Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:31, курсовая работа
Цель работы: изучить процесс организации творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка .
Задачи:
- Изучить сущность учебно – познавательной деятельности ;
- Охарактеризовать значение творческой деятельности учащихся на уроках иностранного языка ;
- Описать способы организации творческой деятельности .
Объектом исследования является организация творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка, предметом - способы организации творческой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..…………...…………. 3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………...….... 5
1.1. Сущность учебно-познавательной деятельности ……………..…………………….5
1.2. Значение творческой деятельности учащихся на уроках
иностранного языка……………………...………………..………………..………….9
1.3. Способы организации творческой деятельности …..…………………..…………..12
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………….…………………...20
2.1. Первичная диагностика эффективности творческой деятельности
в процессе обучения иностранному языку……………….………………...…..…....20
2.2. Реализация творческой деятельности в учебном процессе……..………………….21
2.3. Вторичная диагностика эффективности творческой деятельности
в процессе обучения иностранному языку……………………..…………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..……..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….………….……... 30
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………...... 32
Таким образом, учебно-познавательная деятельность - это совместно организуемые действия учителя и учащегося с целью приобретения последним необходимых знаний, умений, навыков, а также опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности. Урок является самой целесообразной формой учебно-познавательной деятельности. Урок как основная единица учебного процесса выполняет все его функции: образовательную, развивающую и воспитательную. Учебно-познавательная деятельность организовывается, контролируется и стимулируется педагогом. И только от способа организации учебно-познавательной деятельности зависит, достигнуты ли будут цели и каков будет результат. [3, с.513]
Источник развития ученика –
специально организованное
Процесс развития личности ученика в обучении рассматривается как процесс созидания чего-то нового для него в познавательной и предметной деятельности. Творчество – это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построение ума или чувства, живущего в самом человеке. [5, с.7]
Выражением творческого процесса в обучении выступает созданный учеником творческий продукт. Развиваясь, как субъект творческой деятельности, ученик становится всё более свободен в выборе цели и способов их достижения. Наивысших ступеней он добивается, когда главной ценностью для него становится саморазвитие, когда он способен рефлексивно относится к своей деятельности. Источник развития – специально организованное обучение, в котором создаются условия для саморазвития личности.
Творческая деятельность способствует формированию у школьников преобразующего отношения к окружающей действительности. У человека, который не занимается творческой деятельностью, вырабатывается приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. На его восприятие влияют привычные установки, оценки и т.д. Это приводит к тому, что в своей деятельности, работе, мышлении он не может выйти за пределы известного. Если же с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества укрепляются, совершенствуются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
Регулярное использование на уроках системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет творческие способности школьников, способствует личностному развитию, повышает качество творческой подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать творчество в повседневной жизни.
Говоря о значении творческой деятельности учащихся на уроках иностранного языка, совершенно очевидным является факт, что творческая деятельность будет способствовать повышению познавательного интереса и активности учащихся на уроках. Творчество подразумевает под собой некую свободу учащихся, которая будет активно проявляться в процессе коммуникации. И именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны, прежде всего, творческая деятельность и нетрадиционные формы проведения занятий.
Кроме того, любая творческая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, так как в ней присутствуют сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Иначе говоря, творческая деятельность учащихся на уроках иностранного языка будет стимулировать, мотивировать учащихся к дальнейшему его изучению, что является одной из основных целей, стоящих перед учителями в современной школе. [2, с.313]
Значение творческой деятельности на уроках иностранного языка можно проиллюстрировать посредством раскрытия целей работы над заданиями на развитие творческих способностей:
1) - сформировать общие умения: умение читать сказку, стихотворение, рассказ;
- умение выделять требуемую информацию, искать ответ на вопрос, известное и неизвестное.
- умение устанавливать связь между данными и искомыми,
- умение сформулировать свой ответ на иностранном языке;
- развить языковую догадку в переводе незнакомых слов.
2)
Развитие таких процессов
3)
Формирование умения вести
4)
Развитие творческой
5)
Формирование абстрактного
Итак, использование творческой деятельности повышает уровень творческого и интеллектуального развития детей, а также повышают личностную самооценку, самоуважение и чувство собственного достоинства. Таким образом, творчество для школьника в учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [6, с.27]
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребёнку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно и давать ребёнку то, что мы вправе от него ожидать.[7, с.232]
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от школы. Ведь ее задача – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Тесты
на творческую активность, составленные
американскими психологами
Уже
в начальной школе есть учащиеся,
которых не удовлетворяет работа
со школьным учебником, им неинтересна
работа на уроке, они читают специальную
литературу. Поэтому нам важно
именно в школе выявить всех, кто
интересуется различными областями
науки, вывести их на дорогу поиска в науке
и, в итоге, помочь наиболее полно раскрыть
свои способности.
В центре внимания в учебном процессе находятся активность, самостоятельность детей, умения логически мыслить, воображать. Часто о развитии учеников судят по их информированности, по накоплению большого числа отрывочных сведений, фактов, взятых, главным образом, из телепередач.
Выполняя успешно хитро-умные «предметные действия» такие ученики затрудняются, когда им предлагают практическое задание на усвоенное правило, но поставленное в ранее незнакомой ситуации. Интеллектуальное развитие достигается в процессе всей учебно-воспитательной работы: приобретение знаний, овладение навыками, развитие мышления, формирование творческой активности.
Поэтому важную роль в развитии школьника играют нестандартные, творческие задания на уроках иностранного языка, а именно: написание стихов, сказок, мини-рассказов на конкретные темы.
Наиболее эффективными приемами для использования в общеобразовательной школе являются мозговой штурм, морфологический анализ и синтез, метод контрольных вопросов, метод сфокусированных объектов и гирлянд, ассоциаций, функционально-стоимостный анализ. Эти методы позволяют облегчить и интенсифицировать творческую деятельность.
Использование в работе актуального материала, включение в процесс познания различных аудиовизуальных средств, опор, ключей, познавательных игр, создание учебных ситуаций общения с личностной направленностью стимулируют самостоятельную творческую работу учащихся, поддерживают интерес к изучению иностранного языка.
Общеизвестно, что школьники легко и непринужденно осваивают материал, который им доступен, когда приёмы и виды работы при этом интересны для них. Многие учителя широко используют игры, в том числе ролевые. Так, в игровой форме, учащиеся легко и с интересом выполняют такие задания, как управляемый диалог, обязательно с творческим подходом.
Одним из удачно реализовающих способов организации творческой деятельности учащихся на уроке иностранного языка является исследовательская работа. Исследовательская работа в системе урочной и внеурочной деятельности ставит перед собой задачу дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе даёт учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Учебная дисциплина «Иностранный язык» имеет беспредметный характер и поэтому в исследовательской и научно-исследовательской работе можно заниматься исследованиями в различных областях науки. [8, с.26]
Для
того, чтобы ребенок захотел
Безусловно, нельзя дать ребёнку задание написать доклад, не разбудив в нём желание сделать это. Нельзя выступать перед аудиторией и завладеть её вниманием на время выступления, не развив у ученика умений работать в группе. Для того, чтобы этому научиться и направлена исследовательская деятельность.
Основным и ведущим принципом обучения иностранного языка является принцип коммуникативной направленности, и поэтому «Иностранный язык» как никакой другой учебный предмет помогает развивать интеллектуальные умения и коммуникативную культуру. Творческая деятельность предполагает подготовку и проведение конкурсов, викторин, вечеров, литературных праздников, заседаний клуба интересных встреч в рамках недели иностранного языка в школе и вне её. Такая деятельность позволяет сделать участие каждого ученика значимым и стимулирует мотивацию участия большого количества учащихся в исследовательской и экспериментальной работе. [9, с.32]
Информация о работе Организация творческой деятельности на уроках иностранного языка