Образ родной природы в рисунках старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить возможности обогащения пейзажных рисунков детей, исходя из уровня сформированности у них изобразительных навыков в рисовании объектов природы.

Объект исследования: пейзаж в сюжетном рисовании старших дошкольников.

Предмет: зависимость успешности пейзажного рисования от наличия у старших дошкольников изобразительных навыков.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 - 5

Глава 1. Особенности эстетического восприятия и отображения

пейзажной лирики старшими дошкольниками

1.1 Эстетическое восприятие старшими дошкольниками образов

родной природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 - 10

1.2 Организация работы в детском саду по обучению детей

пейзажному рисованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 - 14

1.3 Развитие творческих проявлений дошкольников в процессе

изображения природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 - 19

Глава 2. Исследование изобразительных навыков старших дошкольников в

пейзажном рисовании

2.1 Методика исследования наличия изобразительных навыков старших дошкольников в пейзажном рисовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 - 25

2.2 Обучение старших дошкольников сюжетному пейзажному

рисованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - 32

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33 - 34

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35 - 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа-2АЛЁНА.doc

— 498.00 Кб (Скачать документ)

                          Министерство образования Республики Беларусь

             УО «Солигорский государственный педагогический колледж» 
 

     
 
 
 

           Образ родной природы в рисунках старших                  

                                    дошкольников 

                                                 курсовая работа 
 
 

                                                                        Выполнила:

                                                                        Саротник Елена Владимировна

                                                                        учащаяся группы ДО-41

                                                                       Руководитель –

                                                                        Т. А. Сискевич,

                                               преподаватель по методике

                                                      изобразительной деятельности. 
 

            

                           Защищена                     200   с отметкой _______________ 
 

                                                 Солигорск, 2005 

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 - 5     

Глава 1.  Особенности эстетического восприятия и отображения     

          пейзажной лирики старшими дошкольниками

      1.1 Эстетическое восприятие старшими дошкольниками образов    

            родной природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 - 10

      1.2 Организация работы в детском саду по обучению детей

            пейзажному рисованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 - 14             

      1.3 Развитие творческих проявлений дошкольников в процессе  

            изображения природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 - 19

      Глава 2. Исследование изобразительных навыков старших  дошкольников в 

                     пейзажном рисовании

      2.1 Методика исследования наличия изобразительных навыков старших дошкольников в пейзажном рисовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 - 25

      2.2 Обучение  старших дошкольников сюжетному пейзажному

       рисованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - 32

            Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33 - 34

            Список использованной  литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35 - 36

            Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

«Красота  родного края, открывающаяся

благодаря сказке, фантазии, творчеству,

                                                                                - это источник любви к родине…

                                                                             Пусть ребёнок чествует и восторгается

                                                                 ею, пусть в его сердце и памяти

                                                                навсегда сохраняются образы,

                                                                    в которых воплощается Родина».

В. А. Сухомлинский 

   ВВЕДЕНИЕ 

   Сегодня в современном образовании эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения придаётся большое значение, так как оно способствует всестороннему развитию человека, активному познанию им окружающего мира, становлению личности и формированию его чувств и сознания. 

   В Программе «Пралеска» указаны основные направления обучения дошкольников изобразительной деятельности. Подчёркивается необходимость развивать чувство  прекрасного, формировать высокие  эстетические вкусы, умение понимать и  ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

   Сегодня актуальной является проблема эстетического  воспитания детей через образы родной природы. В современном образовании  этой проблеме отводится значимое место, так как основная цель эстетического воспитания детей и молодёжи Республики Беларусь рассматривается как «гармоничное духовно-эстетическое формирование личности» в условиях демократического общества с его гуманистической направленностью. Отсюда и основная задача эстетического воспитания – целенаправленное развитие разносторонних качеств личности ребёнка.

   Известные педагоги и психологи, такие как В. А. Левин, Б. М. Теплов, М. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др., отмечали, что формирование высокоразвитого, гармонического человека трудно даже представить без воспитания у него любви к природе, умение глубоко и тонко понимать и чувствовать её красоту. Поэтому первостепенной эстетической школой, подготавливающей ребёнка к восприятию искусства, является природа. Природа со своими неповторимыми живописными местами, богатством и гармонией цветовой гаммы.

   В настоящее время на практике учёными, педагогами и психологами доказано, что возникают трудности восприятия детьми природы. Известный педагог Л. В. Компанцева обуславливает это тем, что «У детей, особенно городских, мало знаний  о явлениях природы и её образах и поэтому они не могут активно принимать свой опыт в изобразительной деятельности». [5, с. 6] К сожалению, развитию эстетического восприятия природы и окружающего мира в дошкольных учреждениях отводится второстепенное место, так как основное обучение приходит на усвоение детьми знаний и умении. Решением данной проблемы занимались известные педагоги и психологи А. В. Запорожец, Э. И. Залкинд, Н. М. Зубарева, В. Б. Косминская и др. Зубарева отмечает: «Решение данных задач следует начинать уже в детском саду…». [3, с. 4] Работа по эстетическому восприятию образов природы дошкольников имеет различные формы, основными из них являются занятия по изобразительной и художественно-речевой деятельности: экскурсии и беседы, в процессе которых дети приобщаются к искусству, художественной литературе; организованная самостоятельная деятельность, где ребёнок может проявить творческую инициативу, реализовать воображение. Это указывает на необходимость систематической, целенаправленной работы педагога.

   В своей работе мы рассматриваем возможности  развития эстетического восприятия, через наблюдения, чтение художественных произведений, беседы, а так же на образах пейзажной живописи. Сама природа является средством такого воспитания, а картины рек, леса, поля, луга, переданные живописными средствами и передающие настроение художника, его отношение к изображаемому, - еще более сильный фактор эстетического воспитания.

   Таким образом, эстетическое восприятие старшими дошкольниками образов родной природы и отображение их в своих рисунках - это необычайно интересная проблема, которая требует особого внимания и решения.

   Цель  исследования: изучить возможности обогащения пейзажных рисунков детей, исходя из уровня сформированности у них изобразительных навыков в рисовании объектов природы.

   Объект  исследования: пейзаж в сюжетном рисовании старших дошкольников.

   Предмет: зависимость успешности пейзажного рисования от наличия у старших дошкольников изобразительных навыков.

   Задачи  обследования:

  1. Изучить уровень сформированности изобразительных навыков старших дошкольников при создании ими пейзажных рисунков;
  2. Разработать и апробировать серию занятий направленных на развитие изобразительных навыков детей в сюжетном пейзажном рисовании;
  3. Обобщить полученные данные и сделать выводы на основе сравнительного анализа материалов констатирующего и формирующего эксперимента;
  4. По результатам проведённого исследования разработать рекомендации для последующей целенаправленной деятельности воспитателя.

   Гипотеза: обобщение и усложнение сюжетного пейзажного рисования старших дошкольников детерминировано уровнем сформированности у них изобразительных навыков и умений в рисовании объектов природы, а так же наличным уровнем эмоционально образных представлений о ней.

   Методы  и методика исследования:

   Констатирующее  обследования уровня сформированности изобразительных навыков детей.

   Разработка  перспективного плана работы и составление  на его основе конспектов занятий  с детьми.

   Апробирование разработанных конспектов занятий в процессе проведения формирующего эксперимента.

   Проведение  итогового сравнительного анализа  детских работ.

   База  исследования: детский сад № 22 ГОРОО г. Солигорска, старшая группа № 7. Количество детей – 13 человек в возрасте от 5 - 6 лет.

   Глава 1. Особенности эстетического восприятия и отображения пейзажной лирики старшими дошкольниками 

   1.1 Эстетическое восприятие  старшими дошкольниками  образов родной  природы. 

   Одним из важнейших условий формирования человека является эстетическое воспитание. Оно «…предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а так же умений и навыков творческой деятельности». [5, с. 5]

   Многие художники, искусствоведы, философы, педагоги, психологи подчеркивают, что важнейшим средством эстетического воспитания является изобразительная деятельность. Она имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей.

   Остановимся более подробно на том значении, которое имеет эстетически направленное восприятие образов родной природы для изобразительной деятельности старших дошкольников. Ведь проблема эстетического восприятия детьми окружающей природы является актуальной в настоящее время.

   Н. М. Зубарева указывает, что «…развитие и воспитание творческих качеств личности связано с постановкой эстетического воспитания в том числе с развитием у детей эстетического восприятия природы. Формирование высокоразвитого, гармонического человека трудно даже представить без воспитания у него любви к природе, умения глубоко и тонко принимать и чувствовать её красоту и обаяние. Эстетическое восприятие природы развивает и обогащает способность к эстетическому переживанию, облагораживает человека, прививает ему любовь ко всему истинно прекрасному, к Родине» [3, с. 7]. Данный вопрос о развитии эстетических чувств к природе и её эстетического восприятия принадлежит к числу наименее разработанных в психологической и педагогической литературе. А так же слабо отражён этот вопрос и в практике эстетического воспитания.

   Л. В. Компанцева так же отмечает, что «Первостепенной эстетической школой, подготавливающей человека к восприятию искусства, является природа. Нужно с детства начинать учить детей воспринимать красоту окружающей нас природы, так как эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними» [5, с. 6]. Ведь природа составляет постоянное окружение человека, ту естественную среду, в которой он живёт и которая накладывает существенный отрезок на его жизнь. Природа напоминает человеку о нём самом и в силу этого является для него предметом эстетических переживаний. Только человеку свойственно загораться эмоцией и испытывать радость от восприятия окружающей его природы.

Информация о работе Образ родной природы в рисунках старших дошкольников