Опытно – экспериментальная и методическая работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 03:20, курсовая работа

Описание

Цель, задачи, предмет и объект исследования. Исходя из всего выше сказанного, цель данной курсовой работы - теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать влияние правильно подобранных методов и средств сенсорного воспитания на развитие детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания…………………6
1.1. Понятие, сущность и особенности осуществления сенсорного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике……………………..6
1.2. Общая характеристика и основные элемента сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста………………………..13
Глава 2. Опытно – экспериментальная и методическая работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста…………....20
2.1. Диагностика сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………...20
2.2. Методические рекомендации по развитию детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания…………….....29
Заключение……………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 163.81 Кб (Скачать документ)

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от того, насколько совершенно ребенок  слышит, видит, осязает окружающее.

С восприятия предметов и  явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок  обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и  умениями во всех этих областях требует  постоянного внимания к внешним  и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в  рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его  формы, цвета, материала. Конструирование  требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв.

В ходе проведенного практического  исследования было выявлено:

- знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величин свидетельствуют о возможности детей определять большие и маленькие размеры предметов.  Затруднения с определением предметов средних размеров возникло у четырех детей, т.е. у 33 %;

- знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета говорят о возможности детей определять красный и желтый цвет предметов.  Затруднения возникли с разграничением синего и зеленого цвета у 9% и у 25% соответственно;

- знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов формы характеризуют возможности детей безошибочно определять круг и квадрат.  Затруднения возникли с определением овала у трех детей, прямоугольника – у восьми, треугольника – у одного ребенка.

Дети, с которыми проводилась  экспериментальная работа, показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины, чем дети, с  которыми целенаправленно не проводились  дидактические игры.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Под ред. Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с.
  2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / Под ред. А.К Бондаренко. – М.: Просвещение, 2001. – 169 с.
  3. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст]: учебное пособие / Под ред. В.М. Букатова.– М.: «Флинта», 2007. – 450 с.
  4. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2000 – 144 с.
  5. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2004. – 190 с.
  6. Выготский, Л.С. Психология [Текст] /Под ред. Л.С. Выготского. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2007. – 859 с.
  7. Глушкова, Г.А. Игра или упражнение [Текст] / Г.А. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – С. 29 – 34.
  8. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Дубровская // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 6 (15) – С. 21 – 26.
  9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Под ред. С.А. Козлова. - М., 2008. – 306 с.
  10. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Издательство «Смысл», 2009. – 228 с.
  11. Литвин, О.А.  История дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. О.А. Литвина. – М.: Просвещение, 2006. – 421 с.
  12. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 306 с.
  13. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 2005. – 207 с.
  14. Педагогика \ Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 2003. – 400 с.
  15. Педагогика \ Под ред. А.А. Буржаева. - М.: Норма, 2009. – 500 с.
  16. Педагогика \ Под ред. Д.А. Живновского. - М., 2007. – 336 с.
  17. Педагогика \ Под ред. Н.Г. Каменского. – М., 2008. – 407 с.
  18. Педагогика \ Под ред. П.И. Пидкасистого. – 5-е изд., доп. и перераб. - М., 2008. – 254 с.
  19. Педагогика \ Под ред. О.С. Семенова. - М., 2010. – 372 с.
  20. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. Б.М. Семенова. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2007. – 608 с.
  21. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.
  22. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.
  23. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -  М.: ВЛАДОС, 2002. – 463 с.
  24. Рожков, О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей [Текст] / Под ред. И.В. Дворова. – М.: Издательство ИПО «МОРЭК», 2004. – 300 с.
  25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений / Под ред. С.Л Рубинштейн. – СПб: «Питер», 2005. – 255 с.
  26. Словарь практического психолога [Текст] / Под ред. С.Ю. Головина. – М.: Норма, 2008. – 800 с.
  27. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А.И. Сорокина. М.: – Просвещение, 2000. – 96 с.
  28. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]: учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и доп. / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – 196 с.
  29. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение: Владос, 2005. – 291 с.
  30. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2003. – 164 с.

 

 

Приложение 1

Дидактические игры по изучению цвета

Игра: «Спрячь мышку»

Словарь: название 4 основных цветов – красный, желтый, зеленый, синий.

Демонстрационный материал: листочки бумаги 4 цветов (20 – 15), посредине  белый квадрат (8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же 4 цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный материал: цветные  листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход занятия:

1. Смотрите, ребята, какая  маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая  она маленькая, пушистенькая, серенькая.  Погладьте ее.  Дети по очереди  гладят мышку.  

- А вы знаете, где живет  мышка? В норке. От кого прячется  мышка? От кошки. Смотрите, нет  ли где кошки, а то наша  мышка боится. Поможем мышкам  спрятаться в норке? Сейчас  мы поиграем с вами в игру  «Спрячь мышку».

2. Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 4 квадрата четырёх цветов. Видите в окошко выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку».

Вызываю по очереди 3 младших  дошкольников и предлагаю им по очереди  закрыть три окошка, выясняю, все  или окошки хорошо закрыты.

Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её  исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей». 

 «Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку.  Детям раздается по одному листочку – «мышкиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов)  и по 4 квадрата всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такова же цвета, как и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям,  исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

3. Итог. «Все сегодня хорошо  играли, все спрятали мышек, только  некоторые ребята  ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно  хорошо спрячут мышек. 

 

Игра: «Подбери по цвету»

Дидактическая задача: закрепить представления о 4 основных цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина, функциональное назначение).

Наглядный материал: кукла.

Раздаточный материал: карточки – коврики (30х20), разделенная на 4 клетки (10х10) разных цветов; по две три  геометрические фигуры разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый),  величины из картона.

Ход игры:

1. Дети сидят за столом. Слышен стук в дверь. Я открываю  дверь и виду куклу с корзинкой  в руках. В корзинке лежит  игра. « Смотрите ребята, к нам  в гости пришла кукла Таня  и принесла интересную игру. Здравствуй  Катя, поздоровайтесь с Катей  ребята. Кукла Таня хочет с  нами поиграть. Давайте посмотрим,  что лежит в корзине».

2.« Дети мы будем  играть в игру «Подбери по  цвету». У вас есть коврики  из разноцветных клеток. Посмотрите, какие геометрические фигуры  лежат на ваших тарелочках. Разложите  их по клеточкам коврика, так  чтоб их не было видно. У вас есть 2 фигурки одинакового цвета,  на такую вы их и положите.  А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Таней посмотрим, что у вас получится. Если фигура будет другого цвета, то она будет видна. Цвет фигуры должен совпадать с цветом коврика и самая нижняя совпадать по величине».

3. После того как, дети  разложили геометрические фигуры  кукла Таня ходит с воспитателем  по рядам и проверяет правильность  исполнения задания. Если ребенок  ошибается, то объясняю, почему  и куда правильно надо положить  фигуру. Подвожу итог. «Все ребята  молодцы, хорошо справились с  заданием. А кто ошибся, тот обязательно  сделает правильно в следующий  раз. Теперь я пойду к другим  ребятам, чтоб с ними тоже  поиграть. До свидания".

 

Игра: «У кого  какое платье»

Дидактическая задача: учить младших дошкольников выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона. Материал: Демонстрационный: Куклы. Вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья), фланелеграф, магниты.

Ход игры:

1. Смотрите, ребята, какие  красивые куклы водят хоровод  на нашем фланелеграфе. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они отличаются друг от друга.

2.Чем отличаются друг  от друга наши куклы? Правильно,  цветом платья. Я буду показывать  вам куклу, а вы говорить, какого  цвета у неё платье. Показываю  по одной кукле и поочередно  опрашиваю младших дошкольников, уточняя и исправляя их ответы.

3. Итог: Какие молодцы,  ребята, многие из вас правильно  назвали цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого  цвета их платье. Так же мы  выяснили, что у основных цветов  есть оттенки и они имеют  свое название.  

 

Приложение 2

Дидактические игры на определение  формы

Игра: «Подбери фигуру»

Дидактическая задача: закрепить  представления младших дошкольников о геометрических фигурах, упражнять  в их назывании, научить подбирать  фигуры  по образцу, закрепить навык  обследования геометрических форм приемом  обведения и накладывания.

Демонстрационный материал: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.

Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических фигур, по 1 фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточке.

Ход игры:

1. Посадить младших дошкольников  за стол и вынести из раздевалки  большого, мягкого зайца. «Смотрите,  кто к нам пришел. Это зайчик  из лесу прискакал. Он совсем  не знает, что такое геометрические  фигуры. Он перепутал все фигуры  и ни одной не вставил правильно.  Сейчас мы с вами поиграем  в очень интересную игру «Подбери  фигуру» и объясним зайчику,  какие бывают фигуры и как  их обследовать. 

2. Показать круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показать овал, тоже обводит его пальцем. «А это какая форма?». То же самое проделать с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы младших дошкольников воспитатель исправляет. Попросить младших дошкольников обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на наклеенную фигуру и только при полном совпадении – класть формы и такие же фигуры на подносах. Разложить все фигуры на карточках так, чтобы они совпадали с нарисованными.

3. Итог. « Мы сегодня  научились подбирать фигуры по  форме – круг, квадрат, овал, треугольник,  прямоугольник.  

 

Игра: «Кому какая форма»

Дидактическая задача: научить  младших дошкольников группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Наглядный материал: большие мишка и матрешка.

Раздаточный материал: по 3 круга  и овала разных  цветов и размеров, по 2 небольших подноса для каждого  ребенка.

Информация о работе Опытно – экспериментальная и методическая работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста