Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 03:20, курсовая работа
Цель, задачи, предмет и объект исследования. Исходя из всего выше сказанного, цель данной курсовой работы - теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать влияние правильно подобранных методов и средств сенсорного воспитания на развитие детей младшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания…………………6
1.1. Понятие, сущность и особенности осуществления сенсорного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике……………………..6
1.2. Общая характеристика и основные элемента сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста………………………..13
Глава 2. Опытно – экспериментальная и методическая работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста…………....20
2.1. Диагностика сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………...20
2.2. Методические рекомендации по развитию детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания…………….....29
Заключение……………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………….34
В процессе самостоятельной
деятельности ребенок осуществляет
действия, направленные на группировку
объектов, соотнесение их по форме
и величине. Так, играя со сборной
матрешкой, малыш соотносит между
собой детали куклы, в значительной
мере ориентируясь на их величину. Таким
же образом педагог создает
Важным условием для полноценного сенсорного воспитания детей является создание специальной развивающей среды (организация сенсорно - стимулирующего пространства, сенсорных уголков, оснащение дидактическими играми и пособиями).15
Можно также создать условия
для осуществления
Таким образом, методика работы
с детьми младшего возраста – это
поэтапный процесс, который включает
в себя тематическое планирование,
систематичность и
Глава 2. Опытно
– экспериментальная и
2.1. Диагностика сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
В рамках настоящей курсовой работы была разработана и применена методика педагогического обследования детей младшего дошкольного возраста. В этой методике представлены задания для выявления и оценки уровня сенсорного развития
Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину, умения выделять цвет как признак предмета, уровня развития целостного образа предмета.
1. Констатирующий эксперимент.
Цель: выявить знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала.
Задачи:
- провести диагностический
опрос младших дошкольников в
восприятии цвета, формы,
- зафиксировать полученные данные в таблицу.
Методы: педагогический эксперимент, показ практических действий.
Приемы: сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.
Оборудование: набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник) 4 основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый), трех разных величин (большой, средний, маленький).
Форма организации: групповая (по шесть человек в подгруппе).
Результаты отображены в таблицах 1 - 3 и на рис. 1 - 3.
Таблица 1
Диагностика знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величины
Ф.И.О. ребенка |
Большой |
Средний |
Маленький |
Архипов С.А. |
+ |
+ |
+ |
Березин А.Н. |
+ |
- |
+ |
Горбушин С.М. |
+ |
+ |
+ |
Ермолина Е.Д. |
+ |
+ |
+ |
Земляникина Г.С. |
+ |
+ |
+ |
Королев Д.П. |
+ |
+ |
+ |
Курсинова Н.Н. |
+ |
+ |
+ |
Меньшикова О.А. |
+ |
- |
+ |
Обрядов В.С. |
+ |
- |
+ |
Перепелкина В.А. |
+ |
- |
+ |
Рязанова Е.Н. |
+ |
+ |
+ |
Семенов Р.В. |
+ |
+ |
+ |
ИТОГО: |
12 + |
8 +, 4 - |
12 + |
Источник: сост. авт.
Рис. 1. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величин
Источник: сост. авт.
Таким образом, знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величин свидетельствуют о возможности детей определять большие и маленькие размеры предметов. Затруднения с определением предметов средних размеров возникло у четырех детей, т.е. у 33 %.
Таблица 2
Диагностика знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета
Ф.И.О ребенка |
красный |
синий |
зеленый |
желтый |
Архипов С.А. |
+ |
+ |
- |
+ |
Березин А.Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Горбушин С.М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ермолина Е.Д. |
+ |
+ |
- |
+ |
Земляникина Г.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Королев Д.П. |
+ |
+ |
- |
+ |
Курсинова Н.Н. |
+ |
- |
+ |
+ |
Меньшикова О.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Обрядов В.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Перепелкина В.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Рязанова Е.Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Семенов Р.В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
ИТОГО: |
12 + |
11 + 1- |
9 + 3 - |
12 + |
Источник: сост. авт.
Рис. 2. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета
Источник: сост. авт.
Согласно представленным данным, знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета говорят о возможности детей определять красный и желтый цвет предметов. Затруднения возникли с разграничением синего и зеленого цвета у 9% и у 25% соответственно.
Таблица 3
Диагностика знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов формы
Ф.И.О ребенка |
круг |
овал |
квадрат |
прямоугольник |
треугольник |
Архипов С.А. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Березин А.Н. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
Горбушин С.М. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Ермолина Е.Д. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Земляникина Г.С. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Королев Д.П. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Курсинова Н.Н. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Меньшикова О.А. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Обрядов В.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Перепелкина В.А. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Рязанова Е.Н. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Семенов Р.В. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
ИТОГО: |
12 + |
3+, 9 - |
12 + |
4 +, 8 - |
11 +, 1 - |
Источник: сост. авт.
Рис. 3. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов формы
Источник: сост. авт.
Итак, знания младших дошкольников
в области сенсорных эталонов
формы характеризуют
Вывод: Исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов, уровень сенсорного развития средний.
2. Формирующий эксперимент.
На основе полученных данных было выделено шесть младших дошкольников, с которыми систематически и целенаправленно был проведен педагогический эксперимент.
Цель: повышение уровня восприятия детьми сенсорных эталонов величины, цвета, формы.
Метод: педагогический эксперимент, наблюдение за практической деятельностью младших дошкольников.
Приемы: сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением.
Оборудование: система дидактических игр на воспитание восприятия детьми цвета, формы, величины.
Система дидактических игр на воспитание восприятия цвета:
1. Спрячь мышку. Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый).
2. Подбери по цвету. Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), научить классифицировать предметы по форме.
3. У кого какое платье. Дидактическая задача: закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать основные 4 цвета (приложение 1).
Система дидактических игр на воспитание восприятия формы:
1. Подбери фигуру. Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.
2. Кому какая форма. Дидактическая задача: закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур (кругов, овалов).
3. Геометрическое лото. Дидактическая задача: закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура) (приложение 2).
Система дидактических игр на воспитание восприятия величины:
1. Башня. Дидактическая задача: закрепить представление об относительности величины предмета, дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.