Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:53, курсовая работа
Целью исследования являлась разработка и проведение комплексного анализа особенностей формирования письма у младших школьников с ОНР и составление системы коррекционно-логопедической работы по преодолению трудностей в формировании правильного письма. Объектом исследования являются особенности формирования письма у младших школьников с ОНР. Предметом исследования является формирование письма у младших школьников с ОНР.
Введение.
Глава I Нарушение формирования письма при ОНР.
Исследование состояния письма у младших школьников с ОНР.
Виды дисграфии.
Глава II. Особенности формирования письма у учащихся 2 классов.
Организация и методика проведения исследования.
Результаты констатирующего эксперимента.
Глава III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР.
3.1. Содержание коррекционно-логопедической работы.
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента.
Заключение.
Список использованной литературы.
Качество
написания диктанта
детьми в ЭГ и КГ. (Таблица№ 9)
ЭГ | % | КГ | % | |
Высокий уровень | - | - | - | - |
Средний уровень | 1 | 12,5 | 2 | 25 |
Низкий уровень | 7 | 87,5 | 6 | 75 |
Диаграмма
№7. Уровень качества написания диктанта
ЭГ и КГ.
Качество
списывания с печатного
текста ЭГ и КГ.
(Таблица№ 10)
ЭГ | % | КГ | % | |
Высокий уровень | - | - | - | - |
Средний уровень | 5 | 62,5 | 6 | 75 |
Низкий уровень | 3 | 37,5 | 2 | 25 |
Диаграмма №8. Уровень качества списывания с печатного текста ЭГ и КГ.
Анализ основных ошибок при написании диктанта и списывании. (Таблица№ 11)
Виды ошибок | диктант | списывание | ||
Кол-во детей допустивших ошибки | ||||
ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | |
Замены шипящих и свистящих | 5 | 4 | 1 | - |
Замены звонких и глухих | 4 | 4 | - | 1 |
Замены гласных | 3 | 3 | - | - |
Пропуск согласных при стечении | 2 | 2 | - | - |
Слитное написание предлогов | 3 | 2 | - | - |
Слитное написание союзов | 1 | 1 | - | - |
Раздельное написание приставок | 1 | 1 | - | - |
Добавление лишнего элемента | 4 | 3 | 1 | 1 |
Не дописывание элемента | 4 | 4 | 1 | - |
Пропуск букв | 3 | 2 | 1 | 1 |
Пропуск слогов | 2 | 1 | - | - |
Пропуск слов в предложении | 2 | 2 | - | - |
Добавление лишних букв, слогов | 2 | 1 | 1 | 1 |
Неправильное определение границ в предложении. | 2 | 3 | - | - |
9) Самостоятельное письмо (сочинение-рассказ по сюжетной картинке).
В результате проведенного обследования по написанию самостоятельно рассказа-сочинения по предложенной сюжетной картинке нами были выявлены аналогичные ошибки, что и при написании слухового диктанта и списывания с печатного текста. Помимо этого мы так же смогли проанализировать у детей уровень связной речи, состояние лексико-грамматического строя, словарного запаса. Как выяснилось, по результатам проведенного обследования, у детей довольно низкий уровень связной речи, а так же не высокий уровень активного словаря. Можно отметить и низкое качество лексико-грамматической стороны речи. Самостоятельно написанный детьми текст по сюжетной картинке имеет различные размеры, от 3 до 9 предложений. По структуре преобладают простые предложения. Во многих случаях не прослеживается логическая (сюжетная) связь между предложениями. Встречается использование в тексте предложений с глаголами в различном времени и лице. Обращает на себя внимание большое количество аграмматизмов. Высокий уровень самостоятельного письма в обеих группах отсутствует. Преобладает низкий уровень.
При
проведении самостоятельного письма дети
допускали множественные
Нарушение употребления предлогов и приставок: «А Дима говорит, а давайте в озере покупаимся.» (Никита С.).
Нарушение употребления союзов: «И прискокал к кусту заяц и смотрел на ребят». (Егор О.); «А в лесу поляна, а на поляне озеро. А моих друзей звали Саша, Маша, Сережа. А Дима говорит, а давайте в озере покупаимся.» (Никита С.).
Использование в написанном тексте глаголов в различном времени и лице: «Мы с друзьями пошли в лес. Мальчик Володя играл в мячик. Светит солнышко. Мальчик Федя купался в озере». (Вика М.); Нарушение согласования членов предложения: « А потом они заблудилась и в лесу они жили».(Сергей Г.;) Нарушение порядка слов в предложениях: «Вовы возле летали бабочки.» (Альбина К.); Нарушение границ предложения: «В жаркий солнечный день. Светит жаркое солнышко». (Максим Д.); «Когда мы пришли на поляну. Мы стали играть». (Женя А.); Неправильное использование местоимений: «Всем было так весело, што даже маленькие зверьки пришли и смотрели как ани играли». (Миша М.); Пропуск слов в предложении: «Белка на дереве» (сидела).( Катя С.); «Мальчик Женя и девачка Даша (играли) в бамбинтон».(Вика М.); Слитное написание слов в предложении: «А ктота стал купатьсяв пруду».(Женя А.); Неправильное использование прилагательных: «В жаркий солнечный день светит жаркое солнышко (яркое)». (Максим Д.).
Результаты
оценки написания
самостоятельного письма
по сюжетной картинке
ЭГ и КГ. (Таблица№ 12)
ЭГ | % | КГ | % | |
Высокий уровень | - | - | - | - |
Средний уровень | 2 | 25 | 3 | 37,5 |
Низкий уровень | 6 | 75 | 5 | 62,5 |
Диаграмма № 9. Оценка уровня написания рассказа по сюжетной картинке (самостоятельное письмо).
Анализ
основных ошибок при
написании рассказа
по сюжетной картинке (самостоятельное
письмо). (Таблица№ 13)
Виды ошибок | Кол-во детей допустивших ошибки | |
ЭГ | КГ | |
Нарушение употребления предлогов и приставок | 2 | 3 |
Нарушение употребления союзов | 2 | 2 |
Использование в тексте глаголов в разном времени и лице | 1 | 1 |
Неправильное согласование членов предложения | 2 | 2 |
Нарушение порядка слов в предложении | 2 | 1 |
Нарушение границ предложения | 5 | 4 |
Неправильное использование местоимений | 3 | 4 |
Пропуск слов в предложении | 3 | 3 |
Слитное написание слов в предложении | 2 | 2 |
Неправильное использование прилагательных | 2 | 1 |
Таким
образом, после получения и анализа
результатов констатирующего
Сформированные
нами экспериментальная и
Так
же следует отметить, что в результате
проведенного обследования были выявлены
недостаточно сформированные тонкие
движения пальцев рук и общая произвольная
моторика. Они так же оказывают негативное
влияние на формирование процессов письма.
Глава III. Коррекционно- логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР.
3.1 Содержание коррекционно-логопедической работы.
На основе результатов констатирующего эксперимента нами были получены данные о том, что дети с ОНР испытывают значительные трудности в формировании письма. Так же нами была определена необходимость комплексного подхода к данной проблеме. Логопедическая работа должна быть направлена на преодоление трудностей формирования письма.
Целью формирующего эксперимента является разработка методики коррекциионно-логопедической работы. А так же использование разработанной методики на практике с целью проверки её эффективности.
Задачи: Разработать содержание коррекционно-логопедической работы по устранению трудностей в формировании письма у младших школьников с ОНР с учётом комплексного подхода к данной проблеме. Экспериментально проверить эффективность разработанной нами методики коррекционно-логопедической работы.
Для разработки коррекционной работы мы использовали методики А.В. Ястребовой. В своих работах А.В. Ястребова говорит о необходимости сформировать в процессе коррекционной работы: полноценные фонематические процессы; представления о звуко-буквенном составе слова;
навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; скорригировать дефекты произношения.
При полноценном проведении работы по формированию выше указанных процессов, в дальнейшем, по мере уточнения представлений учащихся в области речевых средств (произношение, различение звуков, лексический запас, грамматический строй речи) и формирования у них соответствующих языковых обобщений создаётся возможность планомерной работы над дальнейшим совершенствованием связной речи (устной и письменной).
Таким образом коррекции подвергается вся речевая система
А.В. Ястребова в своих работах указывает на то, что при планировании коррекционной работы должно проводиться с учетом индивидуальных проявлений речевой неполноценности у учащихся данной группы.
Вся система коррекционной работы, которую мы использовали для проведения формирующего эксперимента, состояла из трёх этапов.
I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. На этом этапе проводится формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. На этом же этапе проводится коррекция дефектов произношения.
II этап – восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка. На этом этапе проводится: Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Совершенствование умения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.
III этап – восполнение пробелов в формировании связной речи. На этом этапе идет работа над развитием навыков построения связного высказывания:
а) установление логической последовательности, связности;
б) отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка и т.д.).
В процессе логопедической работы необходимо не только сформировать правильные навыки, но и довести их до автоматизма. Только при этом условии возможен переход к нормальному формированию процесса письма. В процессе работы необходимо на каждом занятии усложнять речевой материал и характер задания.
Информация о работе Особенности формирования письма у младших школьников с ОНР