Особенности использования дидактических игр на занятиях в младшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание

Цель исследования: обоснование эффективности использования дидактических игр в обучении детей младшего возраста.

Задачи исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной
теме.

2. Проанализировать особенности организации и содержание дидактических игр в младшем дошкольном возрасте.

3. Показать значение дидактических игр и эффективность их использования на первых шагах обучения детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3


Глава 1. Особенности использования дидактических игр на

занятиях в младшем дошкольном возрасте..…………………………………... 5

Роль дидактических игр в развитии ребенка
младшего дошкольного возраста …………………………………………5

Обучение детей младшего дошкольного возраста ………………10
Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего дошкольного возраста………………………………….........14

Особенности использования дидактических игр
в обучении младших дошкольников…………………………………….16


Глава 2. Организация исследования по использованию дидактических игр

на занятиях в группах детей младшего дошкольного возраста ……………...21

2.1. Характеристика базы проведения исследования……………….….21

2.2.Исследование интеллектуального уровня развития детей

младшего дошкольного возраста.......................................................24

2.3.Организация опытно–практической работы с детьми

младшего дошкольного возраста………………………………………..26


Заключение………………………………………………………………………33

Список использованной литературы…………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Версия 2.1.doc

— 304.50 Кб (Скачать документ)

       3.  В речевом развитии детей:

  • Воспитание у детей интереса к художественному слову.
  • Развитие эмоционального отклика при восприятии художественного материала.
  • Содействие формированию у ребенка умения вслушиваться в речь взрослого, запоминать слышимое (третий год жизни).
  • Воспитание интонационной выразительности речи детей (третий год жизни).
  • Содействие запоминанию и чтению наизусть потешек и небольших стихотворений (третий год жизни).
  • Развитие элементов творчества, инициативы: с помощью воспитателя участвовать в инсценировке и драматизации простых народных сказок (третий год жизни).

       4. В подготовительной работе к   обучению математике:

  • Создавать условия для понимания ребенком простейших слов обозначающих количество (много-мало),  размер ( большой – маленький, длинный – короткий), основные цвета.
  • Выделять признаки  предметов и на их основании устанавливать их  сходства и различи.
  • Развивать внимание и умение сосредоточиться.

       5. В развитии культурно-гигиенических  навыков:

  • поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  • прививать детям полезные привычки и навыки самообслуживания.

      Для решения поставленных задач был разработан план занятий младшей дошкольной группы с использованием дидактических игр.   Для решения задач сенсорного развития использовались такие дидактические игры, как «Цветные кубики», «Найди свой цвет», «Разноцветные комнаты» - для закрепления знания основных цветов.

      Для знакомства с фигурами использовались дидактические игры – «Подбери фигуру», «Где круг, а где квадрат?», «Собери  фигуру» и др..

        Для знакомства с понятиями  большой – маленький, много  - мало, близко – далеко и т.д.  проводили  такие игры как:  «Большой – маленький», «Спрячь  в ладошке», «Построим башню», «Картинки», «Тут и там».   

      Для расширения представлений детей  о форме и размере использовали дидактические игры по сказке «Три медведя» также использовали дидактические упражнения «Подбери по цвету», «Магазин игрушек», «Построим дом».

  С помощью игр «Круглое или квадратное», «Мешок с подарками» знакомили детей с тем, что все предметы разные, развивали память, умение использовать свой сенсорный опыт.

      Для индивидуального сенсорного развития детей использовали такие игры как  «Хорошо – плохо», «Веселый - грустный»  в которых учили детей выражать свои эмоции взглядом, мимикой, тоном.

      Планирование занятий приведено в таблице 2.

Таблица 2

месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Октябрь Дидактическая игра «Цветные кубики» Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Дидактическая игра «Узнай Колобка» Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Ноябрь Дидактическая игра «Разложи фигуры по местам». Дидактическая игра «Подбери фигуру». Дидактическая игра «Где круг, а где квадрат?». Дидактическая игра «Собери фигуру».
Декабрь Дидактическая игра «Катится - не катится». Дидактическая игра «Игра с тестом». Дидактическая игра  «Спрячь в ладошке». Дидактическая игра «Большой и маленький».
Январь Дидактическая игра «Прятки». Дидактическая игра «Построим башню». Дидактическая игра «Две башни». Дидактическая игра «Большой и маленький».
Февраль Дидактическая игра «Собираем шишки» Дидактическая игра «Наполни кувшин». Дидактическая игра «Тут и там». Дидактическая игра «Картинки».
 

      Такие дидактические игры, как «Найди одинаковый листочек», «Подбери картинку» и др. стимулируют познавательную активность ребенка, его интерес к ближайшему окружению.

      Для знакомства с группой и окружающим с детьми проводились такие дидактические игры как «Найди нужный предмет», «Найди кукле ее тарелочку», «Найди репке корзинку», «Зайчик и белочка». При этом активно использовались различные игрушки, различные объекты живой и неживой природы.

      Для формирования исследовательской активности детей проводились такие игры, как «Найди одинаковый листочек», «Найди нужный предмет». Эти игры  использовались не только на занятиях, но и в свободное от занятий время с целью закрепления у детей знаний об окружающем мире.

      Планирование  занятий приведено в таблице 3.       

                                              Таблица 3

месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Октябрь Дидактическая игра «Найди одинаковый листочек» Дидактическая игра «На нашем участке» Дидактическая игра «Подбери картинку» Дидактическая игра «Найди кукле ее тарелочку»
Ноябрь Дидактическая игра «Угадай-ка». Дидактическая игра «Чего не хватает?». Дидактическая игра ««Чего не хватает?». Дидактическая игра «Подбери наряд куклам».
Декабрь Дидактическая игра «Зайчик и белочка». Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы». Дидактическая игра  «Кто к нам пришел». Дидактическая игра «Что добавилось».
Январь Дидактическая игра «Построй теремок». Дидактическая игра «Мир живой природы». Дидактическая игра «Найди репке корзинку». Дидактическая игра «Где чей домик».
Февраль Дидактическая игра «Кто в каком домике живет?». Дидактическая игра «Мир живой природы». Дидактическая игра «Мир неживой природы». Дидактическая игра «Мир неживой природы».
 

      В течение этого периода постоянно  развивали речь детей. Речевому развитию детей способствуют такие дидактические  игры и упражнения как: «Поручение», «Чудесный мешочек», «Волшебная палочка, подскажи».

      Спланировали и провели индивидуальную работу с использованием дидактических упражнений «Повторение сказки «Козлята и волк», «Повторение сказки «Колобок», в повседневной жизни учили детей правильно произносить звуки, отвечать на простые вопросы. С помощью дидактических игр «Кто ушел», «Гости», Лошадка» закрепляли правильное произношение трудных для детей звуков. В повседневной жизни развивали у ребенка умение вслушиваться в речь взрослого, запоминать и читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. 

Планирование  занятий приведено в таблице 4    

Таблица 4

месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Октябрь Дидактическая игра «Волшебная палочка, подскажи» Дидактическая игра «Кто как кричит» Дидактическая игра «У кого какой предмет» Дидактическая игра «Поручение»
Ноябрь Дидактическая игра «Вверх - вниз». Дидактическая игра «Кто с кем стоит рядом». Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Дидактическая игра «Кто ушел».
Декабрь Дидактическая игра «Наведи порядок». Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Дидактическая игра «Украсим елку». Дидактическая игра «Угадай, что звучит».
Январь Дидактическая игра» «Чего не стало». Дидактическое  упр. «Повторение сказки «Козлята и  волк Дидактическая игра «Магазин». Дидактическая игра «Куда что положить». Дидактическая игра «Гости». Дидактическое упр. «Повторение сказки «Колобок»,
Февраль Дидактическое упр. «Тик - так» Дидактическое упр. «Паровоз». Дидактическая игра «Лошадка». Дидактическая игра «Кукла Катя».
 

      При формировании начальных математических представлений планировались и проводились следующие дидактические игры:

     Таблица 5

месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Октябрь Дидактическая игра «Много -мало» Дидактическая игра «Много -мало» Дидактическая игра «Внутри -  снаружи». Дидактическая игра «Большой - маленький»
Ноябрь Дидактическая игра «Большой - маленький» Дидактическая игра «Пустой - полный». Дидактическая игра «Пустой - полный». Дидактическая игра «Большой - маленький»
Декабрь Дидактическая игра «Внутри -  снаружи». Дидактическая игра «Один - два». Дидактическая игра «Внутри -  снаружи». Дидактическая игра «Один - два».
Январь Дидактическая игра «Один - много».  Дидактическая  игра «Сделай узор». Дидактическая игра «Воздушные шары». Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Февраль Дидактическая игра «Знакомство с формой предметов» Дидактическая игра «Магазин». Дидактическая игра «Знакомство с формой предметов» Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
 

      В развитии культурно-гигиенических  навыков: использовали такие дидактические  игры, как «Научим куклу Катю раздеваться», «Волшебные шнурки», «Застегни и расстегни».  Напоминали детям о необходимости выполнения гигиенических процедур, поощряя самостоятельность детей.

      Обращали  внимание на то, что не надо забывать убирать игрушки после игры по своим местам, а одежду и обувь - в шкафчики (использовали такие дидактические игры как «Чудесный мешочек», «Шалунчики»).

Информация о работе Особенности использования дидактических игр на занятиях в младшем дошкольном возрасте