Диаграмма
№16.Оценка состояния
тонких движений пальцев
рук ЭГ и КГ до и
после проведения коррекционной
работы.
Диаграмма
№17.Оценка состояния
общей произвольной
моторики ЭГ и КГ до
и после проведения
коррекционной работы.
Таким
образом, после проведения сравнительного
анализа результатов констатирующего
и формирующего экспериментов, мы можем
сделать вывод о хорошей эффективности
разработанной нами коррекционной
программы по преодолению трудностей
процесса формирования письма у детей
с ОНР 2 –х классов. Оценивая результаты
обследования в ЭГ и КГ можно говорить
о том, что все учащиеся с ОНР испытывают
трудности в процессе обучения письму.
Но более успешным оказалось преодоление
трудностей при обучении письму в группе,
где дети занимались по разработанной
нами коррекционно-логопедической программе.
Положительная динамика наблюдалась в
обеих группах. Однако более выраженной
она была в ЭГ.
Заключение.
Процесс
формирования грамотного письма у детей
в настоящее время является одной из самых
распространенных проблем, которой необходимо
уделять достаточное внимание педагогам,
родителям, психологам и логопедам. Тенденция
роста детей с нарушениями речи в последнее
время говорит о росте актуальности данной
проблемы. В условиях современного общества
мало внимания уделяется вопросам коррекционной
работы с детьми, а как показывает практика,
существует большая необходимость в проведении
такой работы. Поэтому для нас было интересно
изучение проблемы формирования процесса
письма и разработка методик работы
с учащимися .по данной теме.
В
процессе констатирующего эксперимента
нами было проведено обследование письма
и произвольной моторики у учащихся
2-х классов школы № 14.
Обследование
проводилось в три этапа:
На
первом этапе проводился отбор учащихся
2-х классов, имеющих множественные ошибки
в тетрадях по родному языку. Из 16 детей
отобранных на данном этапе были сформированы
две группы по 8 человек (КГ и ЭГ). На
втором этапе было проведено обследование
произвольной моторики и состояния письма
в обеих группах. Третий
этап проходил на протяжении всего времени,
потраченного на обследование и обучение
детей. Его целью было уточнение индивидуальных
проявлений нарушений письменной и устной
речи у детей, и внесения корректировок
в план работы.
Результаты проведенных обследований
переводились в проценты для
сравнения полученных данных
до и после проведения формирующего
эксперимента.
Результат
сравнения полученных данных до и после
коррекционного обучения показал, что
на процесс формирования письма влияет
состояние всей речевой системы. А так
же состояние общей и мелкой моторики.
Для
устранения трудностей процесса формирования
письма была разработана коррекционно-логопедическая
программа. Она была направлена на формирование:
полноценных фонематических процессов;
представлений о звуко-буквенном составе
слова; навыков анализа и синтеза звуко-слогового
состава слова; коррекцию дефектов произношения;
формированию лексико-грамматической
стороны речи; формированию связного высказывания;
формированию представлений о морфологической
стороне речи; улучшение общей и мелкой
моторики.
В
результате проведенной коррекционно-логопедической
работы снизилось количество трудностей
при обучении письму у детей с ОНР. Более
низкие качественные показатели детей
контрольной группы свидетельствуют о
необходимости проведения с ними такой
же коррекционно-направленной работы.
В результате проделанной работы нами
решены все задачи, поставленные в начале
исследования. Гипотеза исследования
подтверждена.
Список
использованной литературы
- Ананьев Б.Г.
Анализ трудностей в процессе овладения
детьми чтением и письмом. Психология
чувственного познания. АПН РСФСР.М. 1960
- Беккер К.П.,
Совак М. Логопедия.-М.: 1981.
- Бельтюков
В.И. О закономерностях развития речевой
функции в онтогенезе. Вопросы психологии
№ 1.М., 1977г.
- Берштейн
Н. А. О построении движений. Медгиз.М.,
1947.
- Бот О.С. Формирование
тонких движений пальцев рук у детей с
ОНР. Журнал «Дефектология» №1.М., 1983.
- Валлон А.Психическое
развитие ребенка – М., 1967 . С.25.
- Волоскова
Н.Н. Трудности формирования навыка письма
у учащихся начальных классов. М., 1996. Диссертация.
- Грушевская
М.С. Дисграфия у младших школьников. Диссертация
кандидата педагогических наук. М., 1982.
- Гуревич М.О.,
Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 1930.
- Ефименкова
Л.Н. Коррекция устной и письменной речи
учащихся начальных классов. Пособие для
логопедов. Просвещение. М., 1991.
- Ефименкова
Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы
коррекционной работы логопеда на школьном
логопункте: Пособие для логопеда-М.. Просвещение,
1991-239 с.
- Ефименкова
Л.Н., Шаховская С.Н. Приемственность коррекционных
и учебных задач в логопедической работе
при нарушении письменной речи учащихся.
Межвузовский сборник научных трудов.
М., 1987.
- Жинкин Н.И.
Развитие письменной речи учащихся 3-4
классов. Известия. АПН РСФСР. М., 1956.
- Зинченко
В.П. Некоторые особенности ориентации
движений руки и глаза и их роль в формировании
двигательных навыков. Вопросы психологии
№6. М., 19М ., 1956.
- Иваненко
С.Ф. К диагностике нарушения чтения и
письма у младших школьников. // Дефектология,
1984 №1.
- Иваненко
С.Ф. Из опыта работы по коррекции нарушения
устной и письменной речи у младших школьников.//
Дефектология, 1988, №1.
- Истрин В.А.
Развитие письма – М., 1961.
- Колпаковская
И.К. Особенности письма у детей с ОНР.
– М.: 1970.
- Кольцова
М.Н.Двигательная активность и развитие
функции мозга ребенка. М., 1973.
- Корнев А.Н.
Нарушение чтения и письма.- СПБ.: Речь
2003.-330с.
- Нейросихическая
диагностика, обследование письма и чтения
младших школьников/ под общей редакцией
Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В. Секачев,
2008. – 128с.
- Лалаева
Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения
и письма у младших школьников. Диагностика
и коррекция. – Ростов Н/Д: «Феникс», СПБ:
«Союз», 2004. 224с. (Серия «Коррекционная
педагогика».).
- Левина Р.Е.
Влияние недоразвития речи на усвоение
письма. //Специальная школа – М., 1963.
- Логопедия.
Под ред. Волковой С.Н., Шаховской С.Н. –
М., 1998.
- Лурия А.Р.
Основные проблемы нейролингвистики.
– М., 1975.
- Лурия А.Р.
Очерки психофизиологии письма. Издательство
АПН РСФСР. М., 1950.
- Львов М.Р.
Правописание в начальных классах.- М.,
1990.
- Ляудис В.Я.,
Негурэ И.П. Психологические основы формирования
письменной речи младших школьников.-М.,
1994.
- Логопедия.
Методическое наследие: Кн. 5 Фонетико
– фонематическое и общее недоразвитие
речи/ под ред. Л.С.Волковой М.: Гуманит.
ИЗД. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Назарова
Л.Н. О роли речевых кинестезий в письме.
Советская педагогика №6. М., 1952.
- Никашина
Н.А. Недостатки произношения и письма
у учащихся 1 классов массовых школ. Вопросы
логопедии. М., 1959.
- Парамонова
Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии
у детей.- СПБ.: Лениздат: Издательство
«Союз», 2001-249с.- (Коррекционная педагогика).
- Поваляева
М.А. Понятийно-терминологический словарь
логопеда.
- Справочник
логопеда / М.А. Поваляева. – Изд. 9-е.- Ростов
н/Д: Феникс, 2008.- 445, [1]с.: ил. – (Справочник).
- Садовникова
И.Н. Коррекционное обучение школьников
с нарушениями чтения и письма: Пособие
для логопедов, учителей, психологов дошкольных
учреждений и школ различных типов.
– М.: АРКТИ, 2005.- 400с.: ил. (Библиотека практического
логопеда).
- Сиротюк
А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.
М.,2001.
- Фридрих
И. История письма. Пер.с нем. – М., 1979.
- Филиппова
С.О. Подготовка дошкольников к обучению
письму. СПБ.,2001.
- Хрестоматия
по логопедии под ред. Л.С.Волковой и В.И.
Селиверстова. – М., 1997.
- Ястребова,
А.В.Коррекция нарушений речи у учащихся
общеобразовательной школы. – М.: Просвещение,1984.
- Ястребова
А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю
о детях с недостатками речи./ М.: АРКТИ,
1997. – 131с., илл. (Библиотека практикующего
логопеда).
- Ястребова
А.В. Преодоление общего недоразвития
речи у учащихся начальных классов общеобразовательных
учреждений. М., 1999.