Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить специфику обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. С учетом поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и виды словаря;
выявить особенности развития словаря в онтогенезе дошкольного возраста;
охарактеризовать особенности развития словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
проанализировать методики по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
обследовать словарь дошкольников с общим недоразвитием речи;
разработать коррекционно-педагогическую работу по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
проанализировать эффективность работы по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.
Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или мене часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
В
активный словарь ребенка входит
общеупотребительная лексика, но в
отдельных случаях - ряд специфических
слов, повседневное употребление которых
объясняется условиями его
Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Как считает И.Т. Власенко, перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий[5]. Ф.А. Сохин утверждает, что данные психологии, языкознания, физиологии позволяют определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях[44].
Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении. Обогащение речи детей, по данным Ф.А. Сохина, должно идти, прежде всего, за счет знаменательных слов[45].
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой [49], О.И. Соловьёвой [43], М.М. Кониной [23; 65] и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:
ния, словосочетания. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.
Таким
образом, словарная работа в детском
саду направлена на создание лексической
основы речи и занимает важное место в
общей системе работы по речевому развитию
детей. Она имеет большое значение для
общего развития ребенка. Овладение словарем
является важным условием умственного
развития, поскольку содержание исторического
опыта, приобретаемого ребенком в онтогенезе,
обобщено и отражено в речевой форме и,
прежде всего, в значениях слов, бедность
словаря мешает полноценному общению,
следовательно, и общему развитию ребенка.
Своевременное развитие словаря - один
из важных факторов подготовки к школьному
обучению. Усвоение словаря решает задачу
накопления и уточнения представлений,
формирования понятий, развития содержательной
стороны мышления. Одновременно с этим
происходит развитие операционной стороны
мышления, поскольку овладение лексическим
значением происходит на основе операций
анализа, синтеза, обобщения. Бедность
словаря мешает полноценному общению,
а, следовательно, и общему развитию ребенка.
И напротив, богатство словаря является
признаком хорошо развитой речи и показателем
высокого уровня умственного развития.
1.2.
Особенности развития
словаря в онтогенезе
Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.
Речь
дошкольника формируется и
При благоприятных социальных условиях и правильном воспитании обогащается жизненный опыт ребёнка, совершенствуется его деятельность, развивается общение с окружающим миром, людьми. Всё это приводит к активному росту лексикона, который увеличивается очень быстро [12].
Изучению особенностей усвоения лексики детьми с нормальным речевым развитием посвящены исследования, таких ученых как М.М. Алексеева [1; 2], В.В. Гербова [13; 39], В.И. Логинова [31; 32; 33], Е.М. Струнина [47; 48; 56], Е.И. Тихеева [49; 50], В.И. Яшина [1; 2; 65].
Факты первых словесных проявлений ребёнка показывают, что лепечущий ребёнок первоначально «отбирает» из обращённой к нему речи взрослого те слова, которые доступны его артикулированию. Слова, употребляемые детьми в первоначальных словесных комбинациях, используются ими в той форме, в какой они были извлечены из речи окружающих, без переструктурирования их в нужную грамматическую форму в связи с конструкцией своего собственного высказывания. Употребление форм слов в том виде, в каком они были извлечены из речи окружающих, и комбинирование этих слов с другими такими же словами своего лексикона – основная закономерность этого этапа развития. Примечательно, что в норме явление употребления слов в нерасчленённом на лексические и грамматические элементы виде, длится так кратко по времени (не более 2 - 2,5 месяца), что остаётся незамеченным большинством исследователей детской речи. Так, у существительных появляются различные падежные окончания: для обозначения объекта действий через окончание – у; для обозначения места действия через окончание – е (-и); для обозначения лица, к которому направлено движение или действие, через окончания - е, -и; для обозначения множества предметов через окончание – ы; для обозначения части целого через окончание – а и некоторые другие. У глаголов начинают употребляться окончания 3-го лица изъявительного наклонения (- ит, - ет), у существительных - суффиксы уменьшительности и ласкательности [31,16].
Таким образом, на определённом этапе развития ребёнок из глобального обозначения словом многих недифференцируемых им ранее ситуаций начинает различать, вычленять и обозначать грамматическим знаком одну - две из них. При нормальном развитии речи процесс вычленения ребёнком морфологических элементов в воспринимаемом им языковом материале имеет характер резкого скачка.
По данным А.Н. Гвоздева, вычленение морфологических элементов слов осуществляется в возрасте 1 года 10 месяцев – 2 лет одномоментно у многих разрядов слов. Однако общий лексикон не велик: в разряде существительных чуть более 100 слов, в разряде глаголов – 50, а в разряде прилагательных не более 25 слов. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребёнка об окружающей действительности. По мере того, как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь [12].
Вопросу развития лексики посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.
Ранний этап формирования речи, в том числе и овладение словом, многосторонне рассмотрены в работах таких авторов, как Н.И. Жинкин, М.М. Кольцова, Е.Н. Винарская, Д.Б. Эльконин и другие.
Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л.С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путём, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребёнка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения» [10].
Первая
стадия развития детских слов протекает
по типу условных рефлексов. Воспринимая
новое слово (условный раздражитель),
ребёнок связывает его с
Таким образом, сначала ребёнок получает знаки от окружающих его людей, а затем осознаёт их, открывая функции знаков. В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. Вначале значение слова аморфно, расплывчато, может иметь несколько значений. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Например, слово «кых» может обозначать в речи ребёнка и кошку и всё пушистое (воротник, меховую шапку), и действие с предметом (хочу погладить кошку). Слово сопровождается определённой интонацией, жестами, которые уточняют его значение.
Известно, что слово имеет сложное по своей структуре значение. С одной стороны, слово является обозначением определённого предмета, соотносится с конкретным образом предмета. С другой стороны, слово обобщает совокупность предметов, признаков, действий. На значение слова оказывает влияние и связь с другими словами: унылая пора, весёлая пора, короткая пора. Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации. В качестве основных выделяют следующие компоненты значения слов:
- денотативный компонент, т. е. отражение в значении слова особенностей денотата (стол – это конкретный предмет);
- понятийный,
или концептуальный компонент,
отражающий формирование
- коннотативный
компонент – отражение
- контекстуальный
компонент значения слова (
Исследования показывают, что ребёнок сначала овладевает денотативным компонентом значения слова, т. е. устанавливает связь между конкретным предметом и его обозначением.
Понятийный словарь усваивается ребёнком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнивания, обобщения.
Постепенно ребёнок овладевает и контекстуальным значением слова. Так, ребёнок дошкольного возраста с большим трудом овладевает переносным значением слова, афоризмами[30].
По мнению Л.С. Выготского, развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий начинается с раннего детства, с момента знакомства со словом. Однако только в подростковом возрасте созревают психические предпосылки, создающие основу образования понятий. Л.С. Выготский выделил несколько этапов развития понятийного обобщения у ребёнка. Формирование структуры понятий начинается с «синкретических» образов, аморфных и приблизительных, а далее происходит этап потенциальных понятий (псевдопонятий). Значение слова, т. о. развивается от конкретного к абстрактному, обобщённому[9,10].
По данным А.П. Гвоздева в словаре 4 - х летнего ребёнка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов и 0,9% междометий и частиц. По мере развития мышления ребёнка, его речи лексика не только обогащается, но и систематизируется. Слова как бы группируются в семантические поля. Семантическое поле - это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. Организация лексической системности у маленьких детей и взрослых происходит по-разному. У маленьких детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического признака (например, собака – конура, помидор – грядка). Взрослые же чаще объединяют слова, относящиеся к одному понятию (собака – кошка, помидор – овощ) [12].
В.И. Логинова, наблюдая становление лексико-семантической системы у детей от 1г. 4мес. До 4 лет, выделяет 4 этапа развития системной организации детского словаря.