Опытно – экспериментальная и методическая работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 03:20, курсовая работа

Описание

Цель, задачи, предмет и объект исследования. Исходя из всего выше сказанного, цель данной курсовой работы - теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать влияние правильно подобранных методов и средств сенсорного воспитания на развитие детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания…………………6
1.1. Понятие, сущность и особенности осуществления сенсорного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике……………………..6
1.2. Общая характеристика и основные элемента сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста………………………..13
Глава 2. Опытно – экспериментальная и методическая работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста…………....20
2.1. Диагностика сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………...20
2.2. Методические рекомендации по развитию детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания…………….....29
Заключение……………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 163.81 Кб (Скачать документ)

Педагоги и психологи (А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.) пришли к выводу, что для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Под сенсорными эталонами  обозначаются обобщенные сенсорные  знания, сенсорный опыт, накопленный  человечеством за всю историю  своего развития.8

В результате многовекового  опыта человечество выделило такие  системы общепринятых сенсорных  эталонов, как звуковысотная шкала музыкальных звуков, решетка «фонем» родного языка, системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, спектр цвета, величины и т.д.

Под способами обследования понимаются определенные перцептивные действия, в процессе которых дети выявляют свойства предметов, объектов, явлений.9

Поддъяков Н.Н. считает, что ребенка нужно учить воспринимать предметы и явления: развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства.

Также он отмечает, что при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако, с другой стороны словесный путь должен быть подкреплен чувственным опытом. Знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны.

Для развития полного восприятия предметов Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддъяков предлагают такую последовательность обследования предметов, общую для разных видов деятельности:

- восприятие целостного облика предметов;

- вычленение основных частей обследуемого предмета и определение их свойств (формы, величины, строения и др.);

- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева);

- вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

- повторное целостное восприятие предмета.

В каждом возрасте перед  сенсорным воспитанием стоят  свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Успешность познавательного  развития во многом определяется уровнем  развития сенсорных процессов, то есть тем, насколько верно ребенок  воспринимает окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются:

- достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации;

- хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость;

- способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий на фоне сниженной роли фантазии, что является основой аналитического мышления;

- хорошо развитая произвольная память с ослаблением роли механической ее формы;

- достаточное развитие мелкой моторики руки;

- овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонематического слуха, начальное овладение символическими операциями, зрелость мотивационной системы ребенка, обеспечивающей способность тратить усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.10

Связь эстетического и сенсорного воспитания заключается в том, что  дети учатся не только соотносить цвета  по сенсорным эталонам, но и под  руководством взрослого учатся видеть красоту цвета в окружающей действительности: в объектах природы, картинах, народных игрушках, одежде самих детей.

Таким, образом, сенсорное  воспитание является задачей умственного, эстетического и физического  воспитания.

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители  зарубежной дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы, в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания.

 

1.2. Общая характеристика и основные элементы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

 

В каждом возрасте перед  сенсорным воспитанием стоят  свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни это  обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися  яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления  об основных разновидностях цвета и  формы и об отношении между  двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у младших дошкольников формируют  сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями  по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.11

Одновременно с формированием  эталонов необходимо учить младших  дошкольников способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме  вокруг образцов-эталонов, последовательному  осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных  действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость  развивать у младших дошкольников аналитическое восприятие: умение разбираться  в сочетаниях цветов, расчленять форму  предметов, выделять отдельные измерения  величины.

К специальным задачам  сенсорного развития можно отнести:

- развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, восприятие пространства и времени);

- формирование системы перцептивных действий;

- формирование зрительно-моторной координации, межсенсорных связей и перцептивных операции;

- развитие скорости и дифференцированного восприятия явлений и объектов;

- развитие устойчивости, целостности и обобщенность восприятия;

- формирование умений обозначить сенсорные признаки и перцептивные действия словом.

Большое значение в сенсорном  воспитании имеет формирование у  детей представлений о сенсорных  эталонах - общепринятых образцах внешних  свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

Особый характер носят  эталоны величины. Поскольку величина - относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Система мер сознательно  устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица.

Одновременно с формированием  эталонов необходимо учить детей  способам обследования предметов: их группировке  по величине и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и  описанию формы, выполнения все более  сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость  развивать у детей аналитическое  восприятие: умение расчленять форму  предметов, выделять отдельные измерения  величины.

В детском саду ребенок  обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и  умениями во всех этих областях требует  постоянного внимания к внешним  и внутренним свойствам предметов. Поэтому  задачи сенсорного воспитания должны реализоваться практически  во всех видах деятельности и на всех занятиях.

На начальном этапе  детей обучают восприятию простой  нерасчлененной формы. Затем переходят  к обучению и тренировке восприятия формы, не вполне совпадающей с геометрической. Далее детей учат выделять в предмете главные детали, существенные и характерные признаки предметов. На следующем этапе детей учат составлять объекты из отдельных частей. Учат анализировать пространственные отношения отдельных элементов предмета. Формируют представления о пространственных отношениях.12

Эти задачи решаются в процессе изобразительной, конструктивной и  трудовой деятельностью, занятий математикой, музыкой, при ознакомлении с окружающим миром и др., посредствам дидактических  игр и упражнений.

Изложенные представления  о содержании и методах ознакомления детей младшего дошкольного возраста с различными свойствами предметов  послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми:

1. Задания на выполнение предметных действий:

- раскладывание однородных предметов на две группы в первую очередь в зависимости от их величины и формы, позже цвета. Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины и формы. Материалом служат однородные предметы двух величин и пяти форм. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: форма, такой, не такой, большой, маленький.

- Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Цель обучения — выработка у детей умения соотносить свойства (форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.13

2. Элементарные продуктивные действия:

- выкладывание мозаики разной величины и формы по образцу в сочетании со словесным заданием. Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина и форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины и формы.

- рисование красками. Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.14

Немало важную роль в сенсорном  воспитании играет планомерность обучения детей, которая является одним из важнейших принципов решения  комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях.

Существенным фактором в  планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с  закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной  деятельности и т. д.

Ещё одним необходимым  принципом в методике сенсорного воспитания детей является принцип  последовательности, обусловливаемый  в ознакомление детей вначале  с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем  ощупывания, а уж потом с таким  сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане  зрительного восприятия.

Непременным условием является вариативность заданий. Она преследует несколько целей:

- использовать по мере  надобности предметы разной величины  и формы; 

- поддерживать у детей  интерес к занятию путем усложнения  действий с объектами; 

- формировать более совершенные  и обобщенные способы ориентировки  в их сенсорных свойствах.

На первых занятиях дети выполняют задания по раскладыванию  однородных предметов на две группы по величине. Форма и цвет предметов  должны быть одинаковыми. В задачи обучения входит формировать у детей умения фиксировать внимание на величине предметов, использовать простейшие приемы для  определения тождества и различия однородных предметов по величине, понимать слова такой, не такой, большой, маленький. Материалом служат деревянные круги и квадраты двух размеров: маленькие и большие. Дополнительно  могут использоваться две полосы плотной бумаги белого цвета разной ширины.

На последующих занятиях детей учат группировать предметы по форме. Если говорить об особенностях восприятия формы, то следует отметить, что выбор по образцу однородных предметов заданной формы для  детей сложнее, чем соотнесение  разнородных предметов, осуществляемое в основном путем проб и ошибок. Особое значение в практической ориентировке детей имеет овладение способами  обследования формы. Основная роль при  этом  отводится таким методам, как сотрудничество со взрослым, обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым, с последующим переходом к самостоятельному обведению контура предмета и затем чисто зрительному анализу свойств. В качестве дидактического материала для этих занятий служат круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине и цвету.

Информация о работе Опытно – экспериментальная и методическая работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста