (муз. Е.Птичкина, сл. М.Пляцковского).

«Утренняя песенка» (муз. Ю.Антонова, сл. М.Пляцковского). «А вот дела не видать» (муз. А.Абрамского, сл. А.Владимирова).

Беседа  о вежливости.

 

8

До свиданья, начальная школа!

 

«Мир похож на цветной луг» (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского), «Школьный вальс», «Давайте встречаться!», «Школьные годы», «Будьте добры».

Направлены на формирование вежливости, ответственности, дружбы.

 

9

Там, на знакомых нам дорожках

Заключительный урок-конкурс.

Инсценировка музыкальных произведений

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки