Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования: обоснование эффективности использования дидактических игр в обучении детей младшего возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной
теме.
2. Проанализировать особенности организации и содержание дидактических игр в младшем дошкольном возрасте.
3. Показать значение дидактических игр и эффективность их использования на первых шагах обучения детей младшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности использования дидактических игр на
занятиях в младшем дошкольном возрасте..…………………………………... 5
Роль дидактических игр в развитии ребенка
младшего дошкольного возраста …………………………………………5
Обучение детей младшего дошкольного возраста ………………10
Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего дошкольного возраста………………………………….........14
Особенности использования дидактических игр
в обучении младших дошкольников…………………………………….16
Глава 2. Организация исследования по использованию дидактических игр
на занятиях в группах детей младшего дошкольного возраста ……………...21
2.1. Характеристика базы проведения исследования……………….….21
2.2.Исследование интеллектуального уровня развития детей
младшего дошкольного возраста.......................................................24
2.3.Организация опытно–практической работы с детьми
младшего дошкольного возраста………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………...35
В ходе повседневной жизни поддерживали интерес детей к тому, что они рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты, постоянно прививали детям полезные привычки и навыки самообслуживания.
Также мы проводили игры - занятия такие, как «Разбуди куклу», «Что за форма?», сюжетно- ролевые игры «Айболит», «Сварим суп», «Поход в магазин» и др. После проведения занятий активизировалась речь, улучшилась память и внимание. В процессе игр решали проблемные ситуации.
Мы проводили занятия в соответствии с планом воспитательно-образовательного процесса 5-6 раз в неделю, в отведенное для этого время. После проведения системы занятий большинство детей стало более успешно справляться с задачами.
Результаты повторного исследования представлены в таблице 6.
Таблица 6
№№ теста | |||||||||||||
Имя | Сенсорика | Внимание | Мышление | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
1 | Даша К. | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
2 | Яна С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
3 | Женя Л. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | Олеся К | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
5 | Маша В | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Таблица 6 (продолжение)
№№ теста | Ср. балл | |||||||||||||||
Имя | Математика | Речь | Зн. с окр. | Мелк. Мот. | ||||||||||||
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |||
1 | Даша К. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,76 |
2 | Яна С. | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2,5 |
3 | Женя Л. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,96 |
4 | Олеся К | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,81 |
5 | Маша В | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,96 |
Таким образом, данные повторного обследования наглядно показывают, что после проведения течение пяти месяцев целенаправленной работы с активным использованием дидактических игр, развитие интеллектуального уровня детей группы значительно выросло.
В процессе использования дидактических игр на занятиях были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к играм;
- расширился словарный запас;
- улучшилась мелкая моторика;
- расширились представления об окружающем мире;
-
активизировалось общение среди детей
и с взрослыми.
Заключение.
Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Неоспорима её роль в развитии личности детей младшего дошкольного возраста, в развитии их мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.
Эффективность применения дидактических игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста была доказана опытом многих педагогов и психологов.
Применение дидактических игр значительно повышает эффективность педагогического процесса. Свою роль дидактическая игра наиболее полно выполняет при условии педагогического процесса под руководством взрослого. Для проведения данной работы необходимо использование различных методов и приемов - игровых, словесных, наглядных. Также для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использовать игры различной вариативности.
Рекомендации для педагогов:
Список использованной литературы.
22.Земцова
О.Н. «Тесты для детей 2-3 лет». Учебное пособие.
М. изд. «Махаон», 2010.