Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:53, дипломная работа
Цель исследования: разработать методику занятий по обучению основам акварельной живописи в старшей группе.
ВВЕДЕНИЕ
В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию. Именно в процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Основная цель обучения рисованию в детском саду — научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в определённых образах. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в художественной форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Техника в искусстве – это совокупность специальных способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Знание техники, применение того или иного материала позволяет наилучшим способом выявить этот материал. Изучение детских рисунков свидетельствует о том, что в дошкольных учреждениях мало уделяется внимания проведению занятий по обучению детей технике акварельной живописи. Дети не владеют техникой акварельной живописи, не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в изображениях задуманное. Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. В старшей группе детей впервые знакомят с миром волшебных красок – акварелью, акварельными красками. Они удобны в употреблении, быстро сохнут, легко наносятся на бумагу. Живопись акварельными красками процесс достаточно увлекательный, хотя и не самый простой. Для акварели не требуется большого количества материалов, но знание материала и умение его правильно применять, использовать все возможности этого красивого тонкого художественного материала — залог правильной работы с акварелью. Однако в практике работы дошкольных учреждений не достаточно уделяется внимания методике проведения занятий по акварельной живописи, отсутствуют конкретные методические рекомендации по проведению таких занятий, воспитатели используют однообразные методы обучения. Всё выше изложенное подтверждает актуальность выбора темы нашего исследования: «Обучение основам техники акварельной живописи на занятиях по изобразительной деятельности в старшей группе».
Цель исследования: разработать методику занятий по обучению основам акварельной живописи в старшей группе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать искусствоведческую литературу по теме исследования с целью выявления техник акварельной живописи. 2. Проанализировать педагогическую литературу по теме исследования. 3. Выявить педагогические подходы в обучении техники акварельной живописи. 4. Разработать и провести педагогический эксперимент.
Объект исследования - занятия по изобразительной деятельности в старшей группе.
Предмет исследования - процесс обучения основам техники акварельной живописи на занятиях по изобразительной деятельности в старшей группе. Гипотезой исследования явилось предположение о том, что успешное обучение основам техники акварельной живописи возможно при следующих условиях: - использование произведений искусства; - использование дидактических игр с художественным содержанием; - знания специфики обращения с материалами и инструментами; - свободное владение разнообразными техническими приемами; - организация занятия по сюжетному рисованию; - использование различных техник рисования.
Методы исследования:
- анализ искусствоведческой и психолого-педагогической литературы;
- наблюдения за художественной деятельностью детей;
- педагогический эксперимент;
- анализ детских художественных работ. База исследования – две группы детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детского сада комбинированного вида № 7 города Пензы. Структура дипломной работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
I. 2. Живопись как вид изобразительного искусства
Искусствоведы считают живопись наиболее распространенным видом изобразительного искусства, художественные произведения, которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых мастерами, используется рисунок как основа живописи, цвет, светотени, технические приемы, фактура и композиция. Это позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Живопись один из наиболее древних видов искусства, завоевавших огромную популярность. Популярна она и в наши дни и значение ее растет с каждым годом, так как несет в себе большой эстетический потенциал общечеловеческую информацию, развернутую во времени. Живопись - статическое искусство, и как всякое искусство, является формой общественного сознания, представляет собой художественно-образное отражение мира. Как каждый вид изобразительного искусства, живопись имеет художественные особенности, свою историю возникновения и развития. Живописное искусство, как таковое, построенное на плоскостном изображении (картинной плоскости) с помощью изобразительных средств выразительности, возникло в 30 г. до н.э. в эпоху романизации Египта. Сохранились наскальные росписи (в пещерах Фон-де-Гом в Южной Франции, Альтамира в Северной Испании и др.), исполненные земляными красками (красными, жёлтыми и коричневыми охрами, умброй), чёрной сажей и древесным углём с помощью расщепленных палочек, кусочков меха и просто пальцев создавались правдивые, выразительные, динамичные изображения отдельных животных, а затем и охотничьих сцен.
Рис. 1. Наскальные росписи в северной Испании.
В живописи палеолита встречаются как линейно-силуэтные изображения, так и несложная моделировка образов, но композиционное начало в ней ещё слабо выражено. Более развитые, абстрактно-обобщённые представления о мире отразились в отвлечённо-ритмизированной живописи неолита (росписи в Вальторте, Испания), в которой изображения связываются в повествовательные циклы, появляется образ человека. Живопись рабовладельческого общества обладала уже развитой образной системой, богатыми техническими средствами. Краски наносились ровным слоем на белый грунт. При этом использовались следующие цвета: земляные - жёлтые, красные и коричневые; минеральные – синие. В качестве связующих веществ использовались альбумин, казеин, глютин, гуммисмолы. Появились волосяные кисти.
Рис. 2. Изображение человека в наскальных росписях.
В восточных деспотиях (Древнем Египте и др. государствах), в древней Америке существовала монументальная живопись (роспись гробниц, реже - зданий), связанная обычно с заупокойным культом и носившая развёрнуто-повествовательный характер; главное место занимало обобщённое и нередко схематичное изображение человека. В присущей этой живописи строгой канонизации изображений, проявлявшаяся в особенностях композиции, соотношении фигур отражалась господствовавшая в рабовладельческом обществе жёсткая иерархия. Древняя живопись обладала декоративными качествами, своей плоскостностью эта живопись подчёркивала гладь стены. Особенно высокого уровня достигла роспись древнеегипетских гробниц (картины загробной жизни, включающие бытовые и батальные сцены, анималистические изображения) с её музыкальной ритмичностью и чёткостью композиции, изысканностью линий. В античности живопись по-прежнему выступает в синтезе с архитектурой и скульптурой, служит вместе с ними не только культовым, но и светским целям; происходит (особенно в Древней Греции) осознание общественной (в т. ч. нравственно-воспитательной) значимости живописи, как и всего искусства в целом. Постепенно раскрываются новые, специфические возможности живописи, дающей более широкое по тематике отображение действительности, чем скульптура, стремящейся к чувственно-полнокровному воплощению мира. Для античной живописи, с её пластической ясностью форм, характерны то плоскостные контурные изображения, то объёмные, а также широкое, свободное письмо, жизненно-точное изображение предметов и отчасти пространства; палитра красок по мере развития живопись расширялась и обогащалась; возникла тональная живопись, существовавшая одновременно с живописью локальным цветом. В античности зарождаются принципы светотени, своеобразные варианты линейной и воздушной перспективы. Наряду с мифологическими сценами создавались бытовые и исторические сцены, пейзажи, портреты, натюрморты. Украшавшая храмы, жилища, гробницы монументально-декоративная живопись (фрески и мозаики, сохранившиеся в Помпеях, Геркулануме, Пестуме, Казанлыке, Северном Причерноморье) в результате длительного развития пришла к иллюзорному изменению архитектурного пространства и архитектурных форм. Античная фреска (на многослойной штукатурке с примесью мраморной пыли в верхних слоях) имела блестящую, глянцевитую поверхность. В Древней Греции возникла почти не дошедшая до настоящего времени станковая живопись (на досках, реже - холсте), выполнявшаяся главным образом в технике энкаустики - восковой живописи. Реже использовались клеевые краски и темпера, которые позволяли выразительно лепить объёмы. Некоторое представление об античной станковой живописи дают фаюмские портреты.
Рис. 3. Портрет в Античной живописи.
В средние века в живописи Западной Европы, Византии, Руси, Кавказа, Балкан, развивавшейся преимущественно в русле церковной христианской идеологии, создавались религиозно-аскетические образы, полные духовной экспрессии. Несмотря на строгую канонизацию изображений, в средневековой живописи находили отзвук народные представления. Например, на Руси в иконах и фресках Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия, отдельные (часто наивные) наблюдения. При этом определяются основные виды живописи: фреска, икона, а также миниатюра.
Последовательность исполнения, тип изображения, композиция, раскраска - всё регламентировалось. Делавшиеся с тщательностью, присущей ремесленному труду, иконы, настенные росписи (подчинявшиеся архитектурным членениям и плоскости стены), а также мозаики, витражи вместе с архитектурой образовывали в церковных интерьерах единый ансамбль. Повышенная эмоциональность и декоративность средневековой живописи обусловлены экспрессией звучного, насыщенного цвета и акцентировано - ритмичной линии, выразительностью чётких контуров; формы в средневековой живописи плоскостные, стилизованные, фон отвлечённый, часто золотой; встречаются также условные приёмы моделировки объёмов, как бы выступающих на живописной плоскости, лишённой глубины. Значительную роль играла символика композиции и цвета. Например, в западноевропейской живописи - голубой – цвет Богоматери. В 1-м тыс. нашей эры высокий подъём пережила монументальная живопись (клеевыми красками по белой гипсовой или известковой грунтовке на глинисто-соломистом грунте) в странах Передней и Средней Азии, в Индии, Китае, на Цейлоне. В феодальную эпоху в Месопотамии, Иране, Индии, Средней Азии, Азербайджане, Турции развивалось искусство декоративно-плоскостной миниатюры, привлекающей как тонкой красочностью, изяществом орнаментального ритма, так и яркостью отдельных жизненных наблюдений. Глубокой поэтичностью, поразительной зоркостью видения людей и природы, лаконичностью оттачивавшейся веками живописной манеры, тончайшей тональной передачей воздушной перспективы выделялась дальневосточная живопись тушью, акварелью и гуашью на свитках из шёлка и бумаги - в Китае, Корее, Японии. В Западной Европе в эпоху Возрождения утверждаются принципы нового, базирующегося на антифеодальном мировоззрении, жизнелюбивого гуманистического искусства, вновь открывающего и пытливо познающего земной, материальный мир, проникнутого духом раннебуржуазного антропоцентризма; в силу этого возрастает роль живописи, вырабатывающей систему средств реалистического изображения действительности. Отдельные достижения живописи Возрождения были предвосхищены в XIV веке итальянским живописцем Джотто ди Бондоне. Научное изучение перспективы, оптики и анатомии, использование усовершенствованной Ян Ван Эйком (Нидерланды) техники масляной живописи способствовали широкому раскрытию заложенных в природе живописи возможностей. В живописи убедительно воспроизводятся объёмные формы (с помощью светотеневой моделировки) в единстве с глубоким пространством (разворачивающимся за зрительно уничтожаемой живописной плоскостью) и световой средой, осваивается цветовое богатство мира. Новый расцвет пережила фреска, иногда зрительно расширяющая интерьер дворца или церкви, важное значение приобрела и станковая картина, сохранявшая декоративное единство с окружающей предметной средой.