Образ родной природы в рисунках старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить возможности обогащения пейзажных рисунков детей, исходя из уровня сформированности у них изобразительных навыков в рисовании объектов природы.

Объект исследования: пейзаж в сюжетном рисовании старших дошкольников.

Предмет: зависимость успешности пейзажного рисования от наличия у старших дошкольников изобразительных навыков.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 - 5

Глава 1. Особенности эстетического восприятия и отображения

пейзажной лирики старшими дошкольниками

1.1 Эстетическое восприятие старшими дошкольниками образов

родной природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 - 10

1.2 Организация работы в детском саду по обучению детей

пейзажному рисованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 - 14

1.3 Развитие творческих проявлений дошкольников в процессе

изображения природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 - 19

Глава 2. Исследование изобразительных навыков старших дошкольников в

пейзажном рисовании

2.1 Методика исследования наличия изобразительных навыков старших дошкольников в пейзажном рисовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 - 25

2.2 Обучение старших дошкольников сюжетному пейзажному

рисованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - 32

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33 - 34

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35 - 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа-2АЛЁНА.doc

— 498.00 Кб (Скачать документ)

   Задачи  исследования:

  1. Изучить уровень сформированности изобразительных навыков старших дошкольников при создании ими пейзажных рисунков;
  2. Разработать и апробировать серию занятий направленных на развитие изобразительных навыков детей в сюжетном пейзажном рисовании;
  3. Обобщить полученные данные и сделать выводы на основе сравнительного анализа материалов констатирующего и формирующего эксперимента;
  4. По результатам проведённого исследования разработать рекомендации для последующей целенаправленной деятельности воспитателя.

   В процессе исследования нами были использованы следующие методы:

  1. Констатирующее обследования уровня сформированности изобразительных навыков детей в процессе поведения контрольного занятия на тему «Мой любимый уголок природы» - анализ детских работ.
  2. Разработка перспективного плана работы и составления на его основе конспектов занятий с детьми.
  3. Апробирование разработанных занятий в процессе проведения формирующего эксперимента.
  4. Проведение итогового сравнительного анализа детских работ.

   База  исследования: детский сад № 22 ГОРОО г. Солигорска, старшая группа № 7 Воспитатели: Суворова Т. И., Шкляревская А. О.

   Выборка исследования – 18 детей, девочек – 44 %, мальчиков – 56 %.

   В процессе исследования нами были выделены следующие этапы.

   Первый  этап – констатирующее обследование направленное на выявление уровня сформированности изобразительных навыков детей в процессе выполнения пейзажного рисунка. Для решения этой задачи было разработано констатирующее занятие на тему «Мой любимый уголок природы». (Приложение 1). Материалы, полученные в результате проведения данного занятия (детские работы), послужили основой для проведения анализа уровня сформированности у детей изобразительных навыков. В качестве параметров оценки детских работ мы выделили следующие:

  1. Сложность детского замысла в составлении сюжета;
  2. Композиционное решение работы;
  3. Колористическое (цветовое) решение изображения;
  4. Создание эмоционального настроения в пейзажном рисунке;
  5. Изобразительные навыки.

   Все работы в процессе анализа были распределены нами по трём уровням: низкий, средний, высокий.

     Таблица 1

    Уровень сформированности изобразительных  навыков в пейзажном рисовании

 
Ф.И. ребёнка
Сложность детского замысла Композиционное  решение Колориси-ческое решение Создание эмоционального настроения Изобрази-тельные навыки
Белько Даша Выс. Выс. Выс. Выс. Сред.
Галкин Никита Низ. Низ. Низ. Низ. Низ.
Гринюк Даша Сред. Выс. Сред. Выс. Выс.
Жицкая Настя Сред. Выс. Сред. Сред. Выс.
Забродина Алиса Низ. Низ. Низ. Низ. Низ.
Иванов Рома Сред.  Выс. Сред. Сред. Сред.
Михаленя Маша Сред. Сред. Сред. Выс. Сред.
Никанович Влад Низ. Сред. Сред. Низ. Сред.
Новик Максим Сред. Сред. Сред. Низ. Низ.
Олехнович Никита Выс. Выс. Сред. Выс. Выс.
Сайко Илья Сред. Сред. Низ. Низ. Низ.
Хамицевич Богдан Выс. Выс. Выс. Выс. Сред.
Чудаев Женя Выс. Выс. Выс. Сред. Сред.
 

    Анализ  материалов данной таблицы позволил сделать следующие выводы.

  1. Сложность сюжета, колористическое и композиционное решение рисунков, достаточно высокие изобразительные навыки характерно для детей 1 группы (высокого уровня): 4 человека, что составляет 31 %.
  2. Среднему уровню соответствуют пейзажные рисунки детей 2 группы. Для этих работ характерно, в отличии от работ 1 группы, более низкий замысел, композиционное решение, а так же изобразительные навыки: 6 человека, что составляет 46 %.
  3. Низкому уровню соответствуют рисунки детей 3 группы. Для этих работы характерно отсутствие или очень низкий, неустойчивый замысел пейзажного рисунка, изобразительные навыки находятся на очень низком уровне, что и позволило отобрать данные работы  в 3 группу: 3 человека, что составляет 23 %. 

    Т. о. проанализировав полученные  данные мы пришли к выводу, что в целом  в группе сложилась неблагоприятная  ситуация с созданием пейзажных рисунков. Необходимо провести соответствующую обучающую работу, направленную на повышение уровня изобразительных навыков в рисовании объектов природы, а так же на обогащение замысла дошкольников и на усложнение построение композиции и их цветового решения.

    С этой целью на втором этапе нашего исследования нами была разработана  серия обучающих занятий, которая  позволит достичь поставленной цели.

    Второй  этап - исходя из полученных данных констатирующего обследования, нами был выявлен общий уровень сформированности у детей изобразительных навыков и, на основе этого, была выдвинута следующая цель: повысить уровень изобразительных навыков в рисовании объектов природы, а так же обогатить замысел дошкольников.

    Третий  этап – констатирующее обследование, целью которого является подведение результатов работы на основе анализа детских рисунков на тему «Мой любимый уголок природы».

    Полагаем, что данная структура работы позволит нам реализовать необходимую  логику исследования: диагностика  обучение повторная констатирующая диагностика.

    Особого внимания заслуживает второй этап работы, на котором реализуется основная обучающая задача исследования, т. е. создание у подгруппы испытуемых необходимых технических навыков  и развития их замысла по средствам сюжетного пейзажного рисования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Обучение старших дошкольников сюжетному пейзажному рисованию. 

    Для решения задач обучающего этапа  нашего исследования мы выбрали такую  форму работы, как формирующий  эксперимент.

    Задачи  формирующего эксперимента:

  1. Развить у детей эстетическое видение объектов природы;
  2. Развить творческие способности детей посредством создания интересного замысла рисунка;
  3. Учить воспринимать и улавливать главное в картине, воспринимать используемые художником средства выразительности, как средства характеристики образа;
  4. Совершенствовать изобразительные навыки;

    Для решения поставленной цели и реализации данных задач нами был разработан перспективный план работы, и составлены на его основе конспекты занятий. (Приложение 2)

    Перспективный план работы включает в себя следующие направления:

  1. Знакомство с творчеством художников пейзажистов.
  2. Непосредственная работа с детьми над созданием пейзажных рисунков.

Таблица 2

    Перспективный план работы (март – апрель)

Формы

 работы

Тема Программное содержание Форма

работы

Срок
Наблюдение  на прогулке 
 
 
 

Занятие 
 
 
 
 
 
 
 

Занятие 
 
 
 
 
 
 
 
 

Игра 
 
 
 

Наблюдение  на прогулке 
 
 
 
 

Игра 
 
 
 
 
 
 
 

Занятие 
 
 
 
 
 
 
 
 

Занятие 
 
 
 
 
 
 
 

Занятие 
 
 
 
 
 
 

Занятие 

Зимняя ель 
 
 
 
 

Зимний  пейзаж

 И.И. Шишкина «На севере диком … » 
 
 

«Еловый лес». 
 
 
 
 
 
 
 

Мир загадок

(карандаши,  мелки, фломастеры) 

Белоствольные берёзки.

Кусты. 
 
 
 

Прятки

(карандаши,  мелки, фломастеры) 
 
 
 
 

Пейзаж 

И.Э. Грабаря 

«Февральская  лазурь» 
 
 
 
 
 

«Берёзовая  роща»   

(белая гуашь, карандаши,

фломастеры) 
 
 
 

Перспектива 
 
 
 
 
 
 

 «Еж» (карандаши, мелки, фломастеры)

1)расширить  знания и представления детей  о ели;

2)развивать  наблюдательность и чувство красоты к окружающему. 

1) познакомить с картиной художника И. И. Шишкина, учить эмоционально откликаться на неё, выделять средства выразительности (по схеме). Показать различные варианты изображения ели;

2) воспитывать интерес к пейзажной картине. 

1) учить располагать изображение на  широкой полосе, учить передавать различные по высоте старых и молодых деревьев, их окраску, характерное строение;

2) развивать эстетическое восприятие окружающего, любовь к природе. 

1) закрепить  технику изображения ели, развивать  логическое мышление;

2) развивать творческие способности. 

1) расширить знания и представления детей о берёзе, кустах;

2)развивать наблюдательность и чувство красоты к окружающему. 

 1) учить рисовать кусты разные по высоте (высокий, средний, низкий);

2) развивать творческие способности, интерес к рисованию

  

1) познакомить с картиной художника И. Э. Грабаря, учить эмоционально откликаться на произведения искусства, выделять средства выразительности (по схеме). Показать различные варианты изображения берёзы;

2) воспитывать интерес к изобразительной деятельности. 

1) учить  располагать изображение на  широкой полосе, учить передавать различные по высоте деревьев, их окраску, характерное строение;

2) развивать эстетическое восприятие окружающего, любовь к природе. 

1) развивать умение изображать глубину перспективы.

2) развивать эстетическое восприятие окружающего, воспитывать любовь к природе. 
 

1) закрепить полученные знания на предыдущих занятиях (разные виды деревьев, кусты; перспектива)

2) развивать творческие способности, интерес к изображаемому.

наблюдение, беседа. 
 
 
 

рассматривание репродукции, беседа. 
 
 
 
 
 

практическое  задание. 
 
 
 
 
 
 
 

практическое  задание. 
 
 

наблюдение, беседа. 
 
 
 
 

практическое  задание. 
 
 
 
 
 

рассматривание  репродукции, беседа. 
 

 

  
 
 

практическое  задание. 
 
 
 
 
 

наблюдение,

практическое  задание, рассматривание книжной иллюстрации, репродукции худ. пейзажистов 
 
 

практическое  задание. 

1 пол. дня 
 
 
 

2 пол. дня 
 
 
 
 
 
 

2 пол. дня 
 
 
 
 
 
 
 

1 пол.  дня (утро) 
 

1 пол. дня 
 
 
 
 

2 пол.  дня 
 
 
 
 
 

2 пол. дня 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 пол.  дня 
 
 
 
 
 
 

2 пол.  дня (прогулка и вечер) 
 
 
 
 
 

2 пол. дня

 

    На  основе перспективного плана нами были разработаны следующие модели изображения  деревьев кустов, предлагаемые детям.

     

     Варианты  изображения хвойных деревьев.

     

          Варианты изображения берёз.

     

     Варианты  изображения кустов.

   На  основе перспективного плана были разработаны занятий и дидактических игр. В процессе их реализации  дети выполняли соответствующие пейзажные изображения (Приложение 3). Именно проведённая практическая работа убедила нас в том, что были выбраны правильные формы работы и правильная общая её направленность.

   После проведения второго этапа исследовательской  работы мы пришли к её третьему этапу – констатирующему итоговому обследованию. Для этого использовалось повторное творческое пейзажное рисование на тему «Мой любимый уголок природы». (Приложение 4). 

   После проведения контрольного занятия, направленного на выявление уровня сформированности изобразительных навыков у детей, полученные материалы (детские работы), послужили основой для выполнения анализа уровня сформированности у детей изобразительных навыков.

   Все работы были распределены нами по двум уровням: средний и высокий.

     Таблица 3

    Уровень сформированности изобразительных  навыков в пейзажном рисовании

 
Ф.И. ребёнка
Сложность детского замысла Композиционное  решение Колориси-ческое решение Создание эмоционаь-ного настроения Изобрази-тельные навыки
Белько Даша+ Выс. Выс. Выс. Выс. Выс.
Галкин Никита Сред. Сред. Сред. Сред. Низ.
Гринюк Дашас  Выс. Выс.  Выс. Выс. Выс.
Жицкая Настя Выс. Выс. Сред. Сред. Выс.
Забродина Алиса Сред. Выс. Сред. Сред. Сред.
Иванов Рома Выс. Выс. Сред. Выс. Выс.
Михаленя Маша Выс. Сред. Выс. Выс. Сред.
Никанович Влад Выс. Выс. Выс.  Сред. Выс.
Новик Максим Выс.  Сред. Выс. Выс. Сред.
Олехнович Никита Выс. Выс. Сред. Выс. Выс.
Сайко Илья Сред. Сред. Сред.  Сред. Низ.
Хамицевич Богдан Выс. Выс. Выс. Выс. Выс.
Чудаев Женя Выс. Выс. Выс. Сред. Выс.

Информация о работе Образ родной природы в рисунках старших дошкольников