Обучение основам техники акварельной живописи на занятиях по изобразительной деятельности в старшей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:53, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать методику занятий по обучению основам акварельной живописи в старшей группе.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа по ИЗО.doc

— 1.71 Мб (Скачать документ)

В данной программе авторы рекомендуют насыщать занятия разнообразными формами работы, делать занятия более интересными для детей. Для этого используются различные сказки о цвете: «Сказка о красной краске» (И. Полякова), «Разноцветное царство» (М. Мацук), «Желтая сказка» (И. Зиедониес), «Жили-были на свете две сестричку: черная и белая» (Н. Горяев), «Сказка про краски теплые и холодные» (О. Нерсесово).                                          Также используют игры с цветом: «Нарисуй свое настроение», «Цветные сказки», «Самый красивый цвет», «Радость и грусть».                                                        Дидактические игры: «Рисуем море», «Собери гусеничку», «Лесовичок и его разноцветные колпачки».                                                                                                                 Таким образом, можно сделать вывод, что программа ««Цветные ладошки», очень эффективна, так как работа ведется последовательно, планомерно и постепенно с учетом индивидуального опыта ребенка. Так же соблюдаются все условия формирования чувства цвета у детей, используются на занятиях различные формы работы.              (См. приложение 3).                            В рамках нашего исследования данная программа наиболее важна.   Содержание её обучающего материала в большей степени, чем в других программах, на наш взгляд, способствует решению поставленной перед нами проблемы.

 

2.2. Педагогический эксперимент

 

Анализ искусствоведческой литературы, современных программ, а также педагогических подходов в обучении основам акварельной живописи на занятиях в старшей группе позволил нам разработать программу педагогического эксперимента, который состоял из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.             

В качестве базы исследования были определены две  старшие группы  детского сада комбинированного вида № 7 города Пензы.                                                       

Одна из групп была экспериментальной,  другая контрольной.  В каждой группе по 20 человек детей.

При анализе рисунков мы опирались на специально разработанные нами показатели:                                                                                                                                                                        I показатель  -  свободно владеют акварельными техниками, используя многоцветная цветовую гамму - высокий уровень;

II показатель - владеют одним видом акварельной техники и ограниченной цветовой палитрой - средний уровень              ;

III показатель- не владеют акварельными техниками, работают акварельными красками с помощью воспитателя - низкий уровень.                                          На первом этапе нашего исследования был проведён констатирующий  эксперимент, цель которого заключалась в выявлении у детей старшего дошкольного возраста умения использовать техники акварельной живописи, цвет и его оттенки как средство выразительности при создании изображения в изобразительной деятельности.                                                                      Нами было проведено занятие по рисованию на тему: «Чудесная книга». Занятия по изобразительной деятельности были проведены в экспериментальной и контрольной группе  по одинаковой методике.                                           

Тема занятия: «Чудесная книга»              .                                                                                                  Программное содержание:                                                                                                                               - формировать у детей умение отражать сюжет эпизода из сказки, передавая его характерные особенности: герои, их внешний вид, эмоции соответствие сюжета тексту сказки;                                                                                                                -  подбирать цветовое решение для передачи образа персонажа;                                          - воспитывать творческую активность, умение через рисунок показать свое отношение к герою.                                                                                                                                            Материалы для работы: акварельные краски, кисти, альбомные листы, палитра, баночки с водой, бумажные салфетки, иллюстрации и книга сказок.

Музыкальный ряд: аудиозапись отрывка из оперы «О царе Салтане» Н.А. Римского - Корсакова                                                                                                                              Ход занятия:                                                                                                                                                           - Ребята, посмотрите, я вам сегодня какую книгу принесла. Она  яркая, с красочными иллюстрациями.  Посмотрите, какая у нее красочная обложка. А называется книга – книга сказок.

Кто из вас любит сказки?  Давайте скорее посмотрим иллюстрации, которые художник нарисовал к этой сказке.                                                                      Воспитатель открывает книгу без иллюстраций.                                                                      - Ой, ребята! А иллюстрации куда – то пропали! Вчера смотрела, они все были на месте, а теперь вот только текст остался! Наверное, их украл какой-то злодей. Что же нам делать? Может быть, вы знаете? Правильно! Давайте, мы сами нарисуем иллюстрации, а потом вклеим их в книгу. Ну, что, попробуем?                                                                                                                                                                        - А для того, чтобы рисунки получились сказочные, нам нужно самим побывать в сказке. Сядьте все удобно и закройте глаза.                                                                      Звучит музыка: отрывок из оперы «О царе Салтане» Н.А.               Римского- Корсакова                                                                                                                                                                                      - Вы услышали волшебную сказочную музыку и сразу же очутились на неведомой земле, в сказочной стране,  где живут сказка.                                                         Дети рассматривают иллюстрации к сказкам. Рассказывают о своих любимых сказочных героях.                                                                                                                                             - Вот музыка становится тише и нам пора возвращаться. Сейчас вы откроете глаза и снова окажетесь в детском саду.                                                                                    - А теперь каждый из вас как настоящий художник-иллюстратор нарисует своего сказочного героя.                                                                                                                               Творческая работа детей.                                                                                                                По окончании занятия проводится анализ детских работ.                                                         Выбираем  из детей  главного редактора – издателя книги, который и определяет яркую, красочную, выразительную   иллюстрацию для книги.

Затем по очереди воспитатель предлагает детям побывать в роли главного редактора и выбрать очередную иллюстрацию в книгу.                                                        После того, как все страницы заполнены рисунками, воспитатель подводит итог занятия:

- Вот какую замечательную книгу мы с вами проиллюстрировали. Она теперь опять очень яркая, красочная, и ей теперь никакой злодей не страшен, и мы можем не только читать любимые сказки, но и рассматривать иллюстрации.-                                                                                                                                                                        Детские работы были проанализированы и результаты занесены в таблицы 1 и  2.                                 

                                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Результаты констатирующего эксперимента

экспериментальная группа

И.Ф.ребёнка

I

II

III

Уровни показателей

1.        

Настя С.

-

+

-

II

2.        

Таня Х.

-

-

+

III

3.        

Максим С.

-

+

-

II

4.        

Вика Ш.

-

-

+

III

5.        

Юра М.

-

+

-

II

6.        

Никита Р.

-

-

+

III

7.        

Алина Т.

-

-

+

III

8.        

Настя Б.

-

-

+

III

9.        

Егор Д.

-

-

+

III

10.    

Лиза М.

+

-

-

I

11.    

Андрей Б.

-

+

-

II

12.    

Виктория Д.

-

-

+

III

13.    

Ника К.

+

-

-

I

14.    

Даша Д.

-

+

-

II

15.    

Маша М.

-

-

+

III

16.    

Ника О.

-

-

+

III

17.    

Егор М.

-

+

-

II

18.    

Сергей П.

-

-

+

III

19.    

Виталий О.

-

-

+

III

20.    

Лера П.

-

-

+

III

Результаты констатирующего эксперимента: проведенный анализ детских работ показал, что дети, имеют:                                                                                                                 - высокий уровень - 2 ребенка (10%);                                                                                                  - средний уровень – 6 детей (30%);                                                                                                                 - низкий уровень – 12 детей (60%)                                                                                                                                                                                      

Таблица 2.

Результаты констатирующего эксперимента

контрольная группа

И.Ф.ребёнка

I

II

III

Уровни показателей

1.        

Даша Л.

-

-

+

III

2.        

Алина Е.

-

-

+

III

3.        

Владик  К.

-

+

-

II

4.        

Настя К..

-

-

+

III

5.        

Алина К.

-

-

+

III

6.        

Саша Ч.

-

+

-

II

7.        

Маша П.

-

-

+

III

8.        

Инна П.

-

+

-

II

9.        

Илья Г.

-

-

+

III

10.    

Лена А.

+

-

-

I

11.    

Матвей Т.

-

+

-

II

12.    

Кристина С.

-

-

+

III

13.    

Надежда Г.

-

-

+

III

14.    

Юлия И.

-

+

-

II

15.    

Алексей Т.

-

-

+

III

16.    

Максим И.

-

-

+

III

17.    

Вероника К.

-

-

+

III

18.    

Даниил с.

-

-

+

III

19.    

Маша Д.

-

-

+

III

20.    

Степан Р.

-

-

+

III

Результаты констатирующего эксперимента: проведенный анализ детских работ показал, что дети, имеют:                                                                                                                 - высокий уровень -  1 ребенок (5%);                                                                                                  - средний уровень – 5  детей (25%);                                                                                                   - низкий уровень – 14 детей (70%)                                                                                                                                                                                                                  

Анализ результатов констатирующего эксперимента, позволил сделать следующие выводы:                                                                                                                                                           - рисуя акварелью, дети использовали локальные цвета, не составляли оттенков цвета;                                                                                                                                                                         - для выполнения изображения использовали случайно взятые цвета;                             - дети не владеют техниками акварельной живописи;                                                         - дети предпочитают не прокрывать фон цветом;                                                                      - рисуя, дети не соблюдают последовательность выполнения работы.                             На начальном этапе исследования количество детей, имеющих низкий, средний и высокий уровень примерно одинаково в обеих группах. Это свидетельствует о том, что детям старшего дошкольного возраста, без специально организованной системы работы по обучению основам техники акварельной живописи свойственен низкий и средний уровень развития.                Результаты констатирующего эксперимента представлены нами в диаграмме № 1.                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Диаграмма № 1.

Результаты констатирующего эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На этапе формирующего эксперимента был проведено 3 занятия  в соответствии с тематическим планом. (См. приложение 4).                                                         Все занятия проводились в игровой форме (в виде путешествия, игры, игры со сказочным героем, перевоплощений детей в героев или во взрослых, поиски кладов, игры в волшебников и т.п.). Были предусмотрены как теоретические занятия (рассказ, беседа с детьми, показ воспитателем способа действия),  так и - практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.                            

Информация о работе Обучение основам техники акварельной живописи на занятиях по изобразительной деятельности в старшей группе