Особенности графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание

Одной из сторон общего развития дошкольников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь - явление многогранное. Важной ее составляющей считается письмо как способность с помощью графических навыков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графическими навыками - одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Письмо - дно из базовых школьных навыков, без эффективного владения которым будущее обучение затруднено или просто невозможно. Это сложный интегративный навык, объединяющий в единую структуру деятельности все высшие психические функции, восприятие, память, мышление. Для овладения письмом, как графо - моторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы. Моторный компонент - базовый с точки зрения графических навыков, необходимый для успешного овладения грамотой

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и у детей с нормой речевого развития………………………………………………………………... 7
1.1. Графо – моторный навык как предпосылка к развитию письма …………7
1.2. Формирование графо – моторных навыков в онтогенезе………………. 11
1.3 Психолого-педагогическая характеристика и особенности графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………………………… 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………………………... 23
2.1. Организация и содержание исследования………………………………. 23
2.2. Анализ полученных данных……………………………………………. . 25
Заключение……………………………………………………………………. . 29
Приложение .. ………………………………………………………………..... 31
Список литературы…………………………………………………………….. 38

Работа состоит из  1 файл

курсовая по графомоторным навыкам.docx

— 77.72 Кб (Скачать документ)

 

Министерство науки и  образования 

ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная  педагогическая академия»

Институт психологии и  педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии

 

Особенности графо – моторных навыков детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

                                   Выполнила:

                                                                 студентка 4 курса 784 группы

                              Э. С. Волкова ______________

                                 Проверил:

                              научный руководитель, доцент                                                          

                                                                     М. В. Сурнина_____________

                                                               Дата сдачи:_______________

                                  Оценка ____________________                                               

 

 

 

Барнаул – 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….  3

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР и у детей с нормой речевого развития………………………………………………………………... 7

1.1. Графо – моторный навык как предпосылка к развитию письма …………7

1.2. Формирование графо – моторных навыков в онтогенезе………………. 11

1.3 Психолого-педагогическая  характеристика и особенности                    графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………………………… 14

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по выявлению особенностей графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………………………...  23

2.1. Организация и содержание  исследования………………………………. 23

2.2.  Анализ полученных  данных……………………………………………. . 25

Заключение……………………………………………………………………. .  29

Приложение .. ……………………………………………………………….....   31

Список литературы……………………………………………………………..  38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из сторон общего развития дошкольников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь - явление многогранное. Важной ее составляющей считается письмо как  способность с помощью графических  навыков  выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графическими навыками - одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Письмо - дно  из базовых школьных навыков, без  эффективного владения которым будущее  обучение затруднено или просто невозможно. Это сложный интегративный навык, объединяющий в единую структуру  деятельности все высшие психические  функции, восприятие, память, мышление. Для овладения письмом, как    графо - моторным навыком, кроме сформированных временных и         оптико-пространственных  представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы. Моторный компонент - базовый с точки зрения графических навыков, необходимый для успешного овладения грамотой [17]. 

Л. С. Выготский отмечал, что владеть письменной речью можно «только при условии, если ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную приведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записей» [9]. Поэтому один из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие  руки с орудием труда (ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее [25].

Необходимость развития активных движений пальцев рук  получило научное  обоснование. Ученые, занимающиеся изучением  деятельности детского мозга, психики  детей отмечают большое стимулирующее  значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и  подростков АНН установили, что уровень  развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Известный исследователь  детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией» [20]. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Таким образом, «есть основания  рассматривать кисть руки как  орган речи – такой же, как  артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга» [12].

В последние десятилетия, по результатам исследований отечественных ученых у подавляющего большинства детей наблюдаются разной степени отклонения в развитии сферы двигательной активности. Графо – моторные навыки данной категории детей отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно – моторной координации [3]. Дети с ОНР отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно – временной ориентировки [1].

В работе изучается графо - моторные навыки детей  старшего дошкольного возраста с ОНР.    

Объект исследования: графо - моторные навыки  детей  старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: особенности графо - моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Гипотеза исследования заключается  в том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, в сравнении с детьми старшего дошкольного возраста с нормой речи, уровень сформированности графо – моторных навыков будет ниже. Данная проблема является актуальной в настоящее время, поскольку многочисленные нейрофизиологические исследования, указывают на взаимозависимость развития речи и графо – моторных навыков.

Цель работы: Теоретически обосновать и экспериментально выявить уровень графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР         и           графо – моторные навыки детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития.

Для достижения поставленной цели необходимо осуществление ряда задач, среди которых:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать и реализовать диагностические методики по изучению графо - моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормой речевого развития.

3. Выявить  в сравнительном  аспекте особенности графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нормой речевого развития.

4. Оформить результаты исследования в виде курсовой работы.

Теоретико – методологические основы: положения                   культурно - исторической концепции Л. С. Выготского, а так же его научный труд « Мышление и речь», работы Л. А. Леонтьева,  И. П. Павлова,               А. Р. Лурия, Н. А. Бернштейна, М. М. Кольцовой.

В данной работе использовались следующие методы:

Теоретический анализ психолого-педагогической, логопедической, методической  литературы по теме исследования;

Наблюдение, тесты.

Количественный и качественный анализ результатов исследования.

База исследования: исследование было организовано на базе            МДОУ № 223 г. Барнаул.

 Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития графо – моторных навыков

 

1.1. Графо - моторный навык как предпосылка к развитию письма

 

Известный ученый психолог А. Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится в психологии к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности».  Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга [9].

Так, в двигательной области  коры головного мозга находиться самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта  область коры головного мозга  расположена рядом с речевой  областью. Такое близкое соседство  двигательной проекции руки и речевой  зоны дает возможность оказывать  большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Чем больше связей  между клетками мозга  задействовано, тем интенсивнее  идет процесс психического развития [1].

Развитие крупной и  мелкой моторики является психологическим базисом для развития высших психических функций у детей. Моторика - это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту. Недостаточное развитие двигательной сферы отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.

Взаимосвязь общей и речевой  моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов,             Л. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи [3].

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и           М. И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов головного мозга. Данные исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук [20].

И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции.  И.М. Сеченов писал  «Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда  мышечными ощущениями». И. П. Павлов  так же говорил, что,  речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка. Для изучения этого вопроса большую работу провела Л. В. Фомина. Она работала с детьми от  10 месяцев до 1 года 3 месяцев. Дети разделены на 3 подгруппы. В каждой из них занятия проводились по особому плану. В результате звукопроизношение у детей при тренировке тонких движений пальцев рук не только удалось получить много раньше, (в 7 раз быстрее, чем в первой группе)  но оно оказалось и более совершенным [27].    

Великий отечественный ученый И. П. Павлов утверждал: «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров»  в обоих полушариях дает человеку преимущество и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением» [8].  Если развивать функции обеих рук, то повысится уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.

Левое полушарие ответственно за формально – логическое мышление (понятийное) мышление и речь.

Правое полушарие, освобожденное  от этой задачи, получило возможность  переключиться на развитие художественного  мышления, свойственное только человеку на отражение мира в формах искусства. Для творческого развития нужна  дополнительная мозговая активация, раскрывающая образное мышление. Такая «межполушарная специализация» - явление не врожденное, а вырабатываемое.

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находиться в  прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив»  всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).  Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук  затрудняет овладение письмом [11].

Е. Н. Соколовой  исследовались движения пальцев у детей 4-7 лет в связи с изучением возможности подготовки к формированию навыка письма. Обнаружилось, что детьми этого возраста легче осуществляется сгибание  и разгибание большого и указательного пальцев. При этом движения особенно вращательные, в большинстве случаев (даже у детей 6-7 лет) сопровождаются движением губ и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений на высшем уровне корковой регуляции еще недостаточно дифференцирована: движение пальцев и речедвигательного аппарата неразрывно связано [19].

Информация о работе Особенности графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи