Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 12:52, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности обогащения пейзажных рисунков детей, исходя из уровня сформированности у них изобразительных навыков в рисовании объектов природы.
Объект исследования: пейзаж в сюжетном рисовании старших дошкольников.
Предмет: зависимость успешности пейзажного рисования от наличия у старших дошкольников изобразительных навыков.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 - 5
Глава 1. Особенности эстетического восприятия и отображения
пейзажной лирики старшими дошкольниками
1.1 Эстетическое восприятие старшими дошкольниками образов
родной природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 - 10
1.2 Организация работы в детском саду по обучению детей
пейзажному рисованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 - 14
1.3 Развитие творческих проявлений дошкольников в процессе
изображения природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 - 19
Глава 2. Исследование изобразительных навыков старших дошкольников в
пейзажном рисовании
2.1 Методика исследования наличия изобразительных навыков старших дошкольников в пейзажном рисовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 - 25
2.2 Обучение старших дошкольников сюжетному пейзажному
рисованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - 32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33 - 34
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35 - 36
Задачи исследования:
В процессе исследования нами были использованы следующие методы:
База исследования: детский сад № 22 ГОРОО г. Солигорска, старшая группа № 7 Воспитатели: Суворова Т. И., Шкляревская А. О.
Выборка исследования – 18 детей, девочек – 44 %, мальчиков – 56 %.
В процессе исследования нами были выделены следующие этапы.
Первый этап – констатирующее обследование направленное на выявление уровня сформированности изобразительных навыков детей в процессе выполнения пейзажного рисунка. Для решения этой задачи было разработано констатирующее занятие на тему «Мой любимый уголок природы». (Приложение 1). Материалы, полученные в результате проведения данного занятия (детские работы), послужили основой для проведения анализа уровня сформированности у детей изобразительных навыков. В качестве параметров оценки детских работ мы выделили следующие:
Все работы в процессе анализа были распределены нами по трём уровням: низкий, средний, высокий.
Таблица 1
Уровень сформированности изобразительных навыков в пейзажном рисовании
№ | Ф.И. ребёнка |
Сложность детского замысла | Композиционное решение | Колориси-ческое решение | Создание эмоционального настроения | Изобрази-тельные навыки |
Белько Даша | Выс. | Выс. | Выс. | Выс. | Сред. | |
Галкин Никита | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | |
Гринюк Даша | Сред. | Выс. | Сред. | Выс. | Выс. | |
Жицкая Настя | Сред. | Выс. | Сред. | Сред. | Выс. | |
Забродина Алиса | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | |
Иванов Рома | Сред. | Выс. | Сред. | Сред. | Сред. | |
Михаленя Маша | Сред. | Сред. | Сред. | Выс. | Сред. | |
Никанович Влад | Низ. | Сред. | Сред. | Низ. | Сред. | |
Новик Максим | Сред. | Сред. | Сред. | Низ. | Низ. | |
Олехнович Никита | Выс. | Выс. | Сред. | Выс. | Выс. | |
Сайко Илья | Сред. | Сред. | Низ. | Низ. | Низ. | |
Хамицевич Богдан | Выс. | Выс. | Выс. | Выс. | Сред. | |
Чудаев Женя | Выс. | Выс. | Выс. | Сред. | Сред. |
Анализ материалов данной таблицы позволил сделать следующие выводы.
Т. о. проанализировав полученные данные мы пришли к выводу, что в целом в группе сложилась неблагоприятная ситуация с созданием пейзажных рисунков. Необходимо провести соответствующую обучающую работу, направленную на повышение уровня изобразительных навыков в рисовании объектов природы, а так же на обогащение замысла дошкольников и на усложнение построение композиции и их цветового решения.
С этой целью на втором этапе нашего исследования нами была разработана серия обучающих занятий, которая позволит достичь поставленной цели.
Второй этап - исходя из полученных данных констатирующего обследования, нами был выявлен общий уровень сформированности у детей изобразительных навыков и, на основе этого, была выдвинута следующая цель: повысить уровень изобразительных навыков в рисовании объектов природы, а так же обогатить замысел дошкольников.
Третий этап – констатирующее обследование, целью которого является подведение результатов работы на основе анализа детских рисунков на тему «Мой любимый уголок природы».
Полагаем, что данная структура работы позволит нам реализовать необходимую логику исследования: диагностика обучение повторная констатирующая диагностика.
Особого
внимания заслуживает второй этап работы,
на котором реализуется основная
обучающая задача исследования, т. е.
создание у подгруппы испытуемых
необходимых технических
2.2
Обучение старших дошкольников
сюжетному пейзажному
рисованию.
Для решения задач обучающего этапа нашего исследования мы выбрали такую форму работы, как формирующий эксперимент.
Задачи формирующего эксперимента:
Для решения поставленной цели и реализации данных задач нами был разработан перспективный план работы, и составлены на его основе конспекты занятий. (Приложение 2)
Перспективный план работы включает в себя следующие направления:
Таблица 2
Перспективный план работы (март – апрель)
Формы
работы |
Тема | Программное содержание | Форма
работы |
Срок |
Наблюдение
на прогулке Занятие Занятие Игра Наблюдение
на прогулке Игра Занятие Занятие Занятие Занятие |
Зимняя ель Зимний пейзаж И.И.
Шишкина «На севере диком … » «Еловый
лес». Мир загадок (карандаши,
мелки, фломастеры) Белоствольные берёзки. Кусты. Прятки (карандаши,
мелки, фломастеры) Пейзаж И.Э. Грабаря «Февральская
лазурь» «Берёзовая роща» (белая гуашь, карандаши, фломастеры) Перспектива «Еж» (карандаши, мелки, фломастеры) |
1)расширить
знания и представления детей
о ели;
2)развивать
наблюдательность и чувство красоты к
окружающему. 1) познакомить с картиной художника И. И. Шишкина, учить эмоционально откликаться на неё, выделять средства выразительности (по схеме). Показать различные варианты изображения ели; 2) воспитывать
интерес к пейзажной картине. 1) учить располагать изображение на широкой полосе, учить передавать различные по высоте старых и молодых деревьев, их окраску, характерное строение; 2) развивать эстетическое
восприятие окружающего, любовь к природе. 1) закрепить
технику изображения ели, 2) развивать творческие
способности. 1) расширить знания и представления детей о берёзе, кустах; 2)развивать
наблюдательность и чувство красоты к
окружающему. 1) учить рисовать кусты разные по высоте (высокий, средний, низкий); 2) развивать творческие способности, интерес к рисованию 1) познакомить с картиной художника И. Э. Грабаря, учить эмоционально откликаться на произведения искусства, выделять средства выразительности (по схеме). Показать различные варианты изображения берёзы; 2) воспитывать интерес
к изобразительной деятельности. 1) учить располагать изображение на широкой полосе, учить передавать различные по высоте деревьев, их окраску, характерное строение; 2) развивать эстетическое
восприятие окружающего, любовь к природе. 1) развивать умение изображать глубину перспективы. 2) развивать эстетическое
восприятие окружающего, воспитывать
любовь к природе. 1) закрепить полученные знания на предыдущих занятиях (разные виды деревьев, кусты; перспектива) 2) развивать творческие способности, интерес к изображаемому. |
наблюдение, беседа. рассматривание
репродукции, беседа. практическое
задание. практическое
задание. наблюдение,
беседа. практическое
задание. рассматривание
репродукции, беседа.
практическое
задание. наблюдение, практическое
задание, рассматривание книжной иллюстрации,
репродукции худ. пейзажистов практическое
задание. |
1 пол. дня 2 пол. дня 2 пол. дня 1 пол.
дня (утро) 1 пол. дня 2 пол.
дня 2 пол. дня 2 пол.
дня 2 пол.
дня (прогулка и вечер) 2 пол. дня |
На основе перспективного плана нами были разработаны следующие модели изображения деревьев кустов, предлагаемые детям.
Варианты изображения хвойных деревьев.
Варианты изображения берёз.
Варианты изображения кустов.
На основе перспективного плана были разработаны занятий и дидактических игр. В процессе их реализации дети выполняли соответствующие пейзажные изображения (Приложение 3). Именно проведённая практическая работа убедила нас в том, что были выбраны правильные формы работы и правильная общая её направленность.
После
проведения второго этапа
После проведения контрольного занятия, направленного на выявление уровня сформированности изобразительных навыков у детей, полученные материалы (детские работы), послужили основой для выполнения анализа уровня сформированности у детей изобразительных навыков.
Все работы были распределены нами по двум уровням: средний и высокий.
Таблица 3
Уровень сформированности изобразительных навыков в пейзажном рисовании
№ | Ф.И. ребёнка |
Сложность детского замысла | Композиционное решение | Колориси-ческое решение | Создание эмоционаь-ного настроения | Изобрази-тельные навыки |
Белько Даша+ | Выс. | Выс. | Выс. | Выс. | Выс. | |
Галкин Никита | Сред. | Сред. | Сред. | Сред. | Низ. | |
Гринюк Дашас | Выс. | Выс. | Выс. | Выс. | Выс. | |
Жицкая Настя | Выс. | Выс. | Сред. | Сред. | Выс. | |
Забродина Алиса | Сред. | Выс. | Сред. | Сред. | Сред. | |
Иванов Рома | Выс. | Выс. | Сред. | Выс. | Выс. | |
Михаленя Маша | Выс. | Сред. | Выс. | Выс. | Сред. | |
Никанович Влад | Выс. | Выс. | Выс. | Сред. | Выс. | |
Новик Максим | Выс. | Сред. | Выс. | Выс. | Сред. | |
Олехнович Никита | Выс. | Выс. | Сред. | Выс. | Выс. | |
Сайко Илья | Сред. | Сред. | Сред. | Сред. | Низ. | |
Хамицевич Богдан | Выс. | Выс. | Выс. | Выс. | Выс. | |
Чудаев Женя | Выс. | Выс. | Выс. | Сред. | Выс. |
Информация о работе Образ родной природы в рисунках старших дошкольников