Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:11, курсовая работа
Цель исследования – теоретическое исследование и определение путей нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки.
Исходя из цели исследования, в ходе работы решались следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа литературных источников по теме исследования, раскрыть основные понятия и категории темы.
2. Определить различные подходы к нравственному воспитанию младших школьников.
3. Выявить особенности процесса нравственного воспитания младших школьников.
4. Смоделировать пути нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки.
5. Подобрать диагностические методики, адекватные предмету и цели исследования.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников..................... 6
1.2 Нравственное воспитание младших школьников .......................................... 11
1.3 Роль уроков музыки в нравственном воспитании
младших школьников................................................................................. 21
Глава 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Исследование первоначального уровня нравственного воспитания
младших школьников ....................................................................................... 47
2.2 Пути нравственного воспитания учащихся младших классов на уроках музыки.................................................................................................................. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................................. 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................. 63
ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................................. 64
В дальнейшей работе серьезный теоретический материал о жанрах и выразительных средствах музыки должен также гармонично сочетаться с практическими занятиями. Особое внимание необходимо уделять русскому народному творчеству, что поможет формированию нравственности у учащихся, национального сознания, воспитанию любви к Родине, расширят их кругозор, а интегрированные уроки способствуют более полному восприятию учащимися эстетических и нравственных категорий. Материалы уроков могут быть использованы при проведении внеклассных мероприятий и тематических праздников. Также дополнительно могут использоваться сведения о композиторах и музыке разных народов, о русских костюмах, обычаях и традициях. Вместе с этим дети знакомятся с миром музыки, ее характером, с музыкальными образами, выразительно-изобразительными средствами.
Ставя своей задачей сделать музыку близкой детям, учитель, прежде всего, учит детей слушать ее. Занятия по слушанию музыки не следует перегружать. Обычно берется одно небольшое произведение или отрывок из произведения, чтобы ученики могли послушать и поговорить о нем с точки зрения нравственности. Отбирается такой материал, который может вызвать интерес у детей, соответствует кругу их запросов, мыслей и настроений в данный период. Учитель должен уметь использовать тягу т какого рода произведениям в нравственном плане.
Ученики, естественно, далеко не сразу смогут понять и почувствовать музыку во всем богатстве ее выразительных средств. Понадобится кропотливый труд в течение ряда лет, прежде чем музыка станет восприниматься учениками во всей силе и нравственной красоте. Однако, это не должно смущать педагогов. Вначале можно считать успехом даже такие определения детей: музыка веселая, грустная, героическая и т.п. На первых порах важно, чтобы детей потянуло к музыке, чтобы они почувствовали в ней потребность, а знания, нравственные чувства придут позже.
Занятия предусматривают чередование и усложнение видов деятельности, при этом учтены праздники и знаменательные даты.
Слушание музыки включает и работу над литературным материалом. Это очень помогает в воспитательной работе, поскольку ребятам легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Задача педагога – в процессе воспитания дать установку на правильное социальное поведение и сформировать у ребят положительное отношение к такому поведению.
Необходимо, чтобы и общешкольная работа была направлена на нравственное воспитание. Это могут быть различные инсценировки, постановки теневого и кукольного театров, импровизированные концерты, в которых выступают ребята с художественными пересказами, чтением стихотворений, песнями, танцами, различного рода «почемучками», рассказы о собственных коллекциях и их демонстрация. Также может формировать положительное отношение детей между собой, отношение к труду, к общей деятельности изготовление и показ всевозможных поделок, предназначенных для класса, учителей, родителей, товарищей, в подарок малышам детского сада.
В работе приветствуется участие родителей. Формы сотрудничества с ними различны: организация и оформление выступлений и утренников ребят, участие в конкурсах, совместные прогулки, игры, труд. Родители могут быть и просто гостями, когда для них готовится концерт, подарки.
Каково же значение таких занятий в воспитательной работе? Они продолжают и расширяют педагогическое влияние на школьников вне учебного процесса, предоставляют реальные возможности для общения детей в различных видах деятельности, для проявления инициативы и направления их энергии и активности в нужное русло, для развития коллективных отношений, навыков и переживаний. Учитель открывает в детях такие черты. Склонности, запросы, которые не всегда возможно выявить в учебной жизни класса.
Все мы хотим, чтобы наши дети росли хорошими и добрыми, чтобы общение с ними приносило радость и счастье. Сделать это очень непросто. Педагогу нужно обладать большим профессиональным мастерством, чтобы привить всем своим воспитанникам потребность быть отзывчивыми и коммуникабельными, стремление не на словах, а на деле сочувствовать другим, поддерживать в трудную минуту не только людей, но и все удивительные и прекрасные природные сообщества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приход ребёнка в начальную школу — это изменение режима повседневной жизни, изменение психологии в связи с необходимостью ответственного отношения к школьному процессу обучения, изменение нравственно-воспитательного климата, когда ребёнок на новом уровне продолжает постигать веками накопленный опыт духовного становления.
К актуальной проблеме социальной действительности относится процесс музыкального воспитания, ибо начальная школа является фундаментом дальнейшего отношения человека к музыкальному искусству, к духовной культуре в целом, к тому прекрасному «океану музыки», который создавался веками мастерами музыкального искусства.
Невозможно не затронуть такой вопрос, как особенности музыкальной работы специалистов и учителей начальных классов с младшими школьниками. Если у специалистов-педагогов имеется большой профессиональный музыкальный багаж, позволяющий основательно решать проблемы музыкальной педагогики в начальной школе, то у учителей начальных классов есть глубокое профессиональное знание психологии младшего школьника, понимание его индивидуальных позитивных и негативных личностных особенностей, умение так организовать педагогический процесс, что негативные стороны нивелируются, а позитивные — закрепляются. Симбиоз музыкального и учительского профессионализма может дать великолепные всходы на ниве музыкального просвещения.
Уровень музыкальности младших школьников, что приходится, к сожалению, констатировать, значительно снижается уже в порядке последовательности, так как большинство родителей имеет низкий уровень как музыкального слуха, в частности, так и музыкальности, в целом.
Интеллектуальный потенциал, конечно же, достаточно высок, но его необходимо поддерживать, развивать и оперативно решать возникающие проблемы социального плана, отвлекающие человека от творческого познания художественной культуры.
Кроме расширения кругозора и повышения уровня общего культурного развития музыкально-нравственное воспитание способствует накоплению отсутствующего у школьников жизненного опыта, позитивному направлению мыслей и чувств, глубинному становлению внутреннего мира личности, формированию художественных вкусов, эстетических и нравственных принципов, то есть формированию всесторонне развитой личности.
Термин «формирование» подчёркивает педагогическую специфику музыкального воспитания, а также его целевую установку, решение определённых задач. Содержание музыкального образования реализуется целенаправленным, организованным и контролируемым педагогическим процессом формирования у ученика как музыкально воспитываемой личности всех ценностных качеств для становления духовной культуры. Необходимо развивать ту актуальную совокупность чувств, знаний, потребностей и качеств личности, которая выражается интегративным понятием музыкальная культура ребёнка в его социально-педагогическом своеобразии. Под музыкальной культурой личности ребёнка подразумевается индивидуальный социально-художественный опыт личности, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей; что интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются музыкальная развитость, музыкальная образованность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Остроменский, В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / В.Д. Остроменский.– Мн, 2003.–296 с.
2. Апраксина, О.А. Современный ребенок и музыка. Музыкальное воспитание в школе /О.А. Апраксина. - М.: Педагогика, 1999.–340 с.
3. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста / А.Н. Зимина.–М.: Владос, 2000.–477 с.
4. Коломиец, Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание / Г.Г. Коломиец.– Оренбург: ООИПКРО, 2001.–520 с.
5. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебник для вузов/ В.И. Петрушин. – М., 2004.-498 с.
6. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М., 2006.- 342 с.
7. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учеб. для студ. пед. вузов / В.А. Аверин – СПб., 2003.- 290 с.
8. Лаптев, Н.Г. Основные аспекты музыкально воспитания младших школьников. / Н.Г. Лаптев – Астрахань: Астраханский пед ун-т, 2001.- 380 с.
9. Школяр, Л.В. Теория и методика музыкального образования детей. / Л.В. Школяр. – М.: Флинта – Наука, 1998. – 386 с.
10. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М., 2005.-304 с.
11. Князева, Т.Н. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. Я учусь учиться / Т.Н. Князева. – М.: Айрис-пресс, 2006.-116 с.
12. Гребенников И.В. Семейное воспитание/ И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М., 1990.-127 с.
13. Астахов, А.П. / Моя первая энциклопедия / А.П. Астахов Мн.: Соврем. слово, 2005.650 с.
14.Сластенин, В.А. Формирование личности учителя современной школы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин - М., 2000.-48 с.
15 Подуровский, В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. – М., 2006.-180 с.
16.Ожегов,С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов, - М.,2002. – 690с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Тесты.
1 тест. Развито ли у тебя чувство ответственности?
предлагался на 4 уроке труда. Давалось 12 вопросов, на которые нужно было ответить «да» или «нет». Баллы подсчитывались, детям зачитывались характеристики.
.Есть люди, которые всегда держат ухо востро. Ничто не может заставить их впасть в заблуждение. Другие мечтательны и рассеянны. Такое впечатление, что они живут на другой планете. Такие люди часто попадают впросак. А ты?
1.Играя в какую-нибудь игру, часто ли ты проигрываешь из-за невнимательности?
2. Часто ли знакомым удается тебя разыграть?
3. Способен(а) ли ты одновременно работать и слышать, о чем говорят вокруг?
4. Ты находил(а) когда-нибудь на улице ценную вещь или деньги?
5. Прежде, чем перейти улицу, смотришь ли ты по сторонам?
6. Способен(на) ли ты вспомнить детально фильм, просмотренный накануне?
7. Раздражаешься ли ты, если прерывают твое занятие?
8. Проверяешь ли ты сдачу в магазине?
9. Легко ли тебя разбудить?
10. Раздражаешься ли ты, если тебя окликают на улице?
11. Забываешь ли ты о своих делах?
12. Часто ли дождь застает тебя врасплох?
Подсчитай баллы:
Прибавляй по одному баллу за ответ «да» на вопросы: 2,3,4,5,6.8,9 и за ответ «нет» на вопросы: 1,7,10,11,12.
4 балла и менее
Ты мечтателен и рассеян, но это не мечтает тебе чувствовать себя абсолютно счастливым человеком. Мелкие невзгоды проходят мимо попросту потому, что ты их не замечаешь. Но все-таки постарайся быть немного внимательнее, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
от 4 до 8 баллов
Ты достаточно внимателен, чтобы хорошо вести свои дела и не забывать ничего важного. Это хорошо, хотя в то же время ты достаточно рассеян и любишь помечтать. К счастью, в меру!
8 и более баллов
Ты на редкость бдителен и дотошен. Тебя никто не обманет такой памяти и такому вниманию можно только позавидовать!
2 тест. Вежлив ли ты?
Он состоял из 7 вопросов, к каждому прилагалось 3 варианта ответа. На раздумывание давалось не более минуты, общее время не должно превышать 10-15 минут, проходил на 2 уроке литературы. По окончании тестирования баллы подсчитывались, суммировались, результаты детям зачитывались ответы, характеризующие каждого ученика.
Слишком часто выпадает сталкиваться с чужой грубостью и невоспитанностью? Считаешь, что люди вокруг дурно воспитаны? Однако прежде, чем жаловаться на падение нравов, стоит задуматься: умеешь ли ты вести себя в том или ином окружении правильно? Ответь на эти вопросы и не забудь заглянуть в ответы.
1. Ты звонишь другу (подруге) и слышишь чужой голос. Поняв, что ошибся (лась) номером, ты...
а) выражаешь свое недовольство;
б) молча вешаешь трубку;
в) извиняешься за свою ошибку.
2. В гостях тебе предлагают попробовать блюдо, которое ты не любишь. Ты...
а) говоришь, что это блюдо ты не ешь;
б) благодаришь и пробуешь;
в) отказываешься, говоря, что оно чересчур для тебя острое.
3. Тебе надо поговорить с другом (подругой), а ты не можешь его (ее) найти. И вдруг встречаешь его (ее) на улице рядом с незнакомцем. Ты...
а) останавливаешь их и начинаешь разговор;
б) здороваешься на ходу и просишь друга (подругу) перезвонить тебе, как только у него (нее) окажется возможность;
в) просишь разрешения проводить их, чтобы поговорить по дороге.
4. Тебя знакомят с человеком. Ты...
а) ограничиваешься кивком;
б) говоришь: «Я о вас наслышан(а);
в) улыбаешься и отвечаешь: «Очень приятно».
5. Ты секретничаешь с приятелем(льницей). В это время к вам подходит человек, при котором тебе не хотелось бы говорить, и интересуется темой разговора. Ты...
а) отвечаешь: «Ничего особенного»;
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки