Обучение основам техники акварельной живописи на занятиях по изобразительной деятельности в старшей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:53, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать методику занятий по обучению основам акварельной живописи в старшей группе.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа по ИЗО.doc

— 1.71 Мб (Скачать документ)

В качестве примера приведём методику проведения занятия на                             тему: «Зимушка-зима».

Программное содержание:                                                                                                                              - Совершенствовать умение детей изображать зимний пейзаж.                                           - Упражнять детей в смешивании красок для получения новых оттенков цвета: светло-серого, нежно- розового, бледно-жёлтого.                                                                       - Совершенствовать технику рисования акварельными красками.                             - Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.                                                                                                                - Дать детям представление на влияние на цвет снега освещённости, погоды.                                                                                                                                                                                       - Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.                                                                                                                                                           - Развивать творческие способности.                                                                                                  Предварительная работа:                                                                                                                              - Наблюдение за цветом снега в разное время суток (утро, полдень, вечер), в разную погоду (пасмурно, солнечно).                                                                                                  - Чтение книги, «Каким бывает снег?».                                                                                                  - Рассматривание репродукций картин с изображением зимних пейзажей.                                                                                                                                                                                      - Рисование на темы природы, наблюдение и зарисовки линий горизонта.                                                                                                                                                                                      - Разучивание стихов и песен о зиме.                                                                                                  Оборудование:                                                                                                                                                          - Репродукции картин И.И.Шишкина «Зима», К.Ф. Юон «Зимнее солнце», Г.Г. Нисского «Подмосковье. Февраль».                                                                                    - Дидактическая игра «Подбери краски к картинам».                                                                      - Материал для рисования: акварельные краски, бумага (формат А-3), кисти, палитры, поролоновые губки, баночки с водой, салфетки.                                                        - Костюм Зимушки-зимы, сундучок Зимушки-зимы.                                                                      - Магнитофон, кассета с музыкой П.И. Чайковского.                                                                      Ход занятия:                                                                                                                                                          Воспитатель встречает детей в костюме Зимушки-зимы.                                          - Здравствуйте, ребята, я - Зимушка-зима, рада вас видеть у себя в гостях.                                                                                                                                                                                      - Хотите прогуляться по моему зимнему лесу?                                                                                    - Тогда пойдёмте, я покажу вам своё зимнее царство. Дети идут за зимушкой в зимний лес.                                                                                                                                            Воспитатель читает стихотворение:                                                                                                  Мы идём в зимний лес, полон сказок и чудес.                                                                                     Оглянись мой милый друг, как прекрасно всё вокруг!                                                        - Посмотрите, как красиво кругом! Деревья нахлобучили пушистые шапки, стоят, как снежные королевы. Земля укрылась тёплым одеялом, сугробы - не пройти!                                                                                                                                                           - Посмотрите, какое чистое, высокое небо!                                                                                    Воспитатель брызгает из баллончика «снегом».                                                                      - Ребята, посмотрите, а вот и снег пошёл!              Красивые снежинки искрятся, переливаются и ложатся на землю. Вот это красота, вот это чудеса!                                          - Ребята, а какого цвета снег? (ответы: белого)                                                                                    - А всегда ли снег бывает белый? Как вы думаете? (ответы детей)                            - Давайте проверим. У меня есть волшебный сундучок, в котором лежат фонарики и чудо плёнки. Я их раздам, и мы проверим, действительно ли снег белого цвета.                                                                                                                                                          Игра-экспериментирование «Рассмотри снег».                                                                      - Утром выглянуло солнышко (воспитатель светит фонариком на жёлтую плёнку). Какого цвета стал снег? (жёлтого)                                                                                    - Днём набежали синие облака, затем тучи, небо стало серым. Какого цвета стал снег?  (сначала - синим, затем - серым)                                                                                    - Наступил вечер, солнце спряталось за горизонт (светит на розовую плёнку). Каким стал снег? (розовым, с красным оттенком).                                                                      - Так всегда ли снег бывает белым? От чего это зависит? (ответы детей)              Воспитатель: Действительно, снег бывает разного цвета, это зависит от того, какое время суток, пасмурная или ясная погода.                                                                      - Вам пора возвращаться в детский сад. Я вам помогу быстро вернуться в группу. Подойдите ко мне, ребята, и закройте глаза.                                                                      Воспитатель (Зимушка-зима) произносит волшебные слова:                                          Снег-снежок, белый пушок, завертись, закружись.                                                                      И в метель превратись! На ковре-самолёте из снега,                                                                      Унеси нас из зимнего леса, в детский сад возвращаться пора,                                          До свиданья, Зимушка-зима!                                                                                                                              (Пока у детей закрыты глаза, воспитатель снимает зимний наряд.)                            Воспитатель: Вот вы и очутились в детском саду! Понравилось вам путешествие по зимнему лесу? А сейчас я приглашаю вас на выставку картин художников, которые изображали природу.                                                                                                  Воспитатель открывает мольберты, на которых расположены репродукции картин: И.И.Шишкина «Зима», К.Ф. Юон «Зимнее солнце», Г.Г. Нисского «Подмосковье. Февраль».                                                                                                                - Ребята, перед вами репродукции картин художников, на которых изображён зимний лес, зимняя природа. Скажите, пожалуйста, как называются изображения природы, написанные художником? (пейзажем).                            Перед вами изображены зимние пейзажи. Когда вы были в лесу, то узнали, что цвет снега зависит от состояния погоды, времени суток. Посмотрите внимательно и скажите, на всех ли картинах снег изображён одинаково?                                                                                                                                                                                      - Какого цвета снег на картине Ивана Ивановича Шишкина «Зима»? (ответы: светло-серого цвета, возле деревьев – коричневый). Как вы думаете, почему? (небо серое, хмурое, низкое).                                                                                                                - Какого цвета снег на картине Константина Фёдоровича Юона «Зимнее солнце»? (ответы: снег светло-жёлтый, от деревьев синеватый). Почему?  (на картине изображён солнечный день).                                                                                    - А какой снег изображён на картине Георгия Григорьевича Нисского «Подмосковье. Февраль»? (ответы: снег окрасился в нежно - розовый цвет). Как вы думаете, почему художник использовал  такие цвета?  (солнце спряталось, наступил вечер).                                                                                                                                            - Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери краски к картинам» - дети подбирают краски к каждой картине, выкладывают их на палитрах.                                                                                                                                                                                      Воспитатель: Ребята, на картинах художники использовали различные оттенки: бледно-жёлтые, светло-серые, зеленовато-синеватые. А вы хотите стать художниками-пейзажистами и нарисовать свой зимний пейзаж?                                          Дети садятся за столы.                                                                                                                                             Воспитатель напоминает приемы рисования акварельными красками.                            Самостоятельная работа детей. (Во время рисования звучит спокойная музыка).                                                                                                                                                                                      В конце занятия работы выставляются на мольберте. Проводится обсуждение и анализ рисунков. В группе дети устраивают выставку зимних пейзажей.                                                                                                                                                                                      На занятиях дети узнавали, что краска состоит из двух частей: минерал и связующее вещество. При этом минерал определяет цвет краски, а связующее вещество – ее свойства. Пигменты краски производят из глины, полудрагоценных камней и руды, из солей и окислов различных металлов, из растений и некоторых животных. В качестве связующего вещества могут выступать растительное масло (льняное, ореховое и так далее), воск, яичный желток, вода, акрил.                                                                                                                                               На каждом занятии происходило закрепление ранее усвоенных цветов и оттенков с использованием таких педагогических технологий,  как дидактические и развивающие игры, стихи, загадки, сказки о красках.  

Приводим пример сказки:               «Сказка о красках».                                                                      Материалы для работы:                                                                                                                               - Три куклы: желтая, красная, синяя;

- Материал для рисования: акварельные  краски, палитры, кисти, баночки с водой, на каждого ребенка альбомный лист с изображением бесцветного пейзажа.                                                                                                                 Воспитатель: Жили-были на свете краски: Желтая, Красная, Синяя. Оказывается, краски, как и люди, любят наряжаться, ходить друг к другу в гости, танцевать. У них есть друзья и враги, краски могут быть веселыми и озорными, добрыми и ласковыми. Краски очень дружили. Любили играть, петь песенки. Однажды с ними приключилась вот такая история.                             Давайте откроем коробку и войдем в Сказочно-красочный город.
В этом городе есть три самые главные краски. Какие это краски?               Воспитатель показывает детям три куклы: желтую, красную, синюю.                                                                                                                                                                                      - Познакомьтесь – эту принцессу зовут Желтая. Она очень любит желтый цвет, поэтому и наряд у нее желтый.             

Желтая краска: Я очень веселая, ласковая, как солнышко. Я всем стараюсь помочь и всех обогреть.              

Воспитатель: И вот однажды решила Желтая краска пригласить к себе в гости подружку принцессу Красную.

Красная краска:  Она очень люблю красный цвет, поэтому и наряд у меня красный. Характер у меня веселый, жизнерадостный. Я очень люблю бегать, прыгать, озорничать.                                                                                                                                            Воспитатель: Подошла принцесса Красная к небольшому желтому домику, позвонила в дверь. Желтая краска пригласила  Красную краску к себе в дом. Но случилась беда – в доме погас свет. Краски стали бегать, суетиться и нечаянно столкнулись друг с другом. Да так сильно, что не заметили как перемешались. А когда свет включили, они увидели, что из двух красок получилась третья.                                                                                                                 Воспитатель: Чтобы узнать, какая краска получилась, давайте попробуем смешать желтую и красную краску.                                                                                                  Дети смешивают краски.                                                                                                   Воспитатель: Какой цвет у вас получился? (оранжевый).                                                        - Желтая и Красная краски очень обрадовались: ведь теперь у них появилась еще одна яркая, красивая подружка – Оранжевая краска. Краски очень подружились и  отправились гулять по Сказочно-красочному городу и встретились с принцессой Синей.                                                                                                                               Синяя краска:  Она очень люблю синий цвет, поэтому и наряд у меня синий. Характер у меня спокойный и задумчивый, я очень люблю прохладу.              Воспитатель: Пока краски гуляли по Сказочно-красочному городу, разразилась большая буря.                                                                                                                                            - Красная принцесса убежали домой, а Синяя краска и Желтая не успели. Пришлось Синей и Желтой краскам вместе переждать грозу под раскидистым дубом. Но дождь был очень сильный, краски прижались друг к другу и  нечаянно смешались. Дождь прошел и краски  увидели, что рядом с ними стоит краска, с которой они не знакомы.                                                                                                   Воспитатель: Чтобы узнать, какая краска получилась, давайте попробуем смешать желтую и синюю краску.                                                                                                  Дети смешивают краски.                                                                                                   Воспитатель: Какой цвет у вас получился? (зеленый).                                                        - Желтая и Синяя краски очень обрадовались: ведь теперь у них появилась еще одна подружка – Зеленая краска.                                                                                     Воспитатель: Синяя краска так обрадовалась появлению еще одной краски, и решила рассказать своей подружке Красной краске о таком событии.                                                                                                                                                                                      - Синяя краска побежала к домику Красной краски. Синяя краска так сильно бежала, что не заметила  на своем пути Красную краску. Красная и Синяя краски столкнулись, и увидели, что из двух красок получилась третья. 

Воспитатель: Чтобы узнать, какая краска получилась, давайте попробуем смешать красную и синюю краску.                                                                                                  Дети смешивают краски.                                                                                                   Воспитатель: Какой цвет у вас получился? (фиолетовый).                                                        - И жители Сказочного городка получили в подарок еще одну новую подружку - Фиолетовую краску. Так на свете появились Оранжевая, Зеленая и Фиолетовая краски. Это событие – чудесное для всех жителей города. Ведь теперь можно с помощью ярких красок можно нарисовать разноцветную картину.                                                                                                                                                                         Воспитатель предлагает детям с помощью основных красок и составных украсить картину.                                                                                                                               Творческая работа детей.                                                                                                                              На этом этапе мы знакомили детей с цветовыми эталонами: расположением цветов в цветовом круге, с понятием «основные» и «составные» цвета, с понятием хроматические  и ахроматические цвета, с расположением цветов в цветовом спектре.

Детям предлагалось использовать цветовые сочетания: теплой и холодной гаммы в процессе игровых упражнений.                                                                                    Через практические занятия дети знакомились с особенностями акварели, с прозрачностью акварельных красок.

 

Рис. 20. Знакомство с особенностями акварели.

На последующих этапах занятиях дети знакомились со светлотой оттенка, показывали, как, понемногу добавляя в любой цвет гуаши белую краску, изменяется основной цвет. Предлагала детям самостоятельно подобрать разные оттенки.                                                                                                                                            Знакомили детей со светлотой оттенка, и на примере акварельных красок,  показывали, как понемногу добавляя в любой цвет воды, изменяется основной цвет, дети самостоятельно подбирали разные оттенки. В этот момент у детей происходило закрепление понимания того, что чистота цвета и оттенков при рисовании красками зависит от чистоты воды и хорошего промывания кисти. Формировались представления о свойстве цвета (цветовой фон, яркость и светлота, насыщенность).

 

 

Рис. 21. Знакомство с оттенками.

Дошкольники осваивали практические приемы работы с акварельными красками по мокрой бумаге (по - мокрому, мокрым по – сухому) и по сухой бумаге (сухим по – сухому).                                                                                                                Используя разнообразные нетрадиционные способы рисования, дети научились самостоятельно готовить цветной фон для последующих работ различными материалами: поролоновой губкой, плоской кистью.                            Дети научились сочетать технику акварели с другими красящими материалами: восковые мелки, тушь, освоили рисование по предварительно мятой бумаге.                                                                                                                                                          Для закрепления знаний проводились различные дидактические игры, целью которых было различение и называние цветов и оттенков, систематизация знаний о цвете, развитие памяти, внимания, логического мышления.                                                                                                                                                                         В работе с детьми мы использовали  готовые настольно-печатные игры: «Занимательная палитра», «Цвет и форма», «Подбери по цвету и форме», «Логические таблицы», «Разноцветный клоун», «Цвета» и др. Все дидактические игры применялись для проведения индивидуальной работы и в свободной деятельности.                                                                                                                Наибольший интерес у детей вызвали практические занятия в рабочих тетрадях «Цвета и оттенки + обучающее лото», «Цвета и оттенки. Книжка с наклейками».                                                                                                                                                          Живой интерес дети проявляли к дидактическим играм, изготовленным в ходе совместной деятельности: «Собери радугу», «Смешивание красок», «Собери гусеничку»,  «Подбери цвета», «Цветик - семицветик», «Составные  цвета».                                                                                                                                                                                      Формирующий этап педагогического эксперимента позволил нам увидеть, эффективность системы занятий по использованию акварельной техники и цвета для отражения окружающей действительности по  рисованию в старшем  дошкольном возрасте.                                                                                                  На третьем этапе нашего исследования для проверки результатов работы был проведён контрольный эксперимент, цель которого заключалась в  выявлении у детей старшего дошкольного возраста умения использовать техники акварельной живописи, цвет и его оттенки как средство выразительности при создании изображения в изобразительной деятельности.                                                                                                                                                          Нами было проведено  занятие по рисованию на тему: «Путешествие в подводный мир». Занятие по изобразительной деятельности было проведено в экспериментальной и контрольной группе  по одинаковой методике.                              Тема занятия: «Путешествие в подводный мир».                                                                      Цель: развивать представления детей об обитателях подводного мира и художественные способности к изобразительной деятельности.                                                        Программное содержание:               развивать представления детей о многообразии подводных обитателей; способствовать развитию умений дошкольников к интеграции различных видов изобразительной деятельности; воспитывать бережное отношение к природе.                                                        Материалы: бумага (формат А3), акварель, кисти, морские ракушки, салфетки, палитры, поролоновые губки.                                                                                                                Оборудование: ноутбук, диск с изображениями обитателей подводного мира, поддон с песком, поддон с водой, игрушки на морскую тему, водоросли разной формы, морские ракушки (сюрпризный момент).                                           Музыкальное сопровождение: шум моря, крики чаек, мелодичная спокойная музыка.                                                                                                                                                          Предварительная работа: наблюдение за аквариумными рыбками, зарисовка отдельных видов рыбок, водорослей, рассматривание иллюстраций с изображением морских обитателей.                                                                                                                Оформление помещения: на столе последовательно расположены поддоны, наполненные сухим и влажным песком, поддон с водой, водорослями и игрушками на морскую тему. На столах у детей бумага (формат А3).                                                                                                                                                           Ход занятия:                                                                                                                                                          I. Вводная часть.                                                                                                                                                          - Воспитатель:  Сегодня нас ожидают необыкновенные встречи и приключения. Вы любите путешествовать? (Ответы детей).                                                         - Итак, отправляемся в путь! (Дети подходят к столам с поддонами, наполненными песком и водой).                                                                                                                              - И начинается наше путешествие на морском песке. Попробуйте прогуляться по нему своими пальчиками. (Воспитатель поочередно переставляет указательный и средний пальцы, продвигаясь по сухому песку вперед, дети повторяют его движения). Просит детей, рассказать о своих ощущениях. (Высказывания детей).                                                                                                                - Песок становится влажным, и передвигаться по нему становится труднее. (Воспитатель поочередно переставляет указательный и средний пальцы, продвигаясь по мокрому песку вперед, дети повторяют его движения). Просит детей, рассказать о своих ощущениях. (Высказывания детей).                                                                                                                                                                                      - Наконец, мы подошли к воде. Окуните в нее свои руки, потрогайте водоросли, рыбок, камешки на дне. (Воспитатель раздает детям сухие салфетки для рук). Просит детей, рассказать о своих ощущениях. (Высказывания детей).                                                                                                                                                          - Какая же она, вода? (Ответы детей).                                                                                                  - Что вы можете рассказать о водорослях? (Ответы детей).                                                         - И вот мы пришли к нашему кораблю, он называется  батискаф и готов к подводному плаванию. Прошу занять свои места. (Дети садятся на мягкие подушки, разложенные на ковре).                                                                                                                - Посмотрите  в свои иллюминаторы. Сейчас вы увидите много интересного, нового и необыкновенного.                                                                                                   II. Основная часть.                                                                                                                                             (Педагог начинает показ слайд шоу с изображением обитателей подводного мира, сопровождаемого звуками моря).                                                                                    - Воспитатель: Кто из морских жителей вам понравился больше всего? (Ответы детей) Кого из них вы увидели впервые? (Ответы детей).                                          - Предлагаю вам изобразить свои впечатления о подводном мире на листах. А помогут вам в этом акварельные краски.                                                         Самостоятельная работа детей.                                                                                                                Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в чудесную и веселую игру, которая называется «Море волнуется…» Кто хочет быть ведущим? (Дети выбирают ведущего).                                                                                                                                            - Давайте вместе произнесем волшебные слова.  (Дети проговаривают слова игры «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, на месте морская фигура замри!» и совершают свободные движения, в конце слов замирают, изображая придуманную морскую фигуру).                                                         - Ведущий угадывает образы, дети вместе определяют самую интересную фигуру. Победитель становится ведущим. Игра проигрывается 2 - 3 раза.                                                                                                                                                                                       - Ребята, знаете ли вы, что находится на морском дне? (Ответы детей). Воспитатель предлагаю детям украсить свой рисунок морскими ракушками, морскими звездами.                                                                                                                               Итоговая часть.                                                                                                                                                          - Наше путешествие подходит к концу. Батискаф медленно поднимается на поверхность моря. Вам было интересно? (Ответы детей). Кто хочет поделиться своими впечатлениями? (Высказывания детей).                                          Я очень рада, что вам понравилось наше морское путешествие. Предлагаю закончить его веселой песенкой «Капитан»:

(Поют все вместе)

Жил отважный капитан,

Он объездил много стран.

И не раз он бороздил океан…

Раз пятнадцать он тонул,

Погибал среди акул –

Но, ни разу даже глазом не моргнул.

И в беде, и в бою

Напевал он всюду песенку свою…

Капитан, капитан, улыбнитесь,

Ведь улыбка  - это флаг корабля.

Капитан, капитан, подтянитесь –

Только смелым покоряются моря!                                                                                                                              - Мне хотелось, чтобы эти радостные впечатления запомнились вам надолго. Примите в подарок от моря эти чудесные ракушки. (Педагог дарит детям ракушки).

Детские работы были проанализированы и результаты занесены в таблицы 3 и 4.

                                                        Таблица 3.

Результаты контрольного эксперимента

экспериментальная группа

И.Ф.ребёнка

I

II

III

Уровни показателей

1.        

Настя С.

+

-

-

I

2.        

Таня Х.

-

+

-

II

3.        

Максим С.

+

-

-

I

4.        

Вика Ш.

-

+

-

II

5.        

Юра М.

+

-

-

I

6.        

Никита Р.

+

-

-

I

7.        

Алина Т.

-

+

-

II

8.        

Настя Б.

+

-

-

I

9.        

Егор Д.

+

-

-

I

10.    

Лиза М.

+

-

-

I

11.    

Андрей Б.

+

-

-

I

12.    

Виктория Д.

+

-

-

I

13.    

Ника К.

+

-

-

I

14.    

Даша Д.

+

-

-

I

15.    

Маша М.

-

+

-

II

16.    

Ника О.

-

+

-

II

17.    

Егор М.

+

-

-

I

18.    

Сергей П.

-

+

-

II

19.    

Виталий О.

-

+

-

II

20.    

Лера П.

-

+

-

II

Информация о работе Обучение основам техники акварельной живописи на занятиях по изобразительной деятельности в старшей группе