Особенности использования дидактических игр на занятиях в младшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание

Цель исследования: обоснование эффективности использования дидактических игр в обучении детей младшего возраста.

Задачи исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной
теме.

2. Проанализировать особенности организации и содержание дидактических игр в младшем дошкольном возрасте.

3. Показать значение дидактических игр и эффективность их использования на первых шагах обучения детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3


Глава 1. Особенности использования дидактических игр на

занятиях в младшем дошкольном возрасте..…………………………………... 5

Роль дидактических игр в развитии ребенка
младшего дошкольного возраста …………………………………………5

Обучение детей младшего дошкольного возраста ………………10
Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего дошкольного возраста………………………………….........14

Особенности использования дидактических игр
в обучении младших дошкольников…………………………………….16


Глава 2. Организация исследования по использованию дидактических игр

на занятиях в группах детей младшего дошкольного возраста ……………...21

2.1. Характеристика базы проведения исследования……………….….21

2.2.Исследование интеллектуального уровня развития детей

младшего дошкольного возраста.......................................................24

2.3.Организация опытно–практической работы с детьми

младшего дошкольного возраста………………………………………..26


Заключение………………………………………………………………………33

Список использованной литературы…………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Версия 2.1.doc

— 304.50 Кб (Скачать документ)

      В ходе повседневной жизни поддерживали интерес детей к тому, что они  рассматривает и наблюдает в  разные режимные моменты, постоянно  прививали детям полезные привычки и навыки самообслуживания.

Также  мы проводили игры - занятия такие, как «Разбуди куклу», «Что за форма?», сюжетно- ролевые игры «Айболит», «Сварим  суп», «Поход в магазин» и др.  После проведения занятий активизировалась речь, улучшилась память и внимание. В процессе игр  решали проблемные ситуации.

     Мы проводили занятия в соответствии с планом воспитательно-образовательного процесса 5-6 раз в неделю, в отведенное для этого время. После проведения системы занятий большинство детей стало более успешно справляться с задачами.

     Результаты  повторного исследования представлены в таблице 6.

   Таблица 6

    №№ теста
  Имя Сенсорика   Внимание Мышление
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 Даша К. 3 2 3 2 2 3 3 3 3 2 3 3
2 Яна С. 2 2 2 2 2 3 3 3 3 2 3 3
3 Женя Л. 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3
4 Олеся К 2 2 2 3 2 3 3 3 3 3 3 3
5 Маша В 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3

   
 
 
 
 

   Таблица 6 (продолжение)

    №№ теста Ср. балл
  Имя Математика Речь Зн. с  окр. Мелк. Мот.
13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
1 Даша К. 3 2 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 2,76
2 Яна С. 3 2 3 3 2 2 2 2 2 3 2 3 3 3 2,5
3 Женя Л. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2,96
4 Олеся К 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 2,81
5 Маша В 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2,96

                                                                                             

 Таким образом, данные повторного обследования наглядно показывают, что после проведения  течение пяти месяцев целенаправленной работы с активным использованием дидактических игр, развитие интеллектуального уровня детей группы значительно выросло.

      В процессе использования дидактических игр на занятиях были замечены такие изменения:

      - у детей повысился интерес к играм;

      - расширился словарный запас;

      - улучшилась мелкая моторика;

      - расширились представления об окружающем мире;

      - активизировалось общение среди детей и с взрослыми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

      Дидактическая игра представляет собой сложное  многоплановое педагогическое явление. Неоспорима её роль в развитии личности детей младшего дошкольного возраста, в развитии их мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.

     Эффективность применения дидактических игр в  воспитании детей младшего дошкольного  возраста была доказана опытом многих педагогов и психологов.

  • Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного  звукопроизношения, умения ориентироваться в пространстве.
  • Дидактические игры также развивают мыслительные способности детей, способствуют закреплению элементарных математических представлений. Основное внимание таким играм уделяется в более старшем возрасте.
  • Дидактические игры способствуют ознакомлению ребенка с окружающим.
  • Дидактическая игра имеет большое значение в развитии психики ребёнка.

   Применение  дидактических игр значительно  повышает эффективность педагогического  процесса. Свою роль дидактическая  игра наиболее полно выполняет при  условии педагогического процесса под руководством взрослого. Для проведения данной работы необходимо использование различных методов и приемов - игровых, словесных, наглядных. Также для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использовать игры различной вариативности.

      Рекомендации  для педагогов:

  • Систематически планировать проведение дидактических игр детей младшей  группы.
  • Организовать игры с целью обучения детей развивать речь,
  • Постоянно использовать наглядный материал в дидактических играх (картинки, игрушки, природный материал).
  • Привлекать по возможности детей к изготовлению наглядного материала для игр.
  • Процесс обучения  должен быть интересен ребенку, доставлять ему радость.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

  1. Аванесова В.Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду» - в кн. «Умственное воспитание дошкольника», М., 1972.
  2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991.
  3. Венгер Л.А. «Дидактические игры по сенсорному воспитанию», М., Просвещение, 1975.
  4. Венгер Л.А.,  Мухина В.С.Психология. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. М.: Просвещение, 1988.
  5. Воспитание и развитие детей раннего возраста. Под ред. Г. М. Ляминой.М., 1981,
  6. Галигузова Л.Н,  Педагогика детей раннего возраста : учеб. пособие для студентов вузов,  М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, М., «Просвещение», 1977
  8. Крупская Н. К. «О дошкольном в воспитании» M.. 1973
  9. Козлова С.А., Куликова Т.А.  Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. М.: И. ц.«Академия» 2000г.
  10. Мухина В.С. «Детская психология», М., Просвещение, 1985.
  11. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1982.
  12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000
  13. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой. 2004.
  14. Столяренко Л.Д. Основы психологии М, Просвещение, 2003г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
  15. Сорокина А. И.  Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1982.  
  16. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)» Пособие для воспитателей детских садов. Издание 4-е. Издательство «Просвещение», Москва, 1972.
  17. Усова А. П. «Обучение в детском садy», 3-e изд. M., 1981,

22.Земцова О.Н. «Тесты для детей 2-3 лет». Учебное пособие. М. изд. «Махаон», 2010. 
 

Информация о работе Особенности использования дидактических игр на занятиях в младшем дошкольном возрасте