Обогащение словаря дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить специфику обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. С учетом поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и виды словаря;
выявить особенности развития словаря в онтогенезе дошкольного возраста;
охарактеризовать особенности развития словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
проанализировать методики по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
обследовать словарь дошкольников с общим недоразвитием речи;
разработать коррекционно-педагогическую работу по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
проанализировать эффективность работы по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 194.79 Кб (Скачать документ)

На первом этапе словарь представляет собой  набор отдельных слов (20 - 50). При  этом набор лексем является неупорядоченным.

В начале второго этапа словарный запас  начинает быстро увеличиваться. Вопросы о названии окружающих предметов и явлений свидетельствуют о том, что в сознании ребёнка формируется некоторая система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы. В.И. Логинова определяет этот этап как ситуативный, а группы слов - ситуационные поля.

В дальнейшем ребёнок начинает осознавать сходство определённых элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Это явление характеризует третий этап формирования лексической системы, который определяется, как тематический этап. Организация тематических групп слов вызывает развитие лексической антонимии (большой – маленький, хороший – плохой). Противопоставление «большой – маленький» заменяет на этом этапе все варианты параметрических прилагательных (длинный – маленький, толстый – маленький), а противопоставление «хороший – плохой» - все варианты качественно - оценочных прилагательных (злой – хороший).

Особенностью  четвёртого этапа развития лексической  системы в онтогенезе является преодоление  этих замен, а так же возникновение  синонимии. На данном этапе системная  организация словаря ребёнка  приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых. Развитие лексической системности и организация семантических полей находит своё отражение в изменении характера ассоциативных реакций[31,32].

     Таким образом, овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова. Работа над словом - это, прежде всего, работа по осмыслению его значения. Ребенка необходимо знакомить с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантически адекватное его использование, формирование обобщенного представления о слове. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания сообразно контексту, речевой ситуации создает предпосылки для свободного и гибкого обращения с языковыми средствами при построении высказывания [33]. В развитии словаря дошкольников крайне важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны друг с другом. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, образует семантическое поле, которое располагается вокруг ядра. Достаточно высок и уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, сравнения и антонимы. Они без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица - медвежонок - медвежоночек - медведушко - медведище). В их рассказах встречаются неправильные, но удивительно точные описания объектов и явлений (притолстился, вертуний, сосульчатый). Дети начинают употреблять прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый - полегче - самый легкий), а также обозначающие оттенки цветов (сиреневый, малиновый, темно-серый и так далее). Заметно возрастает число глаголов, причем для описания одной и той же ситуации разные дети употребляют синонимы, имеющие различную эмоциональную окраску (идет - шагает - вышагивает - плетется - бредет). В высказываниях дошкольников появляется много слов разных частей речи, относящихся к деятельности людей, их взаимоотношениям, поступкам, поведению, переживаниям [54].

     В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по расширению словаря. Главное  внимание уделяют введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее, плотнее и тому подобное) [3]. Старших дошкольников учат также вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы (ткани шерстяные и шелковые; посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная; транспорт водный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский; инструменты металлические и деревянные или садовые, столярные, портновские и тому подобное) [2].

     Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок достигает довольно высокого уровня в развитии словаря, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со своей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность. Учитывая выше сказанное можно сделать вывод о том, что старший дошкольный возраст - конец периода спонтанного овладения родным языком. К этому времени ребёнок, с одной стороны, уже в такой мере овладевает обширным лексиконом, всей сложной системой грамматики и связной речью, что усваиваемый язык становится для него действительно родным. С другой стороны, семантическое и частично грамматическое развитие речи ребёнка остаётся ещё далеко незавершённым. 

1.3. Особенности развития словаря дошкольников с общим                    недоразвитием речи

     Исследования  Р.Е. Левиной [29], В.А. Ковшикова [14], Т.Б. Филичевой [20; 57; 58; 59; 60], Г.В. Чиркиной [46; 60] показали, что развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проходит с существенными отклонениями от возрастных нормативов.

     Ограниченность  словарного запаса, его своеобразие - проявляются как в импрессивной, так и в и экспрессивной  речи. Для дошкольников с речевым  недоразвитием овладение лексикой представляет особую сложность. Изучая речь дошкольников с общим недоразвитием речи, В.К. Воробьева [8], В.А. Ковшиков [13] отмечали несформированность номинативной и предикативной функции речи, отмечали стойкие нарушения в усвоении лексики. Как показали результаты исследований Г.В. Чиркиной [46; 60], предикативная сторона лексики оказалась наиболее сформированной у дошкольников с общим недоразвитием речи, обусловленной ринолалией, поскольку у детей с расщелинами неба в большинстве случаев не отмечается органического поражения центральной нервной системы, а познавательная сфера соответствует возрастным нормативам. Процесс формирования атрибутивного словаря у старших дошкольников осуществляется с учетом не только этиологического разнообразия форм речевых нарушений и возраста ребенка, но и онтогенетических этапов развития предикативной лексики, уровней общего недоразвития речи и базируется на теории о многообразии форм и значений предиката.

     В работах многих авторов (В.К. Воробьевой [8], Н.С. Жуковой [19; 20], В.А. Ковшикова [14], И.Ю. Кондратенко [11], Е.М. Мастюковой [7; 20; 35], Н.В. Серебряковой [26; 27; 28], Т.Б. Филичевой [20; 57; 58; 59; 60], С.Н. Шаховской [40] и др.) подчеркивается, что у детей с общим недоразвитием речи различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии, дизартрия, задержка речевого развития и др.).

     Одной из выраженных особенностей речи детей  с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с общим недоразвитием речи понимают значение многих слов объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения[17; 20] .

     Особенно  большие различия между детьми с  нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации атрибутивного словаря. У дошкольников с общим недоразвитием речи выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.).

     Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

     В словаре дошкольников с общим  недоразвитием речи отсутствуют  многие общеупотребительные слова. Это объясняется ограниченным запасом  представлений, малой активизацией словаря в различных видах  деятельности, недостаточной дифференциацией сходных объектов. Дети допускают ошибки при назывании картинок, ориентируясь на внешнее сходство предметов (репа - свекла); на их сходство по назначению (лейка - чайник); на ситуативную связь[47; 20; 35].

     Глаголы и имена прилагательные представлены в активном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно. При употреблении прилагательных и глаголов отмечены замены на основе сближения ситуативной семантики слов. В глагольном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.) [58; 59; 64],.

     В сознании дошкольников с недоразвитием  речи понятия о предмете, действии, признаке еще не выделены в самостоятельные  понятия, что свидетельствует о несформированности семантических полей, о недостаточности выделения дифференциальных признаков значений слов. Дети употребляют только один синоним. Ответы однообразны, типичны. Вместо синонимов дети подбирают: дополнение или объяснение слова-стимула (парк - где качели); семантически близкие слова (улица - дорога); слова-антонимы, иногда повторение исходного слова с частицей «не» (огромный - маленький); слова, близкие по звучанию (здание - сдать); слова, связанные со словом-стимулом на основе синтагматическях связей (улица - широкая).  Для дошкольников с общим недоразвитием речи  характерны специфические замены: подбор слова из области значений, близких к значению слова-стимула (темный - черный); изменение формы слова-стимула (говорю - говорят); подбор слова на основе синтагматических ассоциаций (плохой - мальчик) [26; 27; 28].

     Для детей с общим недоразвитием  речи характерна стереотипность и шаблонность подбора слов, индивидуальная неразличимость высказываний (лекарства продают в магазине). Обращает на себя внимание скудность информации, заложенной в предложениях. В игровой ситуации у дошкольников с недоразвитием речи лексическая недостаточность проявляется в бедности и недифференцированности словарного запаса, недостаточности глагольного словаря, заменах слов по сходству объектов, неправильном употреблении или незнании отдельных слов. Эти особенности проявляются с различной степенью выраженности и препятствуют полноценному общению.

     Таким образом логопедическая работа по расширению объема словаря должна включать уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, актуализацию их в речи, знакомство с новыми словами . 

1.4. Анализ методик по обогащению словаря дошкольников с общим            недоразвитием речи

     Задачу  развития и обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи ставят перед собой многие педагоги и применяют для этого различные методики.

     По  мнению В.И. Логиновой [33] на протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной  работы усложняется в нескольких направлениях:

    1. Расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
    2. Усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
    3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

     В старшем дошкольном возрасте продолжается совершенствование всех сторон речи. Обогащение и расширение словаря, по словам А.И. Максакова [34], осуществляется не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко употреблять. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов, хотя практически установить точное количество усвоенных слов в этот период очень сложно. Многие слова, по мнению А.И. Максакова [34], из пассивного запаса слов переходят в активный словарь.

     Исследования  Т.И. Гризик [15] доказали необходимость  выделения в методике речевой  работы специального раздела, включающего, во-первых, ознакомление детей с  многозначностью слов, с синонимическими  и антонимическими отношениями между ними; во-вторых, формирование умения точно использовать лексические средства родного языка. Раскрытие смыслового богатства многозначных слов способствует расширению словаря, не увеличивая его количественно, а за счёт понимания других значений уже известных слов.

     Так, заведующая МДОУ № 26 г. Ковдор Татьяна Валерьевна Точеных в целях успешного расширения словаря детей обращается к природе, считая при этом, что окружающий мир дает обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий и развития их словаря [53].

     В своей статье «Обогащение словаря детей через экологические понятия», Т.В. Точеных аргументирует средства развития речи тем, что природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов,  своей непредсказуемостью, представляет большие возможности для накопления знаний о ней, для формирования умения объяснять, рассуждать, доказывать, выражать в речи свои чувства, эмоции.

     Расширяя  представление детей о природе  на занятиях по развитию речи, воспитывается также у детей гуманное отношение к живому, побуждается к эстетическим переживаниям, связанным с природой, и одновременно решаются следующие задачи:

  1. Обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями.
  2. Воспитывать у детей чуткость к смысловым оттенкам слова.
  3. Формировать умения правильно употреблять в речи слова.
  4. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
  5. Воспитывать эстетические чувства к родной природе.
  6. Формировать у детей осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
  7. Учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы.

Информация о работе Обогащение словаря дошкольников с ОНР