Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 12:52, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности обогащения пейзажных рисунков детей, исходя из уровня сформированности у них изобразительных навыков в рисовании объектов природы.
Объект исследования: пейзаж в сюжетном рисовании старших дошкольников.
Предмет: зависимость успешности пейзажного рисования от наличия у старших дошкольников изобразительных навыков.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 - 5
Глава 1. Особенности эстетического восприятия и отображения
пейзажной лирики старшими дошкольниками
1.1 Эстетическое восприятие старшими дошкольниками образов
родной природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 - 10
1.2 Организация работы в детском саду по обучению детей
пейзажному рисованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 - 14
1.3 Развитие творческих проявлений дошкольников в процессе
изображения природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 - 19
Глава 2. Исследование изобразительных навыков старших дошкольников в
пейзажном рисовании
2.1 Методика исследования наличия изобразительных навыков старших дошкольников в пейзажном рисовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 - 25
2.2 Обучение старших дошкольников сюжетному пейзажному
рисованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - 32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33 - 34
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35 - 36
Вывод: полноценное развитие творческих способностей, эстетического восприятия, чувства и вкуса, а так же усовершенствование технических приёмов, умений и навыков в рисовании родной природы, осуществляются лишь в условиях правильной организации педагогической работы. Она проводится целенаправленно и систематически, строится на различных видах деятельности (экскурсии в природу, наблюдениях на прогулках, занятия), которые включают в себя различные методы и приёмы.
Такая
организация учебной
1.3
Развитие творческих
проявлений дошкольников
в процессе изображения
природы.
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности – играх, рисовании, рассказах и так далее. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство основывается на зрительных ощущениях, с их помощью ребёнок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.
«Учить
ребёнка видеть мир – вот одна
задача воспитателя. А это значит
развивать в детях
Одна из основных задач дальнейшей работы заключается в том, чтобы научить детей свободному отражению окружающего, выражению своего отношения к изображаемому миру, развить детское изобразительное творчество, научить их создавать изображение по замыслу. Для этого необходимо проанализировать, как формируется и развивается замысел в изобразительном творчестве, что собой представляет творчество, что б затем правильно и целенаправленно построить педагогический процесс, свою работу по развитию творчества в процессе изображения природы.
С этой целью мы обратились к работам философов, психологов, педагогов, искусствоведов, в которых рассматривается вопрос о развитии творчества в процессе изображения природы, а так же роль педагогического влияния, обучения в развитии этого процесса. Обязательным признаком творчества, по мнению учёных, являются преобразования предметов, явлений, новизна, оригинальность, полученные в процессе работы.
Анализируя постановку вопроса о творчестве детей, его возникновении и развитии, можно выделить разные направления в их решении. В одном случае источник творчества видится во внутренних самозарождающихся силах ребёнка, то есть творческие способности рассматриваются как возникшие спонтанно, а следовательно, они не управляемы, педагогически направленное формирование их невозможно. Такого мнения взгляда придерживались такие учёные как А. В. Багушинский, К. Н. Вентцель, Ф. И. Шмити другие.
Сторонники другого направления считали источником развитии детского творчества окружающую жизнь, искусство. В связи с этим для развития детского художественного творчества необходимо создание соответствующих условий, усвоение детьми художественного опыта, обучение приёмам творческой работы. На это указывали такие известные учёные, педагоги и психологи как Г. В. Лабунская, В. А. Левин, Б. М. Цеплов, М. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и другие. Их исследования, наблюдения и практическая работа указывают на: «Необходимость организованного процесса обучения, как важного условия развития детского художественного творчества, в том числе и изобразительного». [4, с. 101] Влияние обучения на развитие творчества отмечала и Е. А. Флёрина: «Нарастание творческих задач прямо пропорционально закреплению и росту учебных достижений, то есть: чем более закреплено то или иное учебное достижение в рисовании, лепке, тем шире оно может обрастать и замыслами ребёнка, и наоборот». [3, с. 12] Исследования Н. П. Сакулиной показывают что: «Обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию. Не освоив на занятиях под руководством педагогов необходимых для изображения знаний, навыков и умений, не получив достаточно отчётливых представлений об изображаемом, ребёнок чувствует себя беспомощным, вынужден рисовать не то что задумал, а то, что получается». [4, с. 102]
Надо отметить и то, что творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образным представлениями и желаниями передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучение различных вариантов изображения, технических приёмов будет способствовать их творческому развитию. Это ещё раз указывает на влияния обучения на развитие творчества в изобразительной деятельности детей.
В дальнейшей нашей работе нас интересует развитие творческих проявлений дошкольников в процессе изображения природы.
Исследования Л. В. Компанцевой указывают что: « На развитие и проявление творческих способностей дошкольников существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукции) и иллюстрации, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы». [1, с. 12]
Поэтические произведения о природе являются наиболее эффективным и специфичным средством развития творческого подхода ребёнка к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогатит и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиций, индивидуальных особенностей образов, действий способствует отражению этих качеств и в детских рисунках.
Дети могут создавать творческие рисунки и не только на основе наблюдений природных явлений, но и если проводить с ними целенаправленную работу по развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией. То лирические образы природы обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями.
Л. В. Компанцева указывает, что творческий процесс у детей протекает по-разному. Она приводит такие примеры: «Четырёх- пятилетние дети рисуют исходя из личного опыта непосредственного восприятия природы, но тема их рисунков определена поэтическим произведением. Дети шести-семи лет стараются в рисунках по поэтическому произведению как можно точнее передать его содержание». [5, с. 13]
По подведённым итогам исследований в детском саду изобразительной деятельности Е. А. Флёрина дала такое определение изобразительного творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражении, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатления полученных им через слово, картину и другие виды искусства». [5, с. 17]
Творчество детей дошкольного возраста мы понимаем как умение приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздавать наблюдаемое, но преобразовывать воспринятое, внеся свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого. Продолжая эту мысль, можно сказать, что творчество в дошкольном возрасте проявляется на разных этапах изобразительной деятельности: при задумывании и осуществлении замысла, при поисках средств для выражения задуманного и в конечном результате – в рисунке.
Творческая
выразительность детских
Для
выразительного изображения природы
важно овладеть рисованием линий
разной интенсивности, создавая различным
нажимом на карандаш или использование
различных кистей, линейным и пространственным
ритмом, который помогает передать
дошкольникам пространственные взаимоотношения
предметов. Использование всех этих средств
для достижения выразительности является
показателем развития художественно-творческих
способностей детей в изображении природы.
Вывод:
Развитию творчества у дошкольников обучение
не препятствует. Наоборот, оно способствует
его становлению и развитию. Умело руководя
процессом развития детского художественного
творчества, учитываются возможности
и интересы каждого ребёнка, обогащая
его умственную и духовно эмоциональную
среду.
ВЫВОД
Работа над путями и условиями реализации творческого обучения и эстетического восприятия образов родной природы дело важное и необходимое. Поиск новых путей активизации творческой деятельности дошкольников является одной из неотложных задач современной психологии и педагогики. Известно, что формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем, развития воображения.
Эстетическое восприятие образов природы старшими дошкольниками, способствует более полному и глубокому познанию окружающего их мира, а так же накоплению знаний, впечатлений, опыта, развитию наблюдательности и творческих способностей детей. И это та основа, без которой невозможно эстетическое воспитание дошкольника. Ведь именно эстетическое воспитание создаёт предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребёнка, в том числе и для формирования изобразительного творчества.
Одной из основных причин, которая позволяет старшим дошкольникам проявить творческую активность в процессе изображения пейзажной лирики в своих рисунках, является организация различных видов их деятельности. Из этого следует, что эстетическое воспитание личности и развитие творческих способностей активно формируется в ходе учебно-воспитательного процесса. Поэтому главная задача детского сада состоит в создании условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших “новообразований” развития, подготавливающих его к школе, что очень важно.
Необходимо
создать условия для развития
познавательной активности, самостоятельности,
творчества каждого ребенка. Поэтому такая работа
проводится целенаправленно и систематически,
включая в себя множество задач. Строится
на различных видах деятельности, которые
требуют применение разнообразных методов
и приёмов. Роль воспитателя сводится
к тому, чтобы организовать и направить
работу ребёнка так, чтобы она позволяла
«развить способности воспринимать прекрасное
в природе, искусстве, окружающей действительности,
пробуждение у детей эстетических чувств,
формирование эстетического вкуса, а так
же умений и навыков творческой деятельности»
(1, с. 5), при этом, учитывая индивидуальные
и возрастные возможности дошкольников,
их потенциал. Это помогает формировать
эмоционально-ценностный опыт отношения
к природе и её изображению в своих рисунках.
Глава 2.
Исследование изобразительных
навыков старших дошкольников
в пейзажном рисовании
2.1
Методика исследования
наличия изобразительных
навыков старших дошкольников
в пейзажном рисовании.
В построении методики исследования мы исходили из того положения, что работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы должна строится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «Пралеска». Поэтому была выдвинута следующая цель: изучить возможности обогащения пейзажных рисунков детей, исходя из уровня сформированности у них изобразительных навыков в рисовании объектов природы.
Информация о работе Образ родной природы в рисунках старших дошкольников