Организация творческой деятельности на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:31, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить процесс организации творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка .
Задачи:
- Изучить сущность учебно – познавательной деятельности ;
- Охарактеризовать значение творческой деятельности учащихся на уроках иностранного языка ;
- Описать способы организации творческой деятельности .
Объектом исследования является организация творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка, предметом - способы организации творческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..…………...…………. 3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………...….... 5
1.1. Сущность учебно-познавательной деятельности ……………..…………………….5
1.2. Значение творческой деятельности учащихся на уроках
иностранного языка……………………...………………..………………..………….9
1.3. Способы организации творческой деятельности …..…………………..…………..12
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………….…………………...20
2.1. Первичная диагностика эффективности творческой деятельности
в процессе обучения иностранному языку……………….………………...…..…....20
2.2. Реализация творческой деятельности в учебном процессе……..………………….21
2.3. Вторичная диагностика эффективности творческой деятельности
в процессе обучения иностранному языку……………………..…………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..……..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….………….……... 30
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………...... 32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

    Следует отметить, что формы обучения могут  быть как академическими (на старшей ступени обучения практически на каждом уроке учитель должен использовать задания творческого характера или задания предполагающие исследование), так и ориентированными на инновационные педагогические технологии: коммуникативно-направленная групповая работа, проектная деятельность, индивидуальная творческая деятельность, выделение проблемы, сбор информации, ее обработка, обсуждение.

    В качестве конечных продуктов творческой деятельности могут выступать  рефераты, доклады, иллюстрированные средствами наглядности (видеофильмами, коллажами, альбомами рисунков, фотографий). Результатом совместной деятельности учащихся организация и проведение различных конференций, выставок, вечеров (для родителей, учителей и учащихся). Различные достижения учащихся по выполнению проектов, творческих работ могут войти как компонент в состав индивидуальной накопительной оценки, учебного портфолио. Такое средство рефлексивного обучения иностранному языку практикуют некоторые учителя иностранного языка в школах Беларуси.

     Проведение творческого  дня по иностранному языку является одним из путей индивидуализации обучения. Он позволяет решать актуальную педагогическую задачу развития активного, самостоятельного творческого мышления  школьников; приобщает родителей к проблемам детей. Главным условием реализации этой задачи выступает направленность на то, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях; предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности; создание образовательной среды, способствующей эмоционально – ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.      [10, с.35]

      1. Типы ученических творческих  работ.

Ученические творческие работы могут быть представлены по следующим номинациям:

Исследование 

    - Опыты 

    - Эксперимент 

Сочинение

    -  Загадки и скороговорки

    -  Небылицы 

    - Стихи 

    - Сказки 

    - Рассказы  

Зрелищное произведение

    - Сценка 

    - Спектакль 

    - Показательные  выступления 

Педагогическое  произведение

    - Творческое  учебное задание к уроку 

    - Составленный  кроссворд 

    - Фрагмент  урока 

    2. Формы проведения творческого дня

Форма проведения выбирается классным руководителем  и учителем иностранного языка. В  этот день приглашаются родители, учителя-предметники, все желающие. Присутствующие могут  задавать вопросы, давать свою оценку, высказывать суждения.

    3. Подведение итогов.

      Итоги творческого дня по иностранному  языку подводятся по таким  параметрам, как степень творчества, оригинальность, личный вклад, новизна, практическая польза. По итогам дня составляется итоговая таблица. Победители в каждой номинации награждаются грамотами школы. (см. приложение А).

 
 
 
Модель  проведения творческого дня:

1.Изучение  интересов учащихся.

2.Анкетирование  родителей. (см. приложение Б)

3.Анкетирование  учащихся.

4.Изучение  анкет учителем.

5.Составление  плана проведения творческого  дня.

6.Оформление  творческих работ совместно с  родителями, учителями, воспитателями.

7.Проведение  творческого дня согласно положению.

8.Подведение итогов (рефлексия учащихся, отзывы присутствующих родителей, учителей), оформление творческих работ

Рефлексия

     Рефлексия предполагается на  этапе подведения итогов творческого  дня. Она нацелена на выявление  отношения учащихся к своим  достижениям. Она даёт осмысление затруднений и пути их преодоления у учащихся в ходе подготовки и проведения творческого дня. Предполагает получение обратной связи от одноклассников и педагогов. (см. приложение В) [11, с.13]

 

    И, наконец, для  организации  творческой  деятельности  на  уроке  необходимо  учитывать  ряд факторов:

    1.  Учёт  возрастных  особенностей  школьников.  Без  этого  невозможно  правильно соотнести  между  собой  цель,  мотивы  и  средства  достижения  цели.  Особого внимания  требуют  к  себе  мотивы  деятельности,  т.к.  они  определяют  интерес к работе, возникновение проблемной ситуации и стремление к достижению цели.

    2.  Доступность  предлагаемых  работ.  Сложность  работы  должна  быть  строго согласована  с   каждым  этапом  творческого   развития  ребенка.  Психологами установлено, что каждый человек имеет свой, присущий только ему "шаг" творческого развития,  замедление  или  ускорение  которого  всегда  приводит  к  нежелательным последствиям.

    3. Сочетание индивидуальной и коллективной  творческой деятельности школьников. Это требование может осуществляться не  только на уроках  иностранного языка, но и во  внеурочной  творческой  деятельности  детей, что позволяет оптимально  сочетать индивидуальную работу с коллективной.

    4.  Непрерывностъ  творческого  процесса.  Практика  показывает,  что  эпизодическая творческая  деятельность  малоэффективна. Она может  вызвать  интерес  к  конкретной выполняемой  работе,  активизировать  познавательную  деятельность  во  время  её выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но  эпизодичность  никогда  не  приведет  к  развитию  творческого  отношения  к труду, стремлению к изобретательности, т.е. к развитию творческих качеств личности.

    5.  Результативность  творческой деятельности.  Немаловажную  роль  для  ребенка  имеет конечный  результат  выполняемой  на  занятии  работы.  Необходимо,  чтобы  дети стремились  выполнить  поставленную  перед  ними  задачу,  испытывали  радость  от результатов  собственного  труда.  Результативность  творческой  деятельности  следует рассматривать не только по отношению к конечному результату, но и применительно к каждому этапу выполнения творческого задания.

    Итак, мы видим, что существует множество  способов организации творческой деятельности учащихся на уроках иностранного языка: ролевые игры, исследовательская работа, сочинение стихов, рассказов, конференции, выставки, рефераты, доклады, конкурсы, викторины, театрализованные постановки, организация и проведение творческих дней по иностранному языку и другие. Все они помогут разнообразить учебный процесс, замотивировать учащихся, предоставить каждому ребенку условия для возможного выбора деятельности, создания образовательной среды, способствующей эмоционально – ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. [12, с.45] 
 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

2.1 Первичная диагностика  эффективности творческой  деятельности в  процессе обучения  иностранному языку

    Педагогическая  диагностика - совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия. [13, с.17]

    В педагогике наработано достаточно много  способов диагностирования. Для диагностики  эффективности творческой деятельности в процессе обучения иностранному языку мы выбрали метод анкетирования.  Учащимся было предложено ответить на 7 вопросов анкеты (см. приложение Г), которая помогла выявить заинтересованность учащихся в творческой деятельности. Для упрощения обработки данных и для получения более точного результата учащиеся выражали только свое согласие или несогласие с утверждением или вопросом. Проанализировав результаты анкеты и отобразив их в диаграмме (см. приложение Д), можно увидеть, что из 11 учащихся:

- всем  интересна разнообразная деятельность  на уроке;

- 9 учащихся  считают, что игровая форма  способствует лучшему усвоению  материала;

- 10 учащихся  охотно участвуют в нестандартных заданиях на уроке;

- 6 учащимся  нравятся дискуссионные формы  работы;

- 7 учащихся  хотят участвовать в постановке  спектакля на английском языке;

- 4 учащихся  проявляют интерес к собственным  литературным сочинениям;

- 3 учащихся хотели бы поучаствовать в исследовательской работе (проект).

    На  основании данных, мы сделали вывод, что творческая деятельность вызывает познавательный интерес у всех учеников, а, соответсвенно, и желание узнавать новое и активно участвовать во всех заданиях и конкурсах на уроке. В связи с этим, в свой дальнейший план работы с учащими этого класса мы включили большое количесво творческих моментов (игр, упражнений, конкурсов и другого) для вовлечения учащихся в творческую деятельность и творческого развития учеников данного класса. Некоторые из таких форм работы представлены в части 2.2.

2.2 Реализация творческой  деятельности в  учебном процессе 

    Таким образом, проработав теоретические  основы данной темы, мы поставили перед собой цель всестороннего развития учащихся, развития логического мышления, творческой активности и формирования интереса к творческой деятельности на уроках иностранного языка.

    Ниже  приведены различные фрагменты  уроков с использованием приёмов для организации творческой деятельности учащихся на уроках иностранного языка.

    1) Фрагмент урока в 6 классе. Цель  данного фрагмента - первичное  закрепление лексических единиц  в устной и письменной речи.

    Для развития творческого мышления и  воображения мы составили разные задания: выдели звуки над которыми работали сегодня на уроке, найди названия предметов, которые находятся в классе, изображенных на картинках, о воображаемых предметах; придумай рифму к слову; придумай «абракадабру» на основе группы звуков. Довольно большая свобода действий открывается перед учениками при выполнении заданий, требующих изменить, преобразовать результат и способ его получения, составить рифмовку обратную данной, изменить выделенные слова, оставив ту же рифму, поменять рифмующиеся слова местами.

    Такой прием, как сравнение стишков активизирует учащихся, способствует развитию наблюдательности, памяти, мышления. Для сравнения подбирали пары стихов, которые имеют:

    -одинаковые  грамматические структуры, но  различные слова;

    -одинаковые  структуры, но различные условия  употребления (единственное и множественное число), подобрать к стишкам, данным в учебнике, соответствующие пары-рифмы для сравнения совсем нетрудно.

    Используя приём преобразования, учащиеся могут самостоятельно сочинить стихотворение, рассказ, сказку.

    При написании стихов старались обратить внимание на трудности при поиске рифмы, анализировать лексический запас слов, выявлять новую полезную информацию, лексику, грамматические структуры. Для проверки умения понимать простые стихотворения использовали разнообразные методы:

      - устное  фронтальное чтение простых рифмовок,

      - письменные  самостоятельные переводы работ,

      - выбор  лишнего слова из тематической  группы,

      - лексические  диктанты на проверку умения  выбирать правильные слова из  текста и т.д.

    Умение  читать и понимать прочитанное - та основа, на которой строится обучение иностранному языку. Но это вовсе не означает, что чтение и перевод вытесняет коммуникацию. В рифмовках диалогах отрабатывается большой объем изучаемых структур на занятиях. [14, с.87]

    Всё вышесказанное можно проиллюстрировать примерами из изучаемых материалов и работ ребят (см. приложение Е).

2. Фрагмент  урока в 6 классе. Цель: введение  и первичное закрепление лексических  единиц в устной речи.

    Работа  начинается с ознакомления учеников с некоторыми разговорными клише (положительная реакция: That’s a good idea – хорошая мысль; I’m all for it – Я “за”; That suits me very well – это меня вполне устраивает и т. д.; отрицательная реакция: I’m afraid I can’t – Боюсь, что не смогу; I object to it – я возражаю; Why should I go there? – зачем мне идти туда?; It’s out of the question – об этом не может быть и речи и т. д.).

Затем выполняется упражнение, в процессе которого ученики не только употребляют  новые речевые клише, но и добавляют  свои реплики – объяснения, дополнения и т. д.:

Give replies to the proposals, adding a few words to the formulas of agreement or disagreement.

T.: We are free tonight. What about going to the cinema?

P1: That’s a good idea. I’ve not been there for several weeks.

Информация о работе Организация творческой деятельности на уроках иностранного языка