Особенности использования дидактических игр на занятиях в младшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание

Цель исследования: обоснование эффективности использования дидактических игр в обучении детей младшего возраста.

Задачи исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной
теме.

2. Проанализировать особенности организации и содержание дидактических игр в младшем дошкольном возрасте.

3. Показать значение дидактических игр и эффективность их использования на первых шагах обучения детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3


Глава 1. Особенности использования дидактических игр на

занятиях в младшем дошкольном возрасте..…………………………………... 5

Роль дидактических игр в развитии ребенка
младшего дошкольного возраста …………………………………………5

Обучение детей младшего дошкольного возраста ………………10
Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего дошкольного возраста………………………………….........14

Особенности использования дидактических игр
в обучении младших дошкольников…………………………………….16


Глава 2. Организация исследования по использованию дидактических игр

на занятиях в группах детей младшего дошкольного возраста ……………...21

2.1. Характеристика базы проведения исследования……………….….21

2.2.Исследование интеллектуального уровня развития детей

младшего дошкольного возраста.......................................................24

2.3.Организация опытно–практической работы с детьми

младшего дошкольного возраста………………………………………..26


Заключение………………………………………………………………………33

Список использованной литературы…………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Версия 2.1.doc

— 304.50 Кб (Скачать документ)
p align="justify">     Происходит  переход от действия к мысли, и  это становится возможным благодаря  подражанию.

     Интеллектуальная  деятельность формируется сначала  в плане действия. Она опирается  на восприятие и выражается в более  или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях. Можно сказать, что у ребенка на этой ступени лишь «наглядно-действенное» мышление или «сенсомоторный интеллект». (14, 299) 

   С.Л.Рубинштейн определил отличительные особенности ранних форм детского мышления. Наличие у ребенка 2 - 4 лет относительно многообразной мыслительной деятельности не исключает того, что эта мыслительная деятельность не только количественно, но и качественно отличается от зрелой мысли.

   1. Ребенок рано, начинает «обобщать», перенося действия и слова  с одного предмета на другие. Но это обобщение-перенос существенно отличается от обобщений зрелой научной мысли.

   2. В соответствии со своеобразным  характером «обобщений», заключенных  в словах, которыми ребенок оперирует,  находится своеобразие функции,  которую выполняет у него слово в процессе мышления.

     Главным в развитии ребенка младшего дошкольного возраста является развитие основных типов деятельности, развитие восприятия, интеллекта, речи. Отделяется действие от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого человека, появился феномен «Я сам». Его возникновение приводит к распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет, симптомами которого являются негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, в семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму.  Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым.

     Обладая высокой пластичностью функций  мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения. Л.Д.Столяренко указывал, что До этого времени ребенок привык жить вместе со взрослыми. Эта тенденция сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь - жизнь ребенка в жизни взрослых. Но ребенок не может еще принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной со взрослыми жизни. Такой формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится для ребенка игра.

      В игре воссоздается общий смысл человеческого  труда, норм и способов взаимоотношения  людей. В ней в идеальной форме воспроизводится смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые люди в их реальной жизни. Игра имеет громадное значение для развития личности ребенка. Рассмотрим особенности использования дидактических игр в обучении детей младшего дошкольного возраста. 

    1. Особенности использования дидактических игр

    в обучении младших  дошкольников

     При использовании дидактических игр  в обучении воспитатели  руководствуются  основными принципами, приемами и  методами педагогики.

     Богуславская  З.М. (2), Бондаренко А.К. (3) указывают, что  организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

      В подготовку к проведению входят:

      - отбор игры в соответствии  с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;

      - установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

      - определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

      - выбор места для игры, где дети могут спокойно играть.

       - определение количества играющих детей;

      - подготовка необходимого дидактического  материала для выбранной игры;

      - подготовка к игре самого воспитателя;

      - подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

      Проведение  дидактических игр включает:

      - ознакомление детей с содержанием  игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

      - объяснение хода и правил игры;

      - показ игровых действий;

      - определение роли воспитателя  в игре;

      - подведение итогов игры – это  ответственный момент в руководстве  ею, так как по результатам,  которых дети добиваются в  игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

     Анализ  проведенной игры направлен на выявление  приемов её подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и правильно организовать индивидуальную работу с ними.

      При проведении дидактических игр с младшими дошкольниками воспитатель основывается на общих дидактических принципах. На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и сенсорного характера. В работе со строительным материалом, прежде всего, ставятся задачи моторного характера. Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным. Целесообразно повторять одни и те же занятия с детьми 5—8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программного материала. Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ. Развитию действий с предметами способствуют дидактические игрушки (пирамидки, бочонки, вкладыши, и т.п.). Развитию движений - мячи разных размеров, машины, тележки, каталки, лесенка-горка, доски разной ширины и длины, бревно и т. п.

     Для дидактической игры необходимы куклы и другие образные игрушки среднего размера, наборы крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели. Нужно иметь предметы для ряженья (косынки, передники), лоскутки для завертывания кукол. Возникновению сюжетной дидактической игры, установлению взаимосвязи и взаимо- последовательности действий помогают инсценировки с сюжетными игрушками. Хорошо, если воспитатель использует разнообразные технические игрушки и технические средства: кино, телевизор, магнитофон, проигрыватель. Все эти средства отвечают запросам современного ребенка. Использование технических средств позволяет преодолевать ограниченность пространства и времени, практически невозможные игровые действия делает возможными.

     При работе с детьми младшего возраста перед воспитателями стоит задача развития индивидуальной игры каждого ребенка, что является благоприятной предпосылкой совместных игр детей. Дидактическая игра организует поведение ребенка, формирует сосредоточенную деятельность, умение действовать рядом с другими и не мешать им. На этом этапе важно научить детей действиям с игрушками, использованию их по назначению, нужно вызывать интерес к разным игрушкам, показывать их игровые возможности. В дидактической игре есть предпосылки для возникновения коллективной игры: появляется интерес к деятельности других детей, эмоциональная отзывчивость.

     Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игровую деятельность интересную, близкую детям, радующую их. При проведении занятий с детьми младшего возраста воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.

      Дидактическая игра входит в целостный  педагогический  процесс и не изолирована от других форм и средств воспитания и обучения. Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач.

     Вместе  с тем необходимо избегать излишней  развлекательности игры, она должна быть интересной, умной. В руководстве игрой и в ее развитии важны темп и смена игры.

      Особенностью  дидактической игры и ее завершающим концом является результат. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний или в их применении, в установлении взаимоотношений детей  в  игре.  Для детей  результат игры выступает как определенное достижение.

     Согласно  «Программы воспитания в детском саду» дидактические игры проводятся ежедневно утром и вечером. В первой младшей группе детского сада проводится 10 занятий в неделю. Длительность их также зависит от их содержания. Занятия со сменой видов деятельности могут продолжаться до 10— 15 мин; требующие же сосредоточенного внимания—от 5 до 8 мин. Наряду с дидактическими играми планируются наблюдения на прогулке за окружающим. Большая часть дидактических игр проводится по подгруппам, в которые объединяются дети с одинаковым уровнем развития. Таким же методом организуются и занятия, на которых используется новый материал. На третьем году жизни возможно проведение дидактических игр и некоторых видов занятий со своей группой, так как малыши уже освоили правила поведения, начали согласовывать свои действия с другими детьми, речь взрослого становится регулятором их действий. Со всей группой детей одновременно можно проводить музыкальные занятия, подвижные игры, а также показы - инсценировки, в которых малыши являются в основном зрителями.

     Таким образом, можно сказать, что дидактические  игры широко используются в обучении детей младшего дошкольного возраста. Эффективность применения и большое значение дидактических игр в обучении детей была доказана опытом многих педагогов и психологов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Организация исследования по использованию  дидактических игр  на занятиях в группах  детей младшего дошкольного  возраста

     2.1. Характеристика базы  проведения исследования

     Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 6» г.Вологды. Детский сад осуществляет  воспитательно-образовательный процесс по комплексной программе «Радуга», которая разработана под руководством Т.Н. Дороновой. Программа содержит много хороших, научно обоснованных методов и приемов обучения, развивающих игр.

    Программа направлена на решение трех основных задач:

  • сохранить и укрепить здоровье детей, сформировать у них привычку к здоровому образу жизни;
  • способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;
  • обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

      Целью деятельности ДОУ является формирование разносторонне развитой личности ребенка  с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению, оказание помощи семье в воспитании ребенка.

      В детском саду функционирует 3 группы раннего возраста, 8 групп дошкольного возраста.

      Предметно - развивающая среда первой младшей группы ДОУ построена с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной, целенаправленной и разнообразной деятельности. Развивающая среда  группы многофункциональна и учитывает физиологические и психологические особенности детей. Так как дети третьего года жизни еще плохо реагируют на пространственные изменения в группе, поэтому предметно-игровой материал, дидактические пособия имеют постоянное место. Малыши 2-3 лет еще не умеют хорошо взаимодействовать друг с другом, предпочитая игры рядом, но не вместе. Все это учитывалось при организации предметно – развивающей среды.

Информация о работе Особенности использования дидактических игр на занятиях в младшем дошкольном возрасте