Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 03:20, курсовая работа
Цель, задачи, предмет и объект исследования. Исходя из всего выше сказанного, цель данной курсовой работы - теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать влияние правильно подобранных методов и средств сенсорного воспитания на развитие детей младшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания…………………6
1.1. Понятие, сущность и особенности осуществления сенсорного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике……………………..6
1.2. Общая характеристика и основные элемента сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста………………………..13
Глава 2. Опытно – экспериментальная и методическая работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста…………....20
2.1. Диагностика сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………...20
2.2. Методические рекомендации по развитию детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания…………….....29
Заключение……………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………….34
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв.
В ходе проведенного практического исследования было выявлено:
- знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величин свидетельствуют о возможности детей определять большие и маленькие размеры предметов. Затруднения с определением предметов средних размеров возникло у четырех детей, т.е. у 33 %;
- знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета говорят о возможности детей определять красный и желтый цвет предметов. Затруднения возникли с разграничением синего и зеленого цвета у 9% и у 25% соответственно;
- знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов формы характеризуют возможности детей безошибочно определять круг и квадрат. Затруднения возникли с определением овала у трех детей, прямоугольника – у восьми, треугольника – у одного ребенка.
Дети, с которыми проводилась экспериментальная работа, показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины, чем дети, с которыми целенаправленно не проводились дидактические игры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Дидактические игры по изучению цвета
Игра: «Спрячь мышку»
Словарь: название 4 основных цветов – красный, желтый, зеленый, синий.
Демонстрационный материал: листочки бумаги 4 цветов (20 – 15), посредине белый квадрат (8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же 4 цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Раздаточный материал: цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Ход занятия:
1. Смотрите, ребята, какая
маленькая у нас сегодня
- А вы знаете, где живет
мышка? В норке. От кого
2. Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 4 квадрата четырёх цветов. Видите в окошко выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку».
Вызываю по очереди 3 младших дошкольников и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.
Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».
«Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышкиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по 4 квадрата всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такова же цвета, как и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
3. Итог. «Все сегодня хорошо
играли, все спрятали мышек, только
некоторые ребята ошиблись (указываю,
какие именно ошибки были
Игра: «Подбери по цвету»
Дидактическая задача: закрепить представления о 4 основных цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина, функциональное назначение).
Наглядный материал: кукла.
Раздаточный материал: карточки – коврики (30х20), разделенная на 4 клетки (10х10) разных цветов; по две три геометрические фигуры разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый), величины из картона.
Ход игры:
1. Дети сидят за столом.
Слышен стук в дверь. Я
2.« Дети мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат на ваших тарелочках. Разложите их по клеточкам коврика, так чтоб их не было видно. У вас есть 2 фигурки одинакового цвета, на такую вы их и положите. А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Таней посмотрим, что у вас получится. Если фигура будет другого цвета, то она будет видна. Цвет фигуры должен совпадать с цветом коврика и самая нижняя совпадать по величине».
3. После того как, дети
разложили геометрические
Игра: «У кого какое платье»
Дидактическая задача: учить младших дошкольников выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона. Материал: Демонстрационный: Куклы. Вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья), фланелеграф, магниты.
Ход игры:
1. Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод на нашем фланелеграфе. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они отличаются друг от друга.
2.Чем отличаются друг
от друга наши куклы?
3. Итог: Какие молодцы,
ребята, многие из вас правильно
назвали цвета. Наши куклы
Приложение 2
Дидактические игры на определение формы
Игра: «Подбери фигуру»
Дидактическая задача: закрепить
представления младших
Демонстрационный материал: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.
Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических фигур, по 1 фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточке.
Ход игры:
1. Посадить младших дошкольников
за стол и вынести из
2. Показать круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показать овал, тоже обводит его пальцем. «А это какая форма?». То же самое проделать с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы младших дошкольников воспитатель исправляет. Попросить младших дошкольников обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на наклеенную фигуру и только при полном совпадении – класть формы и такие же фигуры на подносах. Разложить все фигуры на карточках так, чтобы они совпадали с нарисованными.
3. Итог. « Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.
Игра: «Кому какая форма»
Дидактическая задача: научить младших дошкольников группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Наглядный материал: большие мишка и матрешка.
Раздаточный материал: по 3 круга и овала разных цветов и размеров, по 2 небольших подноса для каждого ребенка.