Организация творческой деятельности на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:31, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить процесс организации творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка .
Задачи:
- Изучить сущность учебно – познавательной деятельности ;
- Охарактеризовать значение творческой деятельности учащихся на уроках иностранного языка ;
- Описать способы организации творческой деятельности .
Объектом исследования является организация творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка, предметом - способы организации творческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..…………...…………. 3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………...….... 5
1.1. Сущность учебно-познавательной деятельности ……………..…………………….5
1.2. Значение творческой деятельности учащихся на уроках
иностранного языка……………………...………………..………………..………….9
1.3. Способы организации творческой деятельности …..…………………..…………..12
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………….…………………...20
2.1. Первичная диагностика эффективности творческой деятельности
в процессе обучения иностранному языку……………….………………...…..…....20
2.2. Реализация творческой деятельности в учебном процессе……..………………….21
2.3. Вторичная диагностика эффективности творческой деятельности
в процессе обучения иностранному языку……………………..…………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..……..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….………….……... 30
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………...... 32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ  КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 

                                                                                                             Допущена к защите

                                                                                                             Председатель ПЦК

                                                                                                             педагогики и психологии

                                                                                                             _________Л. В. Адащик 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

Организация творческой деятельности школьников на уроке  иностранного языка 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                Учащаяся гр. _____ Д. Л. Колошич

                                                                                      Руководитель _______ Е.  В. Лобырина 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2008 

    ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..…………...…………. 3 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА ………………………………………………...….... 5

1.1. Сущность  учебно-познавательной деятельности ……………..…………………….5

1.2. Значение творческой деятельности учащихся на уроках

       иностранного языка……………………...………………..………………..………….9

1.3. Способы организации творческой деятельности …..…………………..…………..12 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ ……………………………………….…………………...20

2.1. Первичная  диагностика эффективности творческой деятельности

       в процессе обучения иностранному языку……………….………………...…..…....20

2.2. Реализация  творческой деятельности в учебном процессе……..………………….21

2.3. Вторичная диагностика эффективности творческой деятельности

       в процессе обучения иностранному  языку……………………..…………………....26 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..……..28 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….………….……... 30 

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………...... 32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Проблема  преподавания иностранного языка в  школе в настоящее время особенно актуальна, т.к. изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых. Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых и желания участвовать в межкультурной коммуникации. [1, с.54]

     Формирование  положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная  задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми  знаниями, навыками, умениями.

    Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы  урока, которые будут стимулировать  деятельность учащихся. Безусловно, детское творчество на уроках является основой их мотивации и познавательного интереса.

 Опираясь  на опыт выдающихся педагогов  20-х и 30-х годов (А.В.Луначарского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого и др.), обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со “старейшинами” - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.  Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. [2, с.71]

    Таким образом, детское творчество является неотъемлимой чаcтью учебно-воспитательного  процесса в школе, в связи с  чем была выбрана тема курсовой работы: "Организация творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка ".

    Цель работы: изучить процесс организации творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка .

    Задачи:

    -   Изучить сущность учебно – познавательной деятельности ;

    - Охарактеризовать значение творческой деятельности учащихся на уроках иностранного языка ;

    -  Описать способы организации творческой деятельности .

      Объектом исследования является организация творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка, предметом - способы организации творческой деятельности.

    Гипотеза состоит в том, что организация творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка будет способствовать повышению познавательного интереса и активности школьников, а также  уровня творческого и интеллектуального развития детей.

    База: 6 "A" класс СШ 215.

      Методы исследования:

    -   Первичный анализ творческой  деятельности учащихся 6 класса на  уроках иностранного языка;

    - Беседа;

    - Анкетирование;

    - Наблюдение. 
 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Сущность учебно-познавательной  деятельности

    Многочисленные  факты из реальной школьной жизни свидетельствуют, что само присутствие ученика в классе еще не говорит о том, что он действительно осуществляет учебно-познавательную деятельность. Во многих случаях это могут быть разрозненные внешне мотивированные действия.

    Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.

    Воспитательно-развивающий  результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта  творческой деятельности и опыта  эмоционально-волевого и ценностного  отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности.

    Содержанием учебно-познавательной деятельности является опыт, накопленный предшествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления - школа, класс.

    Учение  как познавательная (гностическая) деятельность протекает в двух основных формах: внешней и внутренней. К внешней (практической) гностической деятельности относятся такие ее виды, как манипулирование предметами, их механическая обработка, сборка и разборка, взвешивание, измерение, взаимное перемещение и т.п. Это может быть перцептивная деятельность - рассматривание, слушание, наблюдение, а также символическая деятельность, например изображение, называние, обозначение, словесное описание, высказывание, повторение слов и высказываний и т.п. Внутренняя познавательная деятельность ненаблюдаема, хотя и требует для ее осуществления таких умственных (мнемических и мыслительных) действий, как анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация (группирование), кодирование и перекодирование (Л. Б. Ительсон). Основной организационной формой, в которой протекает организованное учение, является урок. [3, с. 450]

    Урок  - это основная организационная форма  обучения в школе. Он является не только  важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса  обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

    Урок  как форма организации обучения прочно занял свое место в школе  в качестве основной организационной  формы обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная  постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная задача, "нацелена" на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке. [2, с.68]

    Развивающая функция современного урока английского языка заключается в развитии у всех учащихся познавательных процессов (наблюдательности, памяти, мышления, речи, воображения) и умственных способностей. Овладение основными теоретическими понятиями, законами науки, методами их логического анализа, способствует быстрому развитию умственного развития учеников.

    Атрибутика учебно-познавательной деятельности предполагает наличие учебников, учебно-наглядных пособий, технических и других средств, помогающих освоению содержания образования. Во многом она определяется спецификой учебного предмета как отражения той или иной области знания (науки), литературы или искусства.

    Специфика учебно-познавательной деятельности состоит в том, что своим обязательным предметным результатом она имеет подчиняющиеся жестким критериям научные знания в форме понятий, суждений и умозаключений, а также умения, навыки и общее интеллектуальное развитие. Другими словами, она требует научения знаниям, умениям и мышлению. В то же время учение теснейшим образом связано со всеми другими видами деятельности, органично вбирая их в себя. В силу этого учение - важнейшее средство воспитания, целостного формирования личности. На определенных этапах возрастного развития оно является ведущим, т.е. определяющим появление новообразований личности, развивающим видом деятельности.

    Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности школьников зависят от того, какую позицию учащиеся занимают в педагогической ситуации. Эти позиции  могут быть:

    -   пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;

    - активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования  информации;

    - организуемого извне направленного  поиска, обнаружения и использования  информации. [4, с.12]

    Первая  позиция обучаемого требует применения таких методов преподавания, как сообщение, разъяснение, преподнесение, показ, задавание; вторая - методов стимулирования: пробуждение интереса, удивления, любопытства; третья - методов педагогического руководства: постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование, консультация и др.

    Успешность  организации учебно-познавательной деятельности определяется целостностью или, напротив, разрозненностью представлений  педагога о своем предмете, его  целях, системе знаний, навыков и  отношений, которые с помощью предмета можно сформировать у учащихся. Исследованиями Н. В. Кузьминой и ее сотрудников установлено, что само видение педагогом возможностей своего предмета определяет меру эффективности его педагогических действий с целью организации учения. В конечном итоге это определяет, сможет ли учитель средствами своего предмета сформировать у учащихся научное мировоззрение, разовьёт ли у них логическое мышление, творческое воображение и способности, сформирует ли систему знаний, умений и навыков или нет. Важным условием успешности учебно-познавательной деятельности учащихся является и осознание ими цели предмета, и место того или иного урока в нем. При этом осознание целей изучаемого курса облегчается, если учитель обучает не только его содержанию, но и методам добывания фактов и их систематизации, описанию в системе понятий, ориентации в наглядных пособиях.

Информация о работе Организация творческой деятельности на уроках иностранного языка