93
Успешное обучение основам техники акварельной живописи возможно при использовании активных форм занятий, использовании на занятиях сказок. Одну, из сказок мы предлагает в качестве образца. Фрагмент сказки из сборника Радуга - « Красная дуга». Вышло солнышко из-за тучки, расправило золотистые лучи и отпустило их в гости к радуге. Пролетели лучи сквозь красную дугу радуги, и сами стали красными. Опустились они на землю и покрасили красным цветом землянику на лугах, спелые яблочки в садах и платьице у девочки. Истратили лучи всю красную краску, и исчезла красная дуга. Расстроилась радуга, стала свою дугу искать. Видит радуга, на лугу красная земляника растет. - Ты, земляника, случайно не видела мою красную дугу? - спрашивает у нее радуга: Испугалась земляника, что отберет у нее радуга красный наряд, и отвечает: Спроси лучше у красных яблочек! С высокой ветки яблони им все видно. - Не видели ли вы, яблочки, мою красную дугу? - спрашивает радуга у яблок. Испугались яблочки, что отберет у них радуга красные бока, и отвечают: Спроси лучше у девочки. Она во дворе гуляет. - Не видела ли ты, девочка, мою красную дугу? - спрашивает радуга у девочки. Испугалась девочка, что отберет у нее радуга красное платьице, и говорит: Поищи ее, радуга, в лесу. Заплакала радуга: не было у нее больше сил красную дугу искать. От ее разноцветных слез выросли во дворе у девочки цветы всех цветов радуги, всех, кроме красного. Увидела девочка цветы и захлопала в ладоши от радости, но вдруг заметила, что нет среди них красных. Побежала она домой, принесла коробку с красками и нарисовала у радуги красную дугу. Обрадовалась радуга и от счастья заискрилась на солнышке. Упали красные искры на землю, и выросли из них красные цветы – самые красивые! Вопросы и задания к сказке: - Если бы земляника, яблоки и девочка вернули радуге красный цвет, что бы случилось с их красными нарядами? - Как ты думаешь, красный цвет горячий или холодный? - Как ты думаешь, откуда на земле появился красный цвет? - Какие предметы красного цвета тебе нравятся, а какие — нет? Творческая работа на тему: «Красные дары земли». - Перечисли дары земли красного цвета. - На большом листе бумаги нарисуй «Красные дары земли». Например: ожерелье из ягод красного цвета, венок из красных цветов, вазу с красными овощами или фруктами. На занятиях также необходимы игры – упражнения на подбор цвета, суть которых заключается в выборе цвета предметов, определении цвета предметов в композиции, получении смешанных цветов. При этом лучшего эффекта воспитатель добивается с использованием динамических пособий. В качестве примера приводим фото отдельных игр на занятиях.
Рис. 22. Игра «Составные цвета». Рис. 23. Игра «Собери гусеничку».
Рис. 24. Игра «Собери радугу». Рис. 25. Игра «Подбери цвета».
Рис. 26. Игра «Цветик - семицветик». Рис. 27. Игра «Занимательная
палитра».
Рис. 28. Игра «Подбери по цвету Рис. 29. Игра «Разноцветный клоун». и форме».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование на тему: «Обучение старших дошкольников основам техники акварельной живописи на занятиях по изобразительной деятельности в старшей группе» завершено. Цель исследования достигнута. Задачи выполнены полностью. Кратко раскроем основные результаты исследования. На основе изучения искусствоведческой литературы нами выявлен художественные особенности акварельной живописи, установлены особенности развития живописи как вида изобразительного искусства , а также история развития акварельной живописи, её художественные особенности и техники: - живописное искусство, как таковое, построенное на плоскостном изображении (картинной плоскости) с помощью изобразительных средств выразительности, возникло в 30 г. до н.э. в эпоху романизации Египта и на всё протяжении истории совершенствовалась; - живопись, как любой вид изобразительного искусства, имеет свой язык, средства выразительности, средства изображения; приемы и технику, материалы которые отражают эту технику; - акварель была известна еще в древние времена, хотя в чистом виде, то есть без примеси плотных, кроющих белил, вряд ли существовала ранее XVIII века. Ее знали древние египтяне, применявшие акварель в цветных изображениях на папирусах; - заметное совершенствование акварельной техники наблюдается в XVII веке, чему способствует развитие пейзажной живописи. Характерные особенности акварели — ее тонкость, прозрачность и воздушность — оказались очень ценными качествами при изображении природы. Лучшие мастера этого времени — Рембрандт, Рубенс и другие — создали прекрасные акварельные пейзаж; - в России акварельная живопись начала развиваться с XVIII века, совершенствуя и обогащая свою технику под воздействием общего развития реалистической живописи, в особенности пейзажной; - основное выразительное средство живописи — цвет; - живопись акварельными красками прозрачна и воздушна; - выделяют такие акварельные техники, как «работа по-мокрому» («английская» акварель) техника A la Prima и «работа по-сухому»- многослойна техника. В результате изучения педагогической литературы были установлены следующие особенности детского рисунка: - искренность, эмоциональность, непосредственность в выражении своих мыслей и чувств; - смелость, гуманизм, оптимизм, яркость, выразительность в изображении образов; - использование минимума средств в рисунке для передачи своего душевного состояния; - любые каракули имеют своё содержание. Цвет является одним из средств выразительности детского рисунка, непосредственного отображения мира, переживаний и эмоций ребёнка, в старшем дошкольном возрасте дети используют его сознательно. Зрительный аппарат ребёнка недостаточно сформирован, и дети дошкольного возраста должны овладеть определёнными эталонами цвета. Рисование в детском саду – художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий или явлений. Обучение детей технике рисования должно осуществляться для того чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет. В дошкольных учреждениях внедряется целый спектр разнообразных программ воспитания и обучения дошкольников. Все они уделяют большое внимание развитию изобразительной деятельности детей, и в каждой из этих программ определены задачи по обучению основам техники акварельной живописи. Анализ современных программ, а также педагогических подходов позволил нам разработать тематический план и методику занятий по обучению основам техники акварельной живописи на занятиях по изобразительной деятельности в старшей группе. Эффективность данной методики подтвердили результаты контрольного этапа педагогического эксперимента, которые показали значительный рост художественных умений у детей экспериментальной группы в использовании техник акварельной живописи. Полученные результаты свидетельствуют о продуктивности разработанной методики, включающей разработанный тематический план занятий по основам техники акварельной живописи, сказки о красках, дидактические игры, динамические пособия, творческие задания. Разработанная и экспериментально проверенная нами методика занятий по обучению основам техники акварельной живописи прошла адаптацию в детском саду комбинированного вида № 7 города Пензы и может быть использованы в практике работы воспитателя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аллаярова И. Е. Симфония красок. М., 2006. 2. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке.- М., 1997. 3. Волков Н.Н. Цвет в живописи.- М., 1984. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1991. 5. Гнедич П.П. История искусств. Живопись, Скульптура, Архитектура, - М.: Эксмо, 2008. 6. Гоманов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности, - М.: ТЦ Сфера,1999. 7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Григорьева – М.: Академия, 1999. 8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М., 1999. 9. Грчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. – М., Учебная литература, 1988.
10. Доронова Т. Н. Развитие детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. М., 2003. 11. Дошкольная педагогика. Петербургский научно - практический журнал для педагогов и родителей. Ноябрь - декабрь. 2003. 12. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест.- М., 2003.
13. Дубровская Н. В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005.
14. Евдокимова М. М. Учимся рисовать красками. М. «Дрофа», 2006. 15. Каменева Е.О. Какого цвета радуга.- М., 1984. 16. Комарова Т.С. Савенкова А.С. Коллективное творчество детей.- М., 1998. 17. Комарова, Т. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Книга для воспитателя детского сада /Т. С. Комарова 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение 1991. 18. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество /Т. С. Комарова - М., 1990. 19. КомароваТ.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М., Педагогическое общество России, 2002 г. 20. Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке Л.В. Компанцева – М., 1985. 21. Коротеева Е.И. Искусство и ты М., 1997. 22. Курочкина Н.А. Знакомство с пейзажной живописью. Учебное- наглядное пособие.- С.П., Детство – Пресс, 2000. 23. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования /Т. С. Комарова, [и др.]; под. ред. Т. С. Комаровой 3-е изд. дораб. Просвещение, 1991. 24. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., «Карапуз-Дидактика», 2006. 25. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта /В. С. Мухина – М.; Педагогика, 1981. 26. Новицкий А.П., Никольский В.А. История русского искусства.- М.: Эксмо, 2008. 27. Никольская О. Волшебные краски.- М., 1997. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004. 28. Программа эстетическое воспитание детей 2-7 лет /Т. С. Комарова [и др.] – М.: Педагогическое общество России, 2000. 29. Психология рисунка и живописи /под ред. Е. М. Игнатьева. 1954. 30. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. / Г.Г. Григорьева – М., 1999. 31. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов.- М.: Наука. 1980. 32. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду /Н.П.Сакулина, Т. С. Комарова - М., 1982. 33. Смирнова, Е. А. Хрестоматия по возрастной и пед. психологии /Е.А.Смирнова – М., 1999. 34. Сокольникова Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 1999. 35. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду /А. И. Сорокина М.: Просвещение, 1982. 36. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995. 37. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е. А. Флерина - М., 1996.
93
93