Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:35, курсовая работа
Одной из сторон общего развития дошкольников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь - явление многогранное. Важной ее составляющей считается письмо как способность с помощью графических навыков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графическими навыками - одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Письмо - дно из базовых школьных навыков, без эффективного владения которым будущее обучение затруднено или просто невозможно. Это сложный интегративный навык, объединяющий в единую структуру деятельности все высшие психические функции, восприятие, память, мышление. Для овладения письмом, как графо - моторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы. Моторный компонент - базовый с точки зрения графических навыков, необходимый для успешного овладения грамотой
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и у детей с нормой речевого развития………………………………………………………………... 7
1.1. Графо – моторный навык как предпосылка к развитию письма …………7
1.2. Формирование графо – моторных навыков в онтогенезе………………. 11
1.3 Психолого-педагогическая характеристика и особенности графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………………………… 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………………………... 23
2.1. Организация и содержание исследования………………………………. 23
2.2. Анализ полученных данных……………………………………………. . 25
Заключение……………………………………………………………………. . 29
Приложение .. ………………………………………………………………..... 31
Список литературы…………………………………………………………….. 38
0 баллов
- если фигура обведена не по направлению стрелки, с большими отклонениями от стимулирующих линий, с явными разрывами или углами;
- если ребенок не смог уловить конфигурацию стимулирующей фигуры;
- если самостоятельно нарисованные фигуры значительно отличаются от стимулирующей по форме и размеру;
- если самостоятельно нарисованные фигуры выполнены с явными разрывами, углами.
Задание 8.
Возможные оценки 2,1,0
Критерии оценок аналогичны критериям задания 7, но учитывается расположение рисунка в строке.
1 балл
- если самостоятельно выполненный рисунок выходит за ограничительные линии, но менее чем на 0,5 см.
0 баллов
- если самостоятельно выполненный рисунок выходит за пределы ограничительных линий более чем 0,5 см.
Задание 9.
Возможные оценки 2,1,0 баллов
2 балла
- если стимулирующие линии обведены правильно, по направлению стрелок, без разрывов, углов или явных отклонений; самостоятельно ребенок нарисовал линии без разрывов, в правильном направлении и правильно расположил линии в пространстве.
1 балл
- если самостоятельно нарисованные линии выполнены с небольшими отклонениями от заданного образца;
- если самостоятельно нарисованные линии незначительно отклонены от заданного направления.
0 баллов
- если стимулирующие линии обведены с большими разрывами, имеют обводки или углы, а самостоятельно проведенные линии тоже выполнены с этими же нарушениями;
- если ребенок соединил стимулирующие линии и самостоятельно рисует одну изогнутую линию;
- если ребенок рисует самостоятельные линии в противоположном направлении (не по стрелкам) или рисует «зеркальное отражение»;
- если самостоятельно нарисованные линии выполнены с большими отклонениями от заданного образца.
Задание 10.
Возможные оценки 2, 1.0 баллов
2 балла
- если ребенок обвел контрольные и самостоятельно нарисованные линии правильно по направлению стрелок, без разрывов, углов, обводок или отклонений;
- если размер или форма самостоятельно нарисованных линий отличается от контрольной незначительно.
1 балл
- если ребенок обвел контрольные и самостоятельно нарисовал линии, имеющие небольшие отклонения от образца;
- если самостоятельно нарисованные линии выступают за границу строки более чем 0,5 см.
0 баллов
- если ребенок обвел контрольные и самостоятельно нарисовал линии с разрывами, углами или обводками;
- если ребенок самостоятельно рисует линии не по направлению стрелок;
- если ребенок не может воспроизвести заданный образец;
- если ребенок не смог правильно выделить 2 прямые линии, а рисует линии как 2 изогнутые или четыре короткие прямые линии.
Задание 11.
Возможные оценки 2,1,0 баллов
Критерии оценок аналогичны критериям задания 7
Задание 12.
Возможные оценки 2,1,0 баллов
Критерии оценок аналогичны критериям задания 7, но учитывается расположение рисунка на строке.
Задание 13.
Возможные оценки 2,1,0 баллов
2 балла
- если контрольная фигура обведена правильно по направлению стрелок, без разрывов, обводок, углов и отклонений.
1 балл
- если при обведении контрольной фигуры место отрыва приходится на стрелку, а дальше ребенок продолжает работать без отрыва
0 баллов
- если при обведении контрольной фигуры ребенок отрывает карандаш, а проводимая линия имеет разрывы, углы, большие отклонения от стимулирующей линии обводки;
- если при обведении контрольной фигуры ребенок, «не видит» стрелок, а работает так, как ему удобнее.
Задания 14-16.
Возможные оценки 2,1,0 баллов
Критерии оценок аналогичны критериям задания13.
Интерпретация результатов
Далее полученные баллы по каждому из заданий суммируются. Максимальное количество набранных баллов равняется 30.
Для детей в возрасте 6,6-7 лет уровни выполнения методики таковы
30-20 баллов - очень высокий уровень;
20-15 баллов - высокий уровень;
15-12 баллов - средний уровень;
12-9 баллов - низкий уровень;
ниже 9 - очень низкий уровень.
Приложение 2.
Данные оценки результатов по методике А.Р. Лурия
Оценка результатов:
4 балла - ребенок хорошо справился с заданием;
3 балла - в конце ряда отмечается замедление, отрыв карандаша от бумаги;
2 балла - нарушение плавности, микро - и макрографии;
1 балл - нарисованный узор не соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам и др. характеристикам;
0 баллов - ребенок не выполнил задания (чирканье, каракули).
Уровни выполнения методики
4-3 балла - высокий уровень
3-2 балла - средний уровень
2-1 балл - низкий уровень
Ниже 1 балла – несформированность навыка.
Список литературы
1. Аксенова, М. В. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи / М. В. Аксенова // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 8. – С. 62-65.
2. Ананьев, Б. Г.Особенности
восприятия пространства у
3. Антонова, А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи / А.В. Антонова. – М. : ЮВАО, 1998. – 80 с.
4. Банщикова, З. С. Развитие памяти и внимания в речевой деятельности у детей с ОНР/ З. С. Банщикова. – М. : Просвещение, 1998.- 105 с.
5. Безруких, М. М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму/М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - М. : Новая школа, 1994. - 81 с.
6. Беккер, К. А. Логопедия/ К. А. Беккер, М. П. Совак. - М. : 1981. – 288 с.
7. Вихрова, И. Н. Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом: из опыта работы: развитие в изобразительной деятельности/ И. Н. Вихрова// Дошкольная педагогика. – 2005. – № 2. – С. 24-28.
8. Формирование графо - моторного компонента письма у учащихся начальных классов / под ред. О.Б. Иншаковой. - М. :1991. – 98 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь./ Л. С. Выготский. - М. : «Лабиринт», 1996, - 416 с.
10. Галянт, И. А. Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание. – 2003. - №1. - С. 50-53.
11. Гринева, Л. С. Готовим руку к письму // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С. 65-69.
12. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма/ Е. В. Гурьянов. - М. : 1959.- 287 с.
13. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. - М. : Просвещение, 1972. - 205 с.
14. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н. С. Жукова. – М. : 1994 – 250 с.
15. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет : пособие для логопеда. В 2 ч. Ч. 1 / О. Б. Иншакова. – М. : Владос, 2003. – 183 с.
16. Иншакова , О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: пособие для логопеда. В 2 ч. Ч. 2 / О. Б. Иншакова. - М. : Владос, 2003. - 11 с.
17. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи/ Г. А. Каше. - М. : Просвещение, 1985. - 205 с.
18. Красильникова, Н. А. Игры для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 1. - 79 с.
19. Крупенчук, О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - 41 с.
20. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка/ М. М. Кольцова. - М. : Педагогика, 1973. - 143 с.
21. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. – 2-е изд. перераб. и доп. - М.: 1979. - 192 с.
22. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей/ А. Н. Корнев. - Спб. : Речь, 2003, - 330 с.
23. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития дошкольников/ Р.И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : СОЮЗ, 1999, - 160 с.
24. Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи/ Р. Е. Левина - М. : 1961, - 312 с.
25. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой., С. Н. Шаховской. - М. : Владос , 1998, - 680 с.
26. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. - М. : Владос, 2003. – 223 с.
27. Лопатина, Л. В. Нарушения ручной и речевой моторики // Практическая психология и логопедия – 2003. - №3.
28. Моисеева, Л. О. О подготовке руки к письму // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 12. – 33 - 44 с.
29. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - 2-е изд. - М. : 1995, - 576 с.
29. Новикова, Е. В. Как подготовить руку ребёнка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей/ Е. В. Новикова. - М. : Гном и Д, 2003, - 40с.
30. Плутаева, Е. В. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 3. - 28-35 с.
31. Светлова, И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук/ Е. Р. Светлова. – М. : 2001. – 71 с.
32. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты // Вопросы психологии. - №5. - 38 – 54 с.