Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования: обоснование эффективности использования дидактических игр в обучении детей младшего возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной
теме.
2. Проанализировать особенности организации и содержание дидактических игр в младшем дошкольном возрасте.
3. Показать значение дидактических игр и эффективность их использования на первых шагах обучения детей младшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности использования дидактических игр на
занятиях в младшем дошкольном возрасте..…………………………………... 5
Роль дидактических игр в развитии ребенка
младшего дошкольного возраста …………………………………………5
Обучение детей младшего дошкольного возраста ………………10
Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего дошкольного возраста………………………………….........14
Особенности использования дидактических игр
в обучении младших дошкольников…………………………………….16
Глава 2. Организация исследования по использованию дидактических игр
на занятиях в группах детей младшего дошкольного возраста ……………...21
2.1. Характеристика базы проведения исследования……………….….21
2.2.Исследование интеллектуального уровня развития детей
младшего дошкольного возраста.......................................................24
2.3.Организация опытно–практической работы с детьми
младшего дошкольного возраста………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Министерство образования и науки РФ
Департамент
образования Вологодской
Бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Вологодской
области «Сокольский педагогический
колледж»
Курсовая
работа
Особенности использования дидактических игр на занятиях
в
младшем дошкольном
возрасте
специальность
050704 Дошкольное образование
Быковой Галины Юрьевны
преподаватель педагогики
Сокол
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности использования дидактических игр на
занятиях в младшем дошкольном возрасте..…………………………………... 5
младшего дошкольного возраста …………………………………………5
младшего
дошкольного возраста…………………………
в обучении
младших дошкольников…………………………
Глава 2. Организация исследования по использованию дидактических игр
на занятиях в группах детей младшего дошкольного возраста ……………...21
2.1. Характеристика базы проведения исследования……………….….21
2.2.Исследование интеллектуального уровня развития детей
младшего дошкольного возраста......................
2.3.Организация опытно–практической работы с детьми
младшего
дошкольного возраста………………………………………..26
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Введение
Развитие личности в младшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая. Развитие ребенка осуществляется в процессе разнообразной деятельности со взрослыми и в детском коллективе. Особая роль в связи с этим отводится играм детей. Педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Выдающийся педагог Крупская Н. К., подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.» (9, 203). В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Игра является неотъемлемой частью обучения, которое протекает наиболее успешно, когда используются специальные дидактические игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель (7) был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную им систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки.
Е.И.Тихеева, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, одна из создателей дошкольной педагогики в России и автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.
В советской педагогике система дидактических игр была создана еще в 60-е годы ХХ века в связи с разработкой содержания сенсорного воспитания. Её авторами являются известные педагоги и психологи Л.А.Венгер, В.Н.Аванесова и др. Л.А.Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию.
Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, А.К.Бондаренко. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Поиски ученых идут в направлении создания серий игр для полноценного детского развития. Такие игры характеризуются инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание.
В
дидактических играх
Дидактические игры как своеобразное
средство обучения, отвечающее особенностям
ребенка, включены в современные программы
дошкольного воспитания. «Программа воспитания
в детском саду» предъявляет к дидактическим
играм большие требования. В ней говорится:
«С помощью дидактических игр воспитатель
осуществляет сенсорное воспитание детей,
развивает познавательные процессы (любознательность,
понимание взаимосвязи простейших явлений
и т. д.). Он использует игру как средство
развития мышления, речи, воображения,
памяти, расширения и закрепления представлений
об окружающей жизни».
Цель исследования: обоснование эффективности использования дидактических игр в обучении детей младшего возраста.
Задачи исследования:
теме.
2. Проанализировать особенности организации и содержание дидактических игр в младшем дошкольном возрасте.
3. Показать
значение дидактических игр и
эффективность их
Глава 1. Особенности использования дидактических игр на занятиях
в младшем дошкольном возрасте
Отечественные педагоги и психологи считают, что наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. «Для правильного развития ребенка - указывала Е.И. Радина - недостаточно лишь нормального строения его организма и присущих человеку биологических задатков, необходимо еще активное воздействие на него окружающих взрослых людей» (8, 8). Особенно это заметно в воспитании детей младшего возраста - в первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. В эти годы закладывается фундамент дальнейшего развития ребенка. Для того чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, другими жизненно необходимыми умениями, их этому надо научить. В этой связи роль и значение дидактических (обучающих) игр в воспитании и развитии детей младшего возраста очень высока.
Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Характерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми.
По
мнению Е.И.Тихеевой, дидактические
игры являются одним из компонентов
воспитательно-образовательной
А. К.Бондаренко (2) отмечала, что дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. «Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка».
По мнению ряда авторов (1;3;5) основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения детей. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако, если ребенок не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
В
отечественной дошкольной педагогике
сложилась классификация
В
последние годы проблема классификации
детских игр вновь стала
1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры.
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
В том числе игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные.
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей.