Образ родной природы в рисунках старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить возможности обогащения пейзажных рисунков детей, исходя из уровня сформированности у них изобразительных навыков в рисовании объектов природы.

Объект исследования: пейзаж в сюжетном рисовании старших дошкольников.

Предмет: зависимость успешности пейзажного рисования от наличия у старших дошкольников изобразительных навыков.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 - 5

Глава 1. Особенности эстетического восприятия и отображения

пейзажной лирики старшими дошкольниками

1.1 Эстетическое восприятие старшими дошкольниками образов

родной природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 - 10

1.2 Организация работы в детском саду по обучению детей

пейзажному рисованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 - 14

1.3 Развитие творческих проявлений дошкольников в процессе

изображения природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 - 19

Глава 2. Исследование изобразительных навыков старших дошкольников в

пейзажном рисовании

2.1 Методика исследования наличия изобразительных навыков старших дошкольников в пейзажном рисовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 - 25

2.2 Обучение старших дошкольников сюжетному пейзажному

рисованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - 32

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33 - 34

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35 - 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа-2АЛЁНА.doc

— 498.00 Кб (Скачать документ)

   Как известно «Эстетическое восприятие природы, как чувство красоты вообще, не является врождённым. Его надо развивать с раннего возраста, ибо богатая природа сама по себе не обеспечивает эстетическое развитие» [3, с.8] На это указывает Н. М. Зубарева утверждая, что слепота к красоте природы, неумение её видеть – результат воспитания, а точнее его отсутствие. Это говорит о том, что важную роль в развитии эстетического восприятия ребёнка играет взрослый, педагог. Он организует такую деятельность, через которую ребёнок накапливает знания о природе, обогащает свой опыт. Чем больше знания и опыта, тем ярче и богаче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность.

   Эстетическое  восприятие и чувство красоты формируется, через непосредственное наблюдение за живой природой, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими произведениями описания природы. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.

   С детьми старшего возраста работа по развитию эстетического восприятия пейзажной лирики усложняется, так как у дошкольника уже имеется некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Не случайно одной из программных задач по обучению старших дошкольников изобразительной деятельности является более глубокое ознакомление их с живописным пейзажем родной природы через художественные картины. Это помогает формировать эмоционально-ценностный опыт отношения к природе и её изображению в своих рисунках.

   «Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, предмет которого является изображение  природы, видов местности ландшафта». [8, с.87]

   Л. В. Компанцева пишет, что старшие  дошкольники широко знакомятся с  пейзажной живописью, так как  пейзажные картины учат по-настоящему видеть природу, понимать её красоту, видеть неповторимый колорит живописных мест и те средства выразительности, которые используют художники. Об том же говорит и В. А. Вовчик-Блакитная: «Некоторые семилетки способны чувствовать красоту близких и знакомых им пейзажей со светлым колоритом, мягкими переходами тонов». [3, с. 9] Ведь в пейзаже есть знакомые детям предметы и явления природы. При помощи рисунка, цвета, освящения художник показывает такие особенности предметов, явлений, каких мы прежде не замечали. Из этих слов можно вывести задачу педагога, воспитателя – помочь детям увидеть знакомые им предметы с какой-то новой неожиданной для них стороны.

   Но, что бы работа была целенаправленной, интересной и познавательной со старшими детьми проводятся чаще экскурсии в  природу, что позволяет подготовить  детское восприятие к опосредованному  знакомству с пейзажами. То есть непосредственное соприкосновение с природой. Очень важна мысль Л. В. Компанцевой на основе живых наблюдений: «Педагог стремится сформировать у каждого ребёнка тёплое, трепетное, любовное отношение к нежным образам природы, умение чувствовать её красоту и совершенство». [5, с. 3] О значении наблюдений в природе писали многие выдающиеся учёные, писатели и художники. Все они указывают на огромную значимость навеянных родной природой и сохранившихся с детства впечатлений для их творческого материала. Чем больше наблюдений, тем глубже восприятия произведения. Наряду с этим живое наблюдение природы подготавливает восприятия её в стихах. Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает отображению своих впечатлений в рисунке. Ведь поэтическое слово, как сигнал второй сигнальной системы помогает ребёнку обобщить впечатления от наблюдений, а так же тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребёнку увидеть волнующую прелесть белоствольных берёзок, пёстрых лугов, дубовых рощ, и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке. На основе наблюдений, художественного слова, бесед мы учим детей понимать содержание произведения, рассказывать о нем и сравнивать изображённое на полотне с реальным пейзажем, замечать детали. По утверждению Р. М. Чумичеевой: «Научить дошкольников понимать содержание картины – значит, помочь им не только увидеть, что изображено на полотне, но и установить взаимосвязь между предметами, образами картины». [10, с. 11]

   У детей пятого года жизни формируют  умение всматриваться. Что значит «всматриваться»? Это научить детей внимательно  слушать рассказ по картине, смотреть и видеть детали, выделять главное в содержании произведения, устанавливать связи между предметами и явлениями, изображёнными на картине. Так, постепенно, у детей развивается эстетическое восприятие искусства на основе его осмысления, что порождает эстетические чувства и эмоционально положительное отношение к воспринимаемому.

   «Дети старшего возраста уже могут не только восхищаться красивым, но и могут  высказывать своё суждение, пробуют  обосновывать, почему та или иная картина  им кажется красива, что в ней красивого». [3, с. 3] Это говорит о эмоционально положительном отношении к содержанию любой пейзажной картине, которое основано на анализе логических связей, на умение объяснять, что ребёнок увидел. Ведь у детей этого возраста уже достаточно развиты мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), а так же воображение, фантазия, отсюда и богатые проявления детского творчества. Дети начинают понимать эту красоту, связывая её с тем, что лес – богатство нашей Родины, её могущество, то есть у них воспитываются не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства. Беречь лес, природу – этому человек должен научится с детства. Такая работа оказывает положительное влияние на воспитание эмоционально-гуманных чувств дошкольника и на развитие их в дальнейшем во время изобразительной деятельности.

   Вывод: эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики способствует более глубокому познанию реальной действительности, природы, на котором базируется и детское творчество.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.2 Организация работы в детском саду по обучению пейзажному рисованию. 

   Работа  по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы должна строиться в соответствии с требованиями программы воспитателя и обучения в детском саду, которое нацелят на формирование у каждого ребёнка нравственно-этических чувств при встрече с прекрасным в природе и искусстве и, в частности при знакомстве с пейзажами.

   Одной из программных задач по изобразительной  деятельности является развитие эстетического восприятия дошкольников в умении различать и понимать своеобразие пейзажной живописи. Вся педагогическая работа должна выполняться систематически, целесообразно включать различные методы и приёмы. Одной из форм такой работы являются занятия по сюжетно-тематическому рисованию, основная цель которых – развитие умственной активности и творческого воображения детей.

   Перед нами стоит решение множество  задач по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы  и единым подходом к решению поставленных задач является методы и приёмы, которые определяют характер всей деятельности и ребёнка и воспитателя на занятиях.

   Для развития эстетического восприятия и творческого подхода старших  дошкольников к пейзажному рисованию Л. В. Компанцева предлагает следующие методы и приёмы в данной последовательности:

  • Наблюдение явлений природы передающих общее содержание стихотворения, беседа о средствах выразительности поэтического произведения с последующим обсуждением содержания рисунка;
  • Предшествующее наблюдению рассматриваемых картин, иллюстраций, отражающие поэтические образы;
  • Рисование только на основе восприятия поэтического произведения;
  • Рисование с натуры картин природы, описанных в стихотворении.

   А также показ некоторых приёмов  изображения, анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребёнка при передаче поэтического образа.

   Рассмотрим  специфику каждого метода. Наблюдение природы проводится не только для  получения детьми знаний о ней, для  развития эстетического восприятия, но и с целью сопоставления  пейзажей, описанных в поэтическом произведении и пейзажных картинах с существующими в природе. Наблюдения способствуют чуткости, восприимчивости к изобразительному и поэтическому описанию природы.

   Для более целенаправленного знакомства детей с произведениями о природе проводятся беседы о их содержании и различных средствах выразительности.

   Цель  беседы – вызвать в памяти детей  ранее воспринятые образы и возбудить  интерес к занятию. Она осуществляется через вопросы репродуктивного  характера и в большей степени  поискового. Они должны стимулировать живой обмен впечатлениями, способствовать пониманию выразительных черт  образов картин природы.

   Ещё одним из важнейших методов является рассматриванием картин или иллюстраций. Это один из важных методов в обучении детей пейзажному рисованию. Картины и иллюстрации вводятся для того, чтобы средства выразительности поэтического образа стали более понятные детям, а так же для знакомства с разными способами изображения природы.

   Для правильной организации учебной деятельности стоит помнить основные требования к отбору художественных произведений. При их подборе мы руководствуемся следующими требованиями к ним:

  • Произведения должны быть реалистическими и высокохудожественными;
  • По своей тематике оно должно быть близко и понятно детям; дети должны иметь запас представлений и знаний о явлениях и предметах, художественно отражённых в картине;
  • Художественные картины должны отражать эмоциональное воздействие на детей, вызывать живой отклик.

   Только  высокохудожественное произведение доставить подлинное эстетическое настроение и воспитывать вкус. Для того чтобы развить эстетическое чувство, В. Г. Белинский: «Необходимо дать детям произведения, сколько возможно доступные для их, но изящные, согретые теплотою чувства и ознакомленные большею или меньшею степенью истинного таланта». [10, с. 9]

   Практический  метод позволяет детям овладеть, усовершенствовать технику рисования  разными материалами и на основе этого закрепить полученные умения и навыки.

   Задача  воспитателя – так организовать изобразительную деятельность детей, чтобы она была активной, творческой и решала множество задач.

   Одной из ведущих форм организации учебной  деятельности в детском саду являются занятия. Правильная разработка системы  занятий позволит обучить детей  изображению окружающих предметов и явлений в природе, усовершенствовать изобразительные навыки и умения, развить детское художественное творчество. Эффективность обучения зависит от целого ряда условий. Главные из них: построение процесса обучения  в соответствии с дидактическими принципами, методами обучения, направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и отвечающими современным требованиям жизни. При разработке планов в проведения занятий необходимо постоянно помнить о специфике изобразительной деятельности, носящей образно-творческий ярко эмоциональный характер, главная задача которой – эстетическое отражение действительности. Поэтому так важно обеспечить развитие образного, эстетического восприятия, образных представлений, воображения, развития эстетических чувств и эмоциональной отзывчивости на изобразительную задачу.

   Н. А. Ветлугина указывает на то, что  «успех работы воспитателя в основном зависит от методического оборудования». [2, с. 185] Роль оборудования наглядных пособий действительно велика, но лишь сопровождает педагогический процесс, помогая к выполнению задач, определённых в программе «Пролеска». В свою очередь, внешний вид оборудования, наличие качественного ассортимента материалов и организация пространства в детской деятельности является важным средством эстетического воспитания детей. Большую помощь воспитанию в развитии представлений детей о многообразии явлений в окружающей нас природе оказывают репродукции картин, гравюр и книжной иллюстрации следует, чтобы картины были разных художников, но с изображением одного и того же. Например, картина Л. Бротской «Золотая осень» и И. И. Левитана «Золотая осень». А так же разные репродукции картин с отличающейся манерой исполнения, различным изображением линий, мазков, обобщённостью или детализацией изображённых предметов и образов. Воспитатель должен придерживаться требований к отбору художественных произведений, пункты которых были перечислены выше в данном параграфе.

   В педагогической практике детского сада воспитатели забывают о таком  важном моменте, как организация самостоятельной деятельности детей вне занятий по изобразительному искусству. Обычно оборудование, используемое на занятии, часто применяется и в самостоятельной деятельности детей. В часы досуга, проявляются индивидуальные интересы, симпатии и возможности детей, которым не следует препятствовать. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребёнка, и надо содействовать их выявлению и развитию. 

Информация о работе Образ родной природы в рисунках старших дошкольников