Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:53, дипломная работа
Цель исследования: разработать методику занятий по обучению основам акварельной живописи в старшей группе.
Результаты контрольного эксперимента: проведенный анализ детских работ показал, что дети, имеют: - высокий уровень – 12 детей (60%); - средний уровень – 8 детей (40%); - низкий уровень – 0 детей (0%)
Таблица 4.
Результаты контрольного эксперимента
контрольная группа
№ | И.Ф.ребёнка | I | II | III | Уровни показателей |
1. | Даша Л. | - | + | - | II |
2. | Алина Е. | - | + | - | II |
3. | Владик К. | + | - | - | I |
4. | Настя К.. | - | + | - | II |
5. | Алина К. | - | + | - | II |
6. | Саша Ч. | - | + | - | II |
7. | Маша П. | - | + | - | II |
8. | Инна П. | + | - | - | I |
9. | Илья Г. | - | + | - | II |
10. | Лена А. | + | - | - | I |
11. | Матвей Т. | - | + | - | II |
12. | Кристина С. | + | - | - | I |
13. | Надежда Г. | - | - | + | III |
14. | Юлия И. | + | - | - | I |
15. | Алексей Т. | - | - | + | III |
16. | Максим И. | - | - | + | III |
17. | Вероника К. | + | - | - | I |
18. | Даниил с. | - | - | + | III |
19. | Маша Д. | - | + | - | II |
20. | Степан Р. | - | + | - | II |
Результаты контрольного эксперимента: проведенный анализ детских работ показал, что дети, имеют: - высокий уровень - 6 детей (30%); - средний уровень – 10 детей (50%); - низкий уровень – 4 человека (20%)
Анализ результатов контрольного эксперимента, позволил сделать следующие выводы. Дети экспериментальной группы, рисуя акварелью, используют многоцветную гамму; в рисунках преобладают различные оттенки; для выполнения изображения используют различные техники акварельной живописи («по – мокрому», «мокрым по – сухому»); прокрывают фон цветом; используют различные средства выразительности; свободно владеют техническими навыками. Дети контрольной группы, рисуя акварелью, не всегда используют многоцветную гамму; преобладание цветов и оттенков в большей степени случайно; для выполнения изображения не используют приемы акварельной живописи; не прокрывают фон цветом; используют различные средства выразительности; слабо владеют техническими навыками. Результаты контрольного эксперимента представлены нами в диаграмме № 2. Диаграмма № 2.
Результаты контрольного эксперимента
Контрольный этап педагогического эксперимента позволил нам установить, насколько эффективна предлагаемая нами методика проведения занятий по обучению основам техники акварельной живописи на занятиях в старшей группе
Сравнение результатов контрольного эксперимента, с данными констатирующего показало значительный рост художественных умений детей.
Так, в экспериментальной группе: I - высокий уровень - на констатирующем этапе имеют 10 % детей, на контрольном – 60 %; II - средний уровень - на констатирующем этапе имеют 30 % детей, на контрольном – 40 %; III - низкий уровень - на констатирующем этапе имеют 60 % детей, на контрольном такие дети отсутствуют.
В контрольной группе: I - высокий уровень - на констатирующем этапе имеют 5 % детей, на контрольном – 25 %; II - средний уровень - на констатирующем этапе имеют 25 % детей, на контрольном – 45 %; III - низкий уровень - на констатирующем этапе имеют 70 % детей, на контрольном 30 % детей.
В экспериментальной группе, как показал контрольный эксперимент, количество детей c высоким уровнем увеличилось на 50 %; со средним уровнем на 10 %; с низким уровнем детей не было. Эти результаты свидетельствуют о положительной динамике художественных умений детей, так как на констатирующем этапе количество детей с низким уровнем составило 60 %.
В контрольной группе, количество детей c высоким уровнем увеличилось на 20 %; со средним уровнем на 20 %; с низким уровнем количества детей уменьшилось с 70 % до 30 %, разница в процентных отношениях не столь, велика по сравнению с экспериментальной группой. Таким образом, данные педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной нами методики занятий по обучению основам техники акварельной живописи, которая включает игры, дидактические материалы, занимательные задания, упражнения. Во время педагогического эксперимента дети экспериментальной группы достаточно глубоко овладели основами техники акварельной живописи, в ходе экспериментирования с красками научились получать новые для них цвета и оттенки, использовать цветовую гамму при создании своих «шедевров». В целом можно заключить, что, несмотря на сложность усвоения, детьми дошкольного возраста основ техники акварельной живописи, при планомерной, последовательной и творческой работе педагога можно достичь высоких результатов.
2.3. Методические рекомендации по обучению основам техники акварельной живописи на занятиях в старшей группе
Анализ теоретических подходов в обучении основам техники акварельной живописи на занятиях в старшей группе, а также результатов педагогического эксперимента позволило нам составить следующие методические рекомендации. В современных образовательных учреждениях педагогом предоставляется право выбора образовательной программы. Практика показывает: педагогу, как правило, непросто разобраться в многообразии предлагаемых программ, осмыслить их содержание и познакомиться с методическим обеспечением. Существует ряд программ открытого типа, которые не исключают возможности использования других методических пособий и дидактических материалов. В качестве основной программы мы рекомендуем авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, которая является программой ознакомления детей с цветом. Для успешного решения задач обучения детей основам техники акварельной живописи воспитателю необходимы знания о живописи. Цвет является характерной особенностью живописи как вида изобразительного искусства. Живопись один из наиболее древних видов искусства, завоевавших огромную популярность. Популярна она и в наши дни и значение ее растет с каждым годом, так как несет в себе большой эстетический потенциал общечеловеческую информацию, развернутую во времени. В то время, живопись - статическое искусство, и как всякое искусство, является формой общественного сознания, представляет собой художественно-образное отражение мира. Как каждый вид изобразительного искусства, живопись имеет художественные особенности, свою историю возникновения и развития. Живописное искусство, как таковое, построенное на плоскостном изображении (картинной плоскости) с помощью изобразительных средств выразительности, возникло в 30 г. до нашей эры в эпоху романизации Египта и до настоящего времени прошла длительный путь, на протяжении которого произошло изменение техник и технологий. В каждую эпоху развития живописного искусства были свои мастера. Детей хорошо знакомить с живописными полотнами Русских мастеров живописи. Акварель была известна еще в древние времена, хотя в чистом виде, то есть без примеси плотных, кроющих белил, вряд ли существовала ранее XVIII века. Ее знали древние египтяне, применявшие акварель в цветных изображениях на папирусах. Акварель была знакома также китайцам и этрускам. Термин «акварель» имеет несколько значений. Во-первых, он означает живопись специальными водорастворимыми (т.е. свободно растворяющимися в обычной воде) красками. И в данном случае принято говорить о технике акварели (т.е. определенном процессе творчества в изобразительном искусстве). Во-вторых, его употребляют, собственно, для непосредственного обозначения самих водорастворимых (акварельных) красок. При растворении в воде они образуют прозрачную водную взвесь тонкого пигмента, входящего в основу краски, благодаря которой удается создавать неповторимый эффект лёгкости, воздушности и тончайших цветовых переходов. И, наконец, в-третьих, так принято называть сами работы, выполненные в данной технике акварельными красками. Их отличительные особенности заключаются, главным образом, в прозрачности тончайшего красочного слоя, остающегося на бумаге после высыхания воды. При этом белила не используются, так как их роль выполняет белый цвет бумаги, просвечивающий сквозь красочный слой или вообще не закрашенный. Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи — гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Акварельные краски содержат также пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество — бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится антисептик — фенол. Благодаря тонкой растирке пигмента акварельные краски приобретают свое главное достоинство – прозрачность. Цвет в акварельной живописи складывается не только из цвета краски, но из цвета белой бумаги. Просвечивая через тонкий слой краски, бумага как бы освещает акварельный цвет изнутри. Это придает акварели необычайную воздушность и звучность. Другим отличительным свойством акварели служит большая ее подвижность. Благодаря воде кисть легко наполняется красящим пигментом, и краска свободно сходит на бумагу. Поэтому акварель требует особенно хорошего, выразительного рисунка, так как любое прикосновение кисти к бумаге оставляет заметный след. В акварели, как ни в одном художественном материале, рисунок является неотъемлемой частью работы. И наконец, остановимся на третьем свойстве акварели - это трудность исправления ошибок и сложность работы из-за большой подвижности красок. В силу своей прозрачности акварель не дает очень интенсивный цвет, особенно в сравнении с гуашью, масляными красками. Тональные возможности акварели тоже не велики. Однако, сочетая цвета акварели, можно добиться, чтобы она передавала впечатление того цвета и тона, который мы видим в природе. Живопись акварельными красками прозрачна и воздушна.
Акварель, несмотря на кажущиеся простоту и легкость рисования, сложнейшая живописная техника. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, мастерства видения тона и цвета, знания законов смешивания цветов и нанесения красочного слоя на бумагу.
Основное выразительное средство живописи — цвет. Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Индивидуальное восприятие цвета определяется его спектральным составом, а также цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, особенности человеческого глаза и психики. Цвет - своей способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности этого вида искусства. Обучение основам техники акварельной живописи на занятиях в старшей группе необходимо. Эти занятия способствуют развитию восприятия предметов окружающей действительности воспитанию эстетических чувств, формированию художественных умений. Однако занятия должны проводиться по тематическому плану. Предлагаем разработанный нами тематический план.
Тематический план работы с детьми по основам техники акварельной живописи и формированию чувства цвета
№ п/п | Тема | Задачи | Оборудование и наглядный материал |
1. | Интегрированное занятие: «Волшебные краски». | Расширять представления детей о природных красителях. Учить детей опытным путем получать краски и окрашивать белую ткань. Дать детям знания, что свекольный сок окрашивает ткань в темно-красный цвет, морковь – в желто-оранжевый, шелуха лука – в коричневый, листья крапивы – в зеленый. Освоить с детьми новый способ нанесения рисунка с помощью листьев – монотипия. Воспитывать бережное отношение ко всему, что их окружает, эстетическое отношение к природе и к своей деятельности. | Свекла, морковь, терка, тарелочки, бинт, отвар из луковой шелухи, из листьев крапивы, белые лоскуты, гуашь, поролон, палитры, вода, осенние листья, разные по цвету и размеру. |
2. | «Путешествие по стране Рисовандии». | Знакомство со свойствами красок (с непрозрачными гуашевыми и прозрачными акварельными красками). Игры с акварельными красками, гуашью и водой. | Акварельные краски, гуашь, баночки с водой, салфетки, кисти, палитра, альбомные листы с изображением петуха и птички. |
3. | «В королевстве красок». | Познакомить детей с основными цветами и их особенностями. Игры с акварельными красками. | Акварельные краски, баночки с водой, салфетки, кисти, палитра, альбомные листы, плоскостные фигурки королевы замка красной, синей и желтой краски, аудиозапись: вступление к опере «Кармен» Ж.Бизе, отрывок из цикла «Старинные инструменты» № 8 клавесин, № 7 виола. |
4. | Интегрированное занятие «Знакомство с красной и желтой краской».
| Закрепить знания основных цветов: красного и желтого. Показать получение нового цвета путём смешивания красного и жёлтого.
| Акварельные краски, бумажные силуэты головы мальчика-принца на каждого ребенка; макет телевизора; плоскостные фигурки короля и королевы, замка; морковь, апельсин; игра «Цветные стихи»; аудиозапись песни “Оранжевое небо”. |
5. | Интегрированное занятие «Знакомство с красной и синей краской».
| Закрепить знания основных цветов: красного и синего. Показать получение нового цвета путём смешивания красного и жёлтого. Дать представление о фиолетовом цвете предметов. | Акварельные краски, бумажные силуэты головы мальчика-принца на каждого ребенка; макет телевизора; плоскостные фигурки короля и королевы, замка; игра «Цветные стихи». |
6. | Интегрированное занятие «Знакомство с желтой и синей краской».
| Закрепить знания основных цветов: желтого и синего. Показать получение нового цвета путём смешивания синего и жёлтого. Дать представление о зеленом цвете предметов. | Акварельные краски, бумажные силуэты головы мальчика-принца на каждого ребенка; макет телевизора; плоскостные фигурки короля и королевы, замка; игра «Цветные стихи». |
7. | Рисование «Золотая осень» | Продолжать знакомить детей с кроной и окраской осенних листьев разных пород деревьев. Учить передавать в рисунке колорит, характерный для «золотой осени», подбирая нужные цвета и оттенки. Познакомить с техникой акварельной живописи «по - сырому», вливать цвет в цвет, разводить краски на палитре до необходимой насыщенности. | Силуэты деревьев разных парод, вырезанные из плотной бумаги, акварельные краски, палитра, салфетки, кисти, баночки с водой, репродукции картин с изображением леса в осеннем убранстве, тонированные листы с изображением неба и земли. |
8. | Рисование «Составление оттенков» с использованием техники «растяжки цвета». | Дать понятие о тоне. Учить выполнять тоновую растяжку путем прибавления белил. | Гуашь основных цветов, баночки с водой, салфетки, кисти, палитра, альбомные листы с изображением птицы жар птицы. |
9. | Рисование «Составление оттенков» | Дать понятие о тоне. Учить выполнять тоновую растяжку путем прибавления воды к акварельным краскам. | Акварельные краски, гуашь, баночки с водой, салфетки, кисти, палитра, альбомные листы с изображением жар птицы. |
10. | Рисование «Идёт дождь» | Формировать у детей умение передавать грусть поздней осени посредством цвета, продолжать учить рисовать в технике «по - мокрому», использовать расчёску для изображения дождя. Активизировать воображение детей с помощью звуков природы. Развивать мелкую моторику рук. | Акварельные краски, бумага для акварели, кисть, расчёска. |
11. | Рисование «Сад короля Палитры». | Предоставить детям возможность самостоятельно экспериментировать с красками для получения дополнительных цветов. Расширять словарь детей. | Акварельные краски, альбомные листы, кисти, палитра. |
12. | Рисование «Как радуга наряд искала» с использованием техники “по - мокрому”. | Познакомить детей с теплыми и холодными цветами. Закреплять представление о семи цветах радуги. Познакомить с техникой акварельной живописи «по - мокрому». | Акварельные краски, баночки с водой, салфетки, кисти, губка, палитра, картинка на тему: «Восход солнца», два силуэта радуги (не раскрашенный и цветовой), альбомные листы. |
13. | Рисование «В гостях у солнышка». | Дать понятия о том, какие цвета относятся к теплой части цветового спектра. Познакомить со способом получения нового цвета путем смешивания двух других (красный +желтый = оранжевый, желтый + коричневый = темно-желтый (охра), красный + коричневый = кирпичный. | Бумажная кукла Огневушка-поскакушка, солнышко, акварельные краски, баночки с водой, салфетки, кисти, палитра, альбомные листы с нарисованными силуэтами бабочки, апельсина, моркови, яблок, клубники и др. |
14. | Рисование «У царя Нептуна в подводном царстве» | Познакомить с холодной частью спектра, продолжать учить смешивать краски для получения нового цвета, добиваясь нужного оттенка на палитре | Картинки с изображением подводного царства, царь Нептун, палитра, акварельные краски, баночки с водой, салфетки, кисти, альбомные листы. |
15. | Рисование «Сказка о холодных и теплых тонах». | Закреплять понятие холодные и теплые цвета, видеть их различие, получать цвета и оттенки, получать путем смешивания. | Акварельные краски, баночки с водой, салфетки, кисти, палитра, альбомные листы. |
16. | Рисование «В радужной сказке - радужные краски».
| Обогащать зрительно-слуховые впечатления детей. Способствовать созданию целостного восприятия художественного образа. Учить соотносить цветовую гамму с характером музыки. Способствовать проявлению изобразительного творчества. Развивать умение сравнивать, анализировать, высказывать собственное мнение.
| Репродукции картин |
17. | Рисование «Как краски поссорились». | Познакомить со свойствами белой краски (смягчать и осветлять). Продолжать упражнять детей в смешивании красок и получении новых оттенков, закреплять их названия: голубой, розовый, светло-зеленый, серый. | Акварельные краски, альбомные листы, кисть, баночки с водой, палитры. |
18. | Рисование «Как мы помогли снеговику». | Закреплять знания холодных цветов, упражнять в получении трех разных по «светлоте» оттенков каждого из трех холодных цветов, создавать композицию, используя только холодную цветовую гамму. | Аудиозапись: «Колыбельная медведицы», муз. Е. Крылова, снеговик, палитры, тряпочки, квадратные листы белой бумаги, акварельные краски, баночки с водой. |
19. | Рисование «Царство Снежной королевы» с помощью пищевой плёнки.
| Познакомить детей с холодными цветами, учить смешивать для получения оттенков различной светлоты. Познакомить детей с техникой рисования с помощью пищевой плёнки. Активизировать воображение детей с помощью использования сказочных образов. Расширять словарь детей. | Акварельные краски, альбомные листы, пищевая плёнка, кисть, губка, баночки с водой. |
20. | Рисование «Снежная королева».
| Вызвать интерес к сказочному образу Снежной королевы. Познакомить с творчеством художников-иллюстраторов, используемыми ими средствами для создания сказочных образов. Формировать умение выделять главную тему в рисунке (цвет, размер, расположение, особенности внешнего вида). Учить передавать в рисунке характер сказочного героя холодными цветами. Развивать фантазию и воображение | Акварельные краски, кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки, листы белой бумаги формата А4.
|
21. | «Знакомство с ахроматическими красками» | Познакомить детей с ахроматическими красками (черной, белой, серой). Показать изменение цвета, в зависимости от его насыщения белым или черным. | Репродукции с преобладанием холодной и теплой гаммы цветов, изображение королевы Утра и королевы Ночи, принца Тумана и продавца воздушных шаров, аудиозапись "Вальс цветов" П.И. Чайковского "Болеро". |
22. | Рисование «Дворец теней».
| Упражнять детей с помощью акварельных красок составлять разную насыщенность цвета, путем разбавления краски черного цвета водой. Развивать абстрактное мышление. | Акварельные краски, альбомные листы, палитра, салфетка, кисти, баночка с водой, губка, репродукции картин с изображение зданий, построенных в готическом стиле. |
23. | Рисование «Цвет радости, цвет печали». | Формировать умение передавать в рисунке характерные особенности природы, используя определенную цветовую гамму, передающую ее настроение. Формировать представление о нейтральных цветах (белый, черный, темно - серый, светло - серый), используя эти цвета при создании радостных и печальных картин. Развивать эстетические чувства. | Акварельные краски, цветные восковые мелки, простой графитный карандаш, альбомные листы, палитра, салфетка, кисти, баночка с водой. |
24. | Рисование «Февральская вьюга» с помощью соли.
| Упражнять в создании изображения с помощью соли, самостоятельно дорисовывать полученное изображение для получения зимнего пейзажа. Активизировать воображение детей с помощью музыки и звуков природы. Развивать звукопроизношение через звукоподражание. | Акварельные краски, бумага, крупная соль, кисть, губка, баночки с водой.
|
25. | Рисование «Путешествие на другую планету»
| Продолжать учить приёмам рисования с помощью пищевой плёнки, учить видеть в цветовых пятнах различные образы. Активизировать воображение детей с помощью музыки, сказки. Развивать связную речь детей. | Акварельные краски, пищевая плёнка, кисть, баночки с водой, губка, альбомные листы. |
26. | Рисование «Мои любимые животные» «по - сырому». | Упражнять в рисовании животных нетрадиционным способом «по - сырому».
| Акварельные краски, кисть, баночки с водой, губка, альбомные листы. |
27. | Рисование «Чудесные превращения кляксы»
| Упражнять в экспериментировании с различными материалами и инструментами, «оживлять» необычные формы. Развивать фантазию путём придумывания различных историй. Развивать связную речь. | Акварельные краски, тушь, бумага, трубочка для коктейлей, кисти, баночки с водой. |
28. | Рисование «Весеннее небо» | Продолжать знакомить со способом цветовой растяжки «по - сырому», отпечатком руки изображать деревья. Самостоятельно завершать полученный образ.
| Акварельные краски, кисть, баночки с водой, губка, бумага.
|
29. | Рисование «Волшебная страна – подводное царство»
| Продолжать знакомить с техникой акварельной живописи «по мокрому» листу, передавать композицию в сюжетном рисунке. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию. Воспитывать у детей стремление к достижению результата. | Акварельные краски, белый лист плотной бумаги, губка, кисти, салфетки, палитра, баночки с водой. |
30. | Рисование «Морское царство» по предварительно мятой бумаге. | Продолжать упражнять в создании образа моря по замыслу. Путём прослушивания шума моря, голосов дельфинов и чаек в аудиозаписи активизировать воображение детей. Развивать мелкую моторику рук. | Акварельные краски, белый лист плотной бумаги, губка, кисти, салфетки, баночки с водой.
|
31. | Рисование «Деревья отражаются в воде» в технике зеркальная монотипия.
| Познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений, учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о весне изобразительными средствами. Расширять словарный запас. | Акварельные краски, белый лист плотной бумаги, губка, кисти, салфетки, баночки с водой. |
32. | Рисование «Весенняя палитра».
| Учить понимать природу цвета, наблюдать сочетание цветов в природе, формировать знания по цветоведению (название цвета, какие цвета нужно смешивать, чтобы получить нужный). Воспитывать эстетическое отношение к цвету, краскам, их гармонии. | Акварельные краски, карточки-задания, кисти, палитры, баночки с водой, кассета с записью музыкального цикла П. И. Чайковского «Времена года», репродукции пейзажей разных времен года, шаблоны: заяц, листочек, облако, колокольчик, солнышко. |
33. | Рисование «Веселые матрешки» с использованием восковых карандашей и акварели. | Познакомить с историей народной игрушки, ее внешним обликом, особенностями росписи Полхов-Майданских матрешек (колорит, композиция, элементы). Упражнять в рисовании растительного узора в стиле Полхов-Майданской росписи, используя восковые карандаши и акварель. Вызвать интерес к работе народных мастеров. | Образцы матрешек Полхов-Майдана. Силуэты бумажных матрешек, восковые карандаши, акварельные краски, салфетки, баночки с водой. |
34. | Рисование «Праздничный салют над городом»
| Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Усвоить навык проведения непрерывных линий, достижение свободного движения руки в произвольном и в заданном направлении. | Репродукция с изображением салюта; альбомный лист, размер А4; набор восковых карандашей (мелков); акварельные краски, кисть; баночки с водой; салфетка.
|