Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования: обоснование эффективности использования дидактических игр в обучении детей младшего возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной
теме.
2. Проанализировать особенности организации и содержание дидактических игр в младшем дошкольном возрасте.
3. Показать значение дидактических игр и эффективность их использования на первых шагах обучения детей младшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности использования дидактических игр на
занятиях в младшем дошкольном возрасте..…………………………………... 5
Роль дидактических игр в развитии ребенка
младшего дошкольного возраста …………………………………………5
Обучение детей младшего дошкольного возраста ………………10
Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего дошкольного возраста………………………………….........14
Особенности использования дидактических игр
в обучении младших дошкольников…………………………………….16
Глава 2. Организация исследования по использованию дидактических игр
на занятиях в группах детей младшего дошкольного возраста ……………...21
2.1. Характеристика базы проведения исследования……………….….21
2.2.Исследование интеллектуального уровня развития детей
младшего дошкольного возраста.......................................................24
2.3.Организация опытно–практической работы с детьми
младшего дошкольного возраста………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Для познавательного развития детей и расширения кругозора в группе имеются наборы игрушек для плоскостного, объемного, настольного, пальчикового театров. Используются игры «Корзина с овощами», «Одеваем кота Васю», «Репка», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Колобок» и др. Дети с увлечением используют в играх кубики-вкладыши, домино, разрезные картинки и кубики. Также в группе имеется ряд познавательных лото: «Что плавает, летает, ходит», «Кто что делает?» и др. Для расширения и уточнения знания об окружающем, для обучения родному языку, элементарному счету и т.д. в группе имеются специальные дидактические игры: «Кому что нужно?», «Каких деток потеряла мама?», «Поможем девочке стать опрятной» и многие другие.
Для
дальнейшего закрепления
В группе отведено специальное место для продуктивной деятельности детей младшего возраста, в котором имеются краски, восковые мелки, фломастеры, кисти, бумага, пластилин, глина.
Для развития бытовых навыков и умений, действий с предметами в группе имеются наборы для ролевых игр «Айболит», «Магазин», «Парикмахер», наборы кукол и кроватей, колясок и одежды для кукол, детской кухонной посуды для ролевых игр.
В группе имеются игрушки, изображающие предметы бытовой техники (телевизор, кухонная плита, телефон, часы и т.д.), различные технические игрушки (легковые автомобили, грузовики, машины пожарные, санитарные, строительные и т.п.). Также для технического творчества используются пластмассовые конструкторы, наборы строительных материалов, сборно-разборные игрушки из различных материалов. Детали конструктора дети используют в других играх с машинами, куклами, фигурками животных.
В группе имеются празднично-карнавальные игрушки это карнавальные шапочки, костюмы, полумаски, платочки и др.
Для
воспитания музыкального слуха, эмоциональной
восприимчивости детей
Игровые материалы размещены в низких стеллажах, а также в передвижных ящиках и пластмассовых емкостях. Все материалы находятся в поле зрения детей и им доступны.
Правильно организованная развивающая среда группы позволяет каждому малышу найти занятие по душе, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
Педагогическое исследование проводилось в течение июля – августа 2010 года в младшей группе детей.
Для реализации поставленной цели (изучить влияние дидактических игр на интеллектуальный уровень детей) бралась группа из пяти детей в возрасте от 2 до 2,5 лет, имена детей изменены.
Даша К. Активный и подвижный ребенок, по характеру - холерик, лидер в своей группе с развитым интеллектом. Грамотная развитая речь, хорошо идет на контакт со сверстниками и воспитателем. Активно участвует в играх, при этом помогает другим детям в игре, проявляет доброту и заботу, дети ее любят. Любит наряжаться играть в парикмахерскую. Много времени проводит в кукольном уголке, играя с куклами и детской посудой.
Яна С. Спокойный ребенок, речью владеет слабо, моторные функции – слабые. Болезненный ребенок, физическое развитие недостаточное. В игре хочет быть лидером. Любит расправлять и заправлять кукольную постель. С интересом рассматривает картинки в книжках. Любит лепить, рисовать гуашью.
Женя Л. Речь развита, чистая, умеет рассуждать, анализировать. По характеру замкнута. В свободное от занятий время сидит в уголке отдыха с книгой, с детьми играть не любит, плохо идет на контакт со сверстниками. Любит беседовать с воспитателем. В игре пассивна. Играет одна, в настольно – печатные игры, любит сидеть в библиотечном уголке, рассматривая книги.
Олеся К. Ребенок очень капризный, речью владеет слабо. Требуется индивидуальный подход воспитателя. На контакт с детьми не идет. В играх любит наряжаться, рисовать, хорошо умеет раскрашивать картинки.
Маша
В. Речь ребенка развита хорошо. Умеет
слушать и правильно реагирует
на замечания воспитателя. С детьми
контактирует хорошо. В игре очень
активна, любит играть, в играх проявляет
много выдумки и фантазии. Любит играть
в сюжетные игры, хорошо играет с кукольным
театром, детскими книжками.
2.2. Исследование интеллектуального уровня развития
детей младшего дошкольного возраста
Для определения интеллектуального уровня развития детей было проведено первоначальное исследование. За основу взята методика О.Н.Земцовой «Тесты для детей 2-3 лет».
Исследовались: развитие сенсорики детей, развитие внимания, развитие мышления, развитие начальных математические, развитие, знакомство с окружающим миром, развитие мелкой моторики.
Результаты оценивались согласно условий тестирования по трем уровням:
3 – высокий уровень; 2 - средний уровень; 1 - низкий уровень.
Описание методики приведено в Приложении №2.
Результаты начального исследования представлены в таблице 1
№№ теста | |||||||||||||
Имя | Сенсорика | Внимание | Мышление | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
1 | Даша К. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Яна С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | Женя Л. | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4 | Олеся К | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | Маша В | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
№№ теста | Ср. балл | |||||||||||||||
Имя | Математика | Речь | Зн. с окр. | Мелк. Мот. | ||||||||||||
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |||
1 | Даша К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,23 |
2 | Яна С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,19 |
3 | Женя Л. | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,53 |
4 | Олеся К | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,34 |
5 | Маша В | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,03 |
По
результатам проведенного тестирования
видно, что общий уровень
2.3.Организация опытно–практической работы с детьми
младшего дошкольного возраста
Опираясь на результаты исследования, была проведена работа с детьми.
Были спланированы следующие задачи работы с детьми:
1. В сенсорном развитии детей:
2. В познавательном развитии: