Определение готовности абитуриентов к деятельности социального работника (на примере ОАО"Тяжекс")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 09:32, курсовая работа

Описание

Целью данного дипломного проекта является проведение теоретических исследований в области антикризисного управления риском на промышленном предприятии, анализ и разработка мероприятий по совершенствованию технологии управления риском на предприятии.
Объектом исследования данного дипломного проекта является ОАО “Тяжэкс” имени Коминтерна, на основании финансовой, бухгалтерской отчетности и других документов данного предприятия проводится отностительная оценка риска и разрабатываются мероприятия по совершенствованию системы управления рисками.

Содержание

Введение........................................................................................................3
Глава 1. Характеристика особенностей социальной работы и личностных качеств социального работника в настоящее время в России………………..............................................................................................5
1.1 Особенности социальной работы в настоящее время в России…………...5
1.2 Личностные качества социального работника…………………………….6
Глава 2. Исследование: определение готовности абитуриентов к выбору социально-педагогических профессий…………………………………………………………………….....14
2.1. Основные требования к методикам ориентировочного определения готовности абитуриентов к выбору социально-педагогических профессий..14
2.2. Описание опросников по диагностике профессиональных важных качеств социальных работников……………………………………………….16
2.3. Разработка опросников по диагностике готовности абитуриентов к выбору социально-педагогических профессий……………………………….31
Заключение………………………………………………………………...36
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

реферат пед 2к.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)
Психофизиологические  качества Психологические качества Психолого-педагогические качества
1 Собранность Самоконтроль Коммуникабельность
2 Внимательность Самокритичность Эмпатичность
3 Терпение  Самооценка  своих поступков Аттрактивность
4 Самообладание Физическая  тренированность Красноречие
5 Творческое  мышление Самовнушаемость Толерантность
6 Хорошая память Умение управлять  своими эмоциями Тактичность
7   Доброта Гуманность
8   Вежливость Альтруизм
9   Порядочность  
10   Объективность  
11   Справедливость  
12   Адекватность  самооценки  
13   Оптимизм  

 

Глава 2. Исследование: определения готовности абитуриентов к выбору социально-педагогических профессий

2.1. Основные требования к методикам ориентировочного определения готовности абитуриентов к выбору социально-педагогических профессий

 

     Рассмотрим, как основные требования выдвигаются  методикам по определению готовности людей к работнике в социально-педагогической сфере.

     Разнообразие  полномочий, широта охвата населения  услугами, огромное влияние социальных работников на умы и настроения людей, сосредоточенность в их руках  материальных ресурсов и услуг свидетельствует  о существенной роли представителей этой профессии в обществе, об их ответственности за людские судьбы. Нельзя допускать к такой деятельности лиц психологически неустойчивых, безответственных, имеющих низкую культуру общения и корыстные интересы. Во всех странах существуют различного рода процедуры (собеседование, групповая дискуссия, тестирование и т.п.), направленные на отсев профессионально непригодных среди желающих стать социальным работником [21 с.17-18].

     Социальный  работник - это посредник между  конкретным человеком, имеющим те или  иные социальные нужды, и конкретной социальной организацией, способной удовлетворить эти нужды. Причем подобное посредничество специфическое: социальный работник всегда стоит на страже интересов нуждающегося.

     Наиболее  важными показателями осознанности профессиональной ориентации абитуриентов выступают:

  • знание и понимание сущности социальной работы;
  • мотивы выбора данной профессии;
  • знакомство со специальной литературой или с результатами деятельности некоторых социальных работников;
  • наличие опыта работы с людьми, культура общения;
  • наличие интереса к проблемам человекознания.

     Методика  определения готовности абитуриентов к выбору социально-педагогических профессий включает комплекс взаимосвязанных  методов:

     1.Наблюдение

     2.Экспресс-опрос

     3. Собеседование

     4. Анкетирование.

     Наблюдение  проводится на всех этапах работы с  абитуриентами и имеет целью  выявление следующих показателей:

     1) умение поступающего четко, последовательно  и логично формулировать свои  мысли, грамотно и доходчиво их излагать;

     2) умение слушать (замолкать), когда кто-то из членов комиссии к нему обращается;

     3) умение владеть своими эмоциями (не расстраиваться из-за неудачных  фраз и высказываний во время собеседования и т.д.);

     4) внешний вид поступающего (опрятность, адекватность ситуации в одежде, прическе, выражении лица и др.);

     5) манера держаться (мимика и  жесты поступающего, его способность  выглядеть привлекательным в  общении и располагать к себе  собеседника и др.).

     Экспресс-опрос  позволяет при незначительных временных  затратах давать хотя бы ориентировочную информацию о готовности абитуриентов. Он выступает как одно из средств активизации поступающих в плане повышения уровня осознанности и самостоятельности при принятии ими решения о целесообразности поступления именно на данную специальность.

     Собеседование проводится в индивидуальном порядке  и направлено на выявление показателей  осознанности профессиональной ориентации абитуриентов, указанных выше.

     Собеседование носит прогностический характер, предполагающий формирование профессиональных, личностных качеств в процессе обучения в вузе .

     В ходе собеседования особое внимание обращается на выявленные ранее или  в ходе самого собеседования недостатки или отклонения от привычных стереотипов  в характере, мотивах поведения, образе жизни оцениваемого кандидата. Явным противопоказанием для  работы с людьми являются: агрессивность, самомнение, неадекватная оценка данной ситуации, неспособность владеть своими эмоциями, чувствами и настроениями, обостренное самолюбие, обидчивость, тревожность, отсутствие сострадания, авторитаризм.

     Результатом проведения настоящей методики является определение ориентировочной готовности абитуриентов к выбору профессии социального работника на основе данных, полученных в ходе наблюдения, экспресс-опроса, собеседования.

     Обобщенные  критерии готовности претендентов:

     1) общее представление о выбираемой профессии (знание не только привлекательных сторон работы, но и типичных трудностей, интерес к социальной области деятельности, готовность принятия дополнительной физической и моральной нагрузки);

     2) опыт предшествующей работы с  людьми (включая работу в общественных организациях, воспитание своих младших братьев и сестер и т.д.);

     3) коммуникативная культура абитуриентов (умение достойно себя держать  в ходе беседы, проявлять воспитанность,  уважение к собеседнику, открытость, доброжелательность, исключающие всякого рода демонстративность и агрессивность). 

2.2.  Описание опросников по диагностике профессиональных важных качеств социальных работников 

     Выделяют  следующие опросники по диагностике  профессионально важных качеств  социальных работников. Рассмотрим их.

     Опросник  № 1.

     Цель  опросника: изучение профессиональной направленности учащихся (направленность по профессии типа «Человек-природа», «Человек-техника», «Человек-человек», «Человек-знаковая система», «Человек-художественный образ»)

     Обозначение ответов учащихся «да» - «+», «нет» - «-», при затруднении с ответом на вопрос ставится «0».

     Вопросы не записываются, а помечаются лишь ответы. Порядковый номер вопроса  обязательно указывается. Ответы должны даваться быстро, длительное размышление исключается.

     1. Вы легко, без внутренней скованности  вступаете в общение с новыми людьми?

     2. Вы охотно и подолгу можете  что-нибудь мастерить (шить, чинить, вязать)?

     3. Вы стараетесь придать окружающей Вас среде черты красоты?

     4. Вы охотно и постоянно следите и ухаживаете за растениями или животными?

     5. Вы охотно и подолгу можете  что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить?

     6. Вы охотно проводите время  со сверстниками или младшими, когда нужно их чем-то занять, увлечь или помочь им?

     7. Вы охотно и часто помогаете старшим по уходу за животными (или растениями)?

     8. Вы обычно делаете в письменных работах мало ошибок?

     9. Вашими изделиями (тем, что  Вы делаете своими руками в  свободное от учебы время) интересуются товарищи, старшие?

     10. Родители, учителя, другие люди считают, что у Вас есть способности к определенной области искусства?

     11. Вы охотно читаете литературу  о растительном и животном мире?

     12. Вы активно участвуете в художественной  самодеятельности, каком-либо творческом  объединении, кружке?

     13. Вы охотно читаете об устройстве и работе механизмов, машин, приборов?

     14. Вы охотно и подолгу можете  разглядывать головоломки или  сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами?

     15. Вы легко улаживаете разногласия между сверстниками и младшими?

     16. Родители, учителя, другие люд считают, что у Вас есть способность к работе с техникой?

     17. Результаты Вашего художественного  творчества одобряют и совершенно незнакомые Вам люди?

     18. Родители, учителя, другие люди  считают, что у Вас есть склонности  к работе с растениями и животными?

     19. Вам обычно удается подробно  и ясно для других излагать мысли в письменной форме?

     20. Вы почти никогда ни с кем не ссоритесь?

     21. Незнакомые люди одобряют результаты  Вашего технического творчества?

     22. Вы усваиваете иностранные слова без особого труда?

     23. Вы часто помогаете незнакомым людям?

     24. Вы подолгу, не уставая, можете  заниматься музыкой. Рисованием, лепкой, другими видами искусства?

     25. Вы вникаете в ход развития  растительных или животных организмов  и стараетесь каким-либо образом на него повлиять?

     26. Вам доставляет удовольствие  разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов?

     27. Вам обычно удается убедить  сверстников или младших в  целесообразности того или иного плана действий?

     28. Вы охотно наблюдаете за животными (или рассматриваете растения)?

     29. Вы охотно читаете научно-популярную, литературно-критическую или публицистическую литературу?

     30. Вы стараетесь понять секреты мастерства работников искусства и пытаетесь их применить, пробуя своим силы в живописи, музыке, скульптуре, другом виде искусства?

     Обработка результатов

     Подсчитать  число плюсов и минусов по следующим  группам вопросов в отдельности:

     1.-4,7,11,18,25,28(«Человек-природа»)

     2.-2,9,13,16,21,26(«Человек-техника»)

Информация о работе Определение готовности абитуриентов к деятельности социального работника (на примере ОАО"Тяжекс")