Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:53, дипломная работа
Цель исследования: разработать методику занятий по обучению основам акварельной живописи в старшей группе.
В качестве примера приведём методику проведения занятия на тему: «Зимушка-зима».
Программное содержание: - Совершенствовать умение детей изображать зимний пейзаж. - Упражнять детей в смешивании красок для получения новых оттенков цвета: светло-серого, нежно- розового, бледно-жёлтого. - Совершенствовать технику рисования акварельными красками. - Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами. - Дать детям представление на влияние на цвет снега освещённости, погоды. - Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. - Развивать творческие способности. Предварительная работа: - Наблюдение за цветом снега в разное время суток (утро, полдень, вечер), в разную погоду (пасмурно, солнечно). - Чтение книги, «Каким бывает снег?». - Рассматривание репродукций картин с изображением зимних пейзажей. - Рисование на темы природы, наблюдение и зарисовки линий горизонта. - Разучивание стихов и песен о зиме. Оборудование: - Репродукции картин И.И.Шишкина «Зима», К.Ф. Юон «Зимнее солнце», Г.Г. Нисского «Подмосковье. Февраль». - Дидактическая игра «Подбери краски к картинам». - Материал для рисования: акварельные краски, бумага (формат А-3), кисти, палитры, поролоновые губки, баночки с водой, салфетки. - Костюм Зимушки-зимы, сундучок Зимушки-зимы. - Магнитофон, кассета с музыкой П.И. Чайковского. Ход занятия: Воспитатель встречает детей в костюме Зимушки-зимы. - Здравствуйте, ребята, я - Зимушка-зима, рада вас видеть у себя в гостях. - Хотите прогуляться по моему зимнему лесу? - Тогда пойдёмте, я покажу вам своё зимнее царство. Дети идут за зимушкой в зимний лес. Воспитатель читает стихотворение: Мы идём в зимний лес, полон сказок и чудес. Оглянись мой милый друг, как прекрасно всё вокруг! - Посмотрите, как красиво кругом! Деревья нахлобучили пушистые шапки, стоят, как снежные королевы. Земля укрылась тёплым одеялом, сугробы - не пройти! - Посмотрите, какое чистое, высокое небо! Воспитатель брызгает из баллончика «снегом». - Ребята, посмотрите, а вот и снег пошёл! Красивые снежинки искрятся, переливаются и ложатся на землю. Вот это красота, вот это чудеса! - Ребята, а какого цвета снег? (ответы: белого) - А всегда ли снег бывает белый? Как вы думаете? (ответы детей) - Давайте проверим. У меня есть волшебный сундучок, в котором лежат фонарики и чудо плёнки. Я их раздам, и мы проверим, действительно ли снег белого цвета. Игра-экспериментирование «Рассмотри снег». - Утром выглянуло солнышко (воспитатель светит фонариком на жёлтую плёнку). Какого цвета стал снег? (жёлтого) - Днём набежали синие облака, затем тучи, небо стало серым. Какого цвета стал снег? (сначала - синим, затем - серым) - Наступил вечер, солнце спряталось за горизонт (светит на розовую плёнку). Каким стал снег? (розовым, с красным оттенком). - Так всегда ли снег бывает белым? От чего это зависит? (ответы детей) Воспитатель: Действительно, снег бывает разного цвета, это зависит от того, какое время суток, пасмурная или ясная погода. - Вам пора возвращаться в детский сад. Я вам помогу быстро вернуться в группу. Подойдите ко мне, ребята, и закройте глаза. Воспитатель (Зимушка-зима) произносит волшебные слова: Снег-снежок, белый пушок, завертись, закружись. И в метель превратись! На ковре-самолёте из снега, Унеси нас из зимнего леса, в детский сад возвращаться пора, До свиданья, Зимушка-зима! (Пока у детей закрыты глаза, воспитатель снимает зимний наряд.) Воспитатель: Вот вы и очутились в детском саду! Понравилось вам путешествие по зимнему лесу? А сейчас я приглашаю вас на выставку картин художников, которые изображали природу. Воспитатель открывает мольберты, на которых расположены репродукции картин: И.И.Шишкина «Зима», К.Ф. Юон «Зимнее солнце», Г.Г. Нисского «Подмосковье. Февраль». - Ребята, перед вами репродукции картин художников, на которых изображён зимний лес, зимняя природа. Скажите, пожалуйста, как называются изображения природы, написанные художником? (пейзажем). Перед вами изображены зимние пейзажи. Когда вы были в лесу, то узнали, что цвет снега зависит от состояния погоды, времени суток. Посмотрите внимательно и скажите, на всех ли картинах снег изображён одинаково? - Какого цвета снег на картине Ивана Ивановича Шишкина «Зима»? (ответы: светло-серого цвета, возле деревьев – коричневый). Как вы думаете, почему? (небо серое, хмурое, низкое). - Какого цвета снег на картине Константина Фёдоровича Юона «Зимнее солнце»? (ответы: снег светло-жёлтый, от деревьев синеватый). Почему? (на картине изображён солнечный день). - А какой снег изображён на картине Георгия Григорьевича Нисского «Подмосковье. Февраль»? (ответы: снег окрасился в нежно - розовый цвет). Как вы думаете, почему художник использовал такие цвета? (солнце спряталось, наступил вечер). - Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери краски к картинам» - дети подбирают краски к каждой картине, выкладывают их на палитрах. Воспитатель: Ребята, на картинах художники использовали различные оттенки: бледно-жёлтые, светло-серые, зеленовато-синеватые. А вы хотите стать художниками-пейзажистами и нарисовать свой зимний пейзаж? Дети садятся за столы. Воспитатель напоминает приемы рисования акварельными красками. Самостоятельная работа детей. (Во время рисования звучит спокойная музыка). В конце занятия работы выставляются на мольберте. Проводится обсуждение и анализ рисунков. В группе дети устраивают выставку зимних пейзажей. На занятиях дети узнавали, что краска состоит из двух частей: минерал и связующее вещество. При этом минерал определяет цвет краски, а связующее вещество – ее свойства. Пигменты краски производят из глины, полудрагоценных камней и руды, из солей и окислов различных металлов, из растений и некоторых животных. В качестве связующего вещества могут выступать растительное масло (льняное, ореховое и так далее), воск, яичный желток, вода, акрил. На каждом занятии происходило закрепление ранее усвоенных цветов и оттенков с использованием таких педагогических технологий, как дидактические и развивающие игры, стихи, загадки, сказки о красках.
Приводим пример сказки: «Сказка о красках». Материалы для работы: - Три куклы: желтая, красная, синяя;
- Материал для рисования: акварельные краски, палитры, кисти, баночки с водой, на каждого ребенка альбомный лист с изображением бесцветного пейзажа. Воспитатель: Жили-были на свете краски: Желтая, Красная, Синяя. Оказывается, краски, как и люди, любят наряжаться, ходить друг к другу в гости, танцевать. У них есть друзья и враги, краски могут быть веселыми и озорными, добрыми и ласковыми. Краски очень дружили. Любили играть, петь песенки. Однажды с ними приключилась вот такая история. Давайте откроем коробку и войдем в Сказочно-красочный город.
В этом городе есть три самые главные краски. Какие это краски? Воспитатель показывает детям три куклы: желтую, красную, синюю. - Познакомьтесь – эту принцессу зовут Желтая. Она очень любит желтый цвет, поэтому и наряд у нее желтый.
Желтая краска: Я очень веселая, ласковая, как солнышко. Я всем стараюсь помочь и всех обогреть.
Воспитатель: И вот однажды решила Желтая краска пригласить к себе в гости подружку принцессу Красную.
Красная краска: Она очень люблю красный цвет, поэтому и наряд у меня красный. Характер у меня веселый, жизнерадостный. Я очень люблю бегать, прыгать, озорничать. Воспитатель: Подошла принцесса Красная к небольшому желтому домику, позвонила в дверь. Желтая краска пригласила Красную краску к себе в дом. Но случилась беда – в доме погас свет. Краски стали бегать, суетиться и нечаянно столкнулись друг с другом. Да так сильно, что не заметили как перемешались. А когда свет включили, они увидели, что из двух красок получилась третья.
Воспитатель: Чтобы узнать, какая краска получилась, давайте попробуем смешать красную и синюю краску. Дети смешивают краски. Воспитатель: Какой цвет у вас получился? (фиолетовый). - И жители Сказочного городка получили в подарок еще одну новую подружку - Фиолетовую краску. Так на свете появились Оранжевая, Зеленая и Фиолетовая краски. Это событие – чудесное для всех жителей города. Ведь теперь можно с помощью ярких красок можно нарисовать разноцветную картину. Воспитатель предлагает детям с помощью основных красок и составных украсить картину. Творческая работа детей. На этом этапе мы знакомили детей с цветовыми эталонами: расположением цветов в цветовом круге, с понятием «основные» и «составные» цвета, с понятием хроматические и ахроматические цвета, с расположением цветов в цветовом спектре.
Детям предлагалось использовать цветовые сочетания: теплой и холодной гаммы в процессе игровых упражнений. Через практические занятия дети знакомились с особенностями акварели, с прозрачностью акварельных красок.
Рис. 20. Знакомство с особенностями акварели.
На последующих этапах занятиях дети знакомились со светлотой оттенка, показывали, как, понемногу добавляя в любой цвет гуаши белую краску, изменяется основной цвет. Предлагала детям самостоятельно подобрать разные оттенки. Знакомили детей со светлотой оттенка, и на примере акварельных красок, показывали, как понемногу добавляя в любой цвет воды, изменяется основной цвет, дети самостоятельно подбирали разные оттенки. В этот момент у детей происходило закрепление понимания того, что чистота цвета и оттенков при рисовании красками зависит от чистоты воды и хорошего промывания кисти. Формировались представления о свойстве цвета (цветовой фон, яркость и светлота, насыщенность).
Рис. 21. Знакомство с оттенками.
Дошкольники осваивали практические приемы работы с акварельными красками по мокрой бумаге (по - мокрому, мокрым по – сухому) и по сухой бумаге (сухим по – сухому). Используя разнообразные нетрадиционные способы рисования, дети научились самостоятельно готовить цветной фон для последующих работ различными материалами: поролоновой губкой, плоской кистью. Дети научились сочетать технику акварели с другими красящими материалами: восковые мелки, тушь, освоили рисование по предварительно мятой бумаге. Для закрепления знаний проводились различные дидактические игры, целью которых было различение и называние цветов и оттенков, систематизация знаний о цвете, развитие памяти, внимания, логического мышления. В работе с детьми мы использовали готовые настольно-печатные игры: «Занимательная палитра», «Цвет и форма», «Подбери по цвету и форме», «Логические таблицы», «Разноцветный клоун», «Цвета» и др. Все дидактические игры применялись для проведения индивидуальной работы и в свободной деятельности. Наибольший интерес у детей вызвали практические занятия в рабочих тетрадях «Цвета и оттенки + обучающее лото», «Цвета и оттенки. Книжка с наклейками». Живой интерес дети проявляли к дидактическим играм, изготовленным в ходе совместной деятельности: «Собери радугу», «Смешивание красок», «Собери гусеничку», «Подбери цвета», «Цветик - семицветик», «Составные цвета». Формирующий этап педагогического эксперимента позволил нам увидеть, эффективность системы занятий по использованию акварельной техники и цвета для отражения окружающей действительности по рисованию в старшем дошкольном возрасте. На третьем этапе нашего исследования для проверки результатов работы был проведён контрольный эксперимент, цель которого заключалась в выявлении у детей старшего дошкольного возраста умения использовать техники акварельной живописи, цвет и его оттенки как средство выразительности при создании изображения в изобразительной деятельности. Нами было проведено занятие по рисованию на тему: «Путешествие в подводный мир». Занятие по изобразительной деятельности было проведено в экспериментальной и контрольной группе по одинаковой методике. Тема занятия: «Путешествие в подводный мир». Цель: развивать представления детей об обитателях подводного мира и художественные способности к изобразительной деятельности. Программное содержание: развивать представления детей о многообразии подводных обитателей; способствовать развитию умений дошкольников к интеграции различных видов изобразительной деятельности; воспитывать бережное отношение к природе. Материалы: бумага (формат А3), акварель, кисти, морские ракушки, салфетки, палитры, поролоновые губки. Оборудование: ноутбук, диск с изображениями обитателей подводного мира, поддон с песком, поддон с водой, игрушки на морскую тему, водоросли разной формы, морские ракушки (сюрпризный момент). Музыкальное сопровождение: шум моря, крики чаек, мелодичная спокойная музыка. Предварительная работа: наблюдение за аквариумными рыбками, зарисовка отдельных видов рыбок, водорослей, рассматривание иллюстраций с изображением морских обитателей. Оформление помещения: на столе последовательно расположены поддоны, наполненные сухим и влажным песком, поддон с водой, водорослями и игрушками на морскую тему. На столах у детей бумага (формат А3). Ход занятия: I. Вводная часть. - Воспитатель: Сегодня нас ожидают необыкновенные встречи и приключения. Вы любите путешествовать? (Ответы детей). - Итак, отправляемся в путь! (Дети подходят к столам с поддонами, наполненными песком и водой). - И начинается наше путешествие на морском песке. Попробуйте прогуляться по нему своими пальчиками. (Воспитатель поочередно переставляет указательный и средний пальцы, продвигаясь по сухому песку вперед, дети повторяют его движения). Просит детей, рассказать о своих ощущениях. (Высказывания детей). - Песок становится влажным, и передвигаться по нему становится труднее. (Воспитатель поочередно переставляет указательный и средний пальцы, продвигаясь по мокрому песку вперед, дети повторяют его движения). Просит детей, рассказать о своих ощущениях. (Высказывания детей). - Наконец, мы подошли к воде. Окуните в нее свои руки, потрогайте водоросли, рыбок, камешки на дне. (Воспитатель раздает детям сухие салфетки для рук). Просит детей, рассказать о своих ощущениях. (Высказывания детей). - Какая же она, вода? (Ответы детей). - Что вы можете рассказать о водорослях? (Ответы детей). - И вот мы пришли к нашему кораблю, он называется батискаф и готов к подводному плаванию. Прошу занять свои места. (Дети садятся на мягкие подушки, разложенные на ковре). - Посмотрите в свои иллюминаторы. Сейчас вы увидите много интересного, нового и необыкновенного. II. Основная часть. (Педагог начинает показ слайд шоу с изображением обитателей подводного мира, сопровождаемого звуками моря). - Воспитатель: Кто из морских жителей вам понравился больше всего? (Ответы детей) Кого из них вы увидели впервые? (Ответы детей). - Предлагаю вам изобразить свои впечатления о подводном мире на листах. А помогут вам в этом акварельные краски. Самостоятельная работа детей. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в чудесную и веселую игру, которая называется «Море волнуется…» Кто хочет быть ведущим? (Дети выбирают ведущего). - Давайте вместе произнесем волшебные слова. (Дети проговаривают слова игры «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, на месте морская фигура замри!» и совершают свободные движения, в конце слов замирают, изображая придуманную морскую фигуру). - Ведущий угадывает образы, дети вместе определяют самую интересную фигуру. Победитель становится ведущим. Игра проигрывается 2 - 3 раза. - Ребята, знаете ли вы, что находится на морском дне? (Ответы детей). Воспитатель предлагаю детям украсить свой рисунок морскими ракушками, морскими звездами. Итоговая часть. - Наше путешествие подходит к концу. Батискаф медленно поднимается на поверхность моря. Вам было интересно? (Ответы детей). Кто хочет поделиться своими впечатлениями? (Высказывания детей). Я очень рада, что вам понравилось наше морское путешествие. Предлагаю закончить его веселой песенкой «Капитан»:
(Поют все вместе)
Жил отважный капитан,
Он объездил много стран.
И не раз он бороздил океан…
Раз пятнадцать он тонул,
Погибал среди акул –
Но, ни разу даже глазом не моргнул.
И в беде, и в бою
Напевал он всюду песенку свою…
Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыбка - это флаг корабля.
Капитан, капитан, подтянитесь –
Только смелым покоряются моря! - Мне хотелось, чтобы эти радостные впечатления запомнились вам надолго. Примите в подарок от моря эти чудесные ракушки. (Педагог дарит детям ракушки).
Детские работы были проанализированы и результаты занесены в таблицы 3 и 4.
Таблица 3.
Результаты контрольного эксперимента
экспериментальная группа
№ | И.Ф.ребёнка | I | II | III | Уровни показателей |
1. | Настя С. | + | - | - | I |
2. | Таня Х. | - | + | - | II |
3. | Максим С. | + | - | - | I |
4. | Вика Ш. | - | + | - | II |
5. | Юра М. | + | - | - | I |
6. | Никита Р. | + | - | - | I |
7. | Алина Т. | - | + | - | II |
8. | Настя Б. | + | - | - | I |
9. | Егор Д. | + | - | - | I |
10. | Лиза М. | + | - | - | I |
11. | Андрей Б. | + | - | - | I |
12. | Виктория Д. | + | - | - | I |
13. | Ника К. | + | - | - | I |
14. | Даша Д. | + | - | - | I |
15. | Маша М. | - | + | - | II |
16. | Ника О. | - | + | - | II |
17. | Егор М. | + | - | - | I |
18. | Сергей П. | - | + | - | II |
19. | Виталий О. | - | + | - | II |
20. | Лера П. | - | + | - | II |