Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:53, курсовая работа
Целью исследования являлась разработка и проведение комплексного анализа особенностей формирования письма у младших школьников с ОНР и составление системы коррекционно-логопедической работы по преодолению трудностей в формировании правильного письма. Объектом исследования являются особенности формирования письма у младших школьников с ОНР. Предметом исследования является формирование письма у младших школьников с ОНР.
Введение.
Глава I Нарушение формирования письма при ОНР.
Исследование состояния письма у младших школьников с ОНР.
Виды дисграфии.
Глава II. Особенности формирования письма у учащихся 2 классов.
Организация и методика проведения исследования.
Результаты констатирующего эксперимента.
Глава III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР.
3.1. Содержание коррекционно-логопедической работы.
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента.
Заключение.
Список использованной литературы.
С Ч летает над рекой,
С Г найдется в мастерской.
(зайка, лайка, чайка, гайка)
Де, ган, ра, ка, в, ла, жи, ша, та, на, ше, рань.
(Раньше Наташа жила в Караганде).
Что из записанного тобой не является слогом? Почему?
Прочитай слоги от последнего к первому и ты узнаешь, где раньше жила Наташа.
ИШАКУ КАЗАК СЕНА НЕС, КАЗАКУ – КАШИ
Мак алый, и роза алая.
Банан спелый, и яблоко спелое.
Лента голубая, и ___________.
Нож острый, и ____________.
Вата белая, и ______________.
Город большой, и ____________.
Образец: Натянуть нос – значит обмануть.
Чесать языком | Дремать |
Унести ноги | Запомнить |
Зарубить на носу | Убежать |
Клевать носом | Болтать |
Справа
от …
Заросли … Я сверну с … Наберу … |
морошки
дорожки |
Разные деревья.
У каждого дерева свой вид. Сосна __________. Из сосен с давних пор делали мачты для парусных судов. Ель ___________. Она высока, горда, пушиста. Осина _____________. Листики осины дрожат, шелестят, даже если ветерок очень слабый. Берёза __________. Её тонкие длинные ветки завиваются, как локоны молодой красавицы.
Образец: страшило- страшилище.
Волк - __________
Глаза - __________
Усы - ___________
Зубы - __________
Нос - ____________
Лапы -___________
Хвост - ___________
На берег прда, в зарослях кропа, прятался пачок, который жасно боялся мх.
Знаешь ли ты названия крупных городов, находящихся недалеко от Москвы? 93-8; 7-87-3.
Извесны ли тебе названия некоторых стран в Южной Америке? 31—91; у-91г-2й; 22-30-92-э-8.
Какие растения, употребляемые в пищу, ты знаешь? 87к; 7-90с-14; 31т-91ш-7; 86-86-91-6.
Барсук, сурок, петух, утка, муха, паук, кукушка, страус, муравьед, журавль.
Образец: Луна. Свет какой? Лунный.
Круг. Дыра какая? _________________
Лук. Горе какое? ___________________
Грубость. Ответ какой? _________________
Грусть.
Песня какая?__________________
Труд. Дело какое? ________________________
Выдели окончания в прилагательных и сравни их с окончаниями вопросов. Что ты заметил?
Образец: Будить сестру. Я бужу сестру.
Учить
уроки.________________________
Крутить
обруч.________________________
Быть
учённым. ______________________________
Угостить
друга. ______________________________
Муха.
Летела муха, села сурку на ухо. Отдохнула, дальше полетела. На земле множество разных насекомых. Летела, летела, в лужу упала. Есть насекомые полезные, а есть вредные. Но все они нужны в природе. Лягушка зевнула, муху сглотнула.
Например: Тишина – шум.
Прямо, вечер, глупый, высокий, враг, лучше, сырой, война, далеко, острый, грязный, ссорится, храбрец, весело.
На столе учителя лежали очки и липа.
На бульваре зацвела лупа.
Писк ракеты назначен на субботу.
Из корзинки слышался пуск котят.
Поп на копне,
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента.
Проведение формирующего эксперимента проводилось нами 6 месяцев. После этого мы провели повторное обследование детей. Полностью явление дисграфии устранить не удалось. Но по результатам проведенного обследования в ЭГ отмечается значительная положительная динамика. В КГ положительная динамика несколько ниже.
По результатам обследования письма и проведением сравнительного анализа с результатами обследования перед началом коррекционной работы, нами было отмечено уменьшение количества ошибок как в ЭГ, так и в КГ. Однако, более заметное улучшение качества письма и уменьшение количества ошибок отмечается в ЭГ.
Качество
написания диктанта
ЭГ и КГ до и после
проведения коррекционной
работы. (Таблица№ 14)
ЭГ | КГ | |||||||
до | после | до | после | |||||
К-во детей | % | К-во детей | % | К-во детей | % | К-во детей | % | |
Высокий уровень | - | - | 2 | 25 | - | - | - | - |
Средний уровень | 1 | 12,5 | 5 | 62,5 | 2 | 25 | 4 | 50 |
Низкий
уровень |
7 | 87,5 | 1 | 12,5 | 6 | 75 | 4 | 50 |
Диаграмма
№10.Сравнительный
анализ качества написания
диктанта ЭГ и КГ до
и после проведения
коррекционной работы.
Качество списывания ЭГ и КГ до и после проведения коррекционной работы. (Таблица№ 15)
ЭГ | КГ | |||||||
до | после | до | после | |||||
К-во детей | % | К-во детей | % | К-во детей | % | К-во детей | % | |
Высокий уровень | - | - | 4 | 50 | - | - | 2 | 25 |
Средний уровень | 5 | 62,5 | 4 | 50 | 6 | 25 | 5 | 67,5 |
Низкий
уровень |
3 | 37,5 | - | - | 2 | 75 | 1 | 12,5 |
Диаграмма
№11.Сравнительный
анализ качества списывания
ЭГ и КГ до и после проведения
коррекционной работы.
Оценка качества написания рассказа по сюжетной картинке (самостоятельное письмо) ЭГ и КГ до и после проведения коррекционной работы(Таблица№ 16)
ЭГ | КГ | |||||||
до | после | до | после | |||||
К-во детей | % | К-во детей | % | К-во детей | % | К-во детей | % | |
Высокий уровень | - | - | 3 | 37,5 | - | - | 1 | 12,5 |
Средний уровень | 2 | 25 | 4 | 50 | 3 | 37,5 | 4 | 50 |
Низкий
уровень |
6 | 75 | 1 | 12,5 | 5 | 62,5 | 3 | 37,5 |
Диаграмма
№11.Сравнительный
анализ качества написания
рассказа по сюжетной
картинке (самостоятельное
письмо) ЭГ и КГ до и
после проведения коррекционной
работы.
Вместе
с обследованием письма после
проведенной коррекционно-
В
результате анализа полученных нами
данных стало очевидно, что в ЭГ улучшилось
качество всех компонентов речевой системы.
Дети стали испытывать гораздо меньше
затруднений в языковом анализе и синтезе,
уменьшилось количество ошибок фонематического
восприятия, улучшилось качество звукопроизношения.
Дети в ЭГ в (сравнении с КГ) стали испытывать
меньше затруднений в самостоятельной
речи.
Диаграмма №12.Сравнительный анализ состояния звукопроизношения ЭГ и КГ до и после проведения коррекционной работы.
Диаграмма
№13.Сравнительный
анализ состояния фонематического
восприятия ЭГ и КГ до
и после проведения
коррекционной работы.
Диаграмма
№14.Сравнительный
анализ состояния языкового
анализа и синтеза ЭГ
и КГ до и после проведения
коррекционной работы.
Диаграмма
№15.Сравнительный
анализ состояния грамматического
строя речи ЭГ и КГ до
и после проведения
коррекционной работы.
В
процессе проведения коррекционной
работы с детьми ЭГ для улучшения
общих моторных функций проводились
занятия по рисованию, лепке, ритмике,
танцам. В результате повторно проведенного
обследования общей моторики и тонких
движений пальцев рук в ЭГ была отмечена
значительная положительная динамика.
Это оказало своё благотворное действие
на качество письма в ЭГ. У детей улучшился
почерк, письмо стало более ровным, не
выходящим за границы линий тетради. Буквы
при написании стали более ровные и одинаковые
по размеру. В связи с этим, можно судить
о необходимости проведения занятий с
детьми, имеющими проблемы в формировании
письма, занятий по развитию общей и мелкой
моторики.
Информация о работе Особенности формирования письма у младших школьников с ОНР