Обогащение словаря дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить специфику обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. С учетом поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и виды словаря;
выявить особенности развития словаря в онтогенезе дошкольного возраста;
охарактеризовать особенности развития словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
проанализировать методики по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
обследовать словарь дошкольников с общим недоразвитием речи;
разработать коррекционно-педагогическую работу по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
проанализировать эффективность работы по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 194.79 Кб (Скачать документ)

     Динамика  результатов в экспериментальной  группе детей старшего дошкольного  возраста выглядит следующим образом (рисунок 2).

Рис. 2.1. Сравнительная диаграмма развития словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (экспериментальная группа)

     Большинство детей экспериментальной группы продемонстрировало средний уровень  развития словаря – 5 детей (50%), часть  детей показали высокий уровень развития словаря – 2 ребенка (20%), но 3 ребенка (Аля Т., Демьян П. и Никита С.) по-прежнему остались на низком уровне, хотя некоторые результаты у них улучшились.

     Но  речь детей стала отличаться наибольшей связностью, в описательной речи дети старались как можно больше использовать эпитетов. Ребята не только смогли подобрать синонимы, но и ещё задумывались над тем, где уместно употребить это слово.

     Выполняя  задание по методике выявления уровня развития активного словарного запаса (блок 2), были выявлены следующие результаты. Отвечая на вопросы, направленные на выявление сформированности словаря  существительных, дети показали следующие результаты: 3 детей (30%) не испытывали затруднения, 5 детей (50%) затруднялись в ответах и допустили по одной ошибке.

     Отвечая на вопросы, направленные на выявление  сформированности словаря прилагательных, мы выявили следующие результаты. 3 детей (30%) не испытывали затруднения. 7 детей (70%) затруднялись в ответах  и допустили по одной ошибке.

     При ответах на вопросы, направленные на выявление сформирован-ности глагольного словаря, мы выявили следующие результаты. 4 детей (40%) не испытывали затруднения. 5 детей (50%) затруднялись в ответах и допустили по одной ошибке. Например: Демьян П. ошибался при подборе действий к слову ручка, Аля Т. не смогла подобрать к слову игла только два действия.

     В контрольной группе особых изменений  не произошло

Рис. 2.3. Сравнительная диаграмма развития словаря у детей дошкольного  возраста (контрольная группа)

     Таким образом, результаты диагностики показали, что дети экспериментальной группы стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные. На вопросы воспитателя стали отвечать полными, выразительными ответами. При систематической работе по развитию словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно добиться ощутимых результатов. По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что в ходе работы нам удалось реализовать поставленные задачи и цели и подобранные нами игры и упражнения помогли в развитии словаря у детей экспериментальной группы. Из приведенных показателей видно, что хоть и незначительно, но у детей наблюдается увеличение словарного запаса, в речи детей стали преобладать слова существительные, глаголы, качественные прилагательные, появились наречия. 
 

заключение 

     В результате исследования мы пришли к  следующим выводам.

     Словарная работа в детском саду – это  планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных слов. Другими словами основное свойство, проводимой словарной работы в дошкольных учреждениях является постоянное пополнение словарного запаса у дошкольников.

     Словарная работа, как и всякая педагогическая деятельность должна опираться на те задачи, которые перед собой ставит. В настоящее время принято выделять четыре основные задачи словарной работы в детском саду: обогащение словаря; уточнение значения слов, активизация словаря; устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь.

     Содержание  словарной работы в дошкольных учреждениях  определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас. Это лексика, необходимая ребёнку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности.

     Словарная работа имеет огромное значение для  дошкольного образовательного процесса, так как: а) словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей; б) овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка; в) усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления; г) своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.

     К концу шестого года жизни ребенок  достигает довольно высокого уровня в развитии словаря, отчетливо и  ясно воспроизводит слова, имеет  необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со своей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

     В результате проведенной опытно-экспериментальной  работы, которая проходила в МОУ ООШ пос. Сажное (дошкольные группы) Белгородской области Яковлевского района, нами был осуществлен педагогический эксперимент и в результате констатирующего экспериментального этапа мы выявили, что у детей экспериментальной группы отмечается значительное отставание в развитии словаря. Это указывает на необходимость целенаправленной воспитательно-образовательной работы по его развитию. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние словарного запаса детей, которые необходимо учитывать при проведении дальнейшей работы.

     В результате проведенного формирующего этапа можно сделать вывод, что  при соблюдении определенных педагогических условий можно добиться ощутимых результатов, что подтверждает контрольный экспериментальный этап. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

     Все это позволяет качественно обогатить  и активизировать словарный запас  детей дошкольного возраста, совершенствовать речевое общение друг с другом, высказывать свои мысли, произвольно  и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности.

Список  литературы 

         
  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2006. –                 400 c.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И., Макарова В.Н., Ставцева Е.А. Теория и методика развития речи детей: Пособие для самостоятельной работы. – М.: Академия, 2009. – 192 c.
  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 255 с.
  4. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. – М.: Высшая школа, 2005. – 559 с.
  5. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
  6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 138 с.
  7. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М., Гриншпун Б.М. и др. Логопедия: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2009. -               703 с.
  8. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: АСТ: Астрель: Транзит книга, 2006. -                   158 с.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008. – 671 с.
  10. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
  11. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. Кондратенко И.Ю. - М.: Айрис-пресс, Айрис Дидактика, 2005. – 224 с.
  12. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. – Куйбышев: Издательство Саратовского университета, 1990. -              104 с.
  13. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 134 с.
  14. Глухов В.П., Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.: Высшая школа, 2007. - 320 c.
  15. Гризик Т.И. Из детства в отрочество. В мире слов: Пособие по изучению и развитию словаря детей 4-5 лет. – М.: Просвещение, 2006. – 47 с.
  16. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2007. – 176 с.
  17. Детская логопсихология: Учебное пособие / Под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 175 с.
  18. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
  19. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи: Учебное пособие. - М.: УНПЦ «Энергомаш», 1994. - 128 с.
  20. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Литур, 2006. -                   320 с.
  21. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 1287 c.
  22. Иваненко А.П. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. - К.: Радянська школа, 1987. - 128 с.
  23. Конина М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. -                   С. 28-31.
  24. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 256 с.
  25. Курганская Л.М., Серых Л.В. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. – Белгород: Константа, 2006. - 263 с.
  26. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
  27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Союз, 2001. – 224 с.
  28. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов-на-Дону: Феникс; СПб: Союз, 2004. - 224 с.
  29. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. – М.: Аркти, 2005. – 224 с.
  30. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: КомКнига, 2007. – 216 с.
  31. Логинова В.И. О развитии словаря // Дошкольное воспитание. – 1967. - № 9.
  32. Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – С. 79-83.
  33. Логинова В.И., Бабаева Т.И. Детство. Программа развития и воспитания детей. – М.: Детство-Пресс, 2008. – 243 с.
  34. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. - 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.
  35. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 304 с.
  36. Мастюкова Е.М., Белогруд Л.А., Бурова В.С. О состоянии интеллекта у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1974. - № 1.
  37. Матвеева Н.М. К.Д. Ушинский о воспитании: Золотой фонд педагогики. – М.: Школьная пресса, 2003. – 192 с.
  38. Новикова М.В. Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста // http://festival.1september.ru.
  39. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 240 с.
  40. Пузанов Б.П., Селиверстов В.И., Шаховская С.Н., Костенкова Ю.А. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие / Под ред. Б.П. Пузанова. – 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. – 144 с.
  41. Рапацевич Е. Психолого-педагогический словарь. – М.: Современное слово, 2006. – 928 с.
  42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 720 с.
  43. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
  44. Сохин Ф.А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 223 с.
  45. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. – 224 с.
  46. Спирова Л.Ф., Чиркина Г.В., Ястребова А.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Чиркиной Г.В. – 4-е изд, доп. – М.: Аркти, 2005. – 240 с.
  47. Струнина Е.М. Лексическое развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 7. - С. 49.
  48. Струнина Е.М., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2007. - 144 с.
  49. Тихеева Е.И. Основные положения методики развития речи детей // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 6-9.
  50. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
  51. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. – М.: Эксмо, 2006. – 136 с.
  52. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. - СПб.: Детство-пресс, 1999. - 112 с.
  53. Точеных Т.В. Обогащение словаря детей через экологические понятия // http://festival.1september.ru.
  54. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
  55. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: Сфера, 2008. – 240 с.
  56. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
  57. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография. – М., 2000. – 314 с.
  58. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
  59. Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2006. - № 2. -            С. 57-68.
  60. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2010. -              272 с.
  61. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2008. –             384 с.
  62. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1999. – 560 с.
  63. Эльконин Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1974. – С. 134-158.
  64. Эльконин Д.Б. Развитие словаря и грамматического строя речи // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964. – С. 134-147.
  65. Яшина В. Научно-педагогическая деятельность М.М. Кониной // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 26-27.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Обогащение словаря дошкольников с ОНР