Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования: обоснование эффективности использования дидактических игр в обучении детей младшего возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной
теме.
2. Проанализировать особенности организации и содержание дидактических игр в младшем дошкольном возрасте.
3. Показать значение дидактических игр и эффективность их использования на первых шагах обучения детей младшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности использования дидактических игр на
занятиях в младшем дошкольном возрасте..…………………………………... 5
Роль дидактических игр в развитии ребенка
младшего дошкольного возраста …………………………………………5
Обучение детей младшего дошкольного возраста ………………10
Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего дошкольного возраста………………………………….........14
Особенности использования дидактических игр
в обучении младших дошкольников…………………………………….16
Глава 2. Организация исследования по использованию дидактических игр
на занятиях в группах детей младшего дошкольного возраста ……………...21
2.1. Характеристика базы проведения исследования……………….….21
2.2.Исследование интеллектуального уровня развития детей
младшего дошкольного возраста.......................................................24
2.3.Организация опытно–практической работы с детьми
младшего дошкольного возраста………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………...35
3. В речевом развитии детей:
4. В подготовительной работе к обучению математике:
5.
В развитии культурно-
Для решения поставленных задач был разработан план занятий младшей дошкольной группы с использованием дидактических игр. Для решения задач сенсорного развития использовались такие дидактические игры, как «Цветные кубики», «Найди свой цвет», «Разноцветные комнаты» - для закрепления знания основных цветов.
Для знакомства с фигурами использовались дидактические игры – «Подбери фигуру», «Где круг, а где квадрат?», «Собери фигуру» и др..
Для знакомства с понятиями большой – маленький, много - мало, близко – далеко и т.д. проводили такие игры как: «Большой – маленький», «Спрячь в ладошке», «Построим башню», «Картинки», «Тут и там».
Для расширения представлений детей о форме и размере использовали дидактические игры по сказке «Три медведя» также использовали дидактические упражнения «Подбери по цвету», «Магазин игрушек», «Построим дом».
С помощью игр «Круглое или квадратное», «Мешок с подарками» знакомили детей с тем, что все предметы разные, развивали память, умение использовать свой сенсорный опыт.
Для индивидуального сенсорного развития детей использовали такие игры как «Хорошо – плохо», «Веселый - грустный» в которых учили детей выражать свои эмоции взглядом, мимикой, тоном.
Планирование занятий приведено в таблице 2.
Таблица 2
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | Дидактическая игра «Цветные кубики» | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Дидактическая игра «Узнай Колобка» | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» |
Ноябрь | Дидактическая игра «Разложи фигуры по местам». | Дидактическая игра «Подбери фигуру». | Дидактическая игра «Где круг, а где квадрат?». | Дидактическая игра «Собери фигуру». |
Декабрь | Дидактическая игра «Катится - не катится». | Дидактическая игра «Игра с тестом». | Дидактическая игра «Спрячь в ладошке». | Дидактическая игра «Большой и маленький». |
Январь | Дидактическая игра «Прятки». | Дидактическая игра «Построим башню». | Дидактическая игра «Две башни». | Дидактическая игра «Большой и маленький». |
Февраль | Дидактическая игра «Собираем шишки» | Дидактическая игра «Наполни кувшин». | Дидактическая игра «Тут и там». | Дидактическая игра «Картинки». |
Такие дидактические игры, как «Найди одинаковый листочек», «Подбери картинку» и др. стимулируют познавательную активность ребенка, его интерес к ближайшему окружению.
Для знакомства с группой и окружающим с детьми проводились такие дидактические игры как «Найди нужный предмет», «Найди кукле ее тарелочку», «Найди репке корзинку», «Зайчик и белочка». При этом активно использовались различные игрушки, различные объекты живой и неживой природы.
Для формирования исследовательской активности детей проводились такие игры, как «Найди одинаковый листочек», «Найди нужный предмет». Эти игры использовались не только на занятиях, но и в свободное от занятий время с целью закрепления у детей знаний об окружающем мире.
Планирование занятий приведено в таблице 3.
Таблица 3
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | Дидактическая игра «Найди одинаковый листочек» | Дидактическая игра «На нашем участке» | Дидактическая игра «Подбери картинку» | Дидактическая игра «Найди кукле ее тарелочку» |
Ноябрь | Дидактическая игра «Угадай-ка». | Дидактическая игра «Чего не хватает?». | Дидактическая игра ««Чего не хватает?». | Дидактическая игра «Подбери наряд куклам». |
Декабрь | Дидактическая игра «Зайчик и белочка». | Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы». | Дидактическая игра «Кто к нам пришел». | Дидактическая игра «Что добавилось». |
Январь | Дидактическая игра «Построй теремок». | Дидактическая игра «Мир живой природы». | Дидактическая игра «Найди репке корзинку». | Дидактическая игра «Где чей домик». |
Февраль | Дидактическая игра «Кто в каком домике живет?». | Дидактическая игра «Мир живой природы». | Дидактическая игра «Мир неживой природы». | Дидактическая игра «Мир неживой природы». |
В
течение этого периода
Спланировали
и провели индивидуальную работу с использованием
дидактических упражнений «Повторение
сказки «Козлята и волк», «Повторение
сказки «Колобок», в повседневной жизни
учили детей правильно произносить звуки,
отвечать на простые вопросы. С помощью
дидактических игр «Кто ушел», «Гости»,
Лошадка» закрепляли правильное произношение
трудных для детей звуков. В повседневной
жизни развивали у ребенка умение вслушиваться
в речь взрослого, запоминать и читать
наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Планирование занятий приведено в таблице 4
Таблица 4
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | Дидактическая игра «Волшебная палочка, подскажи» | Дидактическая игра «Кто как кричит» | Дидактическая игра «У кого какой предмет» | Дидактическая игра «Поручение» |
Ноябрь | Дидактическая игра «Вверх - вниз». | Дидактическая игра «Кто с кем стоит рядом». | Дидактическая игра «Чудесный мешочек». | Дидактическая игра «Кто ушел». |
Декабрь | Дидактическая игра «Наведи порядок». | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». | Дидактическая игра «Украсим елку». | Дидактическая игра «Угадай, что звучит». |
Январь | Дидактическая игра» «Чего не стало». Дидактическое упр. «Повторение сказки «Козлята и волк | Дидактическая игра «Магазин». | Дидактическая игра «Куда что положить». | Дидактическая игра «Гости». Дидактическое упр. «Повторение сказки «Колобок», |
Февраль | Дидактическое упр. «Тик - так» | Дидактическое упр. «Паровоз». | Дидактическая игра «Лошадка». | Дидактическая игра «Кукла Катя». |
При формировании начальных математических представлений планировались и проводились следующие дидактические игры:
Таблица 5
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | Дидактическая игра «Много -мало» | Дидактическая игра «Много -мало» | Дидактическая игра «Внутри - снаружи». | Дидактическая игра «Большой - маленький» |
Ноябрь | Дидактическая игра «Большой - маленький» | Дидактическая игра «Пустой - полный». | Дидактическая игра «Пустой - полный». | Дидактическая игра «Большой - маленький» |
Декабрь | Дидактическая игра «Внутри - снаружи». | Дидактическая игра «Один - два». | Дидактическая игра «Внутри - снаружи». | Дидактическая игра «Один - два». |
Январь | Дидактическая игра «Один - много». | Дидактическая игра «Сделай узор». | Дидактическая игра «Воздушные шары». | Дидактическая игра «Чудесный мешочек». |
Февраль | Дидактическая игра «Знакомство с формой предметов» | Дидактическая игра «Магазин». | Дидактическая игра «Знакомство с формой предметов» | Дидактическая игра «Чудесный мешочек». |
В развитии культурно-гигиенических навыков: использовали такие дидактические игры, как «Научим куклу Катю раздеваться», «Волшебные шнурки», «Застегни и расстегни». Напоминали детям о необходимости выполнения гигиенических процедур, поощряя самостоятельность детей.
Обращали внимание на то, что не надо забывать убирать игрушки после игры по своим местам, а одежду и обувь - в шкафчики (использовали такие дидактические игры как «Чудесный мешочек», «Шалунчики»).