Организация творческой деятельности на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:31, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить процесс организации творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка .
Задачи:
- Изучить сущность учебно – познавательной деятельности ;
- Охарактеризовать значение творческой деятельности учащихся на уроках иностранного языка ;
- Описать способы организации творческой деятельности .
Объектом исследования является организация творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка, предметом - способы организации творческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..…………...…………. 3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………...….... 5
1.1. Сущность учебно-познавательной деятельности ……………..…………………….5
1.2. Значение творческой деятельности учащихся на уроках
иностранного языка……………………...………………..………………..………….9
1.3. Способы организации творческой деятельности …..…………………..…………..12
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………….…………………...20
2.1. Первичная диагностика эффективности творческой деятельности
в процессе обучения иностранному языку……………….………………...…..…....20
2.2. Реализация творческой деятельности в учебном процессе……..………………….21
2.3. Вторичная диагностика эффективности творческой деятельности
в процессе обучения иностранному языку……………………..…………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..……..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….………….……... 30
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………...... 32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

P2: I’d love too. Let’s meet at 5 p. m.

P3: I’m all for it. Let’s choose seats not far from the screen. My eyesight is rather poor, you know.

P4: Why should I go there? I’ve got plenty of video films at home.

P5: I’m afraid I can t. I’m busy tonight.

и т.д.

    Другим  упражнением, в процессе которого происходит постепенный переход речевой инициативы от учителя к ученику, является задание Find the pair. Мы подробно объяснили, как его следует выполнять. Каждому ученику дается карточка, на которой написана реплика (либо первая, либо вторая, являющаяся ответом на первую). Задача учащегося – найти свою пару, т.е. ученика с ответной репликой.

    Еще одно упражнение, развивающее инициативную речь учащихся – рассказ по картинке с усложненной неразвернутой  ситуацией (главным в данном случае является не изображенное, а “внутренняя” наглядность, собственный домысел, фантазия, а также языковые возможности каждого учащегося). Например, я показываю картинку, на которой изображены три ученика, сидящие в креслах кинотеатра. Упражнение может выполнятся в следующих рамках:

а) рассказ  от лица одного из изображенных на картинке ребят; 
б) рассказ от 3-го лица; 
в) рассказ по цепочке; 
г) рассказ учителя с остановкой для запроса дополнительной информации.

    Таким образом, знакомя учащихся с новым  языковым материалом, мы пытались постепенно усложнять “полутворческие” задания, помогающие развивать речь учащихся. В то же время опыт показывает, что чем активнее протекает процесс говорения, тем лучше осваивается, закрепляется и активизируется основной языковой материал. [15, с.14]

    3. Фрагмент урока в 6 классе. Цель: совершенствование навыком диалогической  речи.

    Общеизвестно, что школьники легко и непринужденно  осваивают материал, который им доступен, когда приемы и виды работы при  этом интересны для них. В своей  работе мы широко использовала игры, в том числе ролевые. Так, в игровой форме учащиеся легко и с интересом выполняет такие задания, как управляемый диалог, обязательно с творческим подходом.

    Возьмем простейший пример:

- Excuse me.

- Yes.

- Can you tell me the time, please?

- Certainly. It is four o’ clock.

- Thanks.

- Not at all.

Один  и тот же диалог можно разыграть  и представить по-разному. Если ребята привычны к творчеству и фантазированию, они сами придумывают много оригинальных вариантов. Вот некоторые ситуации, придуманные учениками:

- Две  школьницы торопятся в школу,  бегут, сталкиваются друг с  другом, произносят диалог, смотрят  на часы, потом разбегаются.

-Телефонный разговор двух деловых людей.

- Девочка  разговаривает со своей собакой.  Она играет и свою роль, и  роль собаки и т.д.

Далее работу над этим диалогом можно продолжить. Задание учащимся: расширить диалог, добавив пять-шесть своих реплик, в зависимости от ситуации.

В шестых классах, при проведении творческих упражнений, старались, чтобы ребята использовали реальные факты из жизни школы, класса, высказывали своё отношение, свое мнение по тому или иному вопросу. Использование учебной ситуации на уроке может служить разным целям обучения: развивать навыки диалогической и монологической речи, способствовать усвоению лексического и грамматического материала, служить средством проверки понимания прочитанного и т.д.

    Предлагая ситуации общения, мы учитывали языковую подготовку учащихся, решали вопрос о том, какая помощь будет оказана слабым ученикам. Например: в 6 классе предлагали ситуацию:

“You have a new flat. Help your father and mother to arrange all the furniture in the living-room”

Для слабых учащихся приготовили карточки с планом: Say what you put on the left; on the right; in the middle of the room; between the sofa and the bookcase; in front of the television.

И таким  образом все школьники справлялись  с заданием.

Навыки  диалогической и монологической речи по теме “Семья” (6 кл) отрабатывали с помощью таких ситуаций:

You have a new friend and he (she)  
wants to know about your family

Учащиеся  работают в парах.

    Результатом великолепной творческой работы коллектива шестого класса стал сценарий для  конкурса инсценированной сказки. Ребята загорелись идеей поставить самостоятельно сказку, и долгое время в секрете от учителей работали над своей затеей (рисуя декорации, составляя сценарий, подбирая костюмы, проводя «кастинг» на роли). Только на итоговой стадии ребята приняли помощь от учителей. А итог был ошеломляющий. Инсценировка оказалась очень интересной с песнями с танцами. А ведь они только ученики 6 класса! После выступления на конкурсе ребята выступали в стенах родной школы для всей  школы! (сценарий - см. приложение Ж)

    Все описанные приемы обучения и виды работы помогают повысить эффективность  урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения иностранным языком интересным для учеников. [15, с.18]

2.3 Вторичная диагностика  эффективности творческой  деятельности в  процессе обучения  иностраному языку

    За  время прохождения практики мы внедряли в свою работу максимальное количесво приёмов и форм обучения, направленных на активизацию творческой деятельности учащихся на уроках английского языка. Перед началом работы нами была проведена первичная диагностика, результаты которой показали интерес ребят к такому роду работы, однако интерес проявлялся у всех ребят в разной степени и к разным видам творческой деятельности. В своей деятельности мы сделали акцент на те формы работы, к которым ребята проявляли меньший интерес, но которые являются весьма эффективными и дают ощутимые результаты. Это самостоятельная литературная деятельность, постановка спектакля, написание докладов (элемент исследования), ролевые игры и так далее.

    В конце своей работы мы предложили ребятам заполнить ту же анкету и получили совсем другие результаты (см. приложение З). После, опросив учащихся, мы выявили, что многие не проявляли ранее интереса к определенным видам творческой работы из-за отсутствия знаний и представлений о самой работе. Сейчас же все учащиеся были давольны проведенной работой и разными видами творческой деятельности.

    В процессе наблюдения за работой слабых ранее учеников, мы отметили повышение активности на уроках, а также тот факт, что они стали генератарами творческих идей в процессе работы в классе. Как результат, самооценка и автороритет этих ребят в классе заметно вырос. Все ребята выполняли домашнее задание в той или иной степени верно. У слабых учеников был виден прогресс в знаниях и речевых навыках. В заключении своей работы мы провели текущий контроль знаний учащихся и отметили, что средний балл учащихся по сравнению с предыдущим контролем вырос на 1,54! Мы считаем, что такой результат доказывает эффективность творческой деятельности учащихся на уроках английского языка, а также, как следствие, показывает замотивированность и заинтересованность учеников в учебном процессе. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного курсового исследования мы выяснили, что творческая деятельность будет способствовать повышению  познавательного интереса и активности учащихся на уроках. Использование творческой деятельности повышает уровень творческого и интеллектуального развития детей, а также повышают личностную самооценку, самоуважение и чувство собственного достоинства. Существует множество способов организации творческой деятельности учащихся на уроках иностранного языка: ролевые игры, исследовательская работа, сочинение стихов, рассказов, конференции, выставки, рефереты, доклады, конкурсы, викторины, театрализованные постановки, организация и проведение творческих дней по иностранному языку и другие. Все они помогут разнообразить учебный процесс, замотивировать учащихся, предоставить каждому ребенку условия для возможного выбора деятельности, создания образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

    В ходе практической деятельности мы выявили, что интерес учащихся к творчеству на уроках достаточно высок. В связи с чем начали применять различные методы и приемы по насыщению учебного процесса творческой деятельностью учащихся. Все приёмы обучения и виды работы помогли повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения иностранным языком интересным для учеников.

    Как результат, все учащиеся были давольны проведённой работой и разными видами творческой деятельности.  По результатам текущего контроля знаний учащихся мы отметили, что средний балл учащихся по сравнению с предыдущим контролем вырос на 1,54! Мы считаем, что такой результат доказывает эффективность творческой деятельности учащихся на уроках английского языка.

    Таким образом, в ходе данного практического  исследования гипотеза о том, что  организация творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка будет способствовать повышению познавательного интереса и активности школьников, а также  уровня творческого и интеллектуального развития детей, была подтверждена и доказана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие. / Под ред.                    Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.

2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.

3. Сластенин  В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

4.  Уманский  Л. И+. Психология организаторской  деятельности. - М., 1980.

5.  Выготский  Л.С. Воображение  и  творчество  в  детском 

возрасте. М.: Просвещение, 1967

6.  Лук А.Н., «Мышление и творчество.» М.: Политиздат, 1976

7. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000

8.  Андреев В.И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс. – М., 1999

9. Хуторской  А.В. “Практикум по дидактике  и современным методикам обучения”,  СПб.: Изд. дом “Питер”, 2004

10.  Медведева О.Н. Творчество учителя на уроках английского языка. – М., 1990

11. Бершадский  М.Е., В.В. Гузеев “Дидактические  и психологические основания  образовательной технологии”, Москва, Центр “Педагогический поиск”, 2003

12.  Бояринцева С.А. Обучение иностранным языкам в малых группах. – М., 1999

13. Кочетов  А.И. Диагностика в педагогическом  творчестве. – Мн., 2006

14. Байкова  Л. А. Педагогическое мастерство  и педагогические технологии. –  М., 2001

15. Даниленко  Е.И. Иностранный язык и творчество. - Мн., 2006

ПРИЛОЖЕНИЯ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  А 

Итоговая  таблица

Класс ________________

  Фамилия, имя учащегося    

Номинация    
 

Параметры оценки

(по десятибалльной  шкале)

Общая

оценка

 
Степень твор-чества Оригиналь-ность Практическая  польза Личный  вклад Новизна
     
 
 
 
         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Организация творческой деятельности на уроках иностранного языка