Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования: обоснование эффективности использования дидактических игр в обучении детей младшего возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной
теме.
2. Проанализировать особенности организации и содержание дидактических игр в младшем дошкольном возрасте.
3. Показать значение дидактических игр и эффективность их использования на первых шагах обучения детей младшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности использования дидактических игр на
занятиях в младшем дошкольном возрасте..…………………………………... 5
Роль дидактических игр в развитии ребенка
младшего дошкольного возраста …………………………………………5
Обучение детей младшего дошкольного возраста ………………10
Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего дошкольного возраста………………………………….........14
Особенности использования дидактических игр
в обучении младших дошкольников…………………………………….16
Глава 2. Организация исследования по использованию дидактических игр
на занятиях в группах детей младшего дошкольного возраста ……………...21
2.1. Характеристика базы проведения исследования……………….….21
2.2.Исследование интеллектуального уровня развития детей
младшего дошкольного возраста.......................................................24
2.3.Организация опытно–практической работы с детьми
младшего дошкольного возраста………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Остановимся подробнее на рассмотрении дидактических, игр. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога.
Дидактические игры можно подразделить
- игры по сенсорному воспитанию,
- игры по ознакомлению с природой,
- математические и др.
- игры с предметами и дидактическими игрушками,
- настольно-печатные игры,
- словесные игры,
Дидактические игры имеют большое значение в развитии ребенка младшего дошкольного возраста.
Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет его знания (лото «Растёт, цветёт, зреет», «Тут и там», «Прятки», «Разрезные картинки» и др.) В игре дети отражают окружающую жизнь и познают доступные их восприятию и пониманию факты, явления (игры с куклой «Оденем Катю на прогулку», «Напоим куклу чаем», «В гости» и др.). Также дидактические игры развивают сенсорные способности детей («Цветные кубики» «Подбери фигуру» и др.), а игры с дидактическими игрушками, укрепляют мелкую моторику рук («Матрёшка большая и маленькая» «Спрячь в ладошке», «Сделаем кукле бусы», «Спрячь мышку», «Игра с тестом» и др.).
Дидактические игры развивают мышление и речь детей («Где круг, а где квадрат?», «Назови правильно», «Что сначала, что потом» и др.). Пополняется словарь ребенка, формируется правильная, речь, умение правильно выражать свои мысли.
Многие дидактические игры вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться (лото «Кому что нужно для работы», «Парные картинки» и др.).
Дидактические игры служат целям художественного воспитания, воспитания любви к прекрасному. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы («Катится - не катится», «Узнай Колобка» и др.).
Дидактические игры имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. У детей формируются нравственные представления о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности у них вырабатывается умение действовать в среде сверстников.
В дидактических играх проявляются черты характера каждого участника, как положительные, так и отрицательные. Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере воспитанников. Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
Дидактические
материалы и настольно –
Таким образом, при правильном руководстве игра становится школой воспитания детей младшего дошкольного возраста. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Дидактическая игра является и средством обучения.
1.2. Обучение детей младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте обучение ребенка принимает целенаправленный характер. Большинство занятий в этом возрасте направлены на развитие ориентировки ребенка в окружающем мире и овладение речью. Дети учатся различать и называть предметы, некоторых животных, знакомятся с действиями и их обозначениями. Ребенка учат выделять некоторые основные признаки предметов.
На втором и особенно на третьем году дети начинают играть. Игра двухлетнего ребенка обычно выражается в простом повторении каких-либо действий с предметами, в том числе и с инструментами. Дети этого возраста отражают в своих играх чаще всего обычные действия взрослых с ними: одевание, раздевание, укладывание в кровать, кормление, купание.
К концу второго года жизни ребенок должен понимать слово цвет, знать и называть основные цвета. Опыт ребенка на втором-третьем году жизни еще очень беден, поэтому в его игре больше подражания, чем собственной выдумки, поэтому отличительной чертой действий детей является их ярко выраженный подражательный характер. Возросшая самостоятельность порождает большую пытливость и любознательность малыша. К трем годам ребенок обычно научается подчиняться правилам и действовать самостоятельно. На занятиях детям показывают действия с предметами; обучают действиям с дидактическими игрушками. Обязательны занятия с сюжетными игрушками, в ходе которых ребенок овладевает игровыми действиями. Формированию орудийных действий служат занятия с предметами. Большое место отводится чтению коротких стихотворений, чтению и рассказыванию сказок, рассматриванию картин и картинок.
Содержание обучения детей в детском саду базируется на Программе воспитания и обучения в детском саду. В ней указаны требования по планированию и методике работы с детьми.
Основными формами организации обучения детей младшего дошкольного возраста являются занятия и дидактическая игра. С.Л. Новоселова указывала: «Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. Наиболее соответствующей раннему возрасту формой обучения являются дидактические игры, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать» (7, 8). Например, на занятии воспитатель проводит дидактическую игру «Кукла Катя проснулась» (Приложение 1.1.) решая при этом дидактические задачи закрепить знания детей об одежде куклы, о последовательности процесса одевания, активизировать речь детей.
Дети, как правило, активно и с удовольствием участвуют в игре. закрепляя необходимые в повседневной жизни навыки.
А. К.Бондаренко указывала: «Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические, или автодидактические игры. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. Проводя занятие, воспитатель учит детей узнавать предметы по характерным признакам с помощью дидактической игры «Чудесный мешочек» (Приложение 1.2),
а на занятии
по знакомстве детей с
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся (3, 4).
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Воспитатель на занятии проводит дидактическую игру « Знакомство с формой предметов» (Приложение 1.4), при этом решает такие задачи как знакомство с такими предметами как шар, куб, сравнение этих предметов и группировка их по форме, сенсорное обследование предметов, развитие речи. Сами по себе эти задачи для детей достаточно сложны и требуют серьезных усилий, но ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность, облегчает процесс обучения.
Игровая форма обучения наиболее соответствует возрастным особенностям ребенка, но уже в этом возрасте она не является единственной. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организованно показывать детям, рассказывать и говорить с ними. Такие занятия не укладываются уже в понятие дидактической игры, хотя на них могут быть использованы отдельные игровые приемы. Например, при проведении этих занятий воспитателю можно использовать такие дидактические игры как «Кому что нужно для работы», (Приложение 1.5), «На нашем участке» (Приложение 1.6), в которых воспитатель знакомит детей с профессиями и орудиями труда взрослых, учит детей ориентироваться на участке детского сада, называть знакомые предметы, выполнять поручения. Для формирования нравственных качеств можно использовать дидактическую игру «Вежливый медвежонок» (Приложение 1.7), и т.п.
Современная педагогика не отождествляет и не противопоставляет дидактическую игру и занятие, а широко использует их взаимосвязь в воспитательном и обучающем воздействии на детей.
Общим в дидактических играх является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, на формирование правильного отношения к ним детей, способности их противостоять отрицательным фактам и явлениям. Общим является и направленность игр и занятий на осуществление задач умственного воспитания: усвоение знаний, формирование способов умственной деятельности, познавательных интересов, способностей детей.
Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра - «поиск и открытие», и всегда игра - радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры. Также для достижения положительных результатов в работе по обучению с использованием дидактических игр воспитатель должен учитывать и психологические особенности детей младшего возраста.
младшего дошкольного возраста
Выдающиеся психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн показали, что психика ребенка развивается в основном путем «социального наследования», «присвоения» общественного опыта. На протяжении детства ребенок усваивает опыт предыдущих поколений. В процессе такого усвоения (обучения в более широком смысле слова) и совершается подлинное развитие его психики. Ребенок усваивает не только отдельные знания и умения – у него происходят коренные изменения различных психических процессов. «Обучение ведет за собой развитие»,- говорил Л. С. Выготский. Ребенок при рождении – это человек лишь в потенции. Он реализует свои возможности и действительно становится человеком только благодаря тому, что окружающие взрослые люди передают ему свой опыт и учат его, как стать человеком. Ранний и младший дошкольный возраст — это периоды быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Для физического и нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста характерен быстрый темп развития. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей:
- формируется мышление,
-
активно развивается
- появляются первые устойчивые качества личности.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими.
В младшем дошкольном возрасте основным видом мышления является наглядно-действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок.
<