Особенности графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание

Одной из сторон общего развития дошкольников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь - явление многогранное. Важной ее составляющей считается письмо как способность с помощью графических навыков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графическими навыками - одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Письмо - дно из базовых школьных навыков, без эффективного владения которым будущее обучение затруднено или просто невозможно. Это сложный интегративный навык, объединяющий в единую структуру деятельности все высшие психические функции, восприятие, память, мышление. Для овладения письмом, как графо - моторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы. Моторный компонент - базовый с точки зрения графических навыков, необходимый для успешного овладения грамотой

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и у детей с нормой речевого развития………………………………………………………………... 7
1.1. Графо – моторный навык как предпосылка к развитию письма …………7
1.2. Формирование графо – моторных навыков в онтогенезе………………. 11
1.3 Психолого-педагогическая характеристика и особенности графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………………………… 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………………………... 23
2.1. Организация и содержание исследования………………………………. 23
2.2. Анализ полученных данных……………………………………………. . 25
Заключение……………………………………………………………………. . 29
Приложение .. ………………………………………………………………..... 31
Список литературы…………………………………………………………….. 38

Работа состоит из  1 файл

курсовая по графомоторным навыкам.docx

— 77.72 Кб (Скачать документ)

Анализ результатов по методике оценки графо - моторных функций         М. М. Безруких.

Данная методика использовалась для выявления уровня развития              графо – моторных навыков.

Таблица 1.

Данные о результатах  обследования уровня сформированности графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста (в % от общего количества)

 

уровень

группа

оч.высокий

высокий

средний

низкий

оч. низкий

 дети с нормой речи

10

30

40

20

-

дети с ОНР

-

-

40

40

20


 

Анализ результатов исследования показал, что задания по методике

М. М. Безруких оказались достаточно сложными для дошкольников с ОНР.

В то время как дети с  нормой речи справились достаточно успешно  со всеми предложенными заданиями.

У детей первой экспериментальной  группы отмечались следующие ошибки. При выполнении заданий 1-6 линии неровные, дрожащие, или очень слабые, или с очень сильным нажимом. Возникали трудности в определении середины отрезка. Проведенные линии выходят за стимулирующие. При выполнении заданий 7-13 отмечались следующие особенности выполнения:               фигура - образец обводилась неаккуратно, качество линий плохое, нарисованные фигуры не соответствовали образцу по величине; расположение фигур на строке также было затруднительно. При выполнении заданий 13-16 наблюдались особые выраженные трудности:

фигура - образец, выполненная пунктиром, в большинстве случаев обводилась не по направлениям, указанным стрелками, неаккуратно, отмечались разрывы линий.

Большинство детей с ОНР, а именно, 40 % показали средний уровень сформированности графо – моторных навыков, отмечалось слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчета размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями.

В то время как, дети старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития,  справлялись с заданиями  более успешно. Около 30 %  дошкольников выполнили задания на высоком  уровне, что наблюдалось в достаточно четком прорисовывании линий, более  координированных и плавных движениях.

Низкий уровень сформированности графо – моторных навыков был выявлен у 40 % детей с общим недоразвитием речи. Дошкольники выполняли задания медленно, наблюдались трудности при срисовывании образцов фигур, неправильная передача пространственного положения фигур. Динамическая организация двигательного акта кистей и пальцев рук у таких детей характеризуется трудностью и плавностью воспроизведения предложенных движений, наличием добавочных движений.

Анализ результатов по методике А. Р. Лурия графической пробы.

Данная методика использовалась для исследования моторного компонента.

 

 

 

Таблица 2.

Данные о результатах  обследования выполнения проб, направленных на исследование графо-моторного компонента у детей старшего дошкольного возраста (в % от общего количества)

 

уровень

группа

высокий

средний

низкий

несформир.навыка

дети с нормой речи

30

50

20

-

дети с ОНР

-

60

40

-


 

При выполнении графической пробы (по А. Р. Лурия 1 и 2 вариант рисование простых узоров) дошкольники с ОНР допускали такие ошибки, как несоответствие образцу по величине, стройности, увеличение или, наоборот, уменьшение размеров элементов узора в конце строки, разрывы линий, при выполнении квадратного узора, прямые линии заменялись пологими. В одной работе произошла замена треугольного узора волнистой линией. Так же замечено, что дети первой  экспериментальной группы плохо «держат» строчку. Вторая экспериментальная группа хорошо справилась с заданием. Линии четкие, узор соответствует заданному образцу по форме и величине.

 Дети второй экспериментальной  группы при выполнении задания  данной методики показали высокий  уровень развития графо – моторного  навыка, а именно, 30% дошкольников, средний  уровень показали 50% дошкольников, у  которых наблюдалось некоторое  замедление в выполнении задания,  нечеткость движений. В то время  дошкольники  первой экспериментальной  группы 60 % показали средний уровень,  около 40 % детей выполнили задание  на низком уровне. Отмечались  серьезные ошибки в выполнении, дети рисовали узор, который не соответствовал образцу по величине, стройности, многие элементы узора не были прорисованы. При рисовании большинство детей отрывали карандаш от бумаги, линии были неплавными, нечеткими, наблюдались лишние элементы и линии.

Таким образом, проведенное  диагностическое исследование позволило  сравнить данные об особенностях графо  – моторных навыков группы детей  с нормой речевого развития и группы дошкольников с ОНР. И показало несформированность графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. У детей этой экспериментальной группы, нарушена координация движений, темп выполнения заданий медленный, дети быстро устают. Динамическая организация двигательного акта кистей и пальцев рук в большинстве случаев характеризуется трудностью плавного воспроизведения предложенных движений, наличием добавочных движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Работая над выбранной  темой, мы раскрыли некоторые ее теоретические  аспекты, а также проанализировали результаты самостоятельно проведенного обследования особенностей графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Анализ психологической, педагогической, дефектологической  литературы по проблеме позволяет сделать  следующие выводы:

1.  Формирование графо  – моторных навыков - важнейший  процесс, который претерпевает  различные изменения и преобразования  в течение всего периода дошкольного  детства. Графо – моторные  навыки  являются основой для  развития всех психических функций.  Поэтому в онтогенезе эти процессы  формируются и развиваются динамично.

2. Графо – моторный навык является функциональным базисом письма.

Уровень развития речи находится  в прямой зависимости от степени  развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации  кистей и пальцев рук  затрудняет овладение письмом.

3. Общее недоразвитие  речи является препятствием на  пути формирования графо –  моторных навыков у дошкольников.                      Графо – моторные навыки данной категории детей отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно – моторной координации. Так же наблюдается недостаточность в устойчивости и объеме внимания, ограниченность его распределения, недоразвитие мелкой моторики. Что в дальнейшем может привести нарушению письма – дисграфии.  

4. Исследование особенностей графо – моторных навыков у дошкольников с ОНР показало, что у этих детей нарушения в этой сфере встречается чаще, чем во второй экспериментальной группе (дети с нормой речевого развития), и эти нарушения имеют более выраженный и стойкий характер.

5. По результатам исследования у детей с ОНР были выявлены следующие особенности графо – моторного компонента:

- линии неровные, дрожащие или очень слабые или с очень сильным нажимом, разрывы, отсутствие плавности линий;

- несоблюдение строки;

- трудности воспроизведения сложных геометрических фигур, несоразмерность заданному образцу;

6. Дошкольники первой экспериментальной группы за выполнение всех тестов получили меньшее количество баллов. В то время как дети старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития справлялись со всеми заданиями быстрее, четко выполняли инструкцию с первого раза, допуская минимальное количество ошибок. Действие рук более слаженное и контролируемое.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в сравнении с детьми  с нормой речевого развития, уровень сформированности              графо – моторных навыков ниже. Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что у дошкольников с ОНР наблюдается отставание в развитии тонкой моторики рук, движения плохо координированы, точность выполнения снижена. В дальнейшем эти особенности могут повлиять на развитие письменной речи.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Система баллов к методике оценки графо - моторных функций            М. М. Безруких.

Задание 1.

Возможные оценки - 0, 1 баллов

1 балл - нарисована непрерывная  линия от точки до звездочки,  изгиб или небольшой угол не  влияет на оценку:

- если ребенок отрывал карандаш от бумаги, но продолжил линию без разрывов, разветвлений или острых углов;

- если линия выходит за пределы стимулирующих точек не более чем на 0,5 см.

0 баллов

- если линия нарисована с явными разрывами, острыми углами или обведена несколько раз, а так же если сделаны исправления;

- если нарисованная линия начинается или заканчивается на расстоянии более 0,5 см от стимулирующих точек;

- если линия выходит за пределы «прямой границы» более чем на 0,7 см (вверх или вниз).

Задание 2.

Возможные оценки - 2,1,0 баллов

2 балла

- если нарисована непрерывная линия от середины левой линии до середины правой, изгиб или небольшой угол не влияют на результат;

- если ребенок отрывал карандаш, но продолжил линию без разрывов, разветвлений или острых углов;

- если линия начинается или заканчивается на расстоянии более чем 0,5 см. от середины стимулирующих точек сверху или снизу.

1 балл

- если нарисованная линия выходит за пределы стимулирующих линий более чем 0,5 см., но не более чем на 1 см;

- если нарисованная линия отклоняется от «прямой» не более чем на 0,7 см.

0 баллов

- если линия нарисована с явными разрывами, острыми углами или разветвлениями, а так же с небольшими исправлениями;

- если линия выходит за пределы стимулирующих линий, начинается или заканчивается на расстоянии более чем 1 см. от стимулирующих линий.

Задание 3

Возможные оценки - 2, 1, 0

2 балла

- если нарисована непрерывная линия посередине между двумя стимулирующими линиями без разрывов, острых углов или небольших отклонений, изгиб или небольшой угол не влияют на результат;

- если ребенок отрывал карандаш, но линия непрерывная, без явных разрывов и острых углов;

- если линия короче или длиннее стимулирующих линий не более чем 0,5 см.

1 балл

- если нарисованная линия делает изгиб, но при этом не выходит за пределы стимулирующих линий;

- если нарисованная линия короче или длиннее стимулирующих линий более чем на 0,5 см, но не более чем на 1 см.

0 баллов

- если нарисованная линия выходит за пределы стимулирующих линий;

- если видны разрывы или острые углы;

- если нарисованная линия короче или длиннее стимулирующих линий более чем на 1 см.;

- если нарисованная линия короче стимулирующих линий (справа или слева) более чем на 0,7 см.;

- если линия нарисована неровно, толчками, явно заметен тремор.

Задание 4.

Возможные оценки 1, 0 баллов

Критерии оценок аналогичны критериям задания 1.

Задание 5.

Возможные оценки 2, 1, 0 баллов

Критерии оценок аналогичны критериям задания 2

Задание  6.

Возможные критерии оценок 2, 1, 0

Критерии оценок аналогичны критериям задания 3.

Задание 7. 

Возможные оценки 2, 1, 0 баллов

2 балла

- если фигура обведена правильно, по направлению стрелки, без отрывов, видимых обводок, углов или отклонений, а самостоятельно нарисованные фигуры не отличаются от заданной по размеру и форме;

1 балл

- если фигура обведена правильно, но линия отклоняется от стимулирующей незначительно;

- если самостоятельно нарисованные фигуры отличаются от заданной незначительно по размеру и форме;

- если при обведении фигуры или рисовании линии ребенок отрывал карандаш, но выполнил работу с небольшими нарушениями (углами или разрывами).

Информация о работе Особенности графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи