Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить специфику обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. С учетом поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и виды словаря;
выявить особенности развития словаря в онтогенезе дошкольного возраста;
охарактеризовать особенности развития словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
проанализировать методики по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
обследовать словарь дошкольников с общим недоразвитием речи;
разработать коррекционно-педагогическую работу по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
проанализировать эффективность работы по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Введение
Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет речевое и познавательное развитие.
Большинство детей в дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.
На
современном этапе доказана огромная
роль дошкольного детства в
Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Воспитатель расширяет словарь детей, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в какой-либо деятельности предметы, действия, движения. Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений – все это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучении их родному языку.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский [37], Л.С. Выготский [9], В.В. Виноградов [4], А.В. Запорожец [21], А.А. Леонтьев [30], С.Л. Рубинштейн [42], Ф.А. Сохин [44; 45], Д.Б. Эльконин [61; 62; 63; 64].
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.
Но у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании словаря. Это обстоятельство указывает на актуальность нашего исследования.
Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как О.Е. Громова [16], Л.П. Ефименкова [18], Н.С. Жукова [19; 20], Р.И. Лалаева [26; 27; 28], Р.Е. Левина [29], Е.М. Мастюкова [7; 20; 35; 36], В.И. Селиверстов [17; 37], Т.А. Ткаченко [51; 52], Г.В. Чиркина [46; 60], Т.Б. Филичева [57; 58; 59; 60] и др.
К
настоящему времени методика располагает
богатым практическим материалом и
собственной базой
Таким образом становится ясно, что вопросы изучения особенностей логопедической работы по обогащению словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи приобрели особую актуальность.
Объектом исследования данной работы является словарь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования курсовой работы является коррекционно-педагогическая работа по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель курсовой работы – изучить специфику обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. С учетом поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
Теоретико-
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, эксперимент, обобщение собственного опыта, количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования, статистическая обработка полученных материалов.
База исследования: МОУ ООШ пос. Сажное (дошкольные группы) Белгородской области Яковлевского района.
Структурно
работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.
Глава
1. Теоретические основы
коррекционно-педагогической
работы по ОБОГАЩЕНию
СЛОВАРЯ
дошкольников с общим
недоразвитием речи
1.1.
Понятие и характеристика
словарной работы
В
современной методике нет однозначного
определения такого понятия как
«словарная работа». Так, М.М. Алексеева
словарной работой считает
По мнению Е. Рапацевич, это систематическая учебно-воспитательная работа в области лексики языка, направленная на овладение детьми незнакомым или знакомым, но трудным для них словарем, на повышение культуры речи
О.С.
Ушакова словарную работу
Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, её место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.
Язык, как средство общения – это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения. Слово - основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.
Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики, как показали исследования Е.И. Тихеевой [49], позволяет выделить в словарной работе с дошкольниками два аспекта. Первый аспект заключается в освоении ребенком предметной соотнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой [49; 50], М.М. Кониной [23], В.И. Логиновой [31; 32], В.В. Гербовой [13], А.П. Иваненко [22], М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной [1; 2].
Второй
аспект заключается в усвоении слова
как единицы лексической
Оба
эти аспекта взаимосвязаны
Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности. Значение слова есть единство обобщения и общения, коммуникации и мышления. Именно в значении слова, по мнению Л.С. Выготского, завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением. Определение слова как феномена мышления выдвигает своеобразие и роль словарной работы с детьми. Она тесно связана с развитием познавательной деятельности, с накоплением представлений об окружающей жизни, с формированием элементов понятийного мышления [10].
Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.
По мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной [2] большое значение для обогащения и активизации словаря имеют:
краткие отчёты о выполненной работе.