Определение готовности абитуриентов к деятельности социального работника (на примере ОАО"Тяжекс")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 09:32, курсовая работа

Описание

Целью данного дипломного проекта является проведение теоретических исследований в области антикризисного управления риском на промышленном предприятии, анализ и разработка мероприятий по совершенствованию технологии управления риском на предприятии.
Объектом исследования данного дипломного проекта является ОАО “Тяжэкс” имени Коминтерна, на основании финансовой, бухгалтерской отчетности и других документов данного предприятия проводится отностительная оценка риска и разрабатываются мероприятия по совершенствованию системы управления рисками.

Содержание

Введение........................................................................................................3
Глава 1. Характеристика особенностей социальной работы и личностных качеств социального работника в настоящее время в России………………..............................................................................................5
1.1 Особенности социальной работы в настоящее время в России…………...5
1.2 Личностные качества социального работника…………………………….6
Глава 2. Исследование: определение готовности абитуриентов к выбору социально-педагогических профессий…………………………………………………………………….....14
2.1. Основные требования к методикам ориентировочного определения готовности абитуриентов к выбору социально-педагогических профессий..14
2.2. Описание опросников по диагностике профессиональных важных качеств социальных работников……………………………………………….16
2.3. Разработка опросников по диагностике готовности абитуриентов к выбору социально-педагогических профессий……………………………….31
Заключение………………………………………………………………...36
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

реферат пед 2к.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)
fy">     Личностные  качества социального работника  можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические качества личности, от которых зависят особенности к данному виду деятельности. Ко второй – психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе – психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обоняния [12 с.103].

     Качества  первой группы, которые отражают психические  процессы (восприятие, память, воображение, мышление),психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Если кто - то не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

     Психологическое несоответствие требованиям профессии  особенно сильно проявляется в сложных  ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи.

     В работе с людьми необходимы собранность  и внимательность, умение понять клиента. Не менее важное место занимают такие  волевые качества, как терпение, самообладание. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная работа [15 с.76].

     Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в  социальном отношении, тем крупнее  должны быть блоки личностных свойств, применяемых в качестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело касается специалиста социальной сферы, то при подборе кадров следует оценивать целостный образ личности, в формировании которой существенную роль играет опыт работы с людьми и ценностные ориентации кандидата.

     Ко  второй группе качеств относятся такие качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.

     К третьей группе относятся: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность, красноречие и другие.

     Определение личностных качеств социального  работника предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. В зарубежной психологической литературе существует множество теоретических «конструкций», направленных на то, чтобы субъект правильно выбрал профессию. Среди них теория Т. Парсонса, который считает, что для этого необходимо: ясное понимание «себя», своих способностей, интересов, стремлений, возможностей; знание требований и условий для достижения успеха; адекватное соотнесение первых двух факторов. Однако такое понимание выбора имеет ряд недостатков. Прежде всего, он понимается как одномоментный акт, что предполагает упрощённое представление о человеке, отрыв его от конкретного процесса труда [15 с. 84].

     Одна  из наиболее популярных теорий – концепция Д. Сьюпера, который рассматривает профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс; оно формируется под взаимодействием ряда факторов высшей среды, среди которых первостепенное значение отводится субъективным факторам. С точки зрения Д.Сьюпера, процесс профессионального становления индивидуально своеобразен и определяется неповторимостью тех условий, в которых он протекает. Вместе с тем в нём можно выделить ряд типичных этапов (рост, поиск, уточнение, стабилизация и спад). Большое место он в профессиональном определении он отводит процессу самопонимания личностью себя как работника.

     В отечественной психологической  литературе выбор профессии исследуется с позиций деятельного подхода, разработанного в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и других исследователей, что предполагает анализ всех психических явлений субъекта. В профессиональном самоопределении важную роль играют не столько объективные факторы (семья, школа, группы сверстников), сколько субъективные. Одним из решающих субъективных факторов, определяющих выбор профессий, являются интересы личности [20 с.432].

     Как динамическая тенденция интерес  описывается рядом характеристик: содержание, широта, глубина, устойчивость. Профессиональный интерес характеризуется большой интенсивностью внимания, волевых усилий, эмоциональных переживаний. На этом уровне субъект принимает решение превратить своё «хобби» в профессию. В формировании профессиональных планов важное место принадлежит способностям, которые следует учитывать при выборе профессии. Таким образом, социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области .

     Национальная  ассоциация социальных работников выработала профессиональные нормы, которыми руководствуются  социальные работники, и разработала  кодекс этики социального работника, где указываются его основные обязательства:

     Я считаю своей главной  обязанностью служение интересам и благосостоянию индивида или группы, которых я обслуживаю, и это включает действия по улучшению социальных условий жизни и быта клиентов.

     Я выступаю против дискриминаций  по признакам пола, расы, цвета кожи, религии, возраста или национального происхождения в общении с людьми, в своей работе буду добиваться прекращения и ликвидации такой дискриминации в предоставляемых услугах, в трудовых соглашениях, в практике предпринимательства.

     Я отдаю предпочтение своей профессиональной ответственности, а не своим личным интересам.

     Я принимаю на себя ответственность  за качество и количество предоставляемых  мною услуг клиентам. Я уважаю конфиденциальность клиента. Я ответственным  образом использую  сведения, полученные мною в работе с  клиентами.

     Я отношусь с уважением  к сведениям, точкам зрения и действиям  коллег по работе и  использую соответствующие  каналы для выражения  своих суждений по этим вопросам

     Я практикуюсь в  социальной работе в  рамках общепринятых знаний и компетенции  моей профессии.

     Я признаю свою ответственность  за свой вклад в  фонд знаний и опыта  в сфере социальной работы.

     Я принимаю на себя обязанность  в защите интересов  общины против неэтичных  поступков и поведения  отдельных индивидов  или организаций.

     Я готов предоставлять  соответствующие профессиональные услуги в чрезвычайной общественной обстановке.

     Я чётко и публично провожу различия между заявлениями, как индивида, так  и представителя  организации.

     Я поддерживаю принцип  необходимости профессионального  образования для  профессиональной работы.

     Я принимаю на себя ответственность  за создание и поддержку  условий в социальном агентстве, которые  позволяют социальным работникам вести  себя в соответствии с данным кодексом.

     Я оказываю своими знаниями и умениями поддержку  программам улучшения социального благосостояния [9 с.110-119].

     «Наша работа не только, а может быть и  не столько, профессия… это – судьба, наша судьба, судьба людей, которым  мы по долгу службы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже  не прекращается… Мы уже как бы не можем не общаться, не помогать друг другу, жить друг без друга» - это слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности социального работника, его место в обществе и отношение к своей обычной, но очень гуманной профессии [9 с 119].

     Социальный  работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности. Знания, умения и навыки социальной работы составляют фундамент педагогической культуры специалиста социальной сферы. К числу её структурных элементов также относят психолого-педагогическую направленность личности, педагогические способности и мастерство, искусство делового общения и культуру служебного поведения.

     Предпосылкой  для формирования педагогической культуры социального работника являются его педагогические способности. Их задатки считаются врождёнными. Они проявляются в склонности человека работать с людьми, проявлять к ним интерес, терпение, выдержку и т.д. Но задатки ещё не сами способности, а лишь анатомо-физиологические способности, лежащие в основе их развития. Как и всякие другие особенности личности, они могут стать её сформировавшимся качеством, при условии, если личность постоянно работает над ними. Педагогическая способность предполагает такую черту как психологическая наблюдательность. Она проявляется в умении дать характеристику объекту, выявит его сильные и слабые стороны, предположить реакцию клиента на оказываемое на него воздействие. Хорошо развитая наблюдательность сильна в сочетании с даром педагогического предвидения. Точная диагностика состояния клиента – лишь изначальная сторона дела. Социальный работник должен видеть конечный результат, итоги предпринимаемых действий. Работая с человеком, он обязан предвидеть последствия своей деятельности и заранее прогнозировать их. Педагогическое предвидение помогает смоделировать этапы работы, учесть основные проблемы и возможные противоречия  [14 с.54].

     Педагогической  наблюдательностью обычно обладают люди с развитым творческим воображением и гибким умом. Возникающие в социальной работе ситуации, как правило, неповторимы и каждый раз требуют нового подхода к их разрешению. Педагогические способности раскрываются, если социальный работник досконально знаком с технологией осуществляемого воздействия и обладает необходимыми для этого знаниями. Без психолого-педагогических знаний нет педагогического мастерства, включающего в себя педагогический такт и технику.

     Эти понятия характеризуют комплекс навыков и умений, необходимых  для применения знаний педагогики и  психологии в работе с людьми. Основной навык социального работника – интервьюирование. Его различают по двум признакам:

     а) стандартизированное интервью –  когда исследуемому задаются заранее  намеченные по определённой программе  вопросы и ответы обычно фиксируются на специальной карте или таблице и т.д..

     б) нестандартизированное интервью –  когда исследуемому задаются вопросы  произвольной формы, всесторонне охватывающие проблему какого – нибудь исследования.

     Этот  навык предполагает знание того, как  разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, чтобы он (или она) чувствовали себя в безопасности и могли раскрыться. Социальный работник должен уметь помочь клиенту, создав нужную обстановку, способствующее доверию, получению необходимой информации. Понятие «клиент» может подразумевать не только одного человека, но и семью, группу, организацию, общину.

     Для социального работника важен  и навык самообладания. Здесь  он рассматривается, как показатель социальной зрелости личности. Самообладание  не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учётом того, что социальному работнику приходится бывать именно в таких ситуациях, то ему просто необходимо развивать в себе способность к самообладанию.

     Эти и другие навыки объединяются понятием «психологическая техника». Эффективность её применения будет гораздо выше, если сольётся в единое целое с педагогическим тактом [17 с.46].

     Это понятие рассматривается в педагогической литературе как соблюдение принципа меры в общении с людьми. Педагогический такт проявляется в способности улавливать малейшие изменения в настроении и психологическом состоянии клиента.

     Известный русский педагог К.Д. Ушинский не проводил различий между педагогическим и психологическим тактом. Он считал, что такт является педагогическим потому, что речь идёт о выборе методов воздействия на человека. Но вместе с тем такт является и психологическим, потому что выбор метода воздействия зависит от психологических особенностей объекта воздействия.

     В жизни педагогический такт проявляется в самых разнообразных формах, но прежде всего в вежливости, внимательности, доброжелательности, чуткости. У одних людей он вырабатывается быстрее, у других медленнее. Это зависит от уровня педагогической наблюдательности и предвидения, а также от общей культуры и жизненной позиции личности. В процессе общения педагогический такт выступает в качестве регулятора, как фундаментальных, так и межличностных взаимоотношений между людьми [17 с.68 ].

     Важнейший путь овладения педагогическим тактом – постоянный самоконтроль и самоанализ в любых ситуациях. При этом полезно учесть замечание А.С. Макаренко: «Хотя люди понимают, что их воспитывают, но никто не хочет подвергаться специальным педагогическим процедурам. Тем более люди не любят, когда с ним беседуют о пользе воспитания и морализуют каждую фразу».

     В том и проявляется искусство  социального работника, чтобы не выставлять на первый план свою воспитательную функцию, а действовать советом, добрыми пожеланиями, личным участием в решении проблем клиента.

    В научной  литературе были найдены качества,присущие социальному работнику,сведем их в  таблицу: 

Информация о работе Определение готовности абитуриентов к деятельности социального работника (на примере ОАО"Тяжекс")