Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:35, курсовая работа
Одной из сторон общего развития дошкольников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь - явление многогранное. Важной ее составляющей считается письмо как способность с помощью графических навыков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графическими навыками - одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Письмо - дно из базовых школьных навыков, без эффективного владения которым будущее обучение затруднено или просто невозможно. Это сложный интегративный навык, объединяющий в единую структуру деятельности все высшие психические функции, восприятие, память, мышление. Для овладения письмом, как графо - моторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы. Моторный компонент - базовый с точки зрения графических навыков, необходимый для успешного овладения грамотой
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и у детей с нормой речевого развития………………………………………………………………... 7
1.1. Графо – моторный навык как предпосылка к развитию письма …………7
1.2. Формирование графо – моторных навыков в онтогенезе………………. 11
1.3 Психолого-педагогическая характеристика и особенности графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………………………… 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………………………... 23
2.1. Организация и содержание исследования………………………………. 23
2.2. Анализ полученных данных……………………………………………. . 25
Заключение……………………………………………………………………. . 29
Приложение .. ………………………………………………………………..... 31
Список литературы…………………………………………………………….. 38
Министерство науки и образования
ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия»
Институт психологии и педагогики
Кафедра специальной педагогики и психологии
Особенности графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Курсовая работа
Э. С. Волкова ______________
научный руководитель, доцент
Барнаул – 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое изучение
проблемы развития графо – моторных навыков
у детей старшего дошкольного возраста
с ОНР и у детей с нормой речевого развития…………………………………………………………
1.1. Графо – моторный навык как предпосылка к развитию письма …………7
1.2. Формирование графо – моторных навыков в онтогенезе………………. 11
1.3 Психолого-педагогическая
характеристика и особенности
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по выявлению особенностей графо
– моторных навыков детей старшего дошкольного
возраста с ОНР………………………………………………………………………
2.1. Организация и содержание исследования………………………………. 23
2.2. Анализ полученных данных……………………………………………. . 25
Заключение……………………………………………………
Приложение .. ……………………………………………………………….....
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Одной из сторон общего развития
дошкольников является развитие речи.
Речь в целом, а также письменная
речь - явление многогранное. Важной
ее составляющей считается письмо как
способность с помощью
Л. С. Выготский отмечал, что владеть письменной речью можно «только при условии, если ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную приведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записей» [9]. Поэтому один из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее [25].
Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией» [20]. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Таким образом, «есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга» [12].
В последние десятилетия, по результатам исследований отечественных ученых у подавляющего большинства детей наблюдаются разной степени отклонения в развитии сферы двигательной активности. Графо – моторные навыки данной категории детей отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно – моторной координации [3]. Дети с ОНР отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно – временной ориентировки [1].
В работе изучается графо - моторные навыки детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: графо - моторные навыки детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности графо - моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования заключается в том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, в сравнении с детьми старшего дошкольного возраста с нормой речи, уровень сформированности графо – моторных навыков будет ниже. Данная проблема является актуальной в настоящее время, поскольку многочисленные нейрофизиологические исследования, указывают на взаимозависимость развития речи и графо – моторных навыков.
Цель работы: Теоретически обосновать и экспериментально выявить уровень графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР и графо – моторные навыки детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществление ряда задач, среди которых:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать и реализовать диагностические методики по изучению графо - моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормой речевого развития.
3. Выявить в сравнительном аспекте особенности графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нормой речевого развития.
4. Оформить результаты исследования в виде курсовой работы.
Теоретико – методологические основы: положения культурно - исторической концепции Л. С. Выготского, а так же его научный труд « Мышление и речь», работы Л. А. Леонтьева, И. П. Павлова, А. Р. Лурия, Н. А. Бернштейна, М. М. Кольцовой.
В данной работе использовались следующие методы:
Теоретический анализ психолого-педагогической, логопедической, методической литературы по теме исследования;
Наблюдение, тесты.
Количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: исследование было организовано на базе МДОУ № 223 г. Барнаул.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития графо – моторных навыков
1.1. Графо - моторный навык как предпосылка к развитию письма
Известный ученый психолог А. Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится в психологии к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности». Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга [9].
Так, в двигательной области
коры головного мозга находиться
самое большое скопление
Развитие крупной и мелкой моторики является психологическим базисом для развития высших психических функций у детей. Моторика - это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту. Недостаточное развитие двигательной сферы отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, Л. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи [3].
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов головного мозга. Данные исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук [20].
И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. И.М. Сеченов писал «Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями». И. П. Павлов так же говорил, что, речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка. Для изучения этого вопроса большую работу провела Л. В. Фомина. Она работала с детьми от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев. Дети разделены на 3 подгруппы. В каждой из них занятия проводились по особому плану. В результате звукопроизношение у детей при тренировке тонких движений пальцев рук не только удалось получить много раньше, (в 7 раз быстрее, чем в первой группе) но оно оказалось и более совершенным [27].
Великий отечественный ученый И. П. Павлов утверждал: «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущество и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением» [8]. Если развивать функции обеих рук, то повысится уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.
Левое полушарие ответственно за формально – логическое мышление (понятийное) мышление и речь.
Правое полушарие, освобожденное от этой задачи, получило возможность переключиться на развитие художественного мышления, свойственное только человеку на отражение мира в формах искусства. Для творческого развития нужна дополнительная мозговая активация, раскрывающая образное мышление. Такая «межполушарная специализация» - явление не врожденное, а вырабатываемое.
Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находиться в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом [11].
Е. Н. Соколовой исследовались движения пальцев у детей 4-7 лет в связи с изучением возможности подготовки к формированию навыка письма. Обнаружилось, что детьми этого возраста легче осуществляется сгибание и разгибание большого и указательного пальцев. При этом движения особенно вращательные, в большинстве случаев (даже у детей 6-7 лет) сопровождаются движением губ и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений на высшем уровне корковой регуляции еще недостаточно дифференцирована: движение пальцев и речедвигательного аппарата неразрывно связано [19].