Организация творческой деятельности на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:31, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить процесс организации творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка .
Задачи:
- Изучить сущность учебно – познавательной деятельности ;
- Охарактеризовать значение творческой деятельности учащихся на уроках иностранного языка ;
- Описать способы организации творческой деятельности .
Объектом исследования является организация творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка, предметом - способы организации творческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..…………...…………. 3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………...….... 5
1.1. Сущность учебно-познавательной деятельности ……………..…………………….5
1.2. Значение творческой деятельности учащихся на уроках
иностранного языка……………………...………………..………………..………….9
1.3. Способы организации творческой деятельности …..…………………..…………..12
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………….…………………...20
2.1. Первичная диагностика эффективности творческой деятельности
в процессе обучения иностранному языку……………….………………...…..…....20
2.2. Реализация творческой деятельности в учебном процессе……..………………….21
2.3. Вторичная диагностика эффективности творческой деятельности
в процессе обучения иностранному языку……………………..…………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..……..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….………….……... 30
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………...... 32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, учебно-познавательная деятельность - это совместно организуемые действия учителя и учащегося с целью  приобретения последним необходимых знаний, умений, навыков, а также опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности. Урок является самой целесообразной формой учебно-познавательной деятельности. Урок как основная единица учебного процесса выполняет все его функции: образовательную, развивающую и воспитательную. Учебно-познавательная деятельность организовывается, контролируется и стимулируется педагогом. И только от способа организации учебно-познавательной деятельности зависит, достигнуты ли будут цели и каков будет результат. [3, с.513]

1.2 Значение творческой  деятельности учащихся  на уроках иностранного  языка

      Источник развития ученика –  специально организованное обучение, в котором осуществляется творческая деятельность по самостоятельному открытию научных закономерностей, законов, способов решения задач, модели, воплощающих в себе умственную активность, изобретательность, смекалку, стремление добывать знания.

    Процесс развития личности ученика в обучении рассматривается как процесс созидания чего-то нового для него в познавательной и предметной деятельности. Творчество – это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построение ума или чувства, живущего в самом человеке. [5, с.7]

    Выражением  творческого процесса в обучении выступает созданный учеником творческий продукт. Развиваясь, как субъект творческой деятельности, ученик становится всё более свободен в выборе цели и способов их достижения. Наивысших ступеней он добивается, когда главной ценностью для него становится саморазвитие, когда он способен рефлексивно относится к своей деятельности. Источник развития – специально организованное обучение, в котором создаются условия для саморазвития личности.

    Творческая  деятельность  способствует  формированию  у  школьников преобразующего  отношения  к  окружающей  действительности.  У  человека,  который  не занимается творческой деятельностью, вырабатывается приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. На его восприятие влияют привычные установки, оценки и т.д. Это приводит  к  тому,  что  в  своей  деятельности,  работе,  мышлении  он  не  может  выйти  за пределы  известного.  Если  же  с  раннего  возраста  детей включать  в творческую деятельность,  то  у них развивается пытливость  ума,  гибкость  мышления,  память, способность к оценке,  видение проблем,  способность предвидения и другие  качества, характерные для человека  с развитым  интеллектом.  С  возрастом  эти  качества укрепляются, совершенствуются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

    Регулярное  использование на уроках системы  специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет творческие способности школьников, способствует личностному развитию, повышает качество творческой подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать творчество в повседневной жизни.

    Говоря  о значении творческой деятельности учащихся на уроках иностранного языка, совершенно очевидным является факт, что творческая деятельность будет способствовать повышению познавательного интереса и активности учащихся на уроках. Творчество подразумевает под собой некую свободу учащихся, которая будет активно проявляться в процессе коммуникации. И именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны, прежде всего, творческая деятельность и нетрадиционные формы проведения занятий.

Кроме того,  любая творческая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, так как в ней присутствуют сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Иначе говоря, творческая деятельность учащихся на уроках иностранного языка будет стимулировать, мотивировать учащихся к дальнейшему его изучению, что является одной из основных целей, стоящих перед учителями в современной школе. [2, с.313]

    Значение  творческой деятельности на уроках иностранного языка можно проиллюстрировать посредством раскрытия целей работы над заданиями на развитие творческих способностей:

    1) - сформировать  общие умения: умение читать сказку, стихотворение, рассказ;

    - умение  выделять требуемую информацию, искать ответ на  вопрос, известное  и неизвестное.

    - умение   устанавливать   связь   между   данными   и искомыми,

    - умение  сформулировать свой ответ на  иностранном языке;

    - развить  языковую догадку в переводе незнакомых слов.

    2) Развитие таких процессов мыслительной  деятельности, как выдвижение целей,  планирование, анализ, сравнение, синтез.

    3) Формирование умения вести рассуждение.

    4) Развитие творческой активности, логического мышления и познавательной  активности.

    5) Формирование абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, развитие речи.

    Итак, использование творческой деятельности повышает уровень творческого и интеллектуального развития детей, а также повышают личностную самооценку, самоуважение и чувство собственного достоинства. Таким образом, творчество для  школьника в учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [6, с.27]

1.3 Способы организации  творческой деятельности 

    В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале  искусства и всевозможных детских  игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребёнку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно и давать ребёнку то, что мы вправе от него ожидать.[7, с.232]

    Любому  обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от школы. Ведь ее задача – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

    Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2%. Но ведь уже много лет назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня?

    Уже в начальной школе есть учащиеся, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна  работа на уроке, они читают специальную  литературу. Поэтому нам важно  именно в школе выявить всех, кто  интересуется различными областями  науки, вывести их на дорогу поиска в науке и, в итоге, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.                    В последнее время возросло внимание к осуществлению развивающего обучения. Интеллектуальное развитие школьников обеспечивается соответствующим содержанием и постановкой учебного процесса.

    В центре внимания в учебном процессе находятся активность, самостоятельность  детей, умения логически мыслить, воображать. Часто о развитии учеников судят  по их информированности, по накоплению большого числа отрывочных сведений, фактов, взятых, главным образом, из телепередач.

    Выполняя  успешно хитро-умные «предметные действия» такие ученики затрудняются, когда им предлагают практическое задание на усвоенное правило, но поставленное в ранее незнакомой ситуации. Интеллектуальное развитие достигается в процессе всей учебно-воспитательной работы: приобретение знаний, овладение навыками, развитие мышления, формирование творческой активности.

    Поэтому важную роль в развитии школьника  играют нестандартные, творческие задания на уроках иностранного языка, а именно: написание стихов, сказок, мини-рассказов на конкретные темы.

    Наиболее  эффективными приемами для использования  в общеобразовательной школе  являются мозговой штурм, морфологический анализ и синтез, метод контрольных вопросов, метод сфокусированных объектов и гирлянд, ассоциаций, функционально-стоимостный анализ. Эти методы позволяют облегчить и интенсифицировать творческую деятельность.

    Использование в работе актуального материала, включение в процесс познания различных аудиовизуальных средств, опор, ключей, познавательных игр, создание учебных ситуаций общения с личностной направленностью стимулируют самостоятельную творческую работу учащихся, поддерживают интерес к изучению иностранного языка.

    Общеизвестно, что школьники легко и непринужденно осваивают материал, который им доступен, когда приёмы и виды работы при этом интересны для них. Многие учителя широко используют игры, в том числе ролевые. Так, в игровой форме, учащиеся легко и с интересом выполняют такие задания, как управляемый диалог, обязательно с творческим подходом.

    Одним из удачно реализовающих способов организации  творческой деятельности учащихся на уроке иностранного языка является исследовательская работа. Исследовательская работа в системе урочной и внеурочной деятельности ставит перед собой задачу дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе даёт учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Учебная дисциплина «Иностранный язык» имеет беспредметный характер и поэтому в исследовательской и научно-исследовательской работе можно заниматься исследованиями в различных областях науки. [8, с.26]

    Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать её другим. Поскольку человек – существо социальное, он должен ещё в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, выступать с докладами, уметь слушать себя и других.

    Безусловно, нельзя дать ребёнку задание написать доклад, не разбудив в нём желание сделать это. Нельзя выступать перед аудиторией и завладеть её вниманием на время выступления, не развив у ученика умений работать в группе. Для того, чтобы этому научиться и направлена исследовательская деятельность.

Основным  и ведущим принципом обучения иностранного языка является принцип коммуникативной направленности, и поэтому «Иностранный язык» как никакой другой учебный предмет помогает развивать интеллектуальные умения и коммуникативную культуру. Творческая деятельность предполагает подготовку и проведение конкурсов, викторин, вечеров, литературных праздников, заседаний клуба интересных встреч в рамках недели иностранного языка в школе и вне её. Такая деятельность позволяет сделать участие каждого ученика значимым и стимулирует мотивацию участия большого количества учащихся в исследовательской и экспериментальной работе. [9, с.32]

Информация о работе Организация творческой деятельности на уроках иностранного языка