Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:53, дипломная работа
Цель исследования: разработать методику занятий по обучению основам акварельной живописи в старшей группе.
В данной программе авторы рекомендуют насыщать занятия разнообразными формами работы, делать занятия более интересными для детей. Для этого используются различные сказки о цвете: «Сказка о красной краске» (И. Полякова), «Разноцветное царство» (М. Мацук), «Желтая сказка» (И. Зиедониес), «Жили-были на свете две сестричку: черная и белая» (Н. Горяев), «Сказка про краски теплые и холодные» (О. Нерсесово). Также используют игры с цветом: «Нарисуй свое настроение», «Цветные сказки», «Самый красивый цвет», «Радость и грусть». Дидактические игры: «Рисуем море», «Собери гусеничку», «Лесовичок и его разноцветные колпачки». Таким образом, можно сделать вывод, что программа ««Цветные ладошки», очень эффективна, так как работа ведется последовательно, планомерно и постепенно с учетом индивидуального опыта ребенка. Так же соблюдаются все условия формирования чувства цвета у детей, используются на занятиях различные формы работы. (См. приложение 3). В рамках нашего исследования данная программа наиболее важна. Содержание её обучающего материала в большей степени, чем в других программах, на наш взгляд, способствует решению поставленной перед нами проблемы.
2.2. Педагогический эксперимент
Анализ искусствоведческой литературы, современных программ, а также педагогических подходов в обучении основам акварельной живописи на занятиях в старшей группе позволил нам разработать программу педагогического эксперимента, который состоял из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
В качестве базы исследования были определены две старшие группы детского сада комбинированного вида № 7 города Пензы.
Одна из групп была экспериментальной, другая контрольной. В каждой группе по 20 человек детей.
При анализе рисунков мы опирались на специально разработанные нами показатели: I показатель - свободно владеют акварельными техниками, используя многоцветная цветовую гамму - высокий уровень;
II показатель - владеют одним видом акварельной техники и ограниченной цветовой палитрой - средний уровень ;
III показатель- не владеют акварельными техниками, работают акварельными красками с помощью воспитателя - низкий уровень. На первом этапе нашего исследования был проведён констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в выявлении у детей старшего дошкольного возраста умения использовать техники акварельной живописи, цвет и его оттенки как средство выразительности при создании изображения в изобразительной деятельности. Нами было проведено занятие по рисованию на тему: «Чудесная книга». Занятия по изобразительной деятельности были проведены в экспериментальной и контрольной группе по одинаковой методике.
Тема занятия: «Чудесная книга» . Программное содержание: - формировать у детей умение отражать сюжет эпизода из сказки, передавая его характерные особенности: герои, их внешний вид, эмоции соответствие сюжета тексту сказки; - подбирать цветовое решение для передачи образа персонажа; - воспитывать творческую активность, умение через рисунок показать свое отношение к герою. Материалы для работы: акварельные краски, кисти, альбомные листы, палитра, баночки с водой, бумажные салфетки, иллюстрации и книга сказок.
Музыкальный ряд: аудиозапись отрывка из оперы «О царе Салтане» Н.А. Римского - Корсакова Ход занятия: - Ребята, посмотрите, я вам сегодня какую книгу принесла. Она яркая, с красочными иллюстрациями. Посмотрите, какая у нее красочная обложка. А называется книга – книга сказок.
Кто из вас любит сказки? Давайте скорее посмотрим иллюстрации, которые художник нарисовал к этой сказке. Воспитатель открывает книгу без иллюстраций. - Ой, ребята! А иллюстрации куда – то пропали! Вчера смотрела, они все были на месте, а теперь вот только текст остался! Наверное, их украл какой-то злодей. Что же нам делать? Может быть, вы знаете? Правильно! Давайте, мы сами нарисуем иллюстрации, а потом вклеим их в книгу. Ну, что, попробуем? - А для того, чтобы рисунки получились сказочные, нам нужно самим побывать в сказке. Сядьте все удобно и закройте глаза. Звучит музыка: отрывок из оперы «О царе Салтане» Н.А. Римского- Корсакова - Вы услышали волшебную сказочную музыку и сразу же очутились на неведомой земле, в сказочной стране, где живут сказка. Дети рассматривают иллюстрации к сказкам. Рассказывают о своих любимых сказочных героях. - Вот музыка становится тише и нам пора возвращаться. Сейчас вы откроете глаза и снова окажетесь в детском саду. - А теперь каждый из вас как настоящий художник-иллюстратор нарисует своего сказочного героя. Творческая работа детей. По окончании занятия проводится анализ детских работ. Выбираем из детей главного редактора – издателя книги, который и определяет яркую, красочную, выразительную иллюстрацию для книги.
Затем по очереди воспитатель предлагает детям побывать в роли главного редактора и выбрать очередную иллюстрацию в книгу. После того, как все страницы заполнены рисунками, воспитатель подводит итог занятия:
- Вот какую замечательную книгу мы с вами проиллюстрировали. Она теперь опять очень яркая, красочная, и ей теперь никакой злодей не страшен, и мы можем не только читать любимые сказки, но и рассматривать иллюстрации.- Детские работы были проанализированы и результаты занесены в таблицы 1 и 2.
Таблица 1.
Результаты констатирующего эксперимента
экспериментальная группа
№ | И.Ф.ребёнка | I | II | III | Уровни показателей |
1. | Настя С. | - | + | - | II |
2. | Таня Х. | - | - | + | III |
3. | Максим С. | - | + | - | II |
4. | Вика Ш. | - | - | + | III |
5. | Юра М. | - | + | - | II |
6. | Никита Р. | - | - | + | III |
7. | Алина Т. | - | - | + | III |
8. | Настя Б. | - | - | + | III |
9. | Егор Д. | - | - | + | III |
10. | Лиза М. | + | - | - | I |
11. | Андрей Б. | - | + | - | II |
12. | Виктория Д. | - | - | + | III |
13. | Ника К. | + | - | - | I |
14. | Даша Д. | - | + | - | II |
15. | Маша М. | - | - | + | III |
16. | Ника О. | - | - | + | III |
17. | Егор М. | - | + | - | II |
18. | Сергей П. | - | - | + | III |
19. | Виталий О. | - | - | + | III |
20. | Лера П. | - | - | + | III |
Результаты констатирующего эксперимента: проведенный анализ детских работ показал, что дети, имеют: - высокий уровень - 2 ребенка (10%); - средний уровень – 6 детей (30%); - низкий уровень – 12 детей (60%)
Таблица 2.
Результаты констатирующего эксперимента
контрольная группа
№ | И.Ф.ребёнка | I | II | III | Уровни показателей |
1. | Даша Л. | - | - | + | III |
2. | Алина Е. | - | - | + | III |
3. | Владик К. | - | + | - | II |
4. | Настя К.. | - | - | + | III |
5. | Алина К. | - | - | + | III |
6. | Саша Ч. | - | + | - | II |
7. | Маша П. | - | - | + | III |
8. | Инна П. | - | + | - | II |
9. | Илья Г. | - | - | + | III |
10. | Лена А. | + | - | - | I |
11. | Матвей Т. | - | + | - | II |
12. | Кристина С. | - | - | + | III |
13. | Надежда Г. | - | - | + | III |
14. | Юлия И. | - | + | - | II |
15. | Алексей Т. | - | - | + | III |
16. | Максим И. | - | - | + | III |
17. | Вероника К. | - | - | + | III |
18. | Даниил с. | - | - | + | III |
19. | Маша Д. | - | - | + | III |
20. | Степан Р. | - | - | + | III |
Результаты констатирующего эксперимента: проведенный анализ детских работ показал, что дети, имеют: - высокий уровень - 1 ребенок (5%); - средний уровень – 5 детей (25%); - низкий уровень – 14 детей (70%)
Анализ результатов констатирующего эксперимента, позволил сделать следующие выводы: - рисуя акварелью, дети использовали локальные цвета, не составляли оттенков цвета; - для выполнения изображения использовали случайно взятые цвета; - дети не владеют техниками акварельной живописи; - дети предпочитают не прокрывать фон цветом; - рисуя, дети не соблюдают последовательность выполнения работы. На начальном этапе исследования количество детей, имеющих низкий, средний и высокий уровень примерно одинаково в обеих группах. Это свидетельствует о том, что детям старшего дошкольного возраста, без специально организованной системы работы по обучению основам техники акварельной живописи свойственен низкий и средний уровень развития. Результаты констатирующего эксперимента представлены нами в диаграмме № 1. Диаграмма № 1.
Результаты констатирующего эксперимента
На этапе формирующего эксперимента был проведено 3 занятия в соответствии с тематическим планом. (См. приложение 4). Все занятия проводились в игровой форме (в виде путешествия, игры, игры со сказочным героем, перевоплощений детей в героев или во взрослых, поиски кладов, игры в волшебников и т.п.). Были предусмотрены как теоретические занятия (рассказ, беседа с детьми, показ воспитателем способа действия), так и - практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.