Особенности формирования письма у младших школьников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание

Целью исследования являлась разработка и проведение комплексного анализа особенностей формирования письма у младших школьников с ОНР и составление системы коррекционно-логопедической работы по преодолению трудностей в формировании правильного письма. Объектом исследования являются особенности формирования письма у младших школьников с ОНР. Предметом исследования является формирование письма у младших школьников с ОНР.

Содержание

Введение.
Глава I Нарушение формирования письма при ОНР.
Исследование состояния письма у младших школьников с ОНР.
Виды дисграфии.
Глава II. Особенности формирования письма у учащихся 2 классов.
Организация и методика проведения исследования.
Результаты констатирующего эксперимента.
Глава III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР.
3.1. Содержание коррекционно-логопедической работы.
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Особенности формирования письменной речи.doc

— 1.61 Мб (Скачать документ)

  

      Диаграмма №16.Оценка состояния тонких движений пальцев рук   ЭГ и КГ до и после проведения коррекционной работы.

  

      Диаграмма №17.Оценка состояния общей произвольной моторики ЭГ и КГ до и после проведения коррекционной работы.

  Таким образом, после проведения сравнительного анализа результатов констатирующего  и формирующего экспериментов, мы можем  сделать вывод о хорошей эффективности  разработанной нами коррекционной программы по преодолению трудностей процесса формирования письма у детей с ОНР 2 –х классов. Оценивая результаты обследования в ЭГ и КГ можно говорить о том, что все учащиеся с ОНР испытывают трудности в процессе обучения письму. Но более успешным оказалось преодоление трудностей  при обучении письму в группе, где дети занимались по  разработанной нами коррекционно-логопедической программе. Положительная динамика наблюдалась в обеих группах. Однако более выраженной она была в ЭГ. 
 
 
 
 
 
 

  Заключение.

  Процесс формирования грамотного письма у детей в настоящее время является одной из самых распространенных проблем, которой необходимо уделять достаточное внимание педагогам, родителям, психологам и логопедам. Тенденция роста детей с нарушениями речи в последнее время говорит о росте актуальности данной проблемы. В условиях современного общества мало внимания уделяется вопросам коррекционной работы с детьми, а как показывает практика, существует большая необходимость в проведении такой работы. Поэтому для нас было интересно изучение проблемы формирования процесса письма  и разработка методик работы  с учащимися .по данной теме.

  В процессе констатирующего эксперимента нами было проведено обследование письма и произвольной моторики у учащихся 2-х классов школы № 14.

  Обследование  проводилось в три этапа:

  На  первом этапе проводился отбор учащихся 2-х классов, имеющих множественные ошибки в тетрадях по родному языку. Из 16 детей отобранных на данном этапе были сформированы две группы  по 8 человек (КГ и ЭГ). На втором этапе было проведено обследование произвольной моторики и состояния письма в обеих группах. Третий этап проходил на протяжении всего времени, потраченного на обследование и обучение детей. Его целью было уточнение индивидуальных проявлений нарушений письменной и устной речи у детей, и внесения корректировок в план работы.

    Результаты проведенных обследований  переводились в проценты для  сравнения полученных данных  до и после проведения формирующего  эксперимента.

  Результат сравнения полученных данных до и после коррекционного обучения показал, что на процесс формирования письма влияет состояние всей речевой системы. А так же состояние общей и мелкой моторики.

  Для устранения трудностей процесса формирования письма была разработана коррекционно-логопедическая программа. Она была направлена на формирование: полноценных фонематических процессов; представлений о звуко-буквенном составе слова; навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; коррекцию дефектов произношения; формированию лексико-грамматической стороны речи; формированию связного высказывания; формированию представлений о морфологической стороне речи; улучшение общей и мелкой моторики.

  В результате проведенной коррекционно-логопедической работы снизилось количество трудностей  при обучении письму у детей с ОНР. Более низкие качественные показатели детей контрольной группы свидетельствуют о необходимости проведения с ними такой же коррекционно-направленной работы. В результате проделанной работы нами решены все задачи, поставленные в начале исследования. Гипотеза исследования подтверждена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. Психология чувственного познания. АПН РСФСР.М. 1960
  2. Беккер К.П., Совак М. Логопедия.-М.: 1981.
  3. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе. Вопросы психологии № 1.М., 1977г.
  4. Берштейн Н. А. О построении движений. Медгиз.М., 1947.
  5. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с ОНР. Журнал «Дефектология» №1.М., 1983.
  6. Валлон А.Психическое развитие ребенка – М., 1967 . С.25.
  7. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. М., 1996. Диссертация.
  8. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников. Диссертация кандидата педагогических наук. М., 1982.
  9. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 1930.
  10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. Просвещение. М., 1991.
  11. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда-М.. Просвещение, 1991-239 с.
  12. Ефименкова Л.Н., Шаховская С.Н. Приемственность коррекционных и учебных задач в логопедической работе при нарушении письменной речи учащихся. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1987.
  13. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-4 классов. Известия. АПН РСФСР. М., 1956.
  14. Зинченко В.П. Некоторые особенности ориентации движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков. Вопросы психологии №6. М., 19М ., 1956.
  15. Иваненко С.Ф. К диагностике нарушения чтения и письма у младших школьников. // Дефектология, 1984 №1.
  16. Иваненко С.Ф. Из опыта работы по коррекции нарушения устной и письменной речи у младших школьников.// Дефектология, 1988, №1.
  17. Истрин В.А. Развитие письма – М., 1961.
  18. Колпаковская И.К. Особенности письма у детей с ОНР. – М.: 1970.
  19. Кольцова М.Н.Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. М., 1973.
  20. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма.- СПБ.: Речь 2003.-330с.
  21. Нейросихическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников/ под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В. Секачев, 2008. – 128с.
  22. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов Н/Д: «Феникс», СПБ: «Союз», 2004. 224с. (Серия «Коррекционная педагогика».).
  23. Левина Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма. //Специальная школа – М., 1963.
  24. Логопедия. Под ред. Волковой С.Н., Шаховской С.Н. – М., 1998.
  25. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М., 1975.
  26. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. Издательство АПН РСФСР. М., 1950.
  27. Львов М.Р. Правописание в начальных классах.- М., 1990.
  28. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи младших школьников.-М., 1994.
  29. Логопедия. Методическое наследие: Кн. 5 Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи/ под ред. Л.С.Волковой М.: Гуманит. ИЗД. Центр ВЛАДОС, 2003.
  30. Назарова Л.Н. О роли речевых кинестезий в письме. Советская педагогика №6. М., 1952.
  31. Никашина Н.А. Недостатки произношения и письма у учащихся 1 классов массовых школ. Вопросы логопедии. М., 1959.
  32. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.- СПБ.: Лениздат: Издательство «Союз», 2001-249с.- (Коррекционная педагогика).
  33. Поваляева М.А. Понятийно-терминологический словарь логопеда.
  34. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Изд. 9-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 445, [1]с.: ил. – (Справочник).
  35. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений  и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005.- 400с.: ил. (Библиотека практического логопеда).
  36. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.,2001.
  37. Фридрих И. История письма. Пер.с нем. – М., 1979.
  38. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПБ.,2001.
  39. Хрестоматия по логопедии под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М., 1997.
  40. Ястребова, А.В.Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение,1984.
  41. Ястребова А.В.,  Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи./ М.: АРКТИ, 1997. – 131с., илл. (Библиотека практикующего логопеда).
  42. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.

Информация о работе Особенности формирования письма у младших школьников с ОНР