Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:53, дипломная работа
Цель исследования: разработать методику занятий по обучению основам акварельной живописи в старшей группе.
93
Глубоким реализмом и живописной виртуозностью отличаются акварельные жанры испанца Мариано Фортуни, творчество которого ценил Василий Поленов, да и другие русские художники. В России акварельная живопись начала развиваться с XVIII века, совершенствуя и обогащая свою технику под воздействием общего развития реалистической живописи, в особенности пейзажной. Постепенно техника акварели вбирает в себя живописные качества. Первое имя в летописи русской акварели, которое по праву зачинателя и уровню мастерства необходимо назвать — Петр Фёдорович Соколов (1791—1848). Он исполнял портреты, сцены охоты, жанры, запечатлев лик своей эпохи и своих современников.
Рис.13. Соколов П. Портрет.
Акварелью, в портрете и жанре, работали живописец Карл Брюллов (1799—1852) и его брат — архитектор Александр Брюллов (1798—1877). Акварелисты Василий Садовников (1800—1879) и Людвиг Премацци (1818—1891), рисовали императорские дворцы и пейзажи загородных резиденций.
Рис. 14. Брюллов К. Итальянский полдень.
93
Во второй половине XIX века, в ряду акварельных произведений выделяются листы, исполненные Михаилом Клодтом (1832—1902), маринистами Львом Лагорио (1828—1905) и Александром Беггровым (1841—1914). Свою оригинальную дань искусству акварели принесли такие живописцы, как Илья Репин (1844—1930), Михаил Врубель (1856—1910), Валентин Серов (1865—1911). Акварельная живопись увлекала и членов объединения «Мир искусства» Александра Бенуа (1870—1960), Льва Бакста (1866—1924), Ивана Билибина (1876—1942), Константина Сомова (1869—1939), Анну Остроумову - Лебедеву (1871—1955). Акварелью владел поэт Максимилиан Волошин (1877—1932), рисунки которого пересекались с его поэтическими произведениями. Акварельный рисунок (монохромный, а затем и многокрасочный), получивший широкое распространение в XIX веке, облегчал переход от графического эскиза к картине, к живописи маслом. Достижения акварели не только сблизили ее с живописью, но и позволили обособить ее в самостоятельный вид искусства, в котором проявила себя целая плеяда блестящих мастеров. Рядом с подготовительными, эскизными и композиционными набросками возникают станковые акварели. Пейзаж, портрет, интерьер, выполненные акварелью, начинают цениться наравне с завершенными картинами. Развивается и иллюстрационная акварельная графика.
Рис. 15. Работа современного художника Вробель Г. Пейзаж.
В настоящее время мы видим картины, исполненные акварелью, которые только размерами уступают картинам, написанным масляными красками. Тем не менее, все еще бытует пренебрежительное отношение к акварельной живописи, в особенности среди молодых художников. Некоторые из них считают, что акварельные произведения не предназначены для длительного существования. А между тем акварельные работы, хранящиеся в наших музеях, в Третьяковской галерее, свидетельствуют об обратном, например произведения Карла Брюллова или Петра Соколова, сохранившие весь первоначальный блеск и яркость красок.
1.3. Художественные особенности
Термин «акварель» (французское aquarelle, английское painting in water colours, итальянское aquarelle или aqua-tento, немецкое Wasserfarbengemalde, Aquarellmalerei; от латинского aqua - вода) имеет несколько значений. Во-первых, он означает живопись специальными водорастворимыми (т.е. свободно растворяющимися в обычной воде) красками. И в данном случае принято говорить о технике акварели (т.е. определенном процессе творчества в изобразительном искусстве). Во-вторых, его употребляют, собственно, для непосредственного обозначения самих водорастворимых (акварельных) красок. При растворении в воде они образуют прозрачную водную взвесь тонкого пигмента, входящего в основу краски, благодаря которой удается создавать неповторимый эффект лёгкости, воздушности и тончайших цветовых переходов. И, наконец, в-третьих, так принято называть сами работы, выполненные в данной технике акварельными красками. Их отличительные особенности заключаются, главным образом, в прозрачности тончайшего красочного слоя, остающегося на бумаге после высыхания воды. При этом белила не используются, так как их роль выполняет белый цвет бумаги, просвечивающий сквозь красочный слой или вообще не закрашенный. Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи — гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Акварельные краски содержат также пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество — бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится антисептик — фенол. Благодаря тонкой растирке пигмента акварельные краски приобретают свое главное достоинство – прозрачность. Цвет в акварельной живописи складывается не только из цвета краски, но из цвета белой бумаги. Просвечивая через тонкий слой краски, бумага как бы освещает акварельный цвет изнутри. Это придает акварели необычайную воздушность и звучность. Другим отличительным свойством акварели служит большая ее подвижность. Благодаря воде кисть легко наполняется красящим пигментом, и краска свободно сходит на бумагу. Поэтому акварель требует особенно хорошего, выразительного рисунка, так как любое прикосновение кисти к бумаге оставляет заметный след. В акварели, как ни в одном художественном материале, рисунок является неотъемлемой частью работы. И наконец, остановимся на третьем свойстве акварели - это трудность исправления ошибок и сложность работы из-за большой подвижности красок. В силу своей прозрачности акварель не дает очень интенсивный цвет, особенно в сравнении с гуашью, масляными красками. Тональные возможности акварели тоже не велики. Однако, сочетая цвета акварели, можно добиться, чтобы она передавала впечатление того цвета и тона, который мы видим в природе. Живопись акварельными красками прозрачна и воздушна.
Акварель, несмотря на кажущиеся простоту и легкость рисования, сложнейшая живописная техника. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, мастерства видения тона и цвета, знания законов смешивания цветов и нанесения красочного слоя на бумагу.
Основное выразительное средство живописи — цвет. Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Индивидуальное восприятие цвета определяется его спектральным составом, а также цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, особенности человеческого глаза и психики. Цвет — своей способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности этого вида искусства. В произведениях он образует цельную систему (колорит). Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также живопись оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения частью его художественной структуры. В зависимости от степени влажности бумаги выделяют такие акварельные техники, как «работа по-мокрому» («английская» акварель) и «работа по-сухому» («итальянская» акварель). Интересный эффект дает работа по фрагментарно увлажненному листу. Кроме этого можно встретить и комбинации данных приемов. Работа по-мокрому. Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает «блестеть» на свету. При достаточном опыте можно контролировать влажность листа рукой.
Рис. 16. Учебная работа. Пейзаж. Техника акварельной живописи
В зависимости от того, насколько наполнен водой волосяной пучок кисти, принято условно различать такие способы работы, как «мокрым-по-мокрому» и «сухим-по-мокрому». Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Особенно успешно этот метод используется в пейзажной живописи. Основная трудность кроется в главном достоинстве - это текучесть акварели. При наложении красок этим методом художник нередко зависит от капризов, растекающихся по мокрой бумаге мазков, которые в процессе творчества могут получаться далеко не такими, как предполагалось изначально. При этом исправить лишь отдельный фрагмент, не затронув остальные, практически невозможно. В большинстве случаев переписанный участок будет дисгармонировать с общей структурой остального полотна. Может появиться определенная грязь и т.п. Этот способ работы требует постоянного самоконтроля, свободного владения кистью. Лишь значительная практика позволяет художнику некоторым образом спрогнозировать поведение краски на сырой бумаге и обеспечить достаточный уровень контроля над ее растеканием. Живописец должен иметь ясное представление о том, что он хочет и как он должен решить поставленную задачу. Техника A la Prima. Это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетекание краски. Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Не случайно, работу, выполненную в такой технике, практически нельзя скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и неповторим.
Рис. 17. Учебная работа. Натюрморт. Техника A la Prima.
Сочетая различные цветовые комбинации с многообразием тональных решений, можно добиться удивительных переливов и переходов между тончайшими оттенками. Метод а-ля прима, поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность красочных звучаний. Кроме этого, дополнительным преимуществом данного приема будет определенная экономия времени. Как правило, работа пишется «на одном дыхании», пока лист влажный (а это 1-3 часа), хотя, при необходимости, можно дополнительно намочить бумагу в процессе творчества. В быстрых по выполнению набросках с натуры и эскизах этот метод незаменим. Уместен он и при выполнении пейзажных этюдов, когда непостоянные состояния погоды обязуют к быстрой технике выполнения. При письме рекомендуется составлять смеси из двух, максимум из трех цветов. Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению, к потере свежести, яркости, цветовой определенности. Не увлекайтесь случайностью пятен, каждый мазок призван отвечать своему назначению — строго согласовываться с формой и рисунком. Достоинство и одновременно сложность здесь в том, что изображение, мгновенно возникающее на бумаге и причудливо расплывающееся под действием движения воды, впоследствии невозможно подвергнуть никакому изменению. Каждая деталь начинается и заканчивается в один прием, все цвета берутся сразу в полную силу. Поэтому данный способ требует необычайной сосредоточенности, отточенности письма и идеального чувства композиции. Еще одним неудобством можно назвать ограниченные временные рамки исполнения подобной акварели, так как нет возможности неторопливой работы с перерывами между сеансами живописи (в том числе при написании картины большого формата, путем постепенного исполнения отдельных фрагментов). Изображение пишется практически без остановки и, как правило, «в одно касание», т.е. кисть по возможности касается отдельной части бумаги лишь один-два раза, более не возвращаясь к ней. Это позволяет сохранить абсолютную прозрачность, легкость акварели, избежать грязи в работе. Работа «по-сухому». Заключается в том, что краска наносится на сухой лист бумаги одним-двумя (однослойная акварель) или несколькими (лессировка) слоями, в зависимости от идеи художника. Этот способ позволяет обеспечивать хороший контроль над растекаемостью краски, тональностью и формой мазков. Как видно из названия, в данном случае работа пишется одним слоем по сухому листу и, как правило, в одно-два касания. Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. По мере необходимости можно «включить» краску другого оттенка или цвета в нанесенный, но еще не высохший слой. Однослойный метод «сухим-по-сухому» более прозрачен и воздушен, чем лессировка, но не имеет красоты мокрых переливов, достигаемых техникой A la Prima. Однако в отличие от последней, без особых сложностей позволяет выполнять мазки нужной формы и тональности, обеспечивать необходимый контроль над краской. Используемые в работе цвета, во избежание возникновения грязи и замызганности, желательно продумывать и готовить заранее, в самом начале сеанса живописи, чтобы беспрепятственно их наносить на лист. В данной технике удобно работать, заранее наметив контуры рисунка, так как нет возможности внести корректировку дополнительными слоями краски. Этот метод хорошо подходит для графических изображений, так как мазки на сухой бумаге сохраняют свою четкость. Кроме того, такую акварель можно писать как за один сеанс, так и за несколько (при фрагментарной работе) с перерывами по мере необходимости. Другой способ исполнения однослойной акварели – «мокрым-по-сухому», заключается в том, что каждый мазок наносится рядом с предыдущим, захватывая его, пока тот еще не просох. Благодаря этому образуется естественное смешение оттенков и мягкий переход между ними. Для усиления цвета можно влить кистью необходимую краску в еще не просохший мазок. Работать надо достаточно быстро, чтобы закрыть весь лист до того, как подсохнут ранее нанесенные мазки. Это позволяет создать красивые живописные переливы, а сухая поверхность бумаги способствует достаточному контролю над текучестью и очертаниями мазков. Многослойная акварель (лессировка). Лессировками называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента складывается из цветов в его слоях.
Рис.18. Андрияка С. Многослойная акварель.
При работе в этой технике можно увидеть границы мазков. Но, так как те прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить и не размыть уже высохшие живописные участки. Пожалуй, главным достоинством является возможность создания картин в стиле реализма, т.е. максимально точно воспроизводящих тот или иной фрагмент окружающей среды. Такие работы внешне имеют определенное сходство, например, с масляной живописью, однако, в отличие от нее, сохраняют прозрачность и звонкость цветов, несмотря на наличие нескольких слоев краски.
Яркие, свежие лессировочные краски придают акварельным работам особую полнозвучность цвета, легкость, нежность и лучезарность колорита. Лессировка — это техника насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Там, где стоит задача добиться интенсивности цвета, многослойный прием стоит на первом месте. Благодаря тому, что лессировка выполняется по сухой бумаге, удается достичь великолепного контроля над точностью мазков, что позволяет максимально воплотить свой замысел. Постепенно нанося один слой акварели за другим, легче подобрать необходимый оттенок для каждого элемента в рисунке и получить нужное цветовое решение. Главная критика, направленная в адрес данной техники, заключается в том, что, в отличие от однослойного стиля письма, максимально сохраняющего прозрачность красок, акварельные работы, исполненные лессировкой, теряют свою воздушность и напоминают изображения маслом или гуашью. Однако если лессировки накладывать тонко и прозрачно, то падающий на картину свет будет способен дойти до бумаги и отразиться от нее. Стоит так же отметить, что многослойность письма зачастую скрывает фактуру бумаги и красок или фактурность штрихов полусухой кисти по зернистому листу. Как и любая живопись акварелью, лессировка предполагает очень аккуратную работу – мазки надо класть осторожно, чтобы не смазать нижние, уже высохшие, слои краски. Так же, работы могут выполняться в комбинированной (смешанной) акварельной технике, когда в одной картине гармонично сочетаются как приемы «по-мокрому», так и «по-сухому». Например, первый слой краски кладется на мокрую бумагу, для создания нужной размытости заднего плана (или отдельных фрагментов среднего и переднего планов), а затем, после высыхания бумаги, кладутся последовательно дополнительные слои краски при детальной прорисовке элементов среднего и ближнего планов. При желании используются и другие варианты сочетаний письма по - сырому и лессировки. Существуют техники, когда акварель смешивается с другими красящими материалами, например, с белилами (гуашью), акварельными карандашами, тушью, пастелью и др. В случае сочетания акварели с карандашами, последние дополняют полупрозрачность красок своими яркими и ясными оттенками. Карандашами можно или подчеркнуть некоторые детали живописного изображения, делая их четче, заостреннее, либо всю работу выполнить в смешанной технике, в которой в равной мере присутствуют линейные штрихи, мазки кисти и красочные разводы. Пастель не так удачно соединяется с акварелью, нежели карандаш, однако порой художники используют её, нанося пастельные штрихи поверх готовой акварельной отмывки. Тушь, как черная, так и цветная, может быть использована вместо акварели. Однако тушь дает новые возможности и обычно используется в отмывках кистью или рисунках пером. Сочетание рисунка черной тушью и абстрактных акварельных пятен, сливающихся и пересекающих границы нарисованных тушью предметов, придает работе свежесть и выглядит оригинально. Как правило, белила (непрозрачный красящий материал, например гуашь) в смешанной технике используются для «упрощения» процесса живописи. Порой «резерваж» отдельных мест картины представляет определенную трудность, особенно когда эти места маленькие и их много. Поэтому некоторые художники пишут без него, а затем «отбеливают» нужные места краской (например, блики на предметах, снег, стволы деревьев и т.п.). При создании одной работы возможно и комбинирование различных материалов: кроме акварели, в процессе живописи употребляются и белила, и тушь и пастель, в зависимости от творческого замысла художника.
ГЛАВА II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ТЕХНИКИ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
2.1. Педагогические подходы в обучении основам техники акварельной живописи на занятиях по изобразительной деятельности в старшей группе
Пожалуй, все дети любят рисовать. Они рисуют все, и каждый их рисунок по-своему уникален и дорог. Прежде чем рассмотреть педагогические подходы в обучении основам техники акварельной живописи, остановимся на особенностях выразительности детского рисунка. Так что же представляет собой детский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства? Этот вопрос рассматривался в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: известного русского физиолога В.М. Бехтерева, искусствоведа А.В. Бакушинского, педагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, И.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и других, психологов Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.С. Мухиной, О.М. Дьяченко. Чем же привлекает нас детский рисунок? Много достоинства рисунка заметила Е.А. Флерина. Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственное выражение ребенка своих мыслей и чувств. Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма, и способы, а умение, использовать минимум средств, передать свое состояние. Во-вторых содержательность. Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле. На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников - все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков. Еще одно ценное качество детского рисунка - смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Для маленького ребенка нет нечего невозможного. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятия, ожидание добра и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в тоже время немного печалит осознание того, как трудно почти невозможно сберечь такое восприятие мира. Детский рисунок убеждает нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование их в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Выразительность детских рисунков - пассивное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Выразительность - качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла. Одним из самых доступных для ребенка средством выразительности является цвет. Использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Иногда ребенок отдает предпочтения какому-то одному: все рисует зеленым или голубым. Ребенок - дошкольник может использовать любимый цвет иногда не адекватно, в любом противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае, он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок» образу, как бы украшает его. Исследователи детских рисунков отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля - всегда черная, небо - синее и т.п. Н. А. Ветлугина говорит о том, что рисунки дошкольников отличаются своим жизнерадостным настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя. В детских рисунках, однако, можно встретить также образы, которые строятся на монохромной, нежной гамме красок: сиреневые, лиловые, теплые коричневые тона. Чаще всего это можно наблюдать при передаче образов природы. Все это позволяет нам говорить о разнообразии колорита в творческих рисунках детей. Цвет становиться эмоционально содержательным лишь тогда, когда он выражает качества определенных предметов. Выразительность цвета зависит от нашего отношения к данному предмету. Основываясь на жизненных ассоциациях, можно понять, почему в зависимости от содержания применяются тот или другой цвет. В детском рисунке цвет является также средством выражения определенного образного содержания. При передаче отрицательных образов сказок (ведьмы, бабы-яги) показательно, что ребенок сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к этим образам. Дети изображают ведьму не только с распущенными, всклокоченными волосами, они «одевают» ее в черное платье и даже дом, в котором она живет, раскрашивается черной краской. Так сказывается отрицательное отношение к этому образу. Композиция - это способ соединения образов, способ построения произведения. В рисунках детей встречаемся как с сюжетами, передающими развернутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия. Характерным для дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной наполненности. Весьма характерно и стремление ребенка к ритму. Ритм - это повторяемость, чередование и соразмерность элементов композиции. Большое значение имеют здесь и технические возможности ребенка. Найденная форма легко повторяется и воспроизводится. Композиционно-ритмическая организованность рисунка отвечает часто по существу избранной ребенком теме. Композиция определяется также и как способ соединения образов. Выразительность в рисунках детей проявляется, прежде всего, за счет передачи движения, изображения характерных поз персонажей, т.е. за счет оперирования внешними признаками предмета. Интересы в этом смысле некоторые особенности построения композиции, специфичные именно для детского рисунка. Выстраивая свой рисунок, дети устанавливают пространственные отношения между предметами, персонажами; причем они не копируют структуру пространственных отношений, реальной действительности, но находят такое расположение предмета в пределах плоскости листа бумаги, которое отвечает задуманному содержанию. Поэтому композиция детского рисунка не совпадает полностью с картинами реальной действительности. Дети не до конца осмысливают порой как внутрипредметные, так и межпредметные связи; некоторые предметы включаются ими в связи совершенно непроизвольно. В сюжетных рисунках они часто нарушают пропорции предметов, хотя и не замечают этого. Для выражения пространственных связей ребенок изображает в рисунке такие черты предмета, которые обычно не воспринимаются глазом. В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определенных поз, жестов определенного расположения фигур. Итак, дети находят выразительные средства для воплощения своего замысла - цветовые сочетания, форму, композицию. В рисунке они передают свое отношения к изображаемому. У детей 5-6 лет наблюдается уже сознательность использование цвета, формы, построения рисунка как выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляют их в своем сознании. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в рисунках детей старшего дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций, радость существования и грусть, иной раз тревога и ирония. Но, не стоит забывать, что все эмоции в рисунках детей возникают прежде всего, за счет средств выразительности. Так, цвет - самый могучий чародей в руках маленького художника. Из всех выразительных возможностей детского рисунка самые яркие, самые впечатляющие и доходчивые, пожалуй, содержатся в цвете. Цвет связан для ребенка с эмоциональными переживаниями. Выразительность детского рисунка (как и всякого произведения искусства) возбуждает у зрителя сопереживание, эстетические эмоции, то есть собственно то, ради чего и создаются эти произведения, ради чего и существует искусство. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, ребенок применяет действия, контролируя их представлением изображаемого предмета, и оценивает их как правильные или неправильные. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения. Поэтому способам рисования его следует учить. С самого начала приобщения к рисованию надо учить ребенка правильно пользоваться разными изобразительными материалами, т.е. учить технике рисования. Художники включают в это понятие технику линий, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, карандаша, красок: пастельных, акварельных, гуаши и др.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Рисование в детском саду – художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника включает определенную технику. Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет свободно реализовывать творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки. Обучение детей технике рисования должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет. Определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у дошкольника первоначально развиваются разнообразные и тонкие действия руки с инструментом, которые необходимы для рисования. Овладение ими составляет специальную задачу. Для успешного обучения старших дошкольников основам техники акварельной живописи Т.С. Комарова, рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств. Эту же позицию разделяет И.Л. Голованова, результаты исследования которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей. Исследователи Т.Г. Казакова, В.Б. Косминская, Н.П. Костерин, Н.Б. Халезова, и др. рекомендуют использовать в детском изобразительном творчестве различные материалы и в том числе акварель. В настоящее время использование различных материалов в изобразительном творчестве дошкольников может быть признано традиционным, так как широко описаны их техника и технология, разработаны методики освоения выразительных свойств этих материалов, они внедрены в широкую практику дошкольного обучения. На настоящем этапе задача активизации творческих способностей детей приводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности, рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности детских работ. В этом и состоит противоречие между целесообразностью использования художественных техник в детском изобразительном творчестве и недостаточной теоретической и методической разработанностью данного вопроса. В настоящее время в дошкольных учреждениях внедряется целый спектр разнообразных программ воспитания и обучения дошкольников. Все они уделяют большое внимание развитию изобразительной деятельности детей, так как эти занятия решают целый ряд задач эстетического и духовного развития дошкольников. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета, композиции), художественного вкуса. Наиболее распространённые программы: «Истоки», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Цветные ладошки». В каждой из этих программ определены задачи по обучению основам техники акварельной живописи. Анализ их содержания позволил составить нам таблицы 1-3. (См. приложение 1-3). Программа развития ребенка-дошкольника «Истоки» разработана авторским коллективом ученых — педагогов и психологов, на базе центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Её содержание достаточно полно реализуется её цель: формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка. При этом ставится задача по обучению дошкольников основам смешивания цветов, отдельным техникам акварельной живописи, созданию простейших изображений, использованию доступных изобразительных средств, технических навыков и различных материалов. (См. приложение 1). В программе «Воспитание и обучение в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой решаются следующая основная задача: формирование художественно-образных представлений, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости. В связи с поставленной задачей дети обучаются элементарным основам акварельной живописи. Однако в содержании заданий, на наш взгляд, недостаточно уделяется внимания развитию детского творчества. (См. приложение 2). В авторской программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, основная цель: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности, представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности. Программа обеспечена современными наглядно-методическими и практическими пособиями. Её содержание призывает решить сложные задачи, связанные с использование различных техник акварельной живописи, способствующая развитию творчества детей. Органической частью программы «Цветные ладошки», является программа ознакомления детей с цветом, как одним из средств, выразительного решения образа в рисунках, также с развитием восприятия цвета, использования цвета в изобразительной деятельности для передачи одного из важнейших признаков предмета и явлений. Автор данной программы считает, что в детском саду развитие чувства цвета на основе развития цветового восприятия должно осуществляться последовательно, планомерно и систематично с учетом индивидуального опыта ребенка. Для каждой возрастной группы дошкольного учреждения определены задачи ознакомления детей с цветом предметов, явлений окружающей жизни, освоения или умения видеть, различать, называть цвета и использовать их при создании изображения в творческой изобразительной деятельности. Исходя из сказанного, авторский коллектив обозначил цель своей программы: развитие и формирование у детей восприятия цвета и чувства цвета в условиях интеграции разных видов художественно-творческой деятельности. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - игра, поэтому программа разработана на игровых занятиях. На игровых занятиях по ознакомлению с цветом для детей 5-7 лет ставятся следующие задачи: ознакомление с цветовыми эталонами на примере цветового круга, с дополнительными цветами на примере цветовых упражнений. Вместе с тем, решаются задачи на расширение представлений о цветовых оттенках на примере работы с бумагой; развитие мелкой моторики и координации движений; воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета; развитие зрительного внимания, чувства цветового ритма; обогащение активного словаря на примере описания и характеристики разных цветов с использованием прилагательных, глаголов. В данной программе определены условия формирования чувства цвета у детей: 1. Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все ее виды; 2. Широкое использование в работе с детьми по формированию эстетического восприятия цвета, колорита произведений изобразительного искусства как классического, так и народного; 3. Целесообразный отбор и изготовление пособий для работы с детьми; 4.Систематические наблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменений цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т.п.; 5. Использование дидактических игр в работе с детьми; 6. Изготовление дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, закреплению и обогащению эстетических представлений о цвете с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное от занятий время; 7. Эстетические оформление среды в процессе профессиональной подготовки. Использование детских работ в оформлении дошкольных учреждений; 8. Подготовка воспитателя к работе с детьми с учетом развития чувства цвета у детей.