Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:11, курсовая работа
Цель исследования – теоретическое исследование и определение путей нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки.
Исходя из цели исследования, в ходе работы решались следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа литературных источников по теме исследования, раскрыть основные понятия и категории темы.
2. Определить различные подходы к нравственному воспитанию младших школьников.
3. Выявить особенности процесса нравственного воспитания младших школьников.
4. Смоделировать пути нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки.
5. Подобрать диагностические методики, адекватные предмету и цели исследования.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников..................... 6
1.2 Нравственное воспитание младших школьников .......................................... 11
1.3 Роль уроков музыки в нравственном воспитании
младших школьников................................................................................. 21
Глава 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Исследование первоначального уровня нравственного воспитания
младших школьников ....................................................................................... 47
2.2 Пути нравственного воспитания учащихся младших классов на уроках музыки.................................................................................................................. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................................. 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................. 63
ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................................. 64
Фрагмент урока № 1.
«Ветерочек лес колышет», запись напева в Архангельской области в обработке А.В. Застрожного.
Учитель: творческой работой в этой четверти станет русская народная песня«Ветерочек лес колышет». Напев написан в Архангельской области А. Абрамским.
Прослушивание произведения.
1. Ветерочек лес колышет. И в полях волнует рожь. Мы с подругой дружим крепко, Нас водой не разольешь. | 3. Мы идем – под ноги стелется Зеленая трава. Ветерок разносит песенку – Веселые слова. |
2. Мы с подругой не поссорились Ни разу за шесть лет. Есть подруги: утром дружны, А под вечер дружбы нет. |
4. В синем небе солнце ярко Будет нам всегда светить. Хорошо, привольно, радостно В стране России жить. |
Исполнение партии второго голоса всем классом, учитель поет верхний голос.
- Есть ли в классе у вас такие друзья, о которых можно сказать словами этой песни?
- Можете ли вы сочинить о своем друге четверостишие?
«А вот дела не видать» (муз. А.Абрамского, сл. А.Владимирова).
Разучивание песни «А вот дела не видать»
Солист: В школе первый я всегда Мне ума не занимать.
| Хор: Ну конечно, все задачи За тебя решает мать. |
Солист: И спортсмен я хоть куда! Бить рекорды я мастак, да!
| Хор: На любом соревнованье Попадаешь ты в просак. |
Солист: А в работе без труда Всех могу я обогнать, да! | Хор: Говоришь ты очень много, А вот дела не видать! |
Работа по нотной записи песни, пение второй части по голосам, исполнение по голосам со словами.
- Какие народные инструменты вы знаете?
- Какой из них может аккомпанировать нашей песне?
- Послушайте, как звучат колокольчики. Покажите звоном колокольчиков ваше отношение к герою.
- Что герой делал не так?
- Что ему нужно сделать, чтобы у окружающих изменилось о нем мнение?
- Есть ли такие ребята в нашем классе?
- Можно ли придумать на мелодию напева свои слова о них?
Фрагмент урока № 5.
- Сегодня мы прослушаем с вами кантату Д.Б. Кабалевского (показать портрет) «Песня утра, весны и мира». Что такое кантата? (Этим словом обозначали любое произведение для пения с инструментальным сопровождением. Исполняется певцами-солистами или хором в сопровождении оркестра. Кантаты могут быть духовными, приветственными, поздравительными и т.д.)
- Верно. Утро. Весна. Мир. Эти три слова выражают самое радостное, самое доброе в жизни человека. С утра начинается жизнь каждого дня. Без мира не может быть жизни на земле. Эти слова особенно нужны детям, у них вся жизнь впереди. Каждое утро должно быть у них добрым, каждая весна – радостной. И главное: чтобы они были счастливы, никогда больше не должно быть войны.
Прослушивание кантаты Д.Кабалевского «Вы слышите голос детей».
- О чем эта песня? (С первым лучом солнца наша планета просыпается. Чтобы утро было добрым, всей земле нужен мир).
Прослушивание «Доброго утра».
- Что услышали вы в этой части кантаты? (Скороговорку: «Сегодня, друзья, как вчера начинается день наш с утра». Поется легко, без нажима на отдельные ноты, музыка легкая, напевная).
Прослушивание «Нашей весны».
- Расскажите об этой музыке. (Танцевальная песня, вальс, точная ритмичность сочетается с широкой певучестью и т.д.)
- В общий светлый характер музыки вторгается угрожающе мрачное звучание при слове «война». Музыка приобретает здесь маршевый характер.
- Для кого написана эта музыка? О ком? (Для детей и о детях).
- Кто сопровождает пение детей? (Симфонический оркестр. Учитель подсказывает).
- Правильно. Дети поют и предлагают всем детям мира присоединиться к их голосам: «Подпевайте! Подпевайте! Подпевайте нам!».
Сейчас мы с вами прослушаем одну из лучших песен о мире, песню, которую любят во всех концах земного шара. Эта песня И.Дунаевского «Летите, голуби». (Прослушивание песни).
- Какова эта песня по характеру? (Лиричная, мягкая, плавная, красивая).
Фрагмент урока № 6.
Русская изба – еще одно чудо народного творчества. Давайте прослушаем пеню «Русская изба» (муз. Е.Птичкина, сл. М.Пляцковского).
Слушание песни.
1. Наши прадеды любовно Топором тесали бревна, Гвозди крепко забивали, Песни громко запевали. Припев: Ставенки узорные – Тонкая резьба... До чего просторная Русская изба! | 3. Ухмыляются иные, А изба стоит и ныне: Не сломалась, не сгорела, Лишь немного постарела. Припев. |
2. Что избе капризы моды! Что ей годы, непогоды! В ней хозяевам не тесно – И для гостя хватит места. Припев. | 4. Дорожим мы стариною, Стала нам она родною. Вечно прадедов работа Будет радовать кого-то! Припев. |
- Каков характер музыки?
- О чем же говорится в этой песне?
- Как вы думаете, почему так ценится труд наших прадедов?
- А сейчас люди такие же гостеприимные и радушные?
- Стоит ли на самом деле дорожить стариною?
Фрагмент урока № 7.
Беседа о вежливости.
Вежливость – это слово происходит от древнерусского «въегла» - знающий. Вежливый человек знает, как себя вести. Главное в вежливости – это уважение личного достоинства человека, с которым ты сталкиваешься. Достоинство – это сознание своего места в обществе, представление о собственной значимости. Ведь тебе бывает очень больно, когда кто-то умаляет твои человеческие качества, откровенно сомневается в твоих возможностях. Вежливый человек это тот, кто: умеет бережно относиться к достоинству каждого; искренне доброжелателен и приветлив; ценит внимание окружающих; благодарен за оказанную услугу, проявленную заботу; на добро отвечает добром.
Формулами вежливости называют наши речевые стереотипы, сопровождающие наши повседневные контакты: «Добрый вечер», «Здравствуйте», «Пожалуйста», «До свидания» и другие. Они связаны с народными обычаями и традициями. В каждой стране свои особенности вежливого обращения, но они обязательны для воспитанного человека. В настоящее время речевой этикет стал заметно проще, чем был в прошлые века. Формул вежливости стало меньше, но они теперь более многозначительны. Освоить современные тонкости речевого общения под силу каждому. Давайте вместе вспомним вежливые слова.
Когда ты встречаешься со знакомыми, утром встречаешь родителей необходимо поздороваться. Какие для этого есть слова? («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день».) С подругами и ровесниками можно поздороваться словом...? («Привет»).
Если ты кого-нибудь просишь об услуге, не забудь про слово... («Пожалуйста»).
Если обращаешься к занятому человеку, не забудь извиниться. («Извините, пожалуйста», «Простите»).
Если ты встречаешь знакомого в столовой, не поленись пожелать ему ... («Приятного аппетита»).
Перед тем, как лечь спать, пожелай домашним ... («Доброй ночи», «Приятного сна»).
К взрослым обращайся на «Вы» («Прошу Вас», «Не будете ли Вы так любезны»), сверстникам можно говорить «Ты» («Будь добр», «Пожалуйста, сделай то-то»).
А теперь вспомни, как обижаются мама и папа, если ты обращаешься к ним так: «купи», «подай», «принеси», забыв добавить слово... («Пожалуйста»).
Поэтому всегда обращайся с людьми при помощи формул вежливости.
Фрагмент урока 8.
Сыграть на разных музыкальных инструментах (домра, балалайка, баян) мелодию песни «Мир похож на цветной луг» и сравнить ее звучание с исполнением на фортепиано.
Дети делают вывод, что у каждого инструмента свой голос, каждый инструмент имеет свой тембр, неповторимый и прекрасный.
«Мир похож на цветной луг» - мир голосов, мир инструментов, мир музыки, мир людей, мир друзей.
Исполнение песни «Мир похож на цветной луг» (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского).
1. Ветер зовет за собой облака Вдаль, вдаль, вдаль. Если ты друга не встретил пока, Жаль, даль, жаль. | 2. Друг для тебя одолеть сто преград Рад, рад, рад. С другом любая беда – не беда, Да, да, да! Припев. |
Припев: Мир похож на цветной луг, Если рядом с тобой друг. Друга взять не забудь в путь, Другом верным всегда будь! | 3. Песня не зря собирает друзей В круг, в круг, в круг. Сделает хмурый денек веселей Друг, друг, друг. Припев. |
- Что, по-вашему, значит «настоящий друг»?
- Одно ли значение у слов «верный», «настоящий», «преданный», «искренний»?
- Много ли у вас друзей?
- Может ли каждый из вас назвать себя верным другом?
Фрагмент урока № 9.
На сцене Баян и Скоморох.
Баян: Есть у каждого времени песни свои,
О дорогах, о доме, о верной любви...
Только есть одна песня, всех песен главней,
Слово Родина – самое первое в ней.
Звучит вступление к песне «Хороша Россия», музыка Г.Фиртича, слова В.Крутецкого. Скоморох спрашивает о названии песни, ее авторах, затем все дети исполняют песню.
Входит гусляр:
- А вы знаете, какие бывают гусли? Назовите...
Гусляр и Скоморох читают стихи Игоря Кобзева:
Что-то вас давно не слышно, Три заливистых струны? Говорят, из моды вышли Песни русской старины | Ты и нынче зря робеешь! Ты одна на всю страну Так задиристо умеешь Тронуть русскую струну! |
С удалым народным сердцем Ты сроднилась неспроста! В золотых руках умельцев Ты не смолкнешь никогда! |
Баян: Какие русские народные инструменты имеют «три заливистых струны»? (Домра, балалайка)
Гусляр и Скоморох: Спойте народные песни, и протянется ниточка через века от неизвестного сочинителя к нам – современным людям, от нас – нашим детям, будущим поколениям. Спойте по одному куплету известной вам песни.
Исполняют девочки в народных костюмах.
1. Пока не поет их народ, Песни еще не песни, А когда их поет народ, Сочинитель уже неизвестен.
2.Такая судьба, без сомненья, Всем песенникам суждена, Остаются их сочиненья, Забываются имена. | 3. Ты сделай так, чтобы в людях Хранилась песня твоя. Пусть не твоя она будет, А каждого и ничья.
4. Пусть растворится твой голос В тысячах голосов. Ты имя отдашь во имя Бессмертия твоих слов. |
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки