Определение готовности абитуриентов к деятельности социального работника (на примере ОАО"Тяжекс")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 09:32, курсовая работа

Описание

Целью данного дипломного проекта является проведение теоретических исследований в области антикризисного управления риском на промышленном предприятии, анализ и разработка мероприятий по совершенствованию технологии управления риском на предприятии.
Объектом исследования данного дипломного проекта является ОАО “Тяжэкс” имени Коминтерна, на основании финансовой, бухгалтерской отчетности и других документов данного предприятия проводится отностительная оценка риска и разрабатываются мероприятия по совершенствованию системы управления рисками.

Содержание

Введение........................................................................................................3
Глава 1. Характеристика особенностей социальной работы и личностных качеств социального работника в настоящее время в России………………..............................................................................................5
1.1 Особенности социальной работы в настоящее время в России…………...5
1.2 Личностные качества социального работника…………………………….6
Глава 2. Исследование: определение готовности абитуриентов к выбору социально-педагогических профессий…………………………………………………………………….....14
2.1. Основные требования к методикам ориентировочного определения готовности абитуриентов к выбору социально-педагогических профессий..14
2.2. Описание опросников по диагностике профессиональных важных качеств социальных работников……………………………………………….16
2.3. Разработка опросников по диагностике готовности абитуриентов к выбору социально-педагогических профессий……………………………….31
Заключение………………………………………………………………...36
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

реферат пед 2к.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)

    ГОУ-ВПО  «Уральский государственный технический университет – УПИ»

    имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

    Физико-технический  факультет

    Кафедра социальной безопасности 
 
 
 

     
 

    РЕФЕРАТ

    Определение готовности абитуриентов к деятельности социального  работника 
 
 
 

    Выполнил: студент гр. Фт-36092к                                              А.Г.Хазиева

    Научный руководитель:

    Канд.пед. наук, доцент кафедры СБ                                          А.С.Воронин

      
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2008

      

Содержание 
 

          Введение........................................................................................................3

Глава 1. Характеристика особенностей социальной работы и личностных качеств социального работника в настоящее время в России………………..............................................................................................5

    1. Особенности социальной работы в настоящее время в России…………...5
    2. Личностные качества социального работника…………………………….6

Глава 2. Исследование: определение готовности абитуриентов к выбору социально-педагогических профессий…………………………………………………………………….....14

2.1. Основные  требования к методикам ориентировочного  определения готовности абитуриентов  к выбору социально-педагогических  профессий..14

2.2. Описание  опросников по диагностике профессиональных важных качеств социальных работников……………………………………………….16

2.3. Разработка  опросников по диагностике готовности  абитуриентов к выбору социально-педагогических  профессий……………………………….31

       Заключение………………………………………………………………...36

      Список литературы…………………………………………………….…………...41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В 1991 году решением коллегии Госкомитета  образования России от 13.07.90 г. № 14/4 официально введен в перечень должностей институт «специалиста социальной работы». С сентября 1990 года уже была начата, например, профессиональная подготовка социальных педагогов, определены содержание, формы и методы работы социальных педагогов, обоснованы профессиональные требования к ним.

     Социальная  работа - это сложный процесс, требующий  прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.

     Актуальность  настоящей работы вытекает из того, что на сегодняшний день эта профессия востребована: в каждом муниципальном образовании есть учреждения социальной защиты. В вузах появились такие профессии как «социальный педагог», «социальный психолог», «социальный работник».

     Социальные работники занимаются профилактикой негативных явлений, в том числе трудной жизненной ситуацией различных категорий семей. Только через государственные социальные учреждения реализуется более 120 нормативных актов, направленных на обеспечение гарантированных мер социальной поддержки. В системе социального обслуживания оказывается помощь 47 тысячам гражданам пожилого возраста и инвалидам.

     Статистика  показывает: около 60% всех выпускников  социальных факультетов идут работать по своей специальности. Однако через год-два уходят. По наблюдениям преподавателей социально-технологического факультета Московского государственного университета сервиса (МГУС) остаются только 3-4 человека.

     Таким образом, необходимо проводить исследование по уровню готовности абитуриентов к профессии «социальный работник», чтобы они могли вовремя определить, действительно ли им надо идти работать в социальную сферу или лучше вовремя выбрать другой вид деятельности.

     Следовательно, тема данной курсовой работы является актуальной и востребованной в настоящее время.

     На  основании вышеизложенного можно  определить объект, предмет, цель и  задачи исследования. 

     Объект исследования: личностные качества социального работника в настоящее время.

     Предмет исследования: разработка анкеты для определения готовности абитуриентов к выбору социально-педагогических профессии.

     Цель  исследования: разработка опросников, с целью учета личностных качеств будущего специалиста социальной работы

     Для достижения цели поставлены следующие задачи:

     1. Изучить литературу по исследуемой теме и выявить особенности подготовки специалистов социальной работы;

     2. Проанализировать особенности профессиональной деятельности социального работника;

     3.Разработать опросники для определения готовности абитуриента к деятельности социального работника;

     Методы  исследования. При написании работы использовались тестовые методики, а также теоретический методы исследования. 
 
 

 

Глава 1. Характеристика особенностей социальной работы и личностных качеств социального работника в настоящее время в России

1.1. Особенности социальной работы в настоящее время в России 

     Изменения в экономической, политической и  социальной жизни нашей страны на современном этапе способствовали становлению новой профессии, назначение которой - оказание компетентной социальной помощи населению, гуманизация социокультурной среды в нашей жизни, содействие в социальном формировании личности. Профессия специалиста по социальной работе пользуется все большим уважением в России. Ее престиж возрастает по мере развития территориальных служб, становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в России. В России появилась осознанная потребность в социальных работниках [3 с. 46].

     Существует  много определений понятия «социальная  работа». В конце XIX века под социальной работой понимали различные виды активности, выполняемой добровольцами по отношению к инвалидам, лицам пожилого возраста, детям, не имеющим родителей.

     В начале ХХ столетия социальная работа возникает уже как профессия. Первые законодательные акты о подготовке социальных работников появились в Великобритании, США, а затем в Пруссии. Практически во многих странах мира в 20-е годы открываются различные курсы, школы, семинары для подготовки специалистов в области социальной сферы.

     Социальная работа приобретает статус профессии. Если в первые годы двадцатого столетия социальная работа проводилась с клиентами только при острых бедственных ситуациях как проявление заботы, милосердия, сопереживания, то позднее меняется характер задач, расширяется сфера деятельности социальных специалистов.

     В начале 90-х годов ХХ столетия в России социальная работа стала рассматриваться государством, различными группами общественности исследователям и практиками как объективно необходимое явление, как вполне определенная теория, профессиональная деятельность и учебная дисциплина [3 с.50 ].

     В центре внимания социальной работы все  более отчетливо просматривается, во-первых, отдельный человек, личность с ее проблемами жизнедеятельности. Во-вторых, объектом заботы специалиста по социальной работе выступают общности, прежде всего семья, как социальный институт, как первичная ячейка социальной жизни, а также трудовой коллектив, как устойчивое объединение работников. В третьих, можно говорить о различных социальных группах населения, имеющих специфические условия жизни, способы ее поддержания, характерные черты социального облика, специфику проблем, которые являются основой для разработки и осуществления программ социальной поддержки и помощи человеку как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также активное развитие системы социального обслуживания различных категорий населения [6 с.187].

     Социальный  работник выполняет функции, которые  раньше делили между собой различные  государственные структуры (в органах  образования, здравоохранения, социального обеспечения и пр.) и общественные организации. Он призван осуществлять социальную защиту каждого человека, его прав и интересов; содействовать в решении конкретных проблем, помогать в нужде, горе и одиночестве. Итак, Ассоциация социальных работников в 1989 году дала следующее определение:

     Социальная  работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образования исправления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику, контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи [6 с.196]. 

1.2. Личностные качества социального работника 

     Рассмотрим  основные личностные качества социального  работника  необходимые в современное время.

     Далеко  не каждый человек пригоден для социальной работы. Определяющим фактором здесь  является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную деятельность и эффективность практической деятельности. Многие из тех, кто собирается стать специалистом в этой области, могут обнаружить серьёзные «расхождения во взглядах» между собственными установками и системой ценностей социальной работы как профессии и как призвания. В этом случае им придётся посвятить себя какой – либо другой деятельности [12 с.89] .

     В свою очередь, тот, кто начнёт овладевать этой профессией, очень скоро осознает огромное воздействие на неё таких  факторов, как политические силы, экономические  условия, демографические тенденции  и технический прогресс. Именно поэтому социальная работа была и остаётся одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одной из самых одухотворённых и благородных видов деятельности человека.

     Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему, которую  он формирует. Некоторые социальные работники чувствуют себя как  рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие – в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие нет. Одни отзывчивы к детям, другие наоборот более чувствительны к людям пожилого возраста [12 с. 97].

     Поэтому роль личностных качеств социального  работника несомненно велика в его  профессиональной деятельности. Среди  них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и придти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социально адаптивности.

Информация о работе Определение готовности абитуриентов к деятельности социального работника (на примере ОАО"Тяжекс")