Обогащение словаря дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить специфику обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. С учетом поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и виды словаря;
выявить особенности развития словаря в онтогенезе дошкольного возраста;
охарактеризовать особенности развития словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
проанализировать методики по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
обследовать словарь дошкольников с общим недоразвитием речи;
разработать коррекционно-педагогическую работу по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
проанализировать эффективность работы по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 194.79 Кб (Скачать документ)

     Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.

     Активный  словарь - это слова, которые говорящий  не только понимает, но и употребляет (более или мене часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

     В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в  отдельных случаях - ряд специфических  слов, повседневное употребление которых  объясняется условиями его жизни. Определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения.

     Пассивный словарь - это слова, которые говорящий  на данном языке понимает, но сам  не употребляет. Пассивный словарь  значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых  человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

     Как считает И.Т. Власенко, перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий[5]. Ф.А. Сохин утверждает, что данные психологии, языкознания, физиологии позволяют определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях[44].

     Основную  часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении. Обогащение речи детей, по данным Ф.А. Сохина, должно идти, прежде всего, за счет знаменательных слов[45].

     В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском  саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой [49], О.И. Соловьёвой [43], М.М. Кониной [23; 65] и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

  1. Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
  2. Уточнение словаря, то есть словарно–стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и тому подобное). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнения их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
  3. Активизация словаря, то есть перенесение как можно большего числа  слов  из  пассивного  в активный словарь, включение слов в предложе-

     ния, словосочетания. Новое слово должно войти в словарь в сочетании  с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

 

  1. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

     Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны  и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

     Таким образом, словарная работа в детском  саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, приобретаемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов, бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребенка. Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. 

1.2. Особенности развития словаря в онтогенезе  

     Дошкольный  возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.

     Речь  дошкольника формируется и развивается  с нескольких сторон: фонетической, лексической, грамматической, которые  выступают в тесном единстве, в  то же время каждая из них имеет  своё значение, влияющее на развитие речевого высказывания. При формировании словарного запаса на первое место выдвигается  семантический компонент, так как  только понимание ребёнком значения слова (в системе синонимических, антонимических, полисемантических отношений) может привести к сознательному выбору слов и словосочетаний, точному их употреблению в речи [30].

     При благоприятных социальных условиях и правильном воспитании обогащается  жизненный опыт ребёнка, совершенствуется его деятельность, развивается общение  с окружающим миром, людьми. Всё это  приводит к активному росту лексикона, который увеличивается очень быстро [12].

     Изучению  особенностей усвоения лексики детьми с нормальным речевым развитием посвящены исследования, таких ученых как М.М. Алексеева [1; 2], В.В. Гербова [13; 39], В.И. Логинова [31; 32; 33], Е.М. Струнина [47; 48; 56], Е.И. Тихеева [49; 50], В.И. Яшина [1; 2; 65].

Факты первых словесных проявлений ребёнка  показывают, что лепечущий ребёнок  первоначально «отбирает» из обращённой к нему речи взрослого те слова, которые  доступны его артикулированию. Слова, употребляемые детьми в первоначальных словесных комбинациях, используются ими в той форме, в какой они были извлечены из речи окружающих, без переструктурирования их в нужную грамматическую форму в связи с конструкцией своего собственного высказывания. Употребление форм слов в том виде, в каком они были извлечены из речи окружающих, и комбинирование этих слов с другими такими же словами своего лексикона – основная закономерность этого этапа развития. Примечательно, что в норме явление употребления слов в нерасчленённом на лексические и грамматические элементы виде, длится так кратко по времени (не более 2 - 2,5 месяца), что остаётся незамеченным большинством исследователей детской речи. Так, у существительных появляются различные падежные окончания: для обозначения объекта действий через окончание – у; для обозначения места действия через окончание – е (-и); для обозначения лица, к которому направлено движение или действие, через окончания - е, -и; для обозначения множества предметов через окончание – ы; для обозначения части целого через окончание – а и некоторые другие. У глаголов начинают употребляться окончания 3-го лица изъявительного наклонения (- ит, - ет), у существительных - суффиксы уменьшительности и ласкательности [31,16].

     Таким образом, на определённом этапе развития ребёнок из глобального обозначения словом многих недифференцируемых им ранее ситуаций начинает различать, вычленять и обозначать грамматическим знаком одну - две из них. При нормальном развитии речи процесс вычленения ребёнком морфологических элементов в воспринимаемом им языковом материале имеет характер резкого скачка.

     По  данным А.Н. Гвоздева, вычленение морфологических  элементов слов осуществляется в  возрасте 1 года 10 месяцев – 2 лет  одномоментно у многих разрядов слов. Однако общий лексикон не велик: в  разряде существительных чуть более 100 слов, в разряде глаголов – 50, а в разряде прилагательных не более 25 слов. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребёнка об окружающей действительности. По мере того, как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь [12].

Вопросу развития лексики посвящено большое  количество исследований, в которых  данный процесс освещается в различных  аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.

Ранний  этап формирования речи, в том числе  и овладение словом, многосторонне рассмотрены в работах таких авторов, как Н.И. Жинкин, М.М. Кольцова, Е.Н. Винарская, Д.Б. Эльконин и другие.

Анализируя  развитие значения слова в онтогенезе, Л.С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путём, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как  происходит развитие знаков, как у  ребёнка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения» [10].

Первая  стадия развития детских слов протекает  по типу условных рефлексов. Воспринимая  новое слово (условный раздражитель), ребёнок связывает его с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит  его. В возрасте 1,5-2 лет ребёнок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования вопросов типа «что это?», «как это называется?».

     Таким образом, сначала ребёнок получает знаки от окружающих его людей, а  затем осознаёт их, открывая функции  знаков. В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. Вначале значение слова аморфно, расплывчато, может иметь несколько значений. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Например, слово «кых» может обозначать в речи ребёнка и кошку и всё пушистое (воротник, меховую шапку), и действие с предметом (хочу погладить кошку). Слово сопровождается определённой интонацией, жестами, которые уточняют его значение.

     Известно, что слово имеет сложное по своей структуре значение. С одной стороны, слово является обозначением определённого предмета, соотносится с конкретным образом предмета. С другой стороны, слово обобщает совокупность предметов, признаков, действий. На значение слова оказывает влияние и связь с другими словами: унылая пора, весёлая пора, короткая пора. Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации. В качестве основных выделяют следующие компоненты значения слов:

- денотативный  компонент, т. е. отражение в  значении слова особенностей  денотата (стол – это конкретный  предмет);

- понятийный, или концептуальный компонент,  отражающий формирование понятий,  отражение связей слов по семантике;

- коннотативный  компонент – отражение эмоционального  отношения говорящего к слову;

- контекстуальный  компонент значения слова (холодный  день, холодная вода в чайнике  зимний).

Исследования  показывают, что ребёнок сначала  овладевает денотативным компонентом  значения слова, т. е. устанавливает  связь между конкретным предметом  и его обозначением.

Понятийный  словарь усваивается ребёнком позднее  по мере развития операций анализа, синтеза, сравнивания, обобщения.

Постепенно  ребёнок овладевает и контекстуальным  значением слова. Так, ребёнок дошкольного  возраста с большим трудом овладевает переносным значением слова, афоризмами[30].

По мнению Л.С. Выготского, развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий начинается с раннего детства, с момента знакомства со словом. Однако только в подростковом возрасте созревают психические предпосылки, создающие основу образования понятий. Л.С. Выготский выделил несколько этапов развития понятийного обобщения у ребёнка. Формирование структуры понятий начинается с «синкретических» образов, аморфных и приблизительных, а далее происходит этап потенциальных понятий (псевдопонятий). Значение слова, т. о. развивается от конкретного к абстрактному, обобщённому[9,10].

По данным А.П. Гвоздева в словаре 4 - х летнего  ребёнка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов  и 0,9% междометий и частиц. По мере развития мышления ребёнка, его речи лексика не только обогащается, но и систематизируется. Слова как бы группируются в семантические поля. Семантическое поле - это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. Организация лексической системности у маленьких детей и взрослых происходит по-разному. У маленьких детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического признака (например, собака – конура, помидор – грядка). Взрослые же чаще объединяют слова, относящиеся к одному понятию (собака – кошка, помидор – овощ) [12].

В.И. Логинова, наблюдая становление лексико-семантической системы у детей от 1г. 4мес. До 4 лет, выделяет 4 этапа развития системной организации детского словаря.

Информация о работе Обогащение словаря дошкольников с ОНР