Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:35, курсовая работа
Одной из сторон общего развития дошкольников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь - явление многогранное. Важной ее составляющей считается письмо как способность с помощью графических навыков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графическими навыками - одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Письмо - дно из базовых школьных навыков, без эффективного владения которым будущее обучение затруднено или просто невозможно. Это сложный интегративный навык, объединяющий в единую структуру деятельности все высшие психические функции, восприятие, память, мышление. Для овладения письмом, как графо - моторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы. Моторный компонент - базовый с точки зрения графических навыков, необходимый для успешного овладения грамотой
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и у детей с нормой речевого развития………………………………………………………………... 7
1.1. Графо – моторный навык как предпосылка к развитию письма …………7
1.2. Формирование графо – моторных навыков в онтогенезе………………. 11
1.3 Психолого-педагогическая характеристика и особенности графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………………………… 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей графо – моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………………………... 23
2.1. Организация и содержание исследования………………………………. 23
2.2. Анализ полученных данных……………………………………………. . 25
Заключение……………………………………………………………………. . 29
Приложение .. ………………………………………………………………..... 31
Список литературы…………………………………………………………….. 38
Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов, грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего глаголов.
Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод, что речь детей на первом уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.
II уровень речевого развития определяется в литературе как «зачатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является является появление в речи детей двух-трех, а иногда даже четырехсловной фразы. На первый взгляд подобные фразы могут показаться совершенно непонятными, однако, детальный анализ образцов речи указывает на использование, наряду с аморфными словами, слов с явно выраженными категориальными признаками рода, лица, числа и даже падежа.
По сравнению с предыдущим
уровнем наблюдается заметное улучшение
состояние словарного запаса не только
по количественным, но и по качественным
параметрам: расширяется объем
Однако, недостаточность
морфологической системы языка,
в частности
Наряду с ошибками словообразовательного
характера наблюдаются
Связная речь характеризуется
недостаточной передачей
III уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.
Типичным для данного
уровня является использование детьми
простых распространенных, а так
же некоторых видов сложных
В самостоятельной речи уменьшилось
число ошибок связанных с изменением
слов по категориям рода, числа, падежа
и т.д. Однако специально направленные
задания позволяют выявить
На данном уровне детям становятся доступны словообразовательные операции.
Ребенок с ОНР III уровня понимает и может самостоятельно образовывать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Очень часто попытки ребенка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению звуко - слоговой организации производного слова.
Наряду с замедленным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделении первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук.
Таким образом, у ребенка с III уровнем речевого развития операции звуко – слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.
Сравнительно недавно Т. Б. Филичева выделила IV уровень речевого развития [26].
В настоящее время описание такого сложного речевого дефекта, как общее недоразвитие речи, было бы неполным без характеристики дополнительного четвертого уровня речевого развития. К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.
В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Преобладают элизии, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях пропуски слогов. Также отмечаются парафразии, чаще – перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент – персеверации и добавления слогов и звуков [25].
Недостаточная внятность, выразительность,
несколько вялая артикуляция
и нечеткая дикция оставляют впечатление
общей смазанной речи. Незаконченность
формирования звуковой структуры, смешение
звуков характеризуют недостаточный
уровень дифференцированного
Наряду с недостатками
фонетико-фонематического
Своеобразие ограниченности словарного запаса наиболее ярко обнаруживается при сравнении с нормой.
При оценке сформированности лексических средств языка устанавливается, как дети выражают «системные связи и отношения, существующие внутри лексических групп».
Недостаточная сформированность лексико – грамматических форм языка неоднородна. У части детей выявляется незначительное количество ошибок, и они носят непостоянный характер, причем если детям предлагается сравнить правильный и неправильный варианты ответа, выбор осуществляется верно. Это свидетельствует о том, что в данном случае становление грамматического строя находится на уровне, приближающемся к норме.
У других детей затруднения
носят более устойчивый характер.
Даже при выборе правильного образца
спустя некоторое время в
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.) [23].
Графо – моторные навыки
данной категории детей отличаются
незрелостью сложных
У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные преставления, внимание и память. Также отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой, мелкой, артикуляционной.
Согласно данным
психологов и физиологов, у детей
с ОНР графо
– моторные навыки
В дальнейшем если не проводить коррекционную работу по развитию графо – моторных навыков, у детей в школе появляются ошибки на письме. Наиболее частыми из них являются: смешение букв, имеющие одинаковые элементы начертания; элементы зеркального письма, ошибки в виде слитного написания слов в предложении.
Сам процесс овладения графо - моторной деятельностью является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки на письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки.
Графо – моторная деятельность требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графо – моторными навыками [28].
Таким образом, очевидно, что уровень развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи является препятствием на пути формирования графо – моторных навыков у дошкольников. Для овладения этим навыком в полной мере в головном мозге должны находиться в состоянии готовности определенные специфические сферы головного мозга и психические функции, такие как внимание, зрительно - пространственная ориентация и пространственное мышление. У детей с ОНР наблюдается не только недостаточность в устойчивости и объеме внимания, ограниченные возможности его распределения, но и отставание в развитии двигательной сферы, а именно, недоразвитие мелкой моторики. Что в дальнейшем может привести нарушению письма – дисграфии.
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по выявлению
особенностей графо - моторных навыков детей старшего дошкольного
возраста с ОНР
2.1. Организация и содержание исследования
В моем исследовании приняли участие 20 воспитанников МДОУ № 223 г. Барнаула. В первую экспериментальную группу вошли 10 испытуемых с общим недоразвитием речи третьего уровня старшего дошкольного возраста, а во вторую экспериментальную группу 10 детей с нормой речи старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось преимущественно в утренние часы и длилось 10 дней.
Использованные методики.
Для выявления особенности графо – моторных навыков использовались 2 методики: методика оценки графо – моторной функции М. М. Безруких и графическая проба А. Р. Лурия.
1. Методика оценки графо - моторной функции по М. М. Безруких.
Материал: листы бумаги А4, на которых расположены 16 заданий, каждое из которых предполагает выполнение определенных действий.
Инструкция: «Не отрывай карандаш от бумаги и не разворачивай лист при выполнении всех заданий».
Задание 1. «Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаша от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш».
Задание 2. «Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Нарисуй середину первой линии, а затем - второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полоски до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш».
Задание 3. «Посмотри, вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки».
Задание 4. «Здесь тоже нарисованы точка и звездочка. Тебе их нужно соединить, проведя прямую линию сверху вниз».
Задание 5. «Проведи прямую линию сверху вниз, не отрывая карандаша от бумаги, и соедини середину верхней полоски с серединой нижней».
Задание 6. «Проведи вертикальную линию посередине дорожки сверху вниз. Не задевай края дорожки. Закончив, отложи карандаш».
Задания 7-12. «Сейчас тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такие же фигуры нарисовать самому. Рисуй их так, как ты их видишь, постарайся передать правильно форму и размер фигур. Фигуру обводи и рисуй, только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш».
Задания 13-16. «Сейчас тебе необходимо обвести предложенный рисунок по прерывистой линии, но линию надо вести только в том направлении, в каком показывает стрелка. То есть, как только ты дорисовал до «перекрестка», смотри, куда показывает стрелка, и в том направлении рисуй дальше. Линия должна закончиться на звездочке (показать). Закончив, отложи карандаш».
2.Графическая проба (А. Р. Лурия) (1-2 вариант - рисование простых узоров)
Материал: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш.
Инструкция: «Продолжи мой узор». Ребенку предлагается рисовать заданный узор.
2.2. Анализ полученных данных
В ходе экспериментального исследования были получены некоторые количественные результаты, которые представлены в виде двух таблиц.
Рассмотрим результаты по каждой из соответствующих методик.