Образ родной природы в рисунках старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить возможности обогащения пейзажных рисунков детей, исходя из уровня сформированности у них изобразительных навыков в рисовании объектов природы.

Объект исследования: пейзаж в сюжетном рисовании старших дошкольников.

Предмет: зависимость успешности пейзажного рисования от наличия у старших дошкольников изобразительных навыков.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 - 5

Глава 1. Особенности эстетического восприятия и отображения

пейзажной лирики старшими дошкольниками

1.1 Эстетическое восприятие старшими дошкольниками образов

родной природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 - 10

1.2 Организация работы в детском саду по обучению детей

пейзажному рисованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 - 14

1.3 Развитие творческих проявлений дошкольников в процессе

изображения природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 - 19

Глава 2. Исследование изобразительных навыков старших дошкольников в

пейзажном рисовании

2.1 Методика исследования наличия изобразительных навыков старших дошкольников в пейзажном рисовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 - 25

2.2 Обучение старших дошкольников сюжетному пейзажному

рисованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - 32

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33 - 34

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35 - 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа-2АЛЁНА.doc

— 498.00 Кб (Скачать документ)
 

   1. Сложность  сюжета, колористическое и композиционное решение рисунков, достаточно высокие изобразительные навыки характерно для детей 1 группы (высокого уровня): 10 человек, что составляет 77 %.

   2. Среднему  уровню соответствуют пейзажные  рисунки детей 2 группы. Для этих  работ характерно, в отличии от 1 группы, более низкий замысел,  композиционное решение, а так  же изобразительные навыки: 3 человека, что составляет 23 %.

   Таким образом, проанализировав полученные данные мы пришли к выводу, что проведённая  нами работа направленная на повышение  уровня изобразительных навыков  в рисовании объектов природы, а так же на обогащение замысла дошкольников и на усложнения построения композиции и её цветного решения, была успешной. Был достигнут высокий уровень изобразительных навыков в рисовании пейзажей родной природы, о чём свидетельствуют полученные результаты: средний уровень 23 % и высокий 77 %.  

   Анализ  итоговых работ позволил выявить следующее:

  1. Усложнился сюжет детских работ за счёт включения в рисунок разнообразных видов деревьев, кустов, других дополнительных элементов – небо, солнце, облака и т. д. - 7 человек (54 %).
  2. Присутствуют изменения в композиции  детских пейзажных рисунков. Она стала многоплановой по средствам изображения больших по размеру предметов переднего плана с постепенным их уменьшением к линии горизонта. Дети научились передавать воздушную перспективу, т. е. прорисовать предметы заданного плана общей массой - 9 человек (69 %).
  3. Изменился и усложнился общий колорит детских рисунков. Он стал более выразительным, ярким, соответствующим по цветовому решению реальным объектам - 8 человек (62 %).

   Таким образом, полученные результаты позволяют  нам утверждать, что проведённая работа, имеющая своей целью обогащение старших дошкольников впечатлениями об объектах и явлениях окружающей природы, и на этой основе создание у них устойчивых представлений, а так же формирование у старших дошкольников необходимых изобразительных навыков при рисовании объектов природы, завершилась удачно.

   Полагаем, что избранный нами алгоритм исследования:

   - констатирующее  обследование,

   - формирующий  эксперимент, 

   - сравнительная  итоговая диагностика, 

позволил получить объективные данные относительно зависимости результативности пейзажного рисования дошкольников от специфически-обучающего этапа работы с ними. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

   В работе основное внимание уделено развитию эстетического восприятия и его влиянию на уровень изобразительных навыков в рисовании объектов природы, а так же на обогащение замысла  и сюжета пейзажных рисунков дошкольников.

   В процессе констатирующего эксперимента нами был обследован и установлен у испытуемых уровень сформированности изобразительных навыков в рисовании объектов природы. На основе полученных данных было выдвинуто ряд важных задач, по которым был спланирован перспективный план работы, и составлены на его основе конспекты занятий и дидактические игры. Данные материалы экспериментальной работы показали, что обучающие занятия прошли успешно, о чём говорят высокие результаты, полученные в контрольном эксперименте. На этой основе можно сделать вывод, что важным условием в решении поставленных задач является создание благоприятных условий для того, что бы ребёнок научился воспринимать красоту родной природы, через непосредственные наблюдения в природе и анализ пейзажных картин художников, а так же через игровую деятельность.

   Занятия по изобразительной деятельности требуют  от воспитателя тщательной подготовки, знания использования разнообразных методов и приёмов - что способствует эффективному развитию у дошкольников творческих и изобразительных навыков в рисовании.  

   Данная  работа доказывает, что дети начинают лучше воспринимать и приобщатся к миру природы, к миру искусства, на основе чего возрастает интерес дошкольников к изобразительному виду деятельности, где они могут себя проявить и получить высокий результат, и что очень важно, положительные эмоции от выполненной работы.

   Одной из важнейших задач сегодня и в перспективе на будущее, является необходимость и далее разрабатывать и усовершенствовать приемы и методы обучения на занятиях.

   Анализируя  проделанную работу можно сделать  ряд выводов:

   Нам удалось достичь основной цели данного  исследования — изучить возможности обогащения пейзажных рисунков детей, исходя из уровня сформированности у них изобразительных навыков в рисовании объектов природы.

  1. Анализ теоретического материала, предшествующий практической части работы, позволил структурировать отобранный материал наиболее логичным и приемлемым способом, в соответствии с целями исследования.
  2. Результатом проведенной работы являются несколько методических рекомендаций:

   Таким образом, работа над развитием детских  изобразительных навыков в пейзажном рисовании дело важное и необходимое. Поиск новых путей активизации творческой деятельности дошкольников в рисовании является одной из неотложных задач современной психологии и педагогики.

   Полученные  результаты позволяют утверждать, что  выдвинутая гипотеза исследования верна, т. е. обобщение и усложнение сюжетного пейзажного рисования старших дошкольников детерминировано уровнем сформированности у них изобразительных навыков и умений в рисовании объектов природы, а так же наличным уровнем эмоционально образных представлений о ней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы: 

   
  1. Ветлугина Н. А.  Художественное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1974. – 175 с. с ил.
  2. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1978. – 207 с., ил. 
  3. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5 – 7 лет. - М.: Просвещение, 1969. - 111 с.
  4. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М.: Педагогика, 1984. – 120 с.
  5. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985. – 96 с., ил.
  6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие для учащихся пед. Уч-щ по спец. /Т. С. Комарова, В. А. Езикеева, Е. В. Лебедева и др.;  Под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с., ил.
  7. Саккулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с., ил.
  8. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с. 12 л. ил.
  9. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и спец. /В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
  10. Чумичёва Р. М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992. – 126 с., 16 л. ил.
  11. Доронова Т. Волшебная красота русской зимы // Дошкольное воспитание, - 2000. - № 7, - с. 64 - 72.
  12. Доронова Т. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 5 - 6 лет // Дошкольное воспитание, - 1999. - № 10, - с. 59 - 61.
  13. Ивченко С. Картинки – помощники // Дошкольное воспитание, - 2005. - № 2, - с. 57 - 59.
  14. Кокоткина О., Сухина О. Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством // Дошкольное воспитание, - 2004. - № 2, - с. 35 – 40.
  15. Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание, - 2005. - № 2, - с. 80- 86.
  16. Комарова Т. О взаимосвязи дидактических игр в изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание, - 1997. - № 6, - с. 25 - 29.
  17. Коротких С. Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетического и художественного воспитания // Дошкольное воспитание, - 1999. - № 9, - с. 69 - 71.
  18. Курочкина Н. А. Очей очарование. Знакомтво с пейзажной живописью детей старшего дошкольного возраста // Пралеска, - 2003. - № 9, - с. 21- 29.
  19. Луканова Г. Изобразительное искусство. Фрагмент программы художественного образования и эстетического воспитания // Дошкольное воспитание, - 2004. - № 2, - с. 26 – 31.
  20. Мацкевич М. Войдя в мир искусства. Программа эстетического воспитания // Дошкольное воспитание, - 1998. - № 6, - с. 16 - 22.
  21. Скараходау У. П. Эстэтычнае выхаванне дзяцей сродкамі народнай творчасці // Мастацкая адукацыя і культура, - 2003 - № 4 - с. 25 - 26
  22. Ушкаова В. М., Шауро Г. Ф. Эстетическое воспитание и художественное  образование: проблема взаимосвязи // Мастацкая адукацыя і культура, - 2003 - № 1, с. 8 – 11
  23. Ясева Т. Линия, цвет, композиция // Пралеска, - 2004. - № 7, - с. 41- 43.
  24. Ястребова С. Конкурс знатоков изобразительного искусства // Дошкольное воспитание, - 2004. - № 2, - с. 61- 66.

Информация о работе Образ родной природы в рисунках старших дошкольников