Опытно – экспериментальная и методическая работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 03:20, курсовая работа

Описание

Цель, задачи, предмет и объект исследования. Исходя из всего выше сказанного, цель данной курсовой работы - теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать влияние правильно подобранных методов и средств сенсорного воспитания на развитие детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания…………………6
1.1. Понятие, сущность и особенности осуществления сенсорного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике……………………..6
1.2. Общая характеристика и основные элемента сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста………………………..13
Глава 2. Опытно – экспериментальная и методическая работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста…………....20
2.1. Диагностика сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………...20
2.2. Методические рекомендации по развитию детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания…………….....29
Заключение……………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 163.81 Кб (Скачать документ)

Ход занятия:

1. Сейчас я вам расскажу  одну историю, про игрушки.  Жили – были мишка и матрешка. И были у них яркие, красивые  фигурки. Как – то раз разбаловались  мишка и матрешка и перемешали  все фигуры. А так как они  внешне очень похожи, то сами  не смогли отличить овал от  круга. Вот и принесли к нам  в группу, чтобы мои умные ребятки  разложили по подносам овалы  от круга.  

2. Воспитатель демонстрирует  круг и овал, просит младших  дошкольников вспомнить название  этих фигур, показать, чем они  отличаются друг от друга, обвести  контуры фигур пальчиком. «  А теперь все кружочки положите  на один поднос  - матрешке, а  все овалы на другой поднос  – мишке». Наблюдает, как дети  выполняет задание, в случае  затруднений предлагает ребенку  обвести фигуру пальцем и сказать,  как она называется.

3. Итог.  «Мы сегодня  научились отличать круги от  овалов. Мишка все овалы отнесет  в лес, а матрешка  - заберет  круги домой. Принесите подносы  с кругами и отдайте их матрешке. Теперь вернитесь к своим столикам  и принесите подносы с овалами,  отдадим их мише. Молодцы, теперь мишка и матрешка с вами прощаются.         

 

Геометрическое лото

Дидактическая задача: научить  младших дошкольников сравнивать форму  изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал: 5 карточек и изображениями  геометрических фигур: по 1кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по 5 карточек с изображением предметов  разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный  шар), квадратный (коврик, платок, оконная  рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта).

Ход игры:

1. Ребята, нас окружают  геометрические фигуры. Сейчас мы  с вами поиграем в игру, которая  называется «Геометрическое лото»  и попробуем увидеть в окружающих  нас предметах самые различные  формы.

2. В игре принимает  участие 6 младших дошкольников. Воспитатель рассматривает вместе  с детьми материал. Дети называют  фигуры и предметы. Затем по  указанию воспитателя подбирают  к своим геометрическим образцам  карточки к изображению предметов  нужной формы. Воспитатель предлагает  детям правильно назвать форму  предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.  

 

Приложение 3

Дидактические игры на определение  величины

Игра: «Башня»

Дидактическая задача: закрепить  представления об относительности  величины предметов: дать представления  об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами.

Демонстрационный материал: 3 куба разной величины.

Раздаточный материал: на каждого  ребенка по 3 квадрата разной величины, картонные зайчики, белый квадрат 5х5 в каждом квадрате с нарисованным зайцем.

Ход занятия:

Жили – были три братика  – зайчика. Звали из Пушок – самый высокий, Белячок – средний, Шустрик – самый маленький и младший из братьев. Жили зайчики в высокой башне. Самый младший, Шустрик, жил в самом верху на третьем этаже, Белячок на втором, а Пушок – на первом, самом большом этаже. Но как - то раз перепутали зайчики свои этажи и сломали башню, так как не поместились в другой комнате. Плачут зайчики, а что делать, в садик не ходили, не знают, что предметы бывают разной величины. А мои ребятки умные, если чего – то и не знают, то быстро учатся. Сейчас мы вместе построим новую башню для зайчиков и им тоже покажем, как можно построить башню, чтоб больше не ломали свой домик и в размерах предметов умели разбираться. «Дети сейчас мы будем строить башню. Кто хочет построить башню? Ну иди ты, Даня, Какой ты возьмешь кубик, чтобы начать постройку? Надо чтобы башня была устойчивая, не сломалась от прикосновения. Правильно, чтобы башня была устойчивой, нужно сначала взять самый большой кубик.  А теперь какой кубик нам поставит Ваня? (поменьше или средний). Совершенно верно, Ванечка, положи сверху средний кубик. А самый верхний, какой величины?  Выходи, Вика, скажи нам, пожалуйста, какой бы ты положила кубик? Правильно, самый маленький кубик.

Положи и садись к ребятам  за стол.

2. Мы сейчас посадим  зайчиков на выступы башни,  пусть идут домой, а посадит  их Алина. Иди сюда, солнышко, посмотри  на зайчиков. Куда ты посадишь  самого большого, Пушка? Молодец,  это его комната. А куда поселится  Белячок, тоже правильно. Остался один Шустрик – ну иди домой, малыш. Ты же у нас самый маленький. Умница, Алина, садись к ребятам. А теперь обратите внимание на то, что лежит на столах. У вас вместо кубиков – квадраты. Мы будем играть, как будто квадрат – это кубик. А из окошечка кубика выглядывает зайчик. Квадраты тоже разной величины: большой, средний и маленький. На столе сложите из них башенку. Только квадраты надо класть не один на другой, а один над другим. Какой мы возьмем квадрат? Правильно, самый большой. Положите его у нижнего края стола. А какой квадрат мы положим над ним? Правильно, средний. А вверх? Да, самый маленький. Посмотрите устойчивые ли, получились у вас башни? Всем ли зайчикам удобно? Молодцы, хорошо построили башню для зайчиков.  

3. Итог:

Теперь всем зайчикам хорошо, у каждого есть своя комната. А  если вы соедините или поставите  рядом все башни, то получится  большой городок для зайчиков. Вы так же можете соединить две  башни и тогда получиться красивая ограда. Дети играют в квадратики и  кубики. Строят башни.

 

Игра: « Что там? »

Дидактическая задача: Учить  младших дошкольников устанавливать  отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.

Материал: деревянная трехместная матрешка.

Ход занятия:

1.Читаю детям загадку:

«Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку». Дети, кто это  такие интересные подружки? Как вы думаете? Правильно, Матрешки. Сейчас мы с ним поиграем.

2. Я раскрываю одну  матрешку и обнаруживаю в ней  еще одну. « Смотрите, еще одна  матрешка, посмотрим, что там». Разбираю  вторую матрешку и нахожу в  ней третью – самую маленькую.  «Оказывается здесь целых три  матрешки, (складываю все три), а  можно сделать опять одну? А  как?». Обращаю внимание младших  дошкольников на то, что маленькая  матрешка не разбирается, а  целиком вкладывается в нижнюю  часть средней, которая потом  закрывается верхней частью, после  чего вставляется в нижнюю  часть самой большой матрешки, и она тоже закрывается. 

3. Дети выполняют указанные  действия, разбирая и собирая  матрешку по очереди. Отмечая  особо тех ребят, которые без  проб, на глаз, находят нужные  части матрешки и быстро собирают  её. В конце игры матрешек выстраиваю  по росту и веду на прогулку.

 

Игра: «Сбор фруктов»

Дидактическая задача: Развивать  глазомер при выборе по образцу предметов  определенной величины.

Материал: Яблоки – образцы (вырезанные из картона) 3 величин –  большие, поменьше, маленькие; дерево с  подвешенными картонными яблоками тех  же величин, что и образцы (по 6 яблок  разной величины). Диаметр каждого  следующего яблока меньше предыдущего  на 6,5 см. Книга с красочными иллюстрациями  «Гуси – лебеди». Три куклы  разного роста.

Ход занятия:

1. Рассказывание русской  народной сказки «Гуси – лебеди».  Рассматривание красочных иллюстраций  к сказке. «Смотрите, ребятки,  какая красивая, обливная яблонька  сестричку с братиком спрятала  от злых гусей – лебедей. А мы тоже сейчас вырастим волшебную яблоньку, всю в спелых, сладких яблоках и угостим или наших кукол. Положим им на тарелочки. Но куклы у нас разного размера, поэтому нам придется разложить яблоки по 3 разным корзинкам: самые большие для Алёны; Средние для Оли; Маленькие для Кати. Сейчас мы с вами, скажем волшебные слова, и на этом подносе вырастет самая настоящая яблоня. Только надо всем дружно сказать волшебные слова:   Крибле крабле бумс. Вот и выросла наша яблонька.

2. Показываю детям яблоню  с яблоками и корзины. Возле  корзинок сажаю трех кукол.  « На нашей яблоне растут  яблоки трех размеров. Сейчас  каждый ребенок по очереди  подойдет к яблоньке и по  образцу сорвет такое же яблоко, что и у него в руках. Если  яблоко сорвано правильно прошу  положить их в соответствующую  корзинку». 

3. Когда все яблоки  сорваны и разложены по корзинам, дети относят яблоки на стол  и продолжают угощать кукол.  Если игра кончена, а дети  ещё не наигрались, то яблоки  можно повесить на место и  повторить игру.

 

Приложение 4

Комплексные дидактические  игры

1.Комплексная игра. «Лото  «Цвет и формы»

Дидактическая задача:

- закрепить представления  младших дошкольников о 5 геометрических  формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник,  треугольник) и 4 основных цвета  (красный, желтый, зеленой, синий);

- учить ориентироваться  на 2 признака одновременно (цвет  и форму), отвлекаясь от третьего (величины).

Материал: 6 карт, на каждой из которых в разном порядке расположены 5 фигур – квадрат, прямоугольник, равносторонний треугольник, круг и овал. Размеры: квадрат 2,5 х 2,5 см.; прямоугольник 2,5 х 3,5 см.; сторона равностороннего треугольника равно 2,5 см.; диаметр круга 2,5 см.; Все фигуры наклеенные на одной карте имеют разный цвет. 30 вырезанных фигур – каждая из 5 форм представлена в 4 цветах (размеры: квадрат 5х5 см., прямоугольник 5х7 см., сторона равностороннего треугольника 5 см., диаметр круга 5 см., большой диаметр овала 7 см., малый – 5 см.)

Ход игры:

1. Ребята, смотрите, пока  вы спали, к нам приходил  почтальон. Он принес нам письмо. Давайте распечатаем его и  посмотрим, что лежит в конверте  и от кого оно. Вот тут  пишется адрес и имя. Оно  от куклы Алёны. Она прислала  нам новую игру и потом придет  посмотреть, как ребята научились  в нее играть.

2. В игре могут участвовать  от одного до шести младших  дошкольников. Я беру на себя  роль ведущего (позднее можно  передать её ребенку). Дети получают  по одной карте. Достаю из  коробки по одной фигуре и  спрашиваю. «У кого такая?» Если  ребенок, у кого фигура есть такого же цвета и формы, обнаружил это, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на своей карте. Если никто не попросили фигуру, она откладывается в сторону. Выигрывает тот,   кто первый закроет все фигуры на своих картах.

3. Дети складывают приносят кукол, мишек, зайчиков и их учат играть в лото. После окончания игры собирают фигуры в конверт и вместе складывают карты.

 

Конструирование

Игра: «Узкая и широкая  дорожка»

Цель: закрепить умение плотно прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределять постройки по поверхности. Продолжать учить играть с постройкой. Вызывать речевую активность младших дошкольников.

Словарь: дорожка длинная, узкая, широкая, прочная.

Раздаточный материал: 5 кирпичиков, кукла,  резиновая собака, кошка. Дополнительные кубики разных цветов для дополнительной подстройки. Домик  из картона для куклы.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание во время прогулки проезжей части.
  2. Рассматривание иллюстраций, изображающих улицу.
  3. Объяснение функций дороги во время занятия по ОБЖ.
  4. Приготовление для занятия 5 кирпичиков 4 основных цветов, куклу, машину, резиновую собаку, кошка.

Ход занятия:

1. Введение. Ребята, сейчас  я расскажу вам одну поучительную  историю. Это кукла Катя и  её любимые животные: кошка Мурка  и собачка Бобик. 

Они очень любят гулять по парку. Кто знает, что такое  парк? Это лес в центре города. Там много деревьев, есть пруды. Кто  любит ходить гулять в Кусково? Пошла  кукла Катя со своими любимыми животными  гулять в парк и заблудилась. А  заблудилась она потому, что дорожки  в парке были разбиты и куда идти - кукла Катя не знала. Чтоб кукла Катя дошла до своего домика надо построить ей длинную дорожку. Сейчас ребята станут около стола и помогут построить дорожку к домику куклы Кати.

2. Основная часть: У  каждого у вас есть набор  кубиков. Они все одинаковые  по форме, размеру, но разные  по цвету.

Сейчас каждый из вас, по очереди будет строить дорожку. Иди сюда, Вика, скажи мне пожалуйста, какого цвета у тебя кубики? «Красные». Берем по одному кирпичику правой рукой и кладем их рядом. Если мы будем строить из одного кирпичика, то дорожка получится узкая, а из двух – широкая. С правой стороны стола мы будем строить узкую дорожку для собаки и кошки, А широкую с левой стороны стола построим для куклы. Для этого надо брать сразу два кирпичика и кладу их рядом, тесно прижимая, друг к другу и четко соединяя стороны. Какую ты хочешь построить дорожку, Вика, узкую или широкую? Дети по очереди выходят к столу и строят дорожку. При этом называют цвет и какую именно; узкую или широкую.       

3. Итог. Дети помогают  кукле Кате дойти до дома. Заносят  её в дом и машут ей ручками.  Помогаю детям обыгрывать ситуацию  и развивать сюжет. К кукле  Кате пришла подруга, котенок  потерял дорогу домой, собирать  грибы вдоль дорожки. Предлагаю  им атрибуты и учу младших  дошкольников развивать самостоятельно  игровой сюжет. После игры дети  помогают сложить кубики в  ящик и сажают игрушки на  место.

Информация о работе Опытно – экспериментальная и методическая работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста