Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:35, курсовая работа
Одной из сторон общего развития дошкольников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь - явление многогранное. Важной ее составляющей считается письмо как способность с помощью графических навыков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графическими навыками - одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Письмо - дно из базовых школьных навыков, без эффективного владения которым будущее обучение затруднено или просто невозможно. Это сложный интегративный навык, объединяющий в единую структуру деятельности все высшие психические функции, восприятие, память, мышление. Для овладения письмом, как графо - моторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы. Моторный компонент - базовый с точки зрения графических навыков, необходимый для успешного овладения грамотой
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и у детей с нормой речевого развития………………………………………………………………... 7
1.1. Графо – моторный навык как предпосылка к развитию письма …………7
1.2. Формирование графо – моторных навыков в онтогенезе………………. 11
1.3 Психолого-педагогическая характеристика и особенности графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………………………… 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………………………... 23
2.1. Организация и содержание исследования………………………………. 23
2.2. Анализ полученных данных……………………………………………. . 25
Заключение……………………………………………………………………. . 29
Приложение .. ………………………………………………………………..... 31
Список литературы…………………………………………………………….. 38
Анализ результатов по методике оценки графо - моторных функций М. М. Безруких.
Данная методика использовалась для выявления уровня развития графо – моторных навыков.
Таблица 1.
Данные о результатах обследования уровня сформированности графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста (в % от общего количества)
уровень | |||||
группа |
оч.высокий |
высокий |
средний |
низкий |
оч. низкий |
дети с нормой речи |
10 |
30 |
40 |
20 |
- |
дети с ОНР |
- |
- |
40 |
40 |
20 |
Анализ результатов
М. М. Безруких оказались достаточно сложными для дошкольников с ОНР.
В то время как дети с нормой речи справились достаточно успешно со всеми предложенными заданиями.
У детей первой экспериментальной группы отмечались следующие ошибки. При выполнении заданий 1-6 линии неровные, дрожащие, или очень слабые, или с очень сильным нажимом. Возникали трудности в определении середины отрезка. Проведенные линии выходят за стимулирующие. При выполнении заданий 7-13 отмечались следующие особенности выполнения: фигура - образец обводилась неаккуратно, качество линий плохое, нарисованные фигуры не соответствовали образцу по величине; расположение фигур на строке также было затруднительно. При выполнении заданий 13-16 наблюдались особые выраженные трудности:
фигура - образец, выполненная пунктиром, в большинстве случаев обводилась не по направлениям, указанным стрелками, неаккуратно, отмечались разрывы линий.
Большинство детей с ОНР, а именно, 40 % показали средний уровень сформированности графо – моторных навыков, отмечалось слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчета размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями.
В то время как, дети старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития, справлялись с заданиями более успешно. Около 30 % дошкольников выполнили задания на высоком уровне, что наблюдалось в достаточно четком прорисовывании линий, более координированных и плавных движениях.
Низкий уровень
Анализ результатов по методике А. Р. Лурия графической пробы.
Данная методика использовалась для исследования моторного компонента.
Таблица 2.
Данные о результатах обследования выполнения проб, направленных на исследование графо-моторного компонента у детей старшего дошкольного возраста (в % от общего количества)
уровень | ||||
группа |
высокий |
средний |
низкий |
несформир.навыка |
дети с нормой речи |
30 |
50 |
20 |
- |
дети с ОНР |
- |
60 |
40 |
- |
При выполнении графической пробы (по А. Р. Лурия 1 и 2 вариант рисование простых узоров) дошкольники с ОНР допускали такие ошибки, как несоответствие образцу по величине, стройности, увеличение или, наоборот, уменьшение размеров элементов узора в конце строки, разрывы линий, при выполнении квадратного узора, прямые линии заменялись пологими. В одной работе произошла замена треугольного узора волнистой линией. Так же замечено, что дети первой экспериментальной группы плохо «держат» строчку. Вторая экспериментальная группа хорошо справилась с заданием. Линии четкие, узор соответствует заданному образцу по форме и величине.
Дети второй
Таким образом, проведенное диагностическое исследование позволило сравнить данные об особенностях графо – моторных навыков группы детей с нормой речевого развития и группы дошкольников с ОНР. И показало несформированность графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. У детей этой экспериментальной группы, нарушена координация движений, темп выполнения заданий медленный, дети быстро устают. Динамическая организация двигательного акта кистей и пальцев рук в большинстве случаев характеризуется трудностью плавного воспроизведения предложенных движений, наличием добавочных движений.
Заключение
Работая над выбранной темой, мы раскрыли некоторые ее теоретические аспекты, а также проанализировали результаты самостоятельно проведенного обследования особенностей графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Анализ психологической, педагогической, дефектологической литературы по проблеме позволяет сделать следующие выводы:
1. Формирование графо
– моторных навыков - важнейший
процесс, который претерпевает
различные изменения и
2. Графо – моторный навык является функциональным базисом письма.
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом.
3. Общее недоразвитие
речи является препятствием на
пути формирования графо –
моторных навыков у
4. Исследование особенностей графо – моторных навыков у дошкольников с ОНР показало, что у этих детей нарушения в этой сфере встречается чаще, чем во второй экспериментальной группе (дети с нормой речевого развития), и эти нарушения имеют более выраженный и стойкий характер.
5. По результатам исследования у детей с ОНР были выявлены следующие особенности графо – моторного компонента:
- линии неровные, дрожащие или очень слабые или с очень сильным нажимом, разрывы, отсутствие плавности линий;
- несоблюдение строки;
- трудности воспроизведения сложных геометрических фигур, несоразмерность заданному образцу;
6. Дошкольники первой экспериментальной группы за выполнение всех тестов получили меньшее количество баллов. В то время как дети старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития справлялись со всеми заданиями быстрее, четко выполняли инструкцию с первого раза, допуская минимальное количество ошибок. Действие рук более слаженное и контролируемое.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в сравнении с детьми с нормой речевого развития, уровень сформированности графо – моторных навыков ниже. Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что у дошкольников с ОНР наблюдается отставание в развитии тонкой моторики рук, движения плохо координированы, точность выполнения снижена. В дальнейшем эти особенности могут повлиять на развитие письменной речи.
Приложение 1.
Система баллов к методике оценки графо - моторных функций М. М. Безруких.
Задание 1.
Возможные оценки - 0, 1 баллов
1 балл - нарисована непрерывная линия от точки до звездочки, изгиб или небольшой угол не влияет на оценку:
- если ребенок отрывал карандаш от бумаги, но продолжил линию без разрывов, разветвлений или острых углов;
- если линия выходит за пределы стимулирующих точек не более чем на 0,5 см.
0 баллов
- если линия нарисована с явными разрывами, острыми углами или обведена несколько раз, а так же если сделаны исправления;
- если нарисованная линия начинается или заканчивается на расстоянии более 0,5 см от стимулирующих точек;
- если линия выходит за пределы «прямой границы» более чем на 0,7 см (вверх или вниз).
Задание 2.
Возможные оценки - 2,1,0 баллов
2 балла
- если нарисована непрерывная линия от середины левой линии до середины правой, изгиб или небольшой угол не влияют на результат;
- если ребенок отрывал карандаш, но продолжил линию без разрывов, разветвлений или острых углов;
- если линия начинается или заканчивается на расстоянии более чем 0,5 см. от середины стимулирующих точек сверху или снизу.
1 балл
- если нарисованная линия выходит за пределы стимулирующих линий более чем 0,5 см., но не более чем на 1 см;
- если нарисованная линия отклоняется от «прямой» не более чем на 0,7 см.
0 баллов
- если линия нарисована с явными разрывами, острыми углами или разветвлениями, а так же с небольшими исправлениями;
- если линия выходит за пределы стимулирующих линий, начинается или заканчивается на расстоянии более чем 1 см. от стимулирующих линий.
Задание 3
Возможные оценки - 2, 1, 0
2 балла
- если нарисована непрерывная линия посередине между двумя стимулирующими линиями без разрывов, острых углов или небольших отклонений, изгиб или небольшой угол не влияют на результат;
- если ребенок отрывал карандаш, но линия непрерывная, без явных разрывов и острых углов;
- если линия короче или длиннее стимулирующих линий не более чем 0,5 см.
1 балл
- если нарисованная линия делает изгиб, но при этом не выходит за пределы стимулирующих линий;
- если нарисованная линия короче или длиннее стимулирующих линий более чем на 0,5 см, но не более чем на 1 см.
0 баллов
- если нарисованная линия выходит за пределы стимулирующих линий;
- если видны разрывы или острые углы;
- если нарисованная линия короче или длиннее стимулирующих линий более чем на 1 см.;
- если нарисованная линия короче стимулирующих линий (справа или слева) более чем на 0,7 см.;
- если линия нарисована неровно, толчками, явно заметен тремор.
Задание 4.
Возможные оценки 1, 0 баллов
Критерии оценок аналогичны критериям задания 1.
Задание 5.
Возможные оценки 2, 1, 0 баллов
Критерии оценок аналогичны критериям задания 2
Задание 6.
Возможные критерии оценок 2, 1, 0
Критерии оценок аналогичны критериям задания 3.
Задание 7.
Возможные оценки 2, 1, 0 баллов
2 балла
- если фигура обведена правильно, по направлению стрелки, без отрывов, видимых обводок, углов или отклонений, а самостоятельно нарисованные фигуры не отличаются от заданной по размеру и форме;
1 балл
- если фигура обведена правильно, но линия отклоняется от стимулирующей незначительно;
- если самостоятельно нарисованные фигуры отличаются от заданной незначительно по размеру и форме;
- если при обведении фигуры или рисовании линии ребенок отрывал карандаш, но выполнил работу с небольшими нарушениями (углами или разрывами).