Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить специфику обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. С учетом поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и виды словаря;
выявить особенности развития словаря в онтогенезе дошкольного возраста;
охарактеризовать особенности развития словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
проанализировать методики по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
обследовать словарь дошкольников с общим недоразвитием речи;
разработать коррекционно-педагогическую работу по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
проанализировать эффективность работы по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы мы осуществляли практическую деятельность, направленную на формирования словаря у детей экспериментальной группы.
Цель формирующего экспериментального этапа - реализация разработанных занятий по развитию словаря дошкольников.
Задачи формирующего эксперимента:
Осуществляя словарную работу, мы придерживались следующих принципов:
На первом этапе нами детям давались названия тех предметов и действий, с которыми ребенок сталкивается ежедневно. Дети учились понимать эти слова в речи окружающих, правильно соотносить их с теми предметами и действиями, которые они обозначают. Обогащение или уточнение словаря и представлений у детей с общим недоразвитием речи проводилось нами, прежде всего, в игровой форме. Игры, доставляя удовольствие детям, создают благоприятные условия, при которых ребенок прочнее запоминает новое слово. Игры специально организовывались с теми игрушками, названия которых следует дать детям. Так, для обогащения словаря по теме «Одежда» проводилась игра с куклой, у которой есть полный набор белья; по теме «Части тела человека» было организовано купание пластмассовой куклы в ванночке. При знакомстве с новыми словами важно было создать заинтересованность у детей, эмоциональную атмосферу. Важно, чтобы в этом процессе познания нового участвовало как можно больше анализаторов ребенка: зрение, кинестетическое чувство, осязание, обоняние, слух. Так, устраивая куклам чаепитие, нами были взяты настоящие продукты питания: конфеты, печенье, ягоды, молоко. Когда все куклы «накормлены», дети угощались сами. Мы еще и еще раз спрашивали каждого ребенка, что он ест, что ему дать. Если ребенок еще не мог ответить, он показывал желаемое, а мы сами называли соответствующее слово.
Уже на первом этапе детям читалась художественная литература, рассказывались сказки. При этом рассказывание сопровождалось показом художественных красочных иллюстраций, игрушек, показом инсценировок. Занятия по лепке, рисованию, трудовая деятельность детей тоже использовалась для обогащения словаря и представлений. Например, тема «Основные цвета» была проведена на занятии по рисованию или лепке. Показывались и называли цветные карандаши. Дети рисовали флажки, шары и тому подобное. Педагог спрашивал каждого ребенка, каким карандашом надо рисовать красный шар, синий шар и тому подобное. Если ребенок еще не может сказать, он показывает нужный карандаш. Даже режимные моменты – прогулка, принятие пищи и так далее – использовались для обогащения словаря детей и представлений. Так, помогая снять ребенку рубашку, проговаривались слова: рубашка, сними, то есть давались словесные инструкции. На первом этапе, когда логопед говорит больше сам, образец речи взрослых приобретает особенно большое значение. Речь окружающих взрослых должна отвечать грамматическим нормам родного языка, должна быть спокойной, доброжелательной по тону, внятной, выразительной и понятной по смыслу. Важно давать повторение тех слов, которые необходимы для запоминания.
Основная задача второго этапа – поощрять стремление ребенка говорить. В этот период дети уточняли представление о тех предметах, действиях, явлениях, с которыми они познакомились на первом этапе. При этом дети учились самостоятельно называть неоднократно слышанные слова уже хорошо знакомые предметы и явления. В это время в речи детей много лепетных и упрощенных слов. И ими ребенок может пока пользоваться. Теперь уже на всех занятиях педагог более настойчиво добивается речевых ответов от детей. Ответы жестами не поощряются.
На третьем этапе ребенок начинает включать в свой словарь даже сравнительно сложные слова, которые специально не заучивались на занятиях. В этот период в речи детей с общим недоразвитием речи проявляются многочисленные искажения. Для их устранения и предупреждения дети знакомятся со слоговой структурой слов. Даются термины: слово, часть слова (позднее слог). Слоговой анализ сочетается со звуковым. Проводится игра в «живые слоги» аналогично игре в «живые звуки». Но некоторое упрощение трудных для произношения слов пока допустимо. Дети должны получить на этом этапе элементарные сведения о пользе и вреде животных, образе их жизни. В этот период начинается систематическое знакомство с растительным миром. Дети знакомятся только с теми растениями, которые они могут непосредственно наблюдать. Тематика расширяется и за счет темы «Труд людей». Тема эта тоже предполагает непосредственное восприятие детей. Поэтому они знакомятся с работой логопеда, воспитателя, помощника воспитателя, медицинской сестры, повара. В своих сюжетно-ролевых играх дети охотно подражают труду этих людей. Дети часто играют в «детский сад». Среди них появляется и воспитатель, и логопед, и медицинская сестра.
На четвертом этапе продолжается работа по уточнению произношения слов, по обогащению словаря и представлений за счет повторения и углубления знакомых тем, за счет включения новых. Углубление знакомых тем и расширение тематики идет в большей степени за счет отвлеченных представлений. Дети знакомятся с временами года, с органами растений, которые не всегда можно наблюдать: корни, листья, цветы, плоды. Они приобретают навык самоконтроля за речью благодаря анализу речи товарищей и своей. Для обогащения словаря и представлений использовались, прежде всего, натуральные предметы, действия и явления, которые дети могут непосредственно наблюдать или принимать в них участие. Широко использовались игры с картинками, наборы строительного материала, книги с иллюстрациями для дошкольников.
У
детей с общим недоразвитием
речи преобладает наглядно–
Учитывая индивидуальные особенности детей, нами в группе были организованы центры по развитию речи: театрализованный уголок, центр игр–драматизаций, центр дидактических и речевых игр. Для мотивации детей к деятельности использовались проблемные ситуации, включая сказочных персонажей, сюрпризные моменты. Вопросы проблемного момента, на установление связей в природных и социальных явлениях, схемы–модели, дидактические и печатные игры – всё это позволяет расширять и активизировать словарный запас детей, добиться употребления его в активной речи.
В процессе работы были созданы специальные игровые пособия в виде таблиц для расширения и активизации словарного запаса (Приложение 4). Данные пособия позволяют формировать у детей не только связную речь, но и умение устанавливать причинно–следственные связи. Это помогает детям овладевать операциями анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения.
Одним
из эффективных средств
Характерная особенность дидактической игры – связь учебных элементов с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактических игр – деятельностью. Поэтому деятельность в большинстве дидактических игр организуется так, чтобы она как можно больше сосредотачивала внимание детей. В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры. При проведении дидактической игры дети должны всегда чувствовать, что они играют, а не учатся (Приложение 1).
Игры и упражнения по обогащению словаря мы включали в занятия по развитию речи, ознакомлению с природным и социальным миром, старались учитывать отношения каждого ребенка к процессу познания и степень его активности в работе.
Занятия строились таким образом, что один вид детской деятельности сменялся другим. Это позволяло сделать работу детей на занятии динамичной, насыщенной и менее утомительной. Благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой, повышается активность детей на занятиях; дети становятся больше инициативными, внимательными, справляются с поставленными задачами. Занятия проводились непринужденно, живо. Индивидуальный подход на занятиях определялся очень четко. Заранее намечалось, кого спросить, продумывались задания в соответствии с силами и возможностями каждого, поэтому в рассказах детей в последствие проявлялась их индивидуальность, воображение (Приложение 5).
Конечно, специальных занятий было недостаточно для решения всех задач развития словаря, поэтому огромная работа проводилась и вне занятий. Развитие словаря ребенка-дошкольника - это ежедневный и кропотливый труд. При общении с детьми в быту, в играх, самостоятельной деятельности нами непременно обращалось внимание на особенности словарного запаса: образность, выразительность речи, недостатки произношения отдельных звуков. Уделялось большое внимание исправлению ошибок в словах детей, помогали найти их.
Большую
роль для развития словаря играли
наблюдения на прогулке. Мы старались
развивать у детей умение видеть
и чувствовать красоту
В
совместной речевой деятельности закрепляли,
расширяли знания, полученные на занятиях
через организацию
В воспитании и образовании детей большое значение имеет преемственность детского сада и семьи. Просветительская работа с родителями в нашем эксперименте строилась в разных направлениях. Это и проведение родительского собрания, и вечеров–развлечений, и круглых столов, и показ открытых занятий с детьми по развитию словаря, и драматизация сказок. Консультация для родителей «Обогащение словарного запаса ребенка» (Приложение 6), «Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста» и другие консультации дали хороший результат. Проведенная нами работа помогла родителям организовать речевые игры и упражнения в домашних условиях.
Родители осознали, что успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Правильное понимание поставленных задач, а также своевременное их решение плавно подводит дошкольника к следующей ступени детства – школе.
Параллельно проводилась работа и с воспитателями нашего детского сада, а именно был проведен ряд семинаров, в частности, на тему «Роль воспитателя в овладении детьми словарем», «Методика обогащения словаря старшего дошкольника» и другие.
Таким
образом, все это позволяет качественно
обогатить и активизировать словарный
запас детей дошкольного возраста, совершенствовать
речевое общение друг с другом, высказывать
свои мысли, произвольно и осознанно пользоваться
монологической и диалогической речью
в различных видах деятельности. Наблюдая
за детьми экспериментальной группы после
проведенной работы, мы увидели изменения
в развитии словаря, результаты которого
проанализируем в следующем параграфе.
2.3.
Анализ эффективности
работы по обогащению
словаря
дошкольников с общим
недоразвитием речи
За
весь период опытно-экспериментальной
работы было приложено много усилий
по развитию словаря у детей
На первом этапе опытно-практической работы мы выявляли уровень развития словаря с помощью анализа результатов диагностики дошкольников и сопоставляли полученные данные с нормами развития словаря. Напомним, что при первичной диагностике 20% дошкольников контрольной группы находились на низком уровне, 60% - на среднем уровне, 20% - на высоком уровне развития словаря и в экспериментальной группе - 50%, 50% и 0% соответственно. На основе полученных результатов строилась наша дальнейшая работа.
После проведения коррекционной работы, направленной на увеличение активного словаря старших дошкольников согласно нашему проекту, мы перешли к контрольному этапу опытно-экспериментальной работы, то есть провели повторную диагностику по тем же методикам, что и на первом этапе работы (Приложение 2).
Полученные результаты представлены в Приложении 7, из которой видно, что результаты детей экспериментальной группы стали гораздо лучше. В ответах детей сократилось количество пауз и повторов. Речь их стала более плавной, ясной и доступной слушателям.