Особенности формирования письма у младших школьников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание

Целью исследования являлась разработка и проведение комплексного анализа особенностей формирования письма у младших школьников с ОНР и составление системы коррекционно-логопедической работы по преодолению трудностей в формировании правильного письма. Объектом исследования являются особенности формирования письма у младших школьников с ОНР. Предметом исследования является формирование письма у младших школьников с ОНР.

Содержание

Введение.
Глава I Нарушение формирования письма при ОНР.
Исследование состояния письма у младших школьников с ОНР.
Виды дисграфии.
Глава II. Особенности формирования письма у учащихся 2 классов.
Организация и методика проведения исследования.
Результаты констатирующего эксперимента.
Глава III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР.
3.1. Содержание коррекционно-логопедической работы.
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Особенности формирования письменной речи.doc

— 1.61 Мб (Скачать документ)

С Ч летает над рекой,

С Г найдется в мастерской.

(зайка,  лайка, чайка, гайка)

  1. Запиши слоги под диктовку.

Де, ган, ра, ка, в, ла, жи, ша, та, на, ше, рань.

(Раньше  Наташа жила в  Караганде).

Что из записанного тобой не является слогом? Почему?

Прочитай  слоги от последнего к первому  и ты узнаешь, где раньше жила Наташа.

  1. Перевертыш. Прочитай предложение слева направо и справа налево. Напиши его по памяти.

ИШАКУ КАЗАК СЕНА НЕС, КАЗАКУ – КАШИ

  1. Назови подходящий по смыслу предмет. Допиши предложения по образцу.

Мак алый, и роза алая.

Банан спелый, и яблоко спелое.

Лента голубая, и ___________.

Нож острый, и ____________.

Вата  белая, и ______________.

Город большой, и ____________.

  1. Составь смысловые пары. Запиши предложения по образцу.

Образец: Натянуть нос – значит обмануть.

      Чесать  языком Дремать
      Унести  ноги Запомнить
      Зарубить  на носу Убежать
      Клевать носом Болтать
 
  1. Вставь  в четверостишье слова из правого столбика. Напиши его.
        Справа  от …

        Заросли …

        Я сверну с …

        Наберу  …

        морошки

        дорожки

 
  1.  Вставь  в текст подходящие по смыслу  слова и спиши его: кудрявая, величавая, трепетная, стройная .

Разные  деревья.

У каждого дерева свой вид. Сосна __________. Из сосен с давних пор делали мачты для парусных судов. Ель ___________. Она высока, горда, пушиста. Осина _____________. Листики осины дрожат, шелестят, даже если ветерок очень слабый. Берёза __________. Её тонкие длинные ветки завиваются, как локоны молодой красавицы.

  1. Нарисуй очень страшного волка. Сначала словами (смотри образец), потом карандашом.

Образец: страшило- страшилище.

Волк - __________

Глаза - __________

Усы - ___________

Зубы - __________

Нос - ____________

Лапы -___________

Хвост - ___________

  1. Из текста «убежала» одна буква. Догадайся, какая это буква, и напиши текст правильно.

На  берег прда, в зарослях кропа, прятался пачок, который жасно  боялся мх.

  1. Шифровка. С помощью слоговой таблицы найди ответы на вопросы и запиши их.

Знаешь ли ты названия крупных городов, находящихся недалеко от Москвы? 93-8; 7-87-3.

Извесны ли тебе названия некоторых  стран в Южной  Америке? 31—91; у-91г-2й; 22-30-92-э-8.

Какие растения, употребляемые  в пищу, ты знаешь? 87к; 7-90с-14; 31т-91ш-7; 86-86-91-6.

  1. Прочитай слова. Выпиши только названия птиц.

Барсук, сурок, петух, утка, муха, паук, кукушка, страус, муравьед, журавль.

  1. Образуй от существительных прилагательные и запиши их.

Образец: Луна. Свет какой? Лунный.

Круг. Дыра какая? _________________

Лук. Горе какое? ___________________

Грубость. Ответ какой? _________________

Грусть. Песня какая?_____________________

Труд. Дело какое? ________________________

Выдели окончания  в прилагательных и сравни их с  окончаниями вопросов. Что ты заметил?

  1. Напиши предложения по образцу.

Образец: Будить сестру. Я бужу сестру.

Учить уроки.________________________________________

Крутить обруч.________________________________________

Быть  учённым. ________________________________________

Угостить  друга. _______________________________________

  1. Прочитай текст. Спиши только те предложения, в которых говорится о мухе.

Муха.

Летела  муха, села сурку  на ухо. Отдохнула, дальше полетела. На земле  множество разных насекомых. Летела, летела, в лужу упала. Есть насекомые полезные, а есть вредные. Но все они нужны в природе. Лягушка зевнула, муху сглотнула.

  1. Диктант «наоборот». Запиши слово противоположное по смыслу.

Например: Тишина – шум.

Прямо, вечер, глупый, высокий, враг, лучше, сырой, война, далеко, острый, грязный, ссорится, храбрец, весело.

  1. Прочитай предложения. исправь в них ошибки и напиши правильно.

На  столе учителя  лежали очки и липа.

На  бульваре зацвела  лупа.

Писк  ракеты назначен на субботу.

Из  корзинки слышался пуск котят.

  1. Прочитай скороговорку, нарисуй карандашом в точности то, что в ней написано.

Поп на копне,

Колпак  на попе,

Копна под попом,

Поп под колпаком.

  3.2 Анализ результатов  формирующего эксперимента.

  Проведение  формирующего эксперимента проводилось  нами 6 месяцев. После этого мы провели  повторное обследование детей. Полностью  явление дисграфии устранить  не удалось. Но по результатам проведенного обследования в ЭГ отмечается значительная положительная динамика. В КГ положительная динамика несколько ниже.

  По  результатам обследования письма и  проведением сравнительного анализа  с  результатами обследования перед  началом коррекционной работы, нами было отмечено уменьшение количества ошибок как в ЭГ, так и в КГ. Однако, более заметное улучшение качества письма и уменьшение количества ошибок отмечается в ЭГ.

  Качество  написания диктанта ЭГ и КГ до и после  проведения коррекционной  работы. (Таблица№ 14) 

      ЭГ   КГ
  до   после   до   после
  К-во детей   %   К-во детей   %   К-во детей   %   К-во детей   %
Высокий уровень   -   -   2   25   -   -   -   -
Средний уровень   1   12,5   5   62,5   2   25   4   50
Низкий

 уровень

  7   87,5   1   12,5   6   75   4   50
 

  

      Диаграмма №10.Сравнительный анализ качества написания диктанта ЭГ и КГ до и после проведения коррекционной работы. 

        Качество  списывания ЭГ и КГ до и после проведения коррекционной работы. (Таблица№ 15)

          ЭГ   КГ
      до   после   до   после
      К-во детей   %   К-во детей   %   К-во детей   %   К-во детей   %
      Высокий уровень   -   -   4   50   -   -   2   25
      Средний уровень   5   62,5   4   50   6   25   5   67,5
      Низкий

       уровень

      3   37,5   -   -   2   75   1   12,5
 

  

      Диаграмма №11.Сравнительный анализ качества списывания ЭГ и КГ до и после проведения коррекционной работы. 

      Оценка  качества написания  рассказа по сюжетной картинке (самостоятельное письмо) ЭГ и КГ до и после проведения коррекционной работы(Таблица№ 16)

          ЭГ   КГ
      до   после   до   после
      К-во детей   %   К-во детей   %   К-во детей   %   К-во детей   %
      Высокий уровень   -   -   3   37,5   -   -   1   12,5
      Средний уровень   2   25   4   50   3   37,5   4   50
      Низкий

       уровень

      6   75   1   12,5   5   62,5   3   37,5
 

      

      Диаграмма №11.Сравнительный анализ качества написания рассказа по сюжетной картинке (самостоятельное письмо) ЭГ и КГ до и после проведения коррекционной работы. 

  Вместе  с обследованием письма после  проведенной коррекционно-логопедической работы нами было проведено повторное обследование звукопроизношения, фонематического восприятия, состояния языкового анализа и синтеза, грамматического строя речи.

  В результате анализа полученных нами данных стало очевидно, что в ЭГ улучшилось качество всех компонентов речевой системы. Дети стали испытывать гораздо меньше затруднений в языковом анализе и синтезе, уменьшилось количество ошибок фонематического восприятия, улучшилось качество звукопроизношения. Дети в ЭГ в (сравнении с КГ) стали испытывать меньше затруднений в самостоятельной  речи.  

  

      Диаграмма №12.Сравнительный анализ состояния звукопроизношения ЭГ и КГ до и после проведения коррекционной работы.

  

      Диаграмма №13.Сравнительный анализ состояния фонематического восприятия ЭГ и КГ до и после проведения коррекционной работы. 
     

  

      Диаграмма №14.Сравнительный анализ состояния языкового анализа и синтеза ЭГ и КГ до и после проведения коррекционной работы. 

  

      Диаграмма №15.Сравнительный анализ состояния грамматического строя речи ЭГ и КГ до и после проведения коррекционной работы. 
     

  В процессе проведения коррекционной  работы с детьми ЭГ для улучшения  общих моторных функций проводились  занятия по рисованию, лепке, ритмике, танцам. В результате повторно проведенного обследования общей моторики и тонких движений пальцев рук в ЭГ была отмечена значительная положительная динамика. Это оказало своё благотворное действие на качество письма в ЭГ. У детей улучшился почерк, письмо стало более ровным, не выходящим за границы линий тетради. Буквы при написании стали более ровные и одинаковые по размеру. В связи с этим, можно судить о необходимости проведения занятий с детьми, имеющими проблемы в формировании письма, занятий по развитию общей и мелкой моторики. 

Информация о работе Особенности формирования письма у младших школьников с ОНР