Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:53, курсовая работа
Целью исследования являлась разработка и проведение комплексного анализа особенностей формирования письма у младших школьников с ОНР и составление системы коррекционно-логопедической работы по преодолению трудностей в формировании правильного письма. Объектом исследования являются особенности формирования письма у младших школьников с ОНР. Предметом исследования является формирование письма у младших школьников с ОНР.
Введение.
Глава I Нарушение формирования письма при ОНР.
Исследование состояния письма у младших школьников с ОНР.
Виды дисграфии.
Глава II. Особенности формирования письма у учащихся 2 классов.
Организация и методика проведения исследования.
Результаты констатирующего эксперимента.
Глава III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР.
3.1. Содержание коррекционно-логопедической работы.
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента.
Заключение.
Список использованной литературы.
1.Принцип комплексного изучения детей для всесторонней оценки особенностей развития. Этот принцип реализуется в трех направлениях: а) анализ первичной документации, касающейся условий воспитания ребенка в семье и детском саду, раннего речевого и психического развития; изучение медицинской документации, в которой отражены данные о состоянии нервной системы детей, их соматическом и психическом развитии, состоянии слуха, получаемом лечении его эффективности. б) психолого-педагогическое изучение детей; в) подробное логопедическое исследование, которое включает в себя обследование состояние связной речи, объема активного и пассивного словаря, грамматического строя речи, степени сформированности фонетико-фонематических компонентов языка.
2) Принцип учета возрастных особенностей детей. Этот принцип ориентирует на подбор лексического материала, методов и организации форм обследования в зависимости от возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
3) Принцип динамического изучения детей с речевой патологией для оценки тенденции нарушения речевого развития у детей с разной степенью выраженности патологии и возможности компенсации у детей с разным уровнем речевого развития.
4) Принцип качественного анализа результатов изучения ребенка с речевыми нарушениями для определения возможности определения основных направлений коррекционной работы.
Количественная оценка и статистическая обработка полученных данных исследования служат основанием для решения коррекционных задач.
Обследование детей проводилось в два этапа:
Первый этап – включал в себя обследование компонентов языковой системы, устной и письменной речи. На основании полученных данных нами было сделано логопедическое заключение.
Второй этап – проводился в виде динамического наблюдения за ребенком в процессе обучения. В результате такого наблюдения уточнялось проявление дефектов в письменной и устной речи детей.
Схема обследования детей на первом этапе констатирующего эксперимента включала следующие разделы:
1.Обследование тонких движений пальцев рук.
Сжать пальцы в кулак. Загнуть каждый из пальцев попеременно, то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»). Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).
Критерии оценки: Высокий уровень (3 балла) – точное выполнение задания; Средний уровень (2 балла) – не выполнение одного задания; Низкий уровень (1 балл) – не выполнение более одного задания.
2.Обследование общей произвольной моторики.
С
этой целью были использованы тесты
мотометрической шкалы
Стояние с открытыми глазами в течение 10 секунд попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута в коленном суставе под прямым углом, руки вытянуты по швам. Задание считается не выполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошёл с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.
Попадание мячом в цель с расстояния 1 метр. Цель: квадратная доска 25х25см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребёнок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из трех метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки – 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено. Задание можно повторить.
Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трёх проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть веревку, не задев её. Задание считается не выполненным при касании руками пола, падении.
Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен. Взяв катушку в левую руку, сматывать с неё нитку и наматывать её на указательный палец правой руки в течение 15 секунд. После перерыва в 5-10 секунд предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается не выполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раз.
Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз с силой ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений. Выполнение задания оценивается по трехбалльной системе.
Критерии оценки: Высокий уровень (3 балла) – точное выполнение всех заданий; Средний уровень (2 балла) – не выполнение одного задания; Низкий уровень (1 балл) – не выполнение более одного задания.
3.Обследование состояния звукопроизношения.
По инструкции «Повтори за мной» и «Назови, что видишь на картинке».
Материал для проведения обследования: фразы, включающие звук, произношение которого исследуется и предметные картинки с положением исследуемого звука в начале, средине и конце слова.
[Ш] Шмель и шершень шумно жили, На машинке швейной шили Шубки, шапочки, штаны Небывалой ширины.
[Щ] Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.
[Ч] Это кто разбил мячом Чашку на буфете? Петя был тут ни при чём, А попало Пете.
[С] Спит спокойно старый сом, Смотрит сладко сотый сон.
[С’] На рассвете Евсей ловил овсянку в овсе.
[З-З’] Зеленая берёза стоит в лесу, Зоя под берёзой поймала стрекозу.
[Ц] Цветёт у птичника цветок – Цветёт на паре тонких ног. Цветёт пушист и звонок. - Цветок, ты кто? - Цыплёнок.
[Ж] Ужу на ужин жук не нужен.
[Л] Чтоб кормили лапы волка И зимой не мёрзли долго, Волк у волка шерсть чесал – Волчьи варежки вязал.
[Л’] Емельян пельмени ел – Целый день сидел, потел.
[Р] Две сестрицы-озорницы Потеряли рукавицы, красную и синюю С вышивкой красивою.
[Р’] В аквариуме у Харитона Четыре рака и три тритона.
Критерии оценки:
Высокий уровень (3 балла) – нормативное произношение всех групп звуков; Средний уровень (2 балла) – искажение или замена одного или двух звуков во всех речевых ситуациях. Низкий уровень (1 балл) – искажение или замена всех или более двух звуков.
4.Обследование фонематического восприятия (дифференциация фонем).
По инструкции: «Покажи картинку, которую я назову». Материал для проведения обследования: картинки с изображением квазиоомонимов: забор – собор, коза – коса, мишка – миска, зайка – шайка, рак – лак, крыша – крыса, бочка – почка, том – дом, губы – шубы, хобот – робот, чашка – кашка и т.д.).
Критерии оценки: Высокий уровень (3 балла) – точный и правильный показ всех пар слов; Средний уровень (2 балла) – замедленный показ картинок; Низкий уровень (1 балл) – показ картинок с ошибками.
5.Исследование звукового анализа и синтеза.
а) исследование языкового анализа.
По инструкции: Определи количество слов в предложении. Определи количество слогов в слове. Определи количество звуков в словах. Определи место звука по отношению к другим звукам слова.
Материал для проведения исследования:
б) исследование языкового синтеза.
По инструкции: Произнеси предложение слитно, произнесённое по слогам; Назови слово, произнесённое с паузами после каждого звука; Отбери картинки, в названии которых только 4 звука.
Материал для проведения исследования:
Ди-ма и Во-ло-дя хо-ди-ли в ро-щу. Во-да в род-ни-ке хо-лод-на-я и вкус-на-я. То-ля ста-нет сол-да-том. Он лю-бит иг-рать с тан-ка-ми и вин-тов-ка-ми.
Л-у-н-а, к-о-т, к-у-к-л-а, а-р-б-у-з, а-л-ф-а-в’-и-т, ч-е-р’-е-п-а-х-а, с-о-л’, п-р-о-к-а-з-н’-и-к, к-о-н’-к’-и.
Паук, панда, попугай, бык, кабан, бабочка, гусь, синица, сова, заяц, коза, кузнечик, кот, утка, енот, мышь, хомяк, медведь, лев, волк, лягушка, рак, курица.
Критерии оценки:
Высокий уровень (3 балла) – правильное выполнение всех заданий без ошибок; Средний уровень (2 балла) - при выполнении заданий допущено не более двух ошибок; Низкий уровень (1 балл) – при выполнении заданий допущено 3 и более ошибок.
Обследование грамматического строя речи.
Для обследования этого компонента языка ставилось целью: Как ребенок понимает и употребляет в речи предлоги: в, на, из, под, из-за, из-под, между, около, над; Как употребляет существительные родительного падежа множественного числа (петель, яблок, блюдец); Как образовывает сравнительную степень прилагательных: а) простым (синтетическим) способом при помощи суффиксов (её-ей), особенно с чередованием согласных (высокий – выше, дорогой – дороже, резкий – резче, простой – проще, сухой – суше); б) супплетивным способом (лучше – хуже); Как согласовывает в роде, числе, падеже прилагательные с существительными; Как образует множественное число существительных с непродуктивными окончаниями (листья, жеребята); Как пользуется глагольными формами: а) разноспрягаемыми глаголами (бежать, хотеть); б) спрягаемыми глаголами с особыми окончаниями в личных формах (есть, ешь, дать, дашь); в) настоящего, прошедшего времени, повелительного наклонения с чередующимися звуками (ездить, жечь, стричь); Как склоняет местоимения, числительные (нет двух блюдец, нет пяти окон, нет трех вёдер, нет моих пяти полотенец, нет твоих двух пальто); Как образовывает причастия (читать – читающий); Какие виды предложений употребляет в самостоятельной речи; Может ли восстановить нарушенный порядок слов в предложении; Может ли слова, данные в исходной форме, но нужной последовательности, согласовать между собой; Может ли из слов, данных в произвольном порядке и в исходной форме, составить предложения, согласуя правильно слова и их порядок в предложении.
При обследовании использовались следующие задания: Добавление в предложение слов, употребляемых в нужной грамматической форме; Составление предложений по вопросам; составление предложений по демонстрации действий; Составление предложений по картинке, по серии картинок; Составление предложений по опорным словам; Составление предложений по слову в заданной падежной форме.
Критерии оценки:
Высокий уровень (3 балла) – правильное выполнение всех заданий без ошибок; Средний уровень (2 балла) - при выполнении заданий допущено не более двух ошибок; Низкий уровень (1 балл) – при выполнении заданий допущено 3 и более ошибок.
Слуховой диктант.
Материал для проведения исследования: текст.
Грибы.
В лесной тиши слышен птичий щебет. Хорошо идти по тропинке в тени лип и осин!
Дети пришли в лес собирать грибы. Нина ищет лисички, а Лида – рыжики. Не каждый гриб найдёт место в корзинке. Поганки ядовиты. Они бывают похожи на хорошие грибы.
Критерии оценки: Высокий уровень (3 балла) – выполнение работы без ошибок; Средний уровень (2 балла) - выполнение работы с 1-2 ошибками; Низкий уровень (1 балл) – выполнение работы с 3 и более ошибками.
Списывание с печатного текста.
Скоро лето!
Наступила весна. Какие чудные стоят дни! Весело чирикают воробьи. Они рады теплу и свету. Летят с юга ласточки, стрижи и другие птицы. Грачи уже свили гнезда.
На улицах много ребят. Мальчики пускают в ручьях кораблики, строят запруды. Девочки вывели на прогулку своих кукол. Скоро лето!
Критерии оценки: Высокий уровень (3 балла) – выполнение работы без ошибок; Средний уровень (2 балла) - выполнение работы с 1-2 ошибками; Низкий уровень (1 балл) – выполнение работы с 3 и более ошибками.
Самостоятельное письмо (сочинение-рассказ по сюжетной картинке).
Материал для проведения исследования: сюжетная картинка «Лето»
Критерии оценки: Высокий уровень (3 балла) – выполнение работы без ошибок; Средний уровень (2 балла) - выполнение работы с 1-2 ошибками; Низкий уровень (1 балл) – выполнение работы с 3 и более ошибками.
Информация о работе Особенности формирования письма у младших школьников с ОНР