Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 03:20, курсовая работа
Цель, задачи, предмет и объект исследования. Исходя из всего выше сказанного, цель данной курсовой работы - теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать влияние правильно подобранных методов и средств сенсорного воспитания на развитие детей младшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания…………………6
1.1. Понятие, сущность и особенности осуществления сенсорного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике……………………..6
1.2. Общая характеристика и основные элемента сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста………………………..13
Глава 2. Опытно – экспериментальная и методическая работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста…………....20
2.1. Диагностика сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………...20
2.2. Методические рекомендации по развитию детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания…………….....29
Заключение……………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………….34
2. Что там? Дидактическая задача: закрепить умения детей устанавливать отношение 3 предметов по величине при составлении матрешки.
3. Сбор фруктов. Дидактическая задача: развить глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины (приложение 3).
Комплексная дидактическая игра:
1. Лото «Цвет и форма». Дидактическая задача: закрепить представления детей о 5 геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 4 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), научить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форма), отвлекаясь от величины (приложение 4).
3. Контрольный эксперимент
После проведения системы дидактических игр был проведён контрольный эксперимент. Выявлялось восприятие цвета, величины, формы младших дошкольников обоих подгрупп: участвующих в эксперименте и не прошедших обучение посредством дидактических игр.
Цель: выявить закрепление знаний младших дошкольников участвующих в эксперименте. Сравнить полученные данные с умениями и знаниями младших дошкольников первой подгруппы, не участвующих в эксперименте.
Методы: педагогический эксперимент, показ практических действий.
Приемы: сенсорное обследование с наглядным объяснением.
Оборудование: набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый) 3 разных величин (большой, средний, маленький).
Результаты исследования отображены в таблицах 4 – 6 и на рис. 4 – 6.
Таблица 4
Диагностика знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величины
Ф.И.О ребенка |
Большой |
Средний |
Маленький |
Архипов С.А. |
+ |
+ |
+ |
Березин А.Н. |
+ |
- |
+ |
Горбушин С.М. |
+ |
+ |
+ |
Ермолина Е.Д. |
+ |
+ |
+ |
Земляникина Г.С. |
+ |
+ |
+ |
Королев Д.П. |
+ |
+ |
+ |
Курсинова Н.Н. |
+ |
+ |
+ |
Меньшикова О.А. |
+ |
+ |
+ |
Обрядов В.С. |
+ |
+ |
+ |
Перепелкина В.А. |
+ |
- |
+ |
Рязанова Е.Н. |
+ |
+ |
+ |
Семенов Р.В. |
+ |
+ |
+ |
ИТОГО: |
12 + |
10 +, 2 - |
12 + |
Источник: сост. авт.
Рис. 4. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величин
Источник: сост. авт.
Таблица 5
Диагностика знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета
Ф.И.О ребенка |
красный |
синий |
зелёный |
желтый |
Архипов С.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Березин А.Н. |
+ |
+ |
- |
+ |
Горбушин С.М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ермолина Е.Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Земляникина Г.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Королев Д.П. |
+ |
+ |
- |
+ |
Курсинова Н.Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Меньшикова О.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Обрядов В.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Перепелкина В.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Рязанова Е.Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Семенов Р.В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
ИТОГО |
12 + |
12 + |
10 +, 2 - |
12 + |
Источник: сост. авт.
Рис. 5. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета
Источник: сост. авт.
Дети, с которыми проводилась экспериментальная работа, показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины, чем дети, с которыми целенаправленно не проводились дидактические игры.
Таблица 6
Диагностика знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов формы
Ф.И.О ребенка |
круг |
овал |
квадрат |
прямоугольник |
треугольник |
Архипов С.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Березин А.Н. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Горбушин С.М. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Ермолина Е.Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Земляникина Г.С. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Королев Д.П. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Курсинова Н.Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Меньшикова О.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Обрядов В.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Перепелкина В.А. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
Рязанова Е.Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Семенов Р.В. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
ИТОГО: |
12 + |
6+,6 - |
12 + |
8 +, 4 - |
11 +, 1 - |
Источник: сост. авт.
Рис. 6. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов формы
Источник: сост. авт.
Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают факт, что дидактические игры повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика. Разброс показателей дает возможность говорить о необходимости целенаправленного, систематического проведения дидактических игр.
Обращает на себя внимание факт зависимости знаний младших дошкольников от постоянств проведения на занятиях и вне дидактических игр. По данным, полученным в ходе эксперимента, можно утверждать, что 6 из 12 младших дошкольников, участвующих в формирующем эксперименте, показали лучший результат по сравнению с детьми, с которыми занятия не проводились. Дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают сенсорную культуру младших дошкольников и развивают сенсорное восприятие цвета, формы, величины.
2.2. Методические рекомендации по развитию детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания
Проведение диагностического исследования позволило дать методические рекомендации, способствующие повышению уровня развития сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
1. Необходимо выделить условия планирования и индивидуальной работы с детьми, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать желание поиграть с дидактическим материалом.
2. Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя: «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Необходимо учитывать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.
3. Сенсорное воспитание необходимо планировать в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.
4. Проведение игр и упражнений должен предусматривать учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Обучение необходимо начинать с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребенком. При этом взрослый находится за спиной ребенка и действует его руками. Постепенно отпускает свои руки, давая возможность ребенку выполнять самостоятельно предложенные действия. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем напротив. Каждое действие ребенка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане.
5. Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.
6. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений.
Таким образом, своевременное
сенсорное воспитание на данном возрастном
этапе – главное условие познавательного
развития, правильной и быстрой ориентировки
в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной
отзывчивости, способности воспринимать
красоту и гармонию мира. А быстрое включение
сенсорных систем является одной из ключевых
способностей человека, основ его полноценного
развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы сделаем обобщающие выводы.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития
в младшем дошкольном возрасте переоценить
трудно. Именно этот возраст большинством
исследователей считается наиболее
благоприятным для
Выдающиеся зарубежные ученые
в области дошкольной педагогики,
а также известные