Особенности формирования письма у младших школьников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание

Целью исследования являлась разработка и проведение комплексного анализа особенностей формирования письма у младших школьников с ОНР и составление системы коррекционно-логопедической работы по преодолению трудностей в формировании правильного письма. Объектом исследования являются особенности формирования письма у младших школьников с ОНР. Предметом исследования является формирование письма у младших школьников с ОНР.

Содержание

Введение.
Глава I Нарушение формирования письма при ОНР.
Исследование состояния письма у младших школьников с ОНР.
Виды дисграфии.
Глава II. Особенности формирования письма у учащихся 2 классов.
Организация и методика проведения исследования.
Результаты констатирующего эксперимента.
Глава III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР.
3.1. Содержание коррекционно-логопедической работы.
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Особенности формирования письменной речи.doc

— 1.61 Мб (Скачать документ)

    Качество  написания диктанта детьми в ЭГ и КГ. (Таблица№ 9) 

      ЭГ   %   КГ   %
  Высокий уровень   -   -   -   -
  Средний уровень   1   12,5   2   25
  Низкий  уровень   7   87,5   6   75
 
 

       

      Диаграмма №7. Уровень качества написания диктанта ЭГ и КГ. 

Качество  списывания с печатного  текста ЭГ и КГ. (Таблица№ 10) 

      ЭГ   %   КГ   %
  Высокий уровень   -   -   -   -
  Средний уровень   5   62,5   6   75
  Низкий  уровень   3   37,5   2   25
 
 
 
 

        

Диаграмма №8. Уровень качества списывания с печатного текста ЭГ и КГ.

      Анализ основных ошибок при написании диктанта и списывании. (Таблица№ 11)

  Виды  ошибок   диктант   списывание
  Кол-во детей допустивших  ошибки
  ЭГ   КГ   ЭГ   КГ
  Замены  шипящих и свистящих   5   4   1   -
  Замены  звонких и глухих   4   4   -   1
  Замены  гласных   3   3   -   -
  Пропуск согласных при стечении   2   2   -   -
  Слитное написание предлогов   3   2   -   -
  Слитное написание союзов   1   1   -   -
  Раздельное  написание приставок   1   1   -   -
  Добавление  лишнего элемента   4   3   1   1
  Не  дописывание элемента   4   4   1   -
  Пропуск букв   3   2   1   1
  Пропуск слогов   2   1   -   -
  Пропуск слов в предложении   2   2   -   -
  Добавление  лишних букв, слогов   2   1   1   1
  Неправильное  определение границ в предложении.   2   3   -   -
 

  9) Самостоятельное письмо (сочинение-рассказ по сюжетной картинке).

  В результате проведенного обследования по написанию самостоятельно рассказа-сочинения  по предложенной сюжетной картинке нами были выявлены аналогичные ошибки, что и при написании  слухового  диктанта и списывания с печатного  текста. Помимо  этого мы так же смогли проанализировать у детей уровень связной речи, состояние лексико-грамматического строя, словарного запаса. Как выяснилось, по результатам проведенного обследования, у детей довольно низкий уровень связной речи, а так же не высокий уровень активного словаря. Можно отметить и низкое качество лексико-грамматической стороны речи. Самостоятельно написанный детьми текст по сюжетной картинке имеет различные размеры, от 3 до 9 предложений. По структуре преобладают простые предложения. Во многих случаях не прослеживается логическая (сюжетная) связь между предложениями. Встречается использование в тексте предложений с глаголами в различном времени и лице. Обращает на себя внимание большое количество аграмматизмов. Высокий уровень самостоятельного письма в обеих группах отсутствует. Преобладает низкий уровень.

  При проведении самостоятельного письма дети допускали множественные речевые  ошибки:

  Нарушение употребления предлогов и приставок: «А Дима говорит, а давайте в озере  покупаимся.» (Никита С.).

  Нарушение употребления союзов: «И прискокал  к кусту заяц и смотрел на ребят». (Егор О.); «А в лесу поляна, а на поляне озеро. А моих друзей звали Саша, Маша, Сережа. А Дима говорит, а давайте  в озере покупаимся.» (Никита С.).

  Использование в написанном тексте глаголов в различном времени и лице: «Мы с друзьями пошли в лес. Мальчик Володя играл в мячик. Светит солнышко. Мальчик Федя купался в озере». (Вика М.); Нарушение согласования членов предложения: « А потом они заблудилась и в лесу они жили».(Сергей Г.;) Нарушение порядка слов в предложениях: «Вовы возле летали бабочки.» (Альбина К.); Нарушение границ предложения: «В жаркий солнечный день. Светит жаркое солнышко». (Максим Д.); «Когда мы пришли на поляну. Мы стали играть». (Женя А.); Неправильное использование местоимений: «Всем было так весело, што даже маленькие зверьки пришли и смотрели как ани играли». (Миша М.); Пропуск слов в предложении: «Белка на дереве» (сидела).( Катя С.); «Мальчик Женя и девачка Даша  (играли) в бамбинтон».(Вика М.); Слитное написание слов в предложении: «А ктота стал купатьсяв пруду».(Женя А.); Неправильное использование прилагательных: «В жаркий солнечный день светит жаркое солнышко (яркое)». (Максим Д.).

Результаты  оценки написания  самостоятельного письма по сюжетной картинке ЭГ и КГ. (Таблица№ 12) 

      ЭГ   %   КГ   %
  Высокий уровень   -   -   -   -
  Средний уровень   2   25   3   37,5
  Низкий  уровень   6   75   5   62,5
 
 
 

  

  Диаграмма № 9. Оценка уровня написания рассказа по сюжетной картинке (самостоятельное письмо).

        Анализ  основных ошибок при написании рассказа по сюжетной картинке (самостоятельное письмо). (Таблица№ 13) 

  Виды  ошибок   Кол-во детей допустивших  ошибки
  ЭГ   КГ
Нарушение употребления предлогов и приставок   2   3
Нарушение употребления союзов   2   2
Использование в тексте глаголов в разном времени и лице   1   1
Неправильное  согласование членов предложения   2   2
Нарушение порядка слов в предложении   2   1
Нарушение границ предложения   5   4
Неправильное  использование местоимений   3   4
Пропуск слов в предложении   3   3
Слитное написание слов в предложении   2   2
Неправильное  использование прилагательных   2   1
 

  Таким образом, после получения и анализа  результатов констатирующего эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что все дети, отобранные нами в  ЭГ и КГ имеют общее недоразвитие речи III-IV уровня. С началом обучения в школе все эти дети испытывают трудности в обучении письму. Это проявляется в виде различных форм дисграфии и требует проведения в сочетании логопедического, педагогического и медицинского воздействия, что должно послужить положительной динамике в речевом развитии учащихся. Для проведения направленной коррекционно-логопедической помощи необходимо составление плана работы с такими детьми.

  Сформированные  нами экспериментальная и контрольная  группы имеют, примерно одинаковый уровень речевого развития, то есть III-IV уровень ОНР и имеют равные возможности в преодолении трудностей формирования письма.

  Так же следует отметить, что в результате проведенного обследования были выявлены недостаточно сформированные  тонкие движения пальцев рук и общая произвольная моторика. Они так же оказывают негативное влияние на формирование процессов письма. 
 
 
 

  Глава III. Коррекционно- логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР.

  3.1 Содержание коррекционно-логопедической работы.

  На  основе результатов констатирующего  эксперимента нами были получены данные о том, что дети с ОНР испытывают значительные трудности в формировании письма. Так же нами была определена необходимость комплексного подхода  к данной проблеме. Логопедическая работа должна быть направлена на преодоление трудностей формирования письма.

  Целью формирующего эксперимента является разработка методики коррекциионно-логопедической работы. А так же использование разработанной методики на практике с целью проверки её эффективности.

  Задачи: Разработать содержание коррекционно-логопедической работы по устранению трудностей в формировании письма у младших школьников с ОНР с учётом комплексного подхода к данной проблеме. Экспериментально проверить эффективность разработанной нами  методики коррекционно-логопедической работы.

  Для разработки коррекционной работы мы использовали методики А.В. Ястребовой. В своих работах А.В. Ястребова говорит о необходимости сформировать в процессе коррекционной работы: полноценные фонематические процессы; представления о звуко-буквенном составе слова;

 навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; скорригировать дефекты произношения.

  При полноценном проведении работы по формированию выше указанных процессов, в дальнейшем, по мере уточнения представлений учащихся в области речевых средств (произношение, различение звуков, лексический запас, грамматический строй речи) и формирования у них соответствующих языковых обобщений создаётся возможность планомерной работы над дальнейшим совершенствованием связной речи (устной и письменной).

  Таким образом коррекции подвергается вся речевая система

  А.В. Ястребова в своих работах  указывает на то, что при планировании коррекционной работы должно проводиться  с учетом индивидуальных проявлений речевой неполноценности у учащихся данной группы.

  Вся система коррекционной работы, которую  мы использовали для проведения формирующего эксперимента, состояла из трёх этапов.

  I этап – восполнение пробелов в  развитии звуковой стороны речи. На этом этапе проводится формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. На этом же этапе проводится коррекция дефектов произношения.

  II этап – восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка. На этом этапе проводится: Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Совершенствование умения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.

  III этап – восполнение пробелов в формировании связной речи. На этом этапе идет работа над развитием навыков построения связного высказывания:

  а)  установление логической последовательности, связности;

  б) отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях  общения (доказательство, оценка и т.д.).

  В процессе логопедической работы необходимо не только сформировать правильные навыки, но и довести их до автоматизма. Только при этом условии возможен переход к нормальному формированию процесса письма. В процессе работы необходимо на каждом занятии усложнять речевой материал и  характер задания.

Информация о работе Особенности формирования письма у младших школьников с ОНР